birmaga.ru
добавить свой файл

1
«EXCELSIOR - 2012»


Секция ТВОРЧЕСТВО
ПРОЕКТ


СОЗДАНИЕ ЭКСЛИБРИСА ДЛЯ ШКОЛЬНОЙ БИЬЛИОТЕКИ
Полякова Лада МБОУ «СОШ№3» г.Шумерля, 8 «В» класс

Научный руководитель:

Полякова Альбина Викторовна, учитель ИЗО МБОУ «СОШ№3» г.Шумерля
Введение.

Наличие экслибриса для любой библиотеки является актуальным, так как имеет эстетическое и воспитательное значение в интеграции образовательного процесса и искусства, вызывает положительные эмоции у читателей, повышая качество и привлекательность читательских услуг. Я решила предположить, что нашей школьной библиотеке так же необходимо наличие своего книжного знака. Поэтому целью моей работы стало создание экслибриса для школьной библиотеки.

Субъектом моей работы является экслибрис для библиотеки нашей школы. Объекты изучения по проекту – специальная литература по данному вопросу (символы, знаки, логотипы как разновидность графического дизайна).

Передо мной стояли следующие задачи: изучить искусствоведческий, исторический, литературоведческий и дизайнерский материал, касающийся вопросов изучаемой темы. Подобрать эскизный ряд по композиционному решению к выбранной теме. Разработать и представить заключительные (удачные) варианты экслибриса на основе изученного материала.



Основная часть.

Этапы работы над проектом:

Планирование.

Аналитический этап.

Разработка эскизов, отбор наиболее удачных.

Представление полученного результата. ( Презентация.)

Для того чтобы создать что-то новое, необходимо знать, что уже создано.

Свою работу над проектом я начала с изучения истории возникновения и создания экслибриса. Его история насчитывает уже несколько столетий, но до сих пор далеко не каждый знает, что скрывается за этим словом. А между тем, экслибрис это не только своеобразная эмблема, но и настоящее искусство. Немногим знакомое слово «экслибрис» означает печать, книжный знак, указывающий на владельца книги. Слово образовано от латинского «exlibris»,что буквально означает «из книг». Чаще всего экслибрис встречается в частных библиотеках. Это изображение небольшой графической композиции с обозначением имени владельца книги. Сюжеты экслибриса отражают характер владельца, его внутренний мир. Ведь это не просто подпись, а особый элемент книжной графики, призванный передавать особенности внутреннего мира книговладельца, отражать его связи с обществом, культурой, природой, определяющий круг интересов и увлечений.

Более 500 лет тому назад великий художник эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер создал этот книжный знак. В России экслибрис продолжил свое развитие в творчестве художников Врубеля, Васнецова, Кустодиева, Лансере, Фаворского и многих других. А предтечей русской каллиграфической виньетки считается клеймо Досифея (основателя библиотеки Соловецкого монастыря за 1490 г. г.). Таким образом, за свою более чем пятисотлетнюю историю, экслибрис из утилитарной метки, своеобразного книжного «тавра» стал явлением искусства.

«Какое отношение все эти предания старины глубокой имеют к нашим дням?» спросите вы. Все довольно просто — если у вас есть собственная библиотека (пусть даже небольшая), то почему бы вам не завести свой собственный экслибрис, которым вы смогли бы помечать свои книги? Тем более что сделать это достаточно просто.

Источниками сведений об экслибрисе в первую очередь служат публикации в журналах, книгах, интернете и, конечно же, повседневная творческая практика. Анализируемый материал графически фиксируется в виде зарисовок, ксерокопий, презентаций.

Что может быть отражено в экслибрисе школьной библиотеки? Я провела опрос среди ребят. Школьная библиотека ассоциируется: со школой, со знаниями, с учебой, с книгой, с чтением и литературой.

Имея за спиной опыт обучения в художественной школе, и изучив специальную литературу о дизайне книжной графики, символах, знаках и способах создания подобных графических композиций я приступила к карандашным поискам. Для создания подготовительных эскизов я задавалась вопросом, как используя минимум средств выразительно передать сущность изображаемого объекта. В графике используется два тона: черный и белый. Такое лаконичное изображение является очень наглядной и емкой формой представления информации.

При создании своих эскизов экслибриса для школьной библиотеки я использовала образы мудрой совы, ворона (хранителей знаний), раскрытую книгу, а также Пушкинского «кота учёного»… Кроме того, в свои заключительные варианты экслибриса считаю необходимым обязательное включение школьной эмблемы как символа школы. Вот что у меня получилось.

Готовые работы я показала одноклассникам. Были выбраны разные варианты. Оценки моих одноклассников:

Катя: «Правильно, что ты выбрала именно сов, они ассоциируются с мудростью, как будто скрывают от нас тайные знания» -

Денис: «Классно получился мальчишка с книгой, сейчас не так уж и часто можно увидеть ребят за чтением!»

Оля: «Книга-ворон – креативно и лаконично!»

А выбирать всем школьным читателям.

Заключение.
В создании данного проекта я приобрела опыт в дизайнерской деятельности, а школа эскизы экслибриса для своей библиотеки, по которым можно изготовить печати. Данный проект может иметь практическое применение.

Литература.

При создании своего проекта я использовала материалы со следующих сайтов:




  1. http://www.iskusstwo.ru/news/html/45.html

  2. http://design-praktik.com/?p=282

  3. http://www.ex-lib.ru/exlibris.htm

  4. http://www.tvoyapechat.ru/articles1/e_n_minaev_ekslibris_glava_iv/

  5. exlibris.su/jupatov.php

а также:

  1. Н.В.Розов. Соловецкая библиотека и основатель ее игумен Досифей. // Труды отдела древнерусской литературы. Вып. XVIII - 1962.

  2. Евгений Николаевич Минаев. ЭКСЛИБРИС. // Советский художник. М. - 1968.
  3. В. К. Охочинский  Экслибрисы и штемпели частных коллекций в фондах  Исторической библиотеки. // М. - 2001.


  4. Александра Пистунова. Летучий корабль Альбрехта Дюрера. Альманах библиофила IX // Изд "Книга", М. - 1980.


Приложение 1.



Приложение 2.