birmaga.ru
добавить свой файл

1
Роговцева Ольга Викторовна


учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8
Блок «Морфемика и словообразование», 10 класс.

Модуль 2. « Способы словообразования», 2 часа
Технологическая карта урока «Способы словообразования»

УЭ

Учебный

материал


Учебный материал с указанием заданий.



Рекомендации

Руководство по усвоению учебного материала.

УЭ – 0

2 мин.


Запись на слайде

Комплексная дидактическая цель :

- осуществить подготовку учащихся к ЕГЭ по словообразованию (часть В-1 ЕГЭ)



- закрепить знания учащихся о способах образования слов,

-закрепить навыки определения способов словообразования,

- выполнять упражнения и тесты по словообразованию;

- дать учащимся навыки работы с научной информацией и самостоятельной работы;

- развивать умение работать с учебным модулем.


Внимательно прочтите

цель урока!

УЭ – 1
3 мин

7 минут.



.

Вопросы


На экране

тест

Актуализация знаний.

Частная дидактическая цель (ЧДЦ): Повторение теоретического материала по теме «Словообразование»

.1.Фронтальный опрос по словообразованию.


  • Что изучается в разделе «Словообразование»?

  • Расскажите о классификации способов словообразования.

  • Назовите морфологические способы образования слов, приведите примеры.

_ Какие неморфологические способы образования слов вы знаете. Приведите примеры.




Работаем устно.

За каждый верный ответ получаете дополнительный балл.


.





  1. «Входной контроль». Выполнение тестовых заданий.

1. Определите способ образования существительного учительская:

А) суффиксальный;

Б) переход из одной части речи в другую;

В) сложение основ

Г) приставочно-суффиксальный,

Д) безаффиксный.



2. Определите, с помощью каких морфем образовалось слово преотличный:

А) суффикс,

Б) два суффикса,

В) приставка и суффикс,

Г) приставка,

Д) соединительной гласной Е.



3. Какое слово образовано путём сложения основ:

А) настенный,

Б) подоконник,

В) пешеходный,

Г) ВУЗ,

Д) кресло-кровать.



4. Определите способ словообразования слова ЖАРОПОНИЖАЮЩЕЕ:

1) суффиксальный

2) сложение

3) субстантивация

4) приставочно-суффиксальный

5. Определите способ словообразования слова ИСПУГ:

1) приставочный

2) суффиксальный

3) субстантивация

4) бессуффиксный

6. Определите способ словообразования слова БЕЗБРЕЖНЫЙ:

1) приставочный

2) суффиксальный

3) приставочно-суффиксальный

4) бессуффиксный

7. Определите способ словообразования слова БОЛЕЛЬЩИК:

1) приставочный

2) суффиксальный

3) приставочно-суффиксальный

4) бессуффиксный


8. Найдите слово, образованное способом СЛОЖЕНИЯ:

1) полметра

2) умалишённый

3) контригра

4) архиважный



Взаимоконтроль: проверьте друг друга и поставьте оценку за выполнение теста.

Лист контроля
Работайте самостоятельно!
В рабочей тетради





УЭ – 2
10 мин




Повторение теоретического материала

Частная дидактическая цель (ЧДЦ): повторить принципы определения способа словообразования
Возьми на заметку!

При определении способа образования слова помни!

  • О формах, у которых нет окончаний (наречия, деепричастия, инфинитив, категория состояния, срав. ст. прил., служебные части речи)

  • Обращать внимание на чередования (водить-вождение)

  • При выделении корня пытаться заменить приставку, может ли она поменяться (отпуск – запуск – выпуск, отличие – наличие)

  • Закрывать приставку и смотреть, получиться ли полноценное слово (подмастерье – «мастерье»)

  • Словообразовательный разбор – это не разбор по составу!

Как определить способ словообразования:

Найди производящее слово, т.е. то, от которого непосредственно образовалось данное слово



  1. Попробуй объяснить лексическое значение данного слова с помощью однокоренного слова. Если их несколько, то выбери то слово, которое ближе к производному по составу морфем (с которым больше общих частей) и значению

  2. Выброси окончание и формообразующие суффиксы (они в словообразовании не играют никакой роли)
  3. По той морфеме, которая осталась, определи способ словообразования.


Возьми на заметку!

Как определить приставочный способ словообразования:

  1. Выпиши все слова с приставками

  2. Закрой приставку и посмотри, может ли существовать слово без приставки




Прочитайте теоретический материал, данный в технологической карте.


Составьте опорную запись в тетради.

Работа в паре.






.




УЭ – 3

15


мин.

УЭ-4
10 мин.





Работа по учебнику. Стр.55

Запись на доске или на слайде


Запись на слайде


Запись на слайде


Теоретическая часть.
Частная дидактическая цель (ЧДЦ): повторить порядок словообразовательного разбора. Прочитать план и образец словообразовательного разбора в учебнике.
План словообразовательного разбора
      1. Установить значение слова и определить, от какого слова (слов) оно образовано.
      2. Определить (если необходимо), с помощью каких морфем образовано данное слово.
      3. Указать способ образования слова.
      Следует помнить, что для определения способа образования слова в большинстве случаев необходимо сравнить производящую и производную основы и на основании этого выделить морфему, с помощью которой образовано новое слово.
      Образец словообразовательного разбора 
      Зеленоватый 2

      Слово зеленоватый в значении «слегка, несколько зеленый» образовано от прилагательного зеленыйс помощью суффикса -оват-, т. е. суффиксальным способом.

      Зеленоватый  зеленый (суффиксальный способ).

Практическая часть.

Частная дидактическая цель (ЧДЦ.  Выполнить письменный словообразовательный разбор слов.

      Добежать, десантник, сотрудник, бездомный, уцелеть, лесовоз, охотничий, бездорожье, сверхмощный, кто-то, водонепроницаемый, столовая, перелет, издалека, быстро (идти), по-новому, книголюб, землепашец, видоизменить, просмотр, ООН, красноречие.






Работайте самостоятельно!

Устно


Работа в тетради. Самопроверка по контрольному листу






Практическая часть.

Частная дидактическая цель (ЧДЦ.) Уметь составлять и восстанавливать словообразовательную цепочку.
Задание№1 Распределите слова в виде словообразовательной цепи.
1 вариант. Проветривать, проветриваться, ветер, проветриться, проветривание.

2 вариант. Остекленелый, стекло, остекленеть, стекленеть, остекленелость.



Задание №2. Запишите словообразовательную цепочку, восстановив недостающие звенья, укажите словообразовательные аффиксы.
1) Вода водянистость
2) Юбилей предъюбилейный
3) Резать изрезаться



Работа в тетради.

Самопроверка по контрольному листу.

Взаимопроверка.

Проверка по ключу.

Работа в тетради.


.


УЭ – 5
10 мин.


.
Тест

ТЕСТ

Выходной контроль.

Частная дидактическая цель (ЧДЦ): проверить уровень подготовки учащихся к ЕГЭ по данной теме.

Вариант 1
1) В каком ряду во все слова образованы неморфологическим способом?

  1. пароходный (гудок), тяжелораненый (боец), летящий (шар)

  2. блестящие (способности), (вкусное) мороженое, (идти) наудачу

  3. благодаря (подруге), умалишённый (старик), занимательный (материал)

  4. скошенная (трава), сильнодействующее (лекарство), (заводская) столовая.

2) Укажите способ образования выделенных слов в предложениях.

1. После обеда государь, по русскому обыкновению, пошёл отдохнуть.

2. Скорыми и неровными шагами ходил Мазепа из угла в угол.

3. «Слово о полку Игореве»-настоящая жемчужина древнерусской литературы.



3) Из данных предложений выпишите слово, образованное приставочным способом.

Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.


4) Из данных предложений выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

Птица подаёт голос из-за прогалины, где всё ещё зеленеет трава от закравшихся лучей солнца.


5)Из данных предложений выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.

Даже белоствольные берёзы кажутся какими-то серыми, потускнела зелень ёлок, а огромные дубы сделались похожими на чудища, протянувшие во все стороны свои корявые лапы.

6) Из данных предложений выпишите слово, образованное способом перехода одной части речи в другую.

На набережной озабоченно хлопотали стайки голубей, то поднимаясь в воздух, то снова опускаясь на тёплый, не успевший остыть за ночь асфальт.



Вариант 2

1) В каком ряду нет слов, образованных неморфологическим способом?


  1. учёный, мороженое, будущее

  2. ответственный, плащ-палатка, быстрорастворимый

  3. пароход, заплыв, ответственность

  4. многообещающий, диван-кровать, выход


2) Укажите способ образования выделенных слов в предложениях.

1.Через неделю было окончено расследование происшествия на заводе.

2.Мягкий сумрак покрывал всё кругом, придавая предметам причудливые формы.

3) Вечером вся семья собралась в гостиной.


3) Из предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Тропинка вначале петляла среди невысоких холмов, затем прямо и смело тянула вверх, сквозь густой, пахучий ореховый лес.

4) Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом

Жизнь не бывает и не должна быть безоблачным счастьем- уже сама по себе она великий дар.

5) Из предложения выпишите слово, образованное суффиксальным способом.

Задумав картину, наполни ею сердце, только тогда увидят её и твои глаза.

6) Из предложения выпишите слово, образованное неморфологическим способом.

Ольга Ивановна в гостиной увешала все стены сплошь своими и чужими этюдами.






Работа на распечатанных листах. Взаимопроверка по ключу, выставление оценок.

Работа на распечатанных листах. Взаимопроверка по ключу, выставление оценок.





УЭ – 6
3 мин.




Домашнее задание.

Частная дидактическая цель (ЧДЦ): выбор домашнего задания.

1. Подготовиться к контрольной работе (повторить теорию по теме «Словообразование» )

2. базовый уровень – упражнение 74,77.

Определить способы образования слов.


3. Повышенный практический уровень: Самостоятельно составить тест по теме « Словообразование».

4.творческий уровень: выполнить презентацию по теме «Морфологические и неморфологические способы образования слов».







УЭ – 7
5 мин.

Рефлексия.


Рефлексия.

Частная дидактическая цель (ЧДЦ): подведение итогов урока.

1. Удалось ли вам достичь учебной цели (УЭ-0)?

2. Что нового узнали?

3. Какие трудности и на каких этапах урока испытывали?

4. Какие задания вызвали наибольший интерес?

5. Оцените свою успешность на уроке.



Самооценка.







Лист контроля

Тема «Способы словообразования», 10 класс


Ф.И учен.

класс

УЭ

задание

Вид контроля

оценка

УЭ 1

«Входной контроль». Выполнение тестовых заданий.

взаимоконтроль




УЭ-3

Практическая работа. Выполнить письменный

Словообразовательный разбор.


Самоконтроль,

Самопроверка по контрольному листу





УЭ 4

Практическая часть.

Задание №1. Распределите слова в виде словообразовательной цепи.

(1 и 2 вариант)
Задание №2. Записать словообразовательную цепочку, восстановив недостающие звенья, укажите словообразовательные аффиксы.


Самопроверка по контрольному листу

Взаимопроверка






УЭ-5

«Выходной контроль». Тест.

Взаимопроверка

По ключу





1. Оцените работу по следующим критериям: (УЭ -1)

0 ошибок – “5”

1 ошибка – “4”

2-3 ошибки – “3”

4-5 ошибок – “2”

2. Оцените работу по следующим критериям: (УЭ -3)

0-1 ошибка- «5»

2-4 ошибки- «4»

5-7 ошибок –«3»

8 и более ошибок- «2»

3. Оцените работу по следующим критериям: (УЭ -4)

Задание №1, 2


  1. ошибок- «5» ;1 ошибка- «4» ; 2 ошибки- «3»

4. Оцените работу по следующим критериям: (УЭ -5) «Выходной контроль»

0 ошибок – “5” 1 ошибка – “4”

2-3 ошибки – “3” 4-5 ошибок – “2”

Ключи к заданиям:

УЭ 1

Задание 1. «Входной контроль». Тест.

  1. а)

  2. г)

  3. в)

  4. б)

  5. г)

  6. в)
  7. б)


  8. б)




УЭ 3

Выполнить письменный словообразовательный разбор слов.
Добежать- бежать (приставочный)

Десантник-десант (суффиксальный)

Сотрудник-труд (приставочно-суффиксальный)

Бездомный-дом (приставочно-суффиксальный)

Уцелеть-целый (приставочно-суффиксальный)

Лесовоз- лес и возить (сложение основ)

Охотничий- охотник (суффиксальный)

Бездорожье-дорога (приставочно-суффиксальный)

Сверхмощный- мощный (приставочный)

Кто-то- кто (суффиксальный)

Столовая (переход одной части речи в другую)

Перелёт- перелетать (безаффиксный)

Издалека- далёкий (приставочно-суффиксальный)

Быстро- быстрый (безаффиксный)

По-новому- новый (приставочно-суффиксальный)


УЭ 4

Задание 1 Распределить слова в виде словообразовательной цепи.

1 вариант

Ветер- проветривать -проветриваться- проветриться- проветривание
2 вариант

Стекло- стекленеть- остекленеть- остекленелый- остекленелость




УЭ 4

Задание №2 Запишите словообразовательную цепочку, восстановив недостающие звенья, укажите словообразовательные аффиксы.

Вода- водяной- водянистый- водянистость

Юбилей- юбилейный- предъюбилейный

Резать- изрезать- изрезаться




УЭ-5

«Выходной контроль». Тест

Вариант №1

  1. 3

  2. 1) суффиксальный

2) приставочный

3) сложение

3. никому

4. закравшихся

5. зелень

6. набережной


Вариант №2

1 -1

2. 1) приставочно-суффиксальный

2) приставочно-суффиксальный

3) переход одной части речи в другую
3. вначале

4. безоблачным

5. задумав

6. гостиной