birmaga.ru
добавить свой файл

1
Сервианова Татьяна

Монтессори-педагог групп «Вместе с мамой», руководитель семейного клуба «Фонарик», г. Москва


О роли педагога в группе вместе с мамой
Я рада возможности поделиться сегодня мыслями с такой замечательной аудиторией. Это очень ценно и важно говорить с людьми, которые уже многое понимают и знают. Людьми, имеющими опыт. Людьми, которым есть что осмыслить и есть что обсудить. Говорить с единомышленниками.

Монтессори-педагог – сегодня уже многим знакомое словосочетание. А я помню времена, когда о методе Монтессори почти никто не знал, помню, как ошеломлял такой новый, непривычный подход к детству. Помню, как разговоры об образовании для детей ясельного возраста вызывали в лучшем случае недоумение:

-- Они же маленькие, ничего не понимают.

-- Им же пока ещё ничегошеньки объяснить невозможно.

А я загорелась. Потому, что у самой была годовалая дочка, и очень хотелось, чтобы всё вот так вот, как в том японском фильме, который и поныне демонстрируется слушателям курсов. А ещё потому, что есть такая замечательная методика, которая дарит детям полноценное детство.

И Лариса Климанова загорелась. Поддержала, пожалуй, так, как никто меня не поддерживал. Её знания + мой энтузиазм. Больше учиться было не у кого. Так и появилась в Москве первая монтессори-группа с мамой.

И тут же открылись такие возможности, которые в Монтессори-педагогике никак иначе углядеть не получилось бы. Оказалось, что методика очень хорошо вписывается в семейное взаимодействие. Во взаимодействие между людьми разных поколений. Нормализует не только ребёнка, но и отношения ребёнка с семьей. В самой методике это заложено. Она же разновозрастная.

А ещё оказалось, что с мамами работать сложнее, чем с детьми. А уж какие открытия нас ждали, когда начали приходить папы…

Но зато если работать на двух уровнях, т.е. одновременно и с родителем, и с ребёнком, то и отдача вдвойне.

Самое удивительное в том, что методика Монтессори безо всяких сложных теоретических доработок сходу легла на нашу практическую работу. Достаточно было только взять теорию как есть и применить на деле. Наблюдать за взаимодействием родителей и детей так, как это делала Мария Монтессори. Выявлять закономерности и систематизировать. Наблюдать, выявлять и систематизировать.

И мы начали разрабатывать материал для работы. Вырабатывать правила, по которым должна жить такая группа.

Последнее время появилась возможность анализировать работу монтессори-группы с мамами в других странах. И чем больше узнаю, тем больше удивляюсь. В разных странах, на разных континентах, в разных культурных и социальных условиях, не имея никакой связи друг с другом, разные педагоги, используя методику Монтессори, пришли к похожим результатам. Это говорит о том, что мы всё сделали правильно. А ещё это говорит об универсальности методики. О её исключительной научности.

Меня до сих пор восхищают некоторые решения, найденные педагогами других стран. Но ещё больше восхищает то, что я узнаю ход их мыслей, который привёл к этим решениям. Я легко понимаю, что именно они придумали и мне абсолютно ясно для чего они это сделали. Мы единомышленники.
С каждым годом совершенствовались методы нашей работы. Группы для малышей становились все более и более востребованы. Пришло время готовить педагогов для работы с малышами в группах с родителями.

Так каким же должен быть монтессори педагог, работающий в группе с мамой? Известно, что роль монтессори педагога кардинальным образом отличается от привычной роли учителя в традиционном методе. Его функции весьма не привычны. Это в корне другой подход, другие задачи:

- не учить, а помогать развиваться

- не вести по учебному плану, а присоединяться к текущему интересу ребенка

- не «держать» дисциплину, а подводить детей к самодисциплине

- не вмешиваться по любому поводу, а больше наблюдать

Говоря же о педагоге, работающем в группе с мамой, мы должны понимать, что роль его еще более не привычна. Ведь работа в такой группе предполагает не только владение материалом и навыками работы с детьми этого возраста, но и умение выстраивать отношения с родителями. Более того, в основном работа монтессори педагога в «нулевке» сводится к работе с родителями, ведь наша задача помочь родителю научиться понимать своего ребенка, чувствовать его потребности, помогать, только если в этом действительно есть нужда. Поэтому, вместо слова «Педагог», пожалуй, правильнее было бы сказать: «Инструктор», «Консультант» или даже «Тренер».

Теперь хочу немного поговорить о том, как это работает. Как получается, что Мария Монтессори, не имея плотного контакта с родителями, смогла разработать методику, которая так легко безо всяких доработок вписывается в детско-родительские отношения.

Давайте посмотрим, с какими детьми работала Монтессори. Сначала это были дети сироты, умственно отсталые дети и дети из рабочих семей, родители которых были с утра до ночи заняты на производстве. Потом, когда методика получила признание, она работала с детьми очень богатых родителей. Что общего? Общее – это отсутствие родительского внимания. Мы знаем, что методика Монтессори основана на создании среды для развития ребёнка. Мы знаем, что все пособия и материалы ничего не значат, если не простроена среда, в которой эти материалы могли бы полноценно работать. Это на поверхности. А если копнуть глубже, то мы увидим, что среда это не только материальное окружение ребёнка. Среда – это ещё и социальное окружение. Среда – это ещё и взаимодействие с другими людьми. Чтобы обеспечить наиболее комфортные условия для развития ребёнка надо обеспечить ещё и правильный способ социального взаимодействия.

Разновозрастная социальная среда, которую создала Мария Монтессори ближе всего к той естественной среде, в которой ребёнку легче всего развиваться. Она не могла заменить семью. Она даже не моделировала семью, но она создала социальную среду, которая максимально компенсировала недостаток родительского внимания.

Там, где родитель рядом ничего уже не надо компенсировать. Социальная среда уже укомплектована по максимуму. Остаётся её упорядочить и систематизировать.

Вот почему методика Монтессори наилучшим образом подходит для семейного образования. И в то же время не может быть в полной мере использована для домашнего обучения. Я не знаю никого, кто смог бы создать дома условия, сколь ни будь приближающиеся к условиям, которые обеспечиваются для семейных занятий в монтессори-группе с педагогом.

Давайте подведем итоги.

У нас есть специально простроенная развивающая среда и есть педагог, который эту среду продумал. Это очень важно, чтобы педагог чувствовал свою предметно-социальную среду. Это его инструмент. К этому всему есть ещё и родитель, т.е. высший авторитет для ребёнка. И есть ребёнок для которого устроен весь этот праздник разума. С такой комплектацией горы можно свернуть и чудеса творить.

А вот и не надо творить чудеса. А надо совсем другое.

Сначала скажу чего не надо. Не надо спешить. Не надо пытаться «нанести» пользу тому, кто не готов эту пользу воспринять. И в то же время не надо отстраняться. Наблюдение должно быть активным.

Мария Монтессори в самых разных формах пыталась донести до нас мысль о том, что мы не знаем, что происходит в голове у ребёнка, что он переживает и о чём думает. В группе с мамой всё ещё сложнее. Потому, что к этому незнанию добавляется ещё и незнание того, что переживает родитель. А самое главное – мы не знаем, что происходит в отношениях между ними. Мы знаем только то, что в группе с мамой вся польза достигается через развитие отношений между ребёнком и родителем.

А теперь о том, что надо делать. Наблюдать и анализировать. Видеть правильное решение в каждой ситуации и держать это решение наготове. Ждать когда это решение будет востребовано и воспринято. И только через много дней такой работы мы сможем быть по настоящему полезными для матери и ребёнка. Горы сворачиваются сами собой. Чудеса происходят почти без нашего видимого участия.

А ещё надо работать с родителем. Много. Отдельно. Ненавязчиво. Ни один вопрос не должен остаться без ответа. Ни одна задача не должна оставаться нерешённой.

Любой педагог, работающий в группе с родителями, сталкивался с ситуацией, когда, казалось бы, вот всё ясно и наготове десятки ответов на десятки ожидаемых вопросов. И тут вдруг возникает задача, от которой впадаешь в ступор. Это не недоработка педагога. Это лишь свидетельство того, что мы никогда не можем быть уверены в том, что правильно понимаем то, что видим.



Остальное просто – надо чтобы правила в группе соблюдались родителями осознанно. Чтоб они понимали, что свобода, в том числе и обоюдная свобода в детско-родительских отношениях достигается через внутреннюю дисциплину.

Всего то и дел - соблюдать правила, наблюдать, анализировать и быть готовыми к самым неожиданным поворотам и вопросам.