birmaga.ru
добавить свой файл

1
Рекомендации по подготовке к экзамену по обществознанию в форме ЕГЭ


I. Задания для работы с текстом.
Характеристика текстов.
1. По содержанию. Содержательно тексты связаны с базовыми науками, основы которых представлены в курсе, - философией, социологией, социальной психологией, политологией, культурологией, экономикой, правоведением.
2. По видам. Наиболее широко в экзаменационных работах представлены: философские тексты; научные, отражающие прошлое и современное видение проблем общества; научно-популярные тексты; тексты, созданные в учебных целях; нормативные тексты; политические, информационные тексты.
3. По объему и составу. Текст не должен превышать 250-300 слов.

При работе с тексом следует помнить:

если в тексте главное - утверждение, аргументация какой-либо истины, это, скорее всего научный текст;
если изложены нормы поведения (запреты, предписания, возможности), это с наибольшей вероятностью правовой документ;
если основой текста являются оценочные суждения, явно показано отношение к чему-либо - это публицистический текст;
если представлены количественные показатели, отражающие состояние общества и прогнозы, обещания, планы улучшения, это, по всей видимости, политический документ;
если излагаются только факты, это информационные материалы.
Видовая принадлежность текста в определенной степени предопределяет характер вопросов и заданий, которые к нему предлагаются.

Характеристика заданий к тексту.
По характеру познавательной деятельности задания можно разделить на три группы (Л.Н.Боголюбов):
1) направленные на осознанное восприятие и точное или близкое к тексту воспроизведение содержания текста;
2) направленные на преобразующее воспроизведение содержание текста;
3) направленные на осуществление творческо-поисковой деятельности, в процессе которой достигается наиболее полное понимание текста.

Как работать с текстом на экзамене



1. С чего начать работу с текстом?
Необходимо прочитать текст и вопросы к нему.  "Сплошное" чтение полезно тем, что дает возможность сориентироваться в тексте, предварительно определить его структуру, отметить ключевые положения, соотнести его содержание с заданиями и вопросами. Важно в процессе предварительного чтения четко определить, к какой содержательной линии курса обществознания относится предложенный текст. Такое соотнесение необходимо, поскольку, часть заданий предполагает привлечение контекстных знаний.


2. Нужно ли определять главную идею текста?
Не обязательно искать точные формулировки (если, конечно, среди заданий нет такого, который прямо предписывает главную идею автора); достаточно ответить на вопрос, о чем говорится в тексте.


3. В каком порядке отвечать на вопросы?
Логика построения вопросов и заданий такова, что выполнить последующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос. Вместе с тем, если возникли затруднения, не следует останавливать работу над текстом. Оценивается каждое задание, даже не слишком убедительный ответ может содержать в себе верные элементы, заслуживающие дополнительного балла.


4. Как уяснить для себя - искать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что изучалось на уроках?
Внимательно прочитать задание. В нем даны соответствующие указания: найдите в тексте…; что говорит автор…; какие признаки называет автор и т.д.


5. На что обращать внимание при выполнении заданий?

Важно: внимательно прочитать задание; понять, что именно требуется для успешного ответа; уяснить, из каких частей складывается задание; стараться выполнить все задания. Если вы можете ответить только на часть задания, обязательно запишите ответ (оценивается каждый элемент ответа, неполный, но правильный ответ принесет вам баллы). Не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием. Оставьте время, чтобы проверить написанное (особенно важно убедиться в том, что ваши ответы соответствуют содержанию текста и смыслу заданий).



II. Экзаменационное эссе по обществознанию


Эссе представляет собой творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук. В условии данного задания четко сформулирована задача - высказать собственную точку зрения по проблеме и обосновать ее; сказано, какие элементы являются обязательными (обществоведческие понятия, факты из общественной жизни и собственного опыта в качестве аргумента). Высокая оценка может быть выставлена только за эссе, обладающее внутренним смысловым единством, целостностью и последовательностью заявленной в нем позиции.

Работа над эссе


1. Выбор темы.

Это единственное задание, которое является альтернативным: выпускник сам может выбрать ту тему, которая представляется ему наиболее интересной. Выбор темы - ответственная задача. Выбирая проблему, выпускник должен быть уверен в том, что он: имеет неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится; ясно понимает смысл высказывания (обратите внимание: не согласен с ним, а понимает, что именно утверждает автор); может выразить свое отношение к нему (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его); владеет обществоведческими терминами, которые понадобятся для грамотного, основанного на теоретическом знании, обсуждение темы (при этом термины и понятия, которые предстоит употребить, должны относиться непосредственно к теме эссе); сумеет привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.

2. От черновика - к окончательному тексту.

Писать полный текс эссе в черновик вряд ли целесообразно.  Важно - выписать точную формулировку темы эссе - это позволяет понять тему, а не "уйти" от нее. Полезно выписать в черновик в свободной форме все, что может понадобиться в эссе: понятия, тезисы, противоречия, ассоциации, цитаты, примеры, мнения, аргументы. Словом, "дать себе волю", записать все, что кажется нужным, интересным, имеющим отношение к теме, а также вписать вводную и заключительную фразы будущего эссе.



3. Что значит быть в контексте задания?

Эссе по обществознанию находится в контексте задания, если:
1) оно соответствует базовой науке, к которой отнесена конкретная проблема;
2) автор грамотно, с опорой на знания, полученные при изучении обществоведческого курса, определяет относительно  узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов;
3) ясно выражено и аргументировано собственное понимание  проблемы, четко выражено отношение к ней;

4) использованные термины и понятия, обобщения, факты, примеры корректны и относятся к конкретной, ставшей предметом анализа, проблеме.


 К достоинствам  эссе, своего рода дополнительным аргументом в пользу того, что выпускник хорошо знает проблему и уверенно себя чувствует в ее контексте, нужно отнести включение в текст:
1) краткой информации об авторе высказывания;
2) имен его предшественников, последователей или научных противников;
3) описание различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;
4) указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;
5) указания на альтернативные варианты решения проблемы.