birmaga.ru
добавить свой файл

1
Реконструкция набережной г.Белозерска

Мусинская Е.В

И.К.Белоярская, научный руководитель,канд.арх.,доцент

Вологодский государственный технический университет

г.Вологда
Город Белозерск -районный центр Вологодской области. Датой основа-ния считается 862 год. Существует гипотеза, что первоначально Белозерск рас-полагался на северном берегу Белого озера, у нынешней деревни Киснемы. Позднее наступление вод Белого озера вызвало повеление князя Владимира пе-ренести город на исток р. Шексны, в районе нынешнего посада Крохино. Здесь город просуществовал до 1352 года.

1352год–время упадка Белоозера. Часть оставшегося в живых населения в конце ХIV века переселилась на 20 км к западу -место расположения современного города.В начале ХVIII века Белоозеро становится центром провинции, входящей в состав Санкт-Петербургской губернии. Петр Великий, побывав в Белоозере ,и, обследовав Белое озеро, высказал мысль о строительстве Мариинской водной системы.[1]

В июле 1810 года Мариинская водная система была торжественно открыта. По ней широким потоком пошли грузы с нижней и средней Волги к Петербургу. Но плавание по Белому озеру было небезопасным.

О необходимости строительства обводного канала указывалось еще в отчете комиссии Департамента водных сообщений в 1811-1812 годах.

К строительству канала приступили лишь 1843 году. Протяженность канала получилась в 63 1/4 версты , ширина по дну - 8 саженей (17,04 м), глубина - 1 сажень (2,13 м). Для укрепления берегов, использовали фашины (связки прутьев).Строительство было завершено в 1846 году.[2]

Строительство канала и его эксплуатация повлияли на состояние окружающей среды. Для ремонта дорог, бечевников, строительства барж требовалось много леса, который вырубался поблизости. Берега рек с южной стороны Белого озера практически были оголены. После сооружения канала в устьях рек значительно поднялся уровень воды, что вызвало подтопление окружающей территории. Отрицательно сказалось строительство канала и на запасах рыбы в Белом озере.

Недостаточно укрепленные берега быстро размывались течением впадающих рек. В конце XIX - начале XX века была выполнена часть работ по реконструкции Мариинской системы .

В сентябре 1940 года Правительство СССР приняло решение о строительстве Волго-Балта. Весной 1941 года началось наполнение Рыбинского водохранилища .Уровень Белого озера значительно поднялся , увеличился объем водной массы и площадь зеркала озера, началось интенсивное разрушение озерных берегов.

С пуском в эксплуатацию Волго-Балта Белозерский обводной канал потерял свое значение . Таким образом он не стал получать средства на содержание и как бы прекратил свое существование.

В 1965 году в черте города в канал была прорыта прорезь.30 мая 1966 года произошло сильное разрушение дамбы в районе города и на других участках канала . Для устранения создавшегося положения были приняты экстренные меры. Была выполнена выгрузка камня из судов на откос.

Закрепление озерного откоса камнем, удлинение защитного озерного мола и увеличение высоты дамбы предотвратило ее дальнейшие разрушения , а последующее образование подошвы из намытого песка ослабило ударную силу волны , способствовало созданию естественных пляжных участков.

Работники Белозерской гидрогруппы ежегодно проводили берегоу-крепление фашинной кладкой камнем , забитием свайной деревянной шпун-товой стенки. Сегодня габариты канала не нормируются и составляют по дан-ным : глубина 1,2 м (от проектного уровня 112,80 м) , ширина 10 ,0 м.

В 1971 году был разработан проект инженерной защиты города Белозерска от затопления . Выполнено : вход в канал , берегоукрепление на-бережной от речного вокзала по ул.Урицкого(были забиты бетонные сваи длиной 9 метров с парапетом), дорожное покрытие из бетонных плит до ул.III Интернационала. Строительство велось по 1985 год ,но так и не осталось законченным ,также выполнялись дноуглубительные и берегоукрепительные работы. Восточная часть набережной , начиная с перекрестка с улицей Урицкого, была укреплена шпунтовой стенкой из бревен. Сейчас земляное полотно набережной сползает в канал, увлекая за собой покрытие набережной – асфальтовое и из железобетонных плит .Остановить этот процесс возможно при устройстве нового железобетонного крепления набережной .

В связи с тем , что город находится на возвышенности , опускающейся в сторону озера, все ливневые и поверхностные воды с территории улиц стекают в Белое озеро , переливаясь через набережную или проходя по трубам.

Несмотря на необустроенный вид, набережная является любимым местом отдыха горожан и многочисленных туристов.

Проектом реконструкции набережной предполагается выполнить: берегоукрепление (защита от подтопления и размыва прибрежных территорий, расчистку канала),функциональное насыщение набережной (Музей Ма-риинской водной системы , кафе , прокат спортивного инвен-таря),благоустройство( организация дорожного покрытия ,озеленение ,освеще-ние), разработка нового туристического маршрута.


1.Козлов К.И Белозерск.Описание города , его храмов , достопримечательностей.- М .: Северный паломник , 2007 .- 232 с .: ил.

2. Бочаров Г.Н Вологда ,Кириллов ,Ферапонтово ,Белозерск.-М.:Искусство,



2005.-295с.:ил.