birmaga.ru
добавить свой файл

1
Ресурсы сети Интернет как фактор повышения качества образования

Иконникова Елена Владимировна

учитель физики МОУ СОШ с. Елшанка

Воскресенского района

В 60-80 годы характерной формулой образования была следующая: «Знать все о немногом и немного обо всем». К концу 20 века возникла новая формула: «Знать о сущности всего, чтобы познать новую сущность». Естественно, что такой сущностный подход предполагает синтез естественных, гуманитарных и технических наук.                   

    Компьютерные технологии обучения лежат на стыке наук, и они должны применяться, с учетом современных представлений о мышлении в философии, психологии, физиологии, логике и информатике.

    Обучение на основе КТ создает условия для эффективного проявления фундаментальных закономерностей мышления, оптимизирует познавательный процесс. Фактором, позволяющим это сделать, является визуализация основных математических и физических понятий, процессов и явлений при помощи компьютера.

    Информационные (компьютерные) технологии, являясь современным средством обучения, открывают поистине необозримые возможности для решения широкого круга задач.

Во многих учебных заведениях практикуется междисциплинарный подход к обучению и интеграция различных дисциплин с уроками информационных технологий, в том числе с использованием сети Интернет. Подобный подход позволяет существенно обогатить содержание проводимых уроков, расширить спектр применяемых форм и методов обучения. Вместе с тем, использование информационно-компьютерных технологий дает возможность развивать такие важные качества учащихся старшей школы, как креативность, способность к творчеству.

Как правило, уроки с использованием ИКТ отличает благоприятная атмосфера, отказ от оценочных суждений в адрес обучаемого, что способствует свободному проявлению дивергентного мышления. Образовательная среда обогащается разнообразными новыми объектами. Немаловажное значение имеет и личный творческий пример учителя, что создает условия для подражания творческому поведению.

В нашей школе созданы условия  для эффективного применения информационных компьютерных технологий на разных предметах: укомплектованы два компьютерных класса, ПК установлены в кабинетах физики, биологии, математики, литературы, в начальной школе, в библиотеке, есть локальная сеть и выделенная линия подключения к Интернету.

Все больше становится учителей и учащихся, использующих для учебы ресурсы Интернета. Наиболее популярные формы работы: подготовка к занятиям, сбор материала для докладов и рефератов школьниками, подготовка материалов для творческих проектов, пополнение фонда программного обеспечения, накопление наглядного материала и материала для проведения тестирования. Сейчас ясно каждому, что поистине безграничная информация, содержащаяся в Интернете, по обучению физике и методике преподавания в том числе( учебные планы, экзаменационные материалы, программы для школ и поступающих в высшие учебные заведения, обмен опытом, разные методические разработки, «виртуальные» уроки по всем разделам курса физики, обучающие программы с тестами и задачами для самостоятельного решения, анимация физических процессов и «море» дополнительной информации по всем возможным темам), может обогатить современный учебный процесс новым содержанием, новыми приемами и формами работы.

Сегодня в связи с подключением многих школ к Интернету необходимо знать его учебные ресурсы.


Сайт для учащихся и учителей «Физика.ru»
рассчитан на три вида пользователей: преподавателей, учащихся и родителей. Информация распределена по разделам: Архив íîâîñòåé -Ó÷åáíèêè äëÿ 7кл. Учебники для 8 кл.— Учебники äëÿ 9 кл. Фàêóëüòàòèâ Çàäà÷è - Ëàáîðàòîðíûå работы - Контрольные работы Тесты Планирование уроков Дистанционный урок Полезная информация. Учебники помимо параграфов теории имеют рубрики «А знаете ли вы, что?..», задания для самоконтроля (их версии распечатываются). Çàäà÷è — качественные, расчётные, графические с образцами решения. Очень хорошая подборка задач! Тесты контрольные и тренировочные (формы заданий разнообразны). Êîíòðîëüíûå работы разделяются на домашние и классные (архивированы, задачи трёх уровней сложности. Масса учительских «находок»! Лабораторные работы виртуальные классные и домашние, с различными заданиями на оценки «3», «4», «5». Используются схемы из школьного учебника. Планирование уроков удобно для учителя подборками дидактического материала, демонстраций, задач и тестов к конкретным урокам, имеется примерное поурочное планирование. Очень полезный и хорошо организованный сайт.
Открытый колледж — первый в России полно- функциональный Интернет-проект дополнительного образования для школьников и профессионалов (поддержка МФТИ). Учащиеся и абитуриенты могут самостоятельно изучать предмет, общаться с виртуальным преподавателем, получать консультации, участвовать в тестировании. Интересно, что ведётся мониторинг результатов всех обучаемых и называются 10 лучших. В базе данных более 3000 тестов по физике и другим предметам. Открыты виртуальная лаборатория по физике. Работает дистанционный консультационный пункт по физике и астрономии (учёные из Новосибирского Академгородка). Версии проекта постоянно обновляются.

• Сайт с демоверсиями различных обучающих СD по школьной физике. Сайт востоянно обновляется и пополняется, с него возможен заказ пособий через интернет-магазин.

• Сайт школьной физической лаборатории содержит различные анимации, физические модели различных процессов. Учитель может копировать нужные модели и включать в свои методические разработки. • Сайт «Виртуальный физический практикум». Материалы сопровождаются различными методическими указаниями. Комплект может работать автономно на ПК учащегося.

«Физика вокруг нас» Сайт содержит разделы «Фокусы. Опыты. Самоделки», «Физика в литературе», «Судебные дела», «Физика малышам», «100 тысяч ״Почему?״», «Статьи, доклады, интересные факты», «Учимся играя» и другие. Очень удобно для пользователя материал распределен по учебным темам.

Образовательные ресурсы сети просто огромны и разнообразны и их становится все больше. Появляются совершенно новые мультимедийные Интернет-продукты. Все это дает возможность для развития новейших методов и методик обучения. Одним из таких методов стал метод проектов. Для работы над проектом учащимся необходим большой объем разнообразной информации. Особую помощь здесь оказывают Интернет-энциклопедии «Кругосвет», «Википедия», «Рубрикон», каталог образоватеьных ресурсов сети.

Хочу особо отметить сайт Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» и «Портфолио» Издательского дома «Первое сентября». Этот сайт дает возможность учителям-практикам делиться своим опытом. Он содержит различные материалы: разработки уроков по всем темам физики, внеклассные мероприятия, статьи, презентации и т.д. Принять участие в работе Фестиваля может каждый учитель, необходимо лишь отправить работу на адрес Фестиваля в установленный срок и она будет опубликована в Интернет.

Фестиваль творческих и исследовательских работ «Портфолио» на своем сайте содержит большое количество работ учащихся по разным тема. Эти работы могут найти широкое применение.


Литература:

  1. Газета физика № 24 от 16 декабря 2008г.

  2. Журнал «Физика в школе» №:6 2002г.