birmaga.ru
добавить свой файл

1
Русский язык. 10-11 классы

 

Часть 1. Вопросы и задания

 

 1.           В последние десятилетия появилось новое направление в языкознании – лингвокультурология. Дайте ответы на следующие  вопросы: 1) что изучает лингвокультурология? 2) какие новые направления в языкознании возникли за последние 20-30 лет?



2.           Какие из приведенных ниже  названий лиц могут быть ответами на вопрос Он тебе кто?  Объясните почему.

       Брат, друг, сосед, прохожий, помощник, отец, вахтер, одноклассник, милиционер, лентяй, учитель, зануда.

3.           Какой смысл  может скрываться за  предложением «Я поговорю с твоими родителями»? Приведите  контексты, из  которых было бы ясно, как именно  при помощи этой фразы говорящий хочет  воздействовать на собеседника.

4.           В русском языке существуют  устойчивые выражения Все в руце Божией; Темна вода во  облацех; Притча во языцех. Объясните происхождение  форм руце, облацех, языцех.

5.           Какой из двух вариантов  фразы можно считать правильным Сдачу не надо//Сдачи не надо?  Чем эти варианты отличаются?

6.           Известно, что  большинство языков, в том числе  русский и все европейские,  использует   буквенно-звуковое письмо. Его главный принцип:  графический знак - буква  -  обозначает звук. В иероглифическом письме (которое использует китайский язык) графический знак – иероглиф – обозначает целое  понятие. При наличии значительного количества диалектов, характерных для  языка самой многочисленной  китайской народности хань, иероглифика очень удобна: как бы  иероглиф ни произносился, смысл его  остается общим для носителей всех диалектов. В этом, кстати, одна из  причин сохранения иероглифики в современном Китае.

           Иероглифика  кажется  экзотическим  способом письма. Однако  и  в русской,   и во всех европейских  системах письма, да и по всему миру  иероглифы  (конечно, не китайские)  активно используются. Приведите примеры иероглифов, используемых в русской  системе письма.

7.           Чем, кроме значения, различаются слова мир1 («отсутствие войны, разногласий, вражды») и мир2 вселенная; все, что существует») как единицы языка?

8.           Известно, что в обратном словаре  слова идут в алфавитном порядке не начальных, а конечных букв.  В «прямом» словаре русского языка больше всего слов на букву П.  На какую букву (на какие буквы) больше всего слов в Обратном словаре русского языка (М.:Советская энциклопедия, 1974)?  Обоснуйте ваше мнение.

9.           Объедините слова в группы  по особенностям их образования:

       Киснуть, вянуть, икнуть, вздрогнуть, мигнуть, шепнуть, мокнуть, сохнуть, боднуть, 

       Мотивируйте свое решение лингвистической задачи.

10. Дайте всестороннюю полную синтаксическую  характеристику предложения  Не уверен – не обгоняй.

 

 


Часть П. Работа с текстом

 

Прочитайте текст и выполните приведенные ниже задания.



 

                                                                                       В.И.Белов

НА РОДИНЕ

 

Мне кажется, что я слышу, как растет на полях трава, я ощущаю каждую травинку, с маху сдергиваю пропотелые сапоги и босиком выбегаю на рыбий песчаный берег, снова стою над рекой и бросаю лесные шишки в синюю тугую воду, в эту прохладную русалочью постель, и смотрю, как расходятся и умирают водяные круги. Тихая моя родина, ты все так же не даешь стареть и врачуешь душу своей зеленой тишиной! Но будет ли предел тишине! Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и затерялась в траве, а я выхожу не к молодым берегам, а к белым сказкам моей земли. Омытые июльскими дождями, они стыдливо полощут ветками, приглушая двухнотный, непонятно откуда слышимый голос кукушки: «Ук-ку, ук-ку!» ─ словно дует кто-то коротко и ритмично в пустую бутылку. И вновь трепетно нарастает березовый шелест. И мне чудится в шелесте берез укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для пастушных рожков и мстительную тяжесть дубинам…



 

                                            Задания

1.     Определите, в рамках какого стиля  создан текст. Аргументируйте свой ответ.

2.     Укажите ведущий тип речи  в этом тексте. Аргументируйте ответ.

3. Разделите текст на абзацы (не переписывая текст). Укажите первые слова каждого абзаца.

4. Докажите, что в этом тексте есть микротемы сказки и преодоления старости.

5. Охарактеризуйте образ повествователя, указав, какие черты его внутреннего мира проявляются в этом тексте.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 10-11  классы

Ключи к вопросам и заданиям


Часть 1

   1. Лингвокультурология - направление в  языкознании, которое изучает взаимоотношения между языком и культурой (отражение в языке  национальной картины мира, национального характера; изучение  значения тех слов и фразеологических единиц, которые оказываются носителями национального взгляда на мир). Другие новые направления в языкознании: гендерная лингвистика, когнитивная лингвистика, этнолингвистика, компьютерная лингвистика.



Оценивание. За правильный ответ на первую часть вопроса- 1 балл. За каждое названное новое направление - 0,5 балла. (Примечание. Ни психолингвистика, ни социолингвистика новыми направлениями считаться не могут). Максимум 3 балла.

                 

2.     Ответом на вопрос  Он тебе кто? могут служить слова брат, друг, сосед, помощник, отец, одноклассник, учитель.  Все они называют лицо по отношению к  другому лицу: отец, например,  - по отношению к детям: если у человека нет детей, он не может быть назван отцом. То же самое  по отношению к словам  друг, сосед, помощник и т.д. Слова  прохожий, вахтер,  милиционер, лентяй,   зануда называют лицо безотносительно к другому лицу.

Оценивание. Необязательно, чтобы  по двум группам были разнесены все слова. Главное, чтобы в каждой группе не было лишних существительных. Именно это свидетельствует об интуитивном  понимании существа вопроса. Если группы выделены верно, - 1 балл. Если  объяснение (в явном виде или имплицитно)  содержит    указание  на  релятивность значения  слов  первой группы, - еще 1 балл.

Максимум 2 балла.

            


3.     Высказывание Я поговорю с твоими родителями может быть произнесено говорящим с разными целями, но чаще всего за ним скрывается  угроза
или утешение. Например, в качестве   угрозы эту фразу может произнести  взрослый, увидевший, как подросток  рисует на стене подъезда. А с целью утешить эту же фразу может произнести учитель, если он собирается рассказать родителям  школьника, что их сын   поздно пришел домой не потому, что  гулял с друзьями, а  потому, что  готовился к олимпиаде.


Оценивание. За указание  каждого намерения с  приведением правильного контекста – 1 балл. Намерения без контекстов- 0 баллов. 

Максимум 2 балла.

            



4.     В составе приведенных фразеологизмов имеются древнерусские формы имен существительных разных типов склонения (рука, облако, язык)  Основы этих слов оканчиваются на   заднеязычный твердый звук /К/, который в общеславянский и древнерусский периоды   ни в исконных, ни в заимствованных словах не мог сочетаться с гласными переднего ряда. Когда он оказывался в этой позиции (например в формах предложного (местного) падежа единственного или множественного числа) и при этом гласный переднего ряда был дифтонгического происхождения (в указанных формах заднеязычный /К/ находился в позиции перед гласным переднего ряда, обозначаемом буквой ять; этот гласный образовался из дифтонга), он переходил в мягкий свистящий звук /Ц/. Так получились формы руце, облацех, языцех; впоследствии  в русском языке они были утрачены, так как в силу действия закона аналогии произошло выравнивание основ на заднеязычный. В некоторых славянских языках, например в украинском, древнерусские формы с основой на свистящий сохранились.

Оценивание. Отмечено древнерусское происхождение форм, прослежена их связь со словами  рука, облако, язык - 1 балл; дано объяснение фонетического процесса – еще 3 балла. Максимум – 4 балла.

 

5.     Оба варианта правильные, но имеют некоторые смысловые отличия. Если человек говорит   Сдачу не надо, то он имеет в виду, что отказывается от конкретной суммы, которая ему причитается в качестве  остатка. Если же человек говорит  Сдачи не надо, то он отказывается от сдачи как таковой, безотносительно к величине этой суммы.


Оценивание. Если оба варианта оценены как правильные,  - 1  балл. За описание смысла каждой фразы – еще по 1 баллу.


Максимум 3 балла.

 

6.     « Иероглифы» в нашей графической системе - это прежде всего цифры. Ср., например: количество, равное пяти, можно передать при помощи букв, написав слово  пять. Это буквенно-звуковое письмо, и понять смысл может только человек, знающий соотношение между русскими звуками и буквами, т.е. умеющий читать по-русски. То же самое количество можно передать без использования букв при помощи знака,  выражающего целостный смысл: это цифра-иероглиф 5. Ее одинаково поймет  подавляющее большинство жителей Земли.



Оценивание. За  правильный ответ 3 балла; и  2 балла за другие возможные  примеры «иероглифов»: знак + (плюс), знак = (равно), знак- (минус).

Максимум 5 баллов.

 

7.     Данные  слова отличаются системными связями, т.е. отношениями, которыми  эти слова связаны с другими словами в языке. Во-первых, у них разные производные - мирный и мировой. Во-вторых, у первого слова есть антоним - война. У второго слова антонимов нет.  В-третьих,  слова включены в разные  синонимические  ряды: мир - спокойствие - покой; мир - вселенная - свет.



Оценивание. По 1 баллу за указание каждой позиции.

Максимум 3 балла.

 

8.     В обратном словаре больше всего слов на букву Ь (так оканчиваются все глаголы, за исключением небольшого количества глаголов на –ТИ;  все существительные третьего склонения). На втором месте - буква Й (все прилагательные). На третьем месте – буква А (существительные первого склонения).


Оценивание. За каждую правильно названную букву с обязательным указанием типа слов  - по 2 балла. Максимум 6 баллов.

 

9.     В задании представлены  два типа слов. К первому типу относятся слова, обозначающие однократные действия и образованные от глагольных основ: икнуть, вздрогнуть, мигнуть, шепнуть,  боднуть. Ко второму типу  относятся слова, обозначающие процесс и образованные от прилагательных: киснуть, вянуть, мокнуть, сохнуть.


Оценивание. Необязательно, чтобы  по двум группам были разнесены все глаголы. Главное, чтобы в каждой группе не было лишних глаголов. Именно это свидетельствует об интуитивном  понимании существа вопроса. Если группы выделены верно, - 1 балл. За  верно сформулировано значение каждого словообразовательного типа – еще по  1 баллу.

Максимум 3 балла.

 

10. Бессоюзное сложное предложение, между частями которого - отношения обусловленности. Первое простое: двусоставное, нераспространенное, неосложненное, неполное с пропущенным подлежащим. Сказуемое -  составное именное, присвязочная часть выражена кратким прилагательным.  Второе: односоставное, обобщенно-личное (определенно-личное), нераспространенное, неосложненное, полное.

 Оценивание. За характеристику предложения как бессоюзного – 1 балл. За  правильное определение структуры первого  простого  - неполное двусоставное – 2 балл. За правильное определение структуры второго простого – обобщенно (определенно) -личное – 0,5 балла. За исчерпывающую характеристику первого и второго простых предложений  - еще по 0,5 балла.

Максимум  4 балла.

 

Максимальное количество баллов за выполнение первой части – 35.

                                

Часть 2

1.      Художественный стиль (допустима характеристика стиля как художественно-публицистического). Аргументация должна быть связана с указанием на особую эстетическую функцию стиля, на ведущую стилистическую особенность языка (образность) и на наиболее яркие средства ее воплощения (например,  многочисленные эпитеты, а также сравнения, метафоры и др.)

Оценивание. Правильно определен стиль – 1 балл; каждый новый аргумент – по 1 баллу. Максимум – 5 баллов.

2.      Тип речи – рассуждение (с элементами описания). Его цель – развить и доказать тезис о животворном воздействии «тихой родины» на душу человека. Яркие приметы рассуждения – «личное» наблюдение автора (мне кажется и т.п.); использование форм настоящего вневременного. Имеется   обобщенно-характеризующее положения (ты не даешь мне стареть и врачуешь душу…) и его детализация (все остальные контексты).


Оценивание. Правильно определен тип речи  – 1 балл; каждый  аргумент – по  1 баллу. Максимум – 5 баллов.

3.      Первый абзац:  Мне кажется…; второй абзац: Тихая моя родина…; третий абзац: как хитрая лисичка…; четвертый: И мне чудится…

Оценивание. За выделение каждого абзаца – 1 балл. Максимум – 4 балла.

4.      Доказательство строится на основе приведения двух  тематических рядов: 1) в эту прохладную русалочью постель, как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа, к белым сказкам; 2)босиком выбегаю,  не даешь стареть, врачуешь душу своей зеленой тишиной.

Оценивание. За правильное выделение каждого ряда – по два балла. Максимум –  4 балла.

5.      Наиболее яркие черты внутреннего мира повествователя: патриотизм, обостренное чувство прекрасного, образное мышление, словесное мастерство, любовь к природе, широкий кругозор.

Оценивание. За каждую позицию – по 1 баллу. Максимум – 7 баллов.

 

Максимальное количество баллов за выполнение второй части – 25.



 

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ВСЕЙ РАБОТЫ  – 60.