birmaga.ru
добавить свой файл

1
Силантьева Т.А. Социальная поддержка как ресурс совладания со стрессом в трудной жизненной ситуации // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе. Материалы II Международной научно-практической конференции. Кострома, 2010. Том 1. С. 177-179.


Силантьева Т.А.

Социальная поддержка как ресурс совладания со стрессом в трудной жизненной ситуации
В ситуациях, характеризующихся высокой степенью неопределенности и перенапряжения, необходимы буферные ресурсы, стратегии совладания и системы поддержки. Социальная поддержка является одним из ресурсов совладания со стрессом. На данный момент нет единого общепринятого определения социальной поддержки. Общее значение термина «социальная поддержка» - все формы поддержки, обеспечиваемой другими людьми и группами, которые помогают индивиду преодолеть трудности в жизни [2].

.С каждым новым исследованием появляется новое определение социальной поддержки. Вот некоторые определения:

Социальная поддержка – это любые действия, добровольно и с благими намерениями совершаемые в отношении знакомого человека, которые приносят ему немедленный или отсроченный положительный эффект; оказание практической или символической помощи [8]. Социальная поддержка оказывает прямое положительное влияние на психологическое здоровье, а также производит буферный эффект, защищая от стрессов [5]. Социальная поддержка является ресурсом для эффективного решения эмоциональных проблем[8].

В разных исследованиях понятие социальной поддержки может конкретизироваться по-разному, так как выделяются ее аспекты, значимые для данной конкретной работы. Основой различных определений социальной поддержки обычно служат три категории: социальные сети, предписанная социальная поддержка, принятие социальной поддержки[4].
Социальная сеть
Есть два подхода к пониманию социальной сети как источника социальной поддержки. Оба они предполагают наличие в окружении человека, имеющего значимых других в своем окружении.

Первый подход оперирует широким набором социальных связей, потенциально являющихся источником социальной поддержки (наличие супруга, участие в общественной жизни, дружеское общение). Социальная поддержка в этом случае состоит из всей совокупности ресурсов, доступных индивиду за счет связей с другими индивидами или группами. На удовлетворенность социальной поддержкой влияют личностные факторы, такие как самооценка или чувство контроля над средой [7].


Второй подход оценивает социальные вклады, используя анализ социальной сети. Он включает в себя анализ структуры социальной сети, ее плотность (число участников сети, где каждый знает друг друга), баланс взаимности отношений, степень близости, сложность, частоту взаимодействий и тип отношений (дружеские, супружеские, к примеру). Но при этом нужно учитывать, что не каждая связь в сети является каналом социальной поддержки, не все связи двусторонни, взаимны и возникают по инициативе субъекта. Кроме того, важно определить силу связи, помимо наличия значимых отношений [4].
Конвенциональная социальная поддержка служит эталоном (социальной нормой) оказания помощи. Большинство определений социальной поддержки основывается на этих действиях. Они включают в себя заботу о детях, советы по работе, радость за успехи других, выслушивание проблем [3].
Принятие социальной поддержки предполагает уверенность в том, что другой человек может проявить заботу, участие, уважение и понимание. Измерение принятой социальной поддержки включает в себя два параметра: знание, что существует достаточное количество людей, к которым можно обратиться за помощью в случае необходимости, и удовлетворенности этой доступной поддержкой[7].Некоторые методики направлены исключительно на измерение нужности поддержки или удовлетворенности ею[4].
Содержание социальной поддержки

Типологии социальной поддержки распределены в диапазоне от дуального деления на инструментальную и социальную поддержку до категоризации на четыре вида: обязательная помощь, необязательная помощь, позитивное социальное взаимодействие и социальная помощь. Общепринятым является деление, предложенное Патиссоном [6] на эмоциональную и инструментальную поддержку. Инструментальная поддержка понимается как оказание актуальной помощи, например, одалживание денег, присмотр за ребенком, решение конкретной задачи. Примером эмоциональной поддержки служит хорошее отношение и забота [3].

Источники социальной поддержки
В основе различий классификаций социальной поддержки находится вопрос источника социальной поддержки, откуда адресат получает поддержку. При этом полученная поддержка либо является непосредственным фактором снижения стресса или служит буфером.
Социальная поддержка требуется при недостатке следующих ресурсов.

1. Времени

2. Физиологических

3. Материальных

4. Информационных

5. Саморегуляции, в т.ч. рефлексии
В исследовании Джоан Абботт-Шарман с коллегами [3] при ответе респондентов на вопрос -

"Если у вас есть какие-либо проблемы (личные, учебные или со здоровьем) к кому вы обращаетесь за советом или кому об этом рассказываете?" -

были выделены следующие источники социальной поддержки:
1. Родители

2. Другие взрослые родственники

3. Друзья того же пола

4. Друзья противоположного пола

5. Учителя

6. Консультанты

7. Врач

8. Ни к кому
Нужно заметить, что поддержка в одной области жизни, помимо снижения стресса в этой области, может также положительно влиять и на другую область. Скажем, коллега по работе помогает решать семейные проблемы, а домашние поддерживают при трудностях на работе.


Стратегии использования ресурсов социальной поддержки
Предлагается следующая эмпирическая классификация типов, отражающих связи между индивидуальными ресурсами личности и социальной поддержкой:

1) манипуляция – использование социальных ресурсов для получения односторонней выгоды;

2) взаимный обменактивность, направленная на выстраивание отношений с социальным окружением, где при определенной доле вклада получают отдачу, дающую возможность конструктивно и оптимально решать проблемы;

3) ожидание помощи со стороны – перекладывание активной роли в решении проблемы на других людей. Отношение к ним и к себе, как к взаимозаменимым ресурсам [1].


4) передача приобретенных механизмов саморегуляции - принятие ответственности за

собственное развитие и способность передать приобретенный в преодолении трудностей

стиль жизни. Это наглядно видно в особых социальных группах, участники которых в

большей мере подвергаются стигматизации по причине недостаточности физических,

социальных, языковых навыков - детдомовцев, инвалидов, эмигрантов, экспатриантов,

временно проживающих в чужой стране. К примеру, когда воспитанник детского дома

передает навыки социального взаимодействия воспитанникам детского дома. Это пример «корпоративной» помощи, когда адресатом и получателем являются участники одного типа социальной сети, но разных временных точек (социальные сети разделены поколением, часто).

При этом отличием использования ресурсов саморегуляции в нормальной и

трудной жизненной ситуации является то, что если в нормальной ситуации социальная

поддержка входит в единую целостную автоматизированную систему саморегуляции, то в

трудной жизненной ситуации деятельностью становится сам процесс построения системы

саморегуляции.
Цикл социальной поддержки
Достижение позитивных результатов связано с осознанием и использованием социальных

ресурсов как личных, как возможностей получения помощи, возможности использования внешних и внутренних ресурсов для изменения трудной ситуации, но этому действию

должна предшествовать активность, направленная на выстраивание сети, обладающей

ресурсами.

Оказание социальной поддержки возможно только в группе людей со сходными

интересами, объединенными общими задачами развития. Сходство интересов

необходимо для возможности создания единой потребностной системы, позволяющей

принять на себя запрос другого человека. К примеру, работающие родители с маленькими


детьми образуют социальную сеть с другими работающими родителями детей того же

возраста, что дает возможность распределять обязанности по присмотру за детьми в

течение недели.

Если же потребности нуждающегося в поддержке и предоставляющего ее различны, то

тогда процесс оказания помощи является донорским для предоставляющего поддержку и

потребительским для принимающего ее и у предоставляющего поддержку есть

сознательная мотивация оказания помощи. Источниками донорской поддержка чаще

всего оказываются либо родственники, либо представители помогающих профессий

(врачи, учителя, но тогда можно говорить о профессиональной поддержке, другое дело, что человек не всегда обращается по нужному адресу за помощью).

При развитии ресурсов саморегуляции должна уточняться и система социальной поддержки:

количественно - в направлении меньшего запроса поддержки извне и стремлении к

равному обмену и

качественно - от запроса на материальные и физиологические ресурсы к временным и

информационным.

Запрос на внешние ресурсы рефлексии, как мы предполагаем,

наиболее проявлен при переходе от потребительского к равноправному взаимодействию с

социумом. Таким образом, особенностью использования социальной поддержки как

ресурса саморегуляции является способность сознательно подстраивать под свои

потребности социальную ситуацию, как в примере с работающими родителями.

Диагностика или самодиагностика недостаточности определенного ресурса - поиск ресурса социальной поддержки (донорской или социальной сети со сходными потребностями)-запрос социальной поддержки - восприятие запроса на поддержку у оказывающего помощь - соотнесение возможностей оказания поддержки с запросом - принятие решения об оказании поддержки - оказание поддержки - уточнение потребностей поддержки - запрос...и т.д.

Критерии преодоления трудной жизненной ситуации
В качестве критериев преодоления трудной жизненной ситуации Кожевникова [1] предлагает использовать три основных:

1) субъективная близость к решению самой острой проблемы (внешняя составляющая успешности),

2) показатель самоэффективности,

3) уровень психосоциального стресса (внутренние составляющие успешности).
Также она выделяет следующие механизмы преодоления трудной жизненной ситуации:

1) видение множества сфер приложения своих сил;

2) способность видеть ситуацию как совокупность шансов и их использование (главный вывод из сложившейся ситуации – надо использовать все шансы, предоставляемые жизнью);

3) активное использование личных ресурсов (оценка себя в качестве средства или источника достижения цели. Это сопровождается увеличением собственной активности и оценкой своей возможности компенсации или сверхкомпенсации недостаточности ресурса – основной приоритет в данной ситуации);

4) наличие и использование ресурсов социальной сети: увеличение моральной поддержки близких и наличие друзей, высокая ценность наличия хороших и верных друзей;

5) наличие и конкретизация намерений и планов, в которых отражена «временная перспектива и транспектива» (строят общие планы на будущее и чаще анализируют прошлое, в том числе собственные поступки, и действуют относительно самого важного вывода из ситуации, считают, что им удается изменить что-то как в своем состоянии, так и в ситуации) [1].
Индивидуальные различия и социальная поддержка
Исследования говорят, что мужчины с высоким уровнем независимости отрицательно

относятся к социальной поддержке, в то время как женщины всегда склонны принимать

ее. Поэтому в группах независимых людей социальная поддержка неэффективна, в

отличие от сплоченных групп. Независимые люди, вынужденные принимать социальную

помощь, этим фактом попадают в стрессовую ситуацию. В семейных отношениях


считается, что жены меньше получают поддержки, чем мужья. Хотя нет никаких

гендерных различий в способности оказывать социальную поддержку, женщины чаще

оказывают ее своим мужьям [4].
Упоминаемая связь степени критичности ситуации с уровнем запроса социальной

поддержки и саморегуляции говорит о важности социальной поддержки как ресурса

формирования новой системы саморегуляции при недостаточности имеющейся.

1.Кожевникова Е.Ю.Личностные ресурсы преодоления ситуации социально-экономической ситуации. Автореферат на соискание степени канд. псих.наук. Краснодар, 2006

2.Оксфордский толковый словарь по психологии / под. Ред. А. Ребера. – Oxford, Penguin Non-Classic, 2002. – 864 с.

3.Abbott-Chapman J., Denholm C., Wyld C.Social support as a factor inhbiting teenage risk-taking: views of students, parents and professionals//Journal of Youth Studies Vol. 11, No. 6, December 2008, 611-627

4. Ayman R., Antani A. Social Support and Work-Family Conflict.Handbook of Work-Family Integration: Research, Theory, and Practices. Chapter 16. 2008.Pp. 287-304

5.Logsdon, M.C., Birkimer J.C., Ratterman A., Cahill K.& Cahill N. Social support in pregnant and parenting adolescents: Research, critique, and recommendations // Journal of Child and Adolescent Psychiatric Nursing, vol. 15, #2, 2002, p. 75-83.

6. Pattison E.M. A theoretical-empirical base for social system therapy. In E.F.Feulks, R.M.Wintrob (eds.). Current Perspectives in Cultural Psychiatry. New York:Spectrum.1977

7. Perrin K.M., McDermott R.J. Instruments to measure social support and related constructs in pregnant adolescents: a review. // Adolescence, vol.32, #127, 1997, p. 533-557

8. Scharer K. Internet Social Support for Parents: The State of Science. // Journal of Child and Adolescent Pediatric Nursing, vol. 18, #1, 2005, p.26-35.