birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3 4



















ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ

СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

(МЧС РОССИИ)

Театральный проезд. 3, Москва, 109012

Тел 926-39-01

Телетайп 114-833 «ОПЕРОН»

Факс 924-19-46
Региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий

стихийных бедствий Главные управления по делам

гражданской обороны

и чрезвычайным ситуациям

г. Москвы и Калининградской области

Органы специально уполномоченные

решать задачи гражданской обороны,

задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в

составе или при органах

исполнительной власти субъектов

Российской Федерации

В соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации «О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений» (протокол от 13 ноября 2003 г. № 4) предусмотрено введение системы паспортизации безопасности опасных объектов.

В связи с этим МЧС России разработаны и утверждены 19.08.2004. Методические указания по разработке паспорта безопасности опасного объекта.

В целях осуществления паспортизации опасных объектов необходимо:

обеспечить до 20.10.2004 информирование руководителей соответствующих организаций о введении системы паспортизации и доведение до них Методических указаний по разработке паспорта безопасности опасного объекта;


подготовить графики разработки паспортов безопасности опасных объектов и направить их до 01.12.2004 в МЧС России.

Приложение: Методические указания по организации разработки паспорта безопасности опасного объекта на 15 листах, в 1-м экз., только в адрес.

М.И. Фалеев




Исп. Чепелинская Е. А.

449-99-98

094893

«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

М.И.Фалеев
19.августа 2004 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ ПАСПОРТА

БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНОГО ОБЪЕКТА


I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

  1. Настоящие методические указания разработаны в соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. протокол № 4 «О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений» (подпункт 5а)

  2. Настоящие методические указания устанавливают основные требования к структуре, составу и оформлению паспорта безопасности опасного объекта. Паспорт безопасности разрабатывается на объектах использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.


II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается для решения следующих задач:


определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций (далее ЧС) для персонала опасного объекта и проживающего вблизи населения;

определения возможности возникновения ЧС на опасном объекте;

оценки возможных последствий ЧС на опасном объекте;

оценки возможного воздействия ЧС, возникших на соседних опасных объектах;

оценки состояния работ по предупреждению ЧС и готовности к ликвидации ЧС на опасном объекте;

разработки мероприятий по снижению риска и смягчения последствий ЧС на опасном объекте.

4. Разработку паспорта безопасности опасного объекта организует руководство объекта.

5. Паспорт безопасности опасного объекта составляется по состоянию на начало января текущего года и дополняется или корректируется по мере необходимости, с внесением изменений во все экземпляры.

Переоформляется паспорт безопасности опасного объекта через 5 лет, а также при изменении сферы деятельности, реконструкции, модернизации технологических процессов объекта.

6. При заполнении форм паспорта безопасности опасного объекта разрешается включать дополнительную информацию с учетом особенности объекта.

7. Паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается в двух экземплярах.

Первый экземпляр паспорта безопасности опасного объекта остается на объекте.

Второй экземпляр паспорта безопасности опасного объекта представляется в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект.
III. СТРУКТУРА И СОСТАВ ПАСПОРТА БЕЗОПАСНОСТИ ОПАСНОГО ОБЪЕКТА


  1. Паспорт безопасности опасного объекта включает в себя:

титульный лист;

разделы:

«Общая характеристика опасного объекта»;

«Показатели степени риска чрезвычайных ситуаций»;

«Характеристика аварийности и травматизма»;

«Характеристика организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасность объекта и готовность к ликвидации чрезвычайных ситуаций»;


последний лист, содержащий подписи разработчиков.

К паспорту безопасности опасного объекта прилагаются ситуационные планы с нанесенными на него зонами последствий от возможных ЧС на объекте, диаграммы социального риска (F/N-диаграмма и F/G-диаграмма), расчетно-пояснительная записка.

9. Форма титульного листа паспорта безопасности опасного объекта приведена в приложении № 1.

10. Раздел «Общая характеристика опасного объекта» приведена в приложении № 2.

В разделе приводятся:

общие сведения об объекте;

основные направления деятельности объекта;

сведения об опасных веществах, обращающихся на объекте;

характеристика природных условий района расположения объекта.

11. Раздел «Показатели степени риска ЧС» приведен в приложении № 3. В разделе приводится следующая информация:

показатели приемлемого риска для персонала объекта и населения, проживающего на близлежащей территории;

краткая характеристика наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития чрезвычайных ситуаций;

показатели степени риска для персонала объекта и населения, проживающего на близлежащей территории, при реализации наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития чрезвычайных ситуаций;

размеры зон действия поражающих факторов наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития чрезвычайной ситуации;

краткая характеристика наиболее опасного и наиболее вероятного природного процесса (если таковой имеется);

показатели степени риска для персонала объекта и населения, проживающего на близлежащей территории от ЧС, возникающих на объекте при реализации наиболее опасного и наиболее вероятного природного процесса (если таковой имеется);

размеры зон действия поражающих факторов при реализации наиболее опасного и наиболее вероятного природного процесса (если таковой имеется);

краткая характеристика наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития чрезвычайных ситуаций в результате аварии на рядом расположенных объектах или транспортных коммуникациях (если таковые имеются):


показатели степени риска для персонала объекта и населения, проживающего на близлежащей территории, при реализации наиболее опасного и наиболее

вероятного сценария развития чрезвычайных ситуаций в результате аварии на рядом расположенных объектах или транспортных коммуникациях (если таковые имеются);

размеры зон действия поражающих факторов наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития чрезвычайной ситуации в результате аварии на рядом расположенных объектах или транспортных коммуникациях (если таковые имеются);

показатели степени риска ЧС (индивидуальный, социальный).

12. Раздел «Характеристика аварийности и травматизма» приведен в
приложении № 4.

В разделе отражается количество аварий и случаев травматизме на опасном объекте, их причины и последствия, выполнение мероприятий, предусмотренных актами расследования.

13. Раздел «Характеристика организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасность объекта и готовность к ликвидации чрезвычайных ситуаций» приведен в приложении № 5.

В разделе описывается состояние работы по:

анализу и предупреждению аварийности и травматизма на потенциально опасном объекте;

выполнению мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в том числе мероприятий по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность объекта и террористических актов;

выполнению требований нормативных документов в области предупреждения и локализации чрезвычайных ситуаций;

защите персонала объекта и его жизнеобеспечению в условиях ЧС;

подготовке объекта и систем жизнеобеспечения к работе в условиях ЧС:

подготовке системы управления, сил и средств объекта к ликвидации ЧС.

13. На ситуационный план объекта с прилегающей территорией наносятся зоны последствий от возможных ЧС и индивидуального (потенциального) риска:

зона последствий возможных ЧС - зона действия поражающих факторов, возникающих при ЧС;


индивидуальный риск - частота возникновения поражающих воздействий определенного вида в определенной точке пространства:

потенциальный (территориальный) риск - распределение частоты реализации поражающих факторов возможных ЧС на территории объекта и за его пределами в виде изолиний индивидуального риска.

Построение изолиний риска осуществляется от максимально возможных значений до 110-7 год-1

14. Расчеты по показателям степени риска объекта представляются в расчетно-пояснительной записке.

16. Расчетно-пояснительная записка является приложением к паспорту безопасности опасного объекта.

Разработка расчетно-пояснительной записки не требуется, если на объекте разработана декларация промышленной безопасности.

17. В расчетно-пояснительную записку включаются материалы, обосновывающие и подтверждающие показатели степени риска ЧС для персонала и проживающего вблизи населения, представленные в паспорте безопасности опасного объекта.

18. В расчетно-пояснительной записке приводятся расчеты по всем возможным сценариям развития ЧС.


  1. В паспорте безопасности опасного объекта показатели степени риска приводятся только для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития ЧС.

  2. При определении показателей степени риска учитывается возможность возникновения ЧС, если источником ЧС являются аварии или ЧС на рядом расположенных объектах или транспортных коммуникациях, а также опасные природные явления.

21. Расчетно-пояснительная записка должна иметь следующую структуру: титульный лист;

список исполнителей с указанием должностей, научных званий, названием организации;

аннотацию;

содержание (оглавление);

задачи и цели оценки риска;

описание опасного объекта и краткая характеристика ею деятельности;

методологию оценки риска, исходные данные и ограничения для определения показателей степени риска ЧС;


описание применяемых методов оценки риска и обоснование их применения;

результаты оценки риска ЧС, включая ЧС, источниками которых могут явиться аварии или ЧС на рядом расположенных объектах, транспортных коммуникациях, опасные природные явления;

анализ результатов оценки риска;

выводы с показателями степени риска для наиболее опасного и наиболее вероятного сценария развития ЧС;

рекомендации для разработки мероприятий по снижению риска на опасном объекте.


  1. С учетом показателей степени риска и сравнительного анализа с установленными показателями приемлемого риска на опасном объекте разрабатываются мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и снижению риска (при превышении установленных показателей приемлемого риска для данного типа объектов).

  2. Оформленный паспорт безопасности опасного объекта и расчетно-пояснительная записка к нему представляются для экспертизы в организации, уполномоченные МЧС России для проведения оценки готовности опасного объекта к предупреждению чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Приложение № 1

к методическим указаниям по разработке паспорта безопасности опасного объекта (форма)



следующая страница >>