birmaga.ru
добавить свой файл

1
Символика лабиринта в романе Умберто Эко «Имя розы»


Прочитав роман Умберто Эко «Имя розы», (не знаю, сознательно или подсознательно) я заинтересовался таким символом, как лабиринт. И однажды, когда я подсознательно использовал графическое изображение лабиринта в одном из моих рисунков, я решил разобраться в его значении и символике. Оказалось, что это совсем неоднозначный символ: в разные времена разными народами он трактовался по-разному: как символ Вселенной, Солнца; как постройка для языческих обрядов, жертвоприношений… Узнав о лабиринте-ризоме – лабиринте, в котором все пути пересекаются, и выход из которого практически невозможно найти, – я открыл для себя новую символику лабиринта: лабиринт как символ постмодернизма (если он является лабиринтом-ризомой). Осознав это, я осмыслил одну из идей постмодернизма: идею об антииерархичности. Таким образом, роман «Имя розы» приоткрыл для меня дверь к осознанию постмодернистского течения.

Вооружившись некоторыми знаниями о лабиринтах и их значениях, я осмелюсь «нырнуть» в глубины «лабиринта» «Имени розы», полные значений и символов.

Если отбросить от романа все буквы, графические знаки, иллюстрации и оставить мысли читателя (в частности, мои мысли), то можно представить себе множество точек-мыслей, разбросанных в хаотичном порядке, соединенных множеством часто пересекаемых нитей. Затем, представив эти нити коридорами (или туннелями) внутри книги, достаточно четко вырисовывается лабиринт-ризома. Так я открыл для себя символ лабиринта в целом романе. Например, когда в своем воображении Адсон видит образ девушки, с которой он провел ночь в храмине, он путает ее с образом своей матери. Символ матери здесь может трактоваться по-разному: мать как практически любая женщина, которая родила нового Адсона, познавшего сладость любви; мать как первая женщина, к которой ребенок испытывает чувство любви. И таких многозначных символов в книге множество (символы смеха, женщины, библиотеки, аббатства, книги и др.), соединив которые, мы нарисуем лабиринт всего романа, по которому можно блуждать еще долгое время, а перечитывая, добавлять новые точки-мысли и продолжать блуждать, и так и не прийти к истине, однозначности, которой не существует.


Расследование Вильгельма также предстает в образе лабиринта. Запутанная детективная история, на мой взгляд, является ярким образом-символом. Но в случае с романом «Имя розы» нужно выделить такой вид лабиринта, как маньеристический лабиринт. Строится он по принципу дерева: крона и корни этого «дерева» являются коридорами лабиринта, и, чтобы найти выход из такого лабиринта, нужно действовать путем проб и ошибок; и именно этот метод использует Вильгельм в своем расследовании. Он не исключает ни одной версии преступления. Ведь версий на самом деле было множество, а верной оказалась одна, но, чтобы найти эту единственную версию, Вильгельму пришлось ошибиться не раз.

Теперь хотелось бы перейти к символике библиотеки как лабиринта. Я уверен, что данный образ имеет множество смыслов. Но так как нельзя объять необъятное, мне хотелось бы сделать акцент на идее образа библиотеки-лабиринта как символа мира, в котором мы живем. Это в какой-то мере подтверждается структурой библиотеки-лабиринта: ее разделы носят имена материков и стран, которые расположены по тем же направлениям света, что и на карте.

Также важную роль играет символика запрета на книги, хранящиеся в библиотеке. На основании этой символики можно провести параллель с современным миром. Ни для кого не секрет, что и на сегодняшний день множество информации скрывается или предоставляется в искаженном виде. Читая описание портала, который расположен у входа в лабиринт, я представил себе ту же устрашающую маску, которую в современном мире любят надевать СМИ на окружающий нас мир, и эта маска порождает огромное количество слухов, подобных тем, которые любили распускать монахи в «Имени розы».

На мой взгляд, также является символичным образ семиугольной комнаты, которая является первой комнатой библиотеки-лабиринта. Я считаю, что здесь символика заключается в числе углов комнаты, их семь. Семь – это магическое число, упоминающееся в Библии, значение которого есть полнота и достаточность. Такая иллюзия существует и в наши дни: я знаю множество взрослых людей, которые, почувствовав материальную обеспеченность, считают, что это является «развязкой» жизненного пути и что это и есть счастье и дальше развиваться некуда. Но за стенами этой «семиугольной комнаты» существует постоянно развивающийся мир информации, людей, новых эмоций и впечатлений, удивлений, оригинальных идей.

И в заключение хочу поделиться своими представлениями о пожаре, который непосредственно связан с лабиринтом. Огонь – это одна из стихий природы, которая может как дать людям жизнь и возможность воплощать многие идеи в реальность, так и забрать, предлагая возможность сделать старые идеи новыми, избегая прежних ошибок. Пожар в романе «Имя розы» предстает символом перемен.

Бобок Александр, группа Л-101