birmaga.ru
добавить свой файл

1
Рекомендации компаниям по выстраиванию благотворительной деятельности в условиях кризиса с учетом запросов и ожиданий со стороны НКО – выпуск 2.




  1. Преамбула


В декабре 2008 года CAF Россия подготовил рекомендации для компаний, заинтересованных в сохранении и развитии своей благотворительной деятельности в условиях экономического кризиса. Рекомендации содержали ряд практических советов о возможных путях трансформации корпоративной благотворительной деятельности, формах эффективных благотворительных программ, представляли контуры взаимоотношений, взаимовыгодных для компаний и некоммерческих организаций. Подготовленные рекомендации были размещены на сайте CAF Россия (www.cafrussia.ru), презентованы на Круглом столе в рамках Charity Club 15 декабря 2008 года.
Проведенное весной 2009 года исследование «Благотворительность в условиях экономического кризиса» 1 позволяет внести коррективы в рекомендации для компаний с учетом запросов и ожиданий НКО к бизнесу в текущих экономических реалиях, а также исходя из представленных компаниями собственных соображений и намерений касательно корректировки корпоративной благотворительной активности. Полученная в ходе исследования информация помогает по-новому взглянуть на текущие роли, действия и потребности ключевых участников благотворительной деятельности в целом, и компаний, в частности.
Прежде всего, исследование «Благотворительность в условиях кризиса» выявило различия в оценке компаниями собственных ресурсов, предпочтительных форм и механизмов ведения благотворительной деятельности и ожиданиями, потребностями, запросами некоммерческих организаций к компаниям в условиях кризиса. Не менее важным результатом проведенной работы стало прояснение вопроса о том, что может стать платформой для совместных действий компаний и других участников благотворительного сектора, какие темы являются наиболее актуальными для сотрудничества компаний и некоммерческих организаций.

Мы надеемся, что полученная информация поможет компаниям выстроить их корпоративную благотворительность с учетом понимания возможностей некоммерческих организаций/благотворительных фондов и их потребностей, найти точки соприкосновения с партнерами из некоммерческого сектора для эффективного сотрудничества и взаимодействия.



II. Рекомендации компаниям
1. Активнее вовлекать сотрудников в благотворительную деятельность компании.
Речь идет как о выстраивании и расширении программ корпоративного волонтерства2, так и о развитии денежных пожертвований сотрудников компании.

Вовлечение сотрудников в благотворительную деятельность позволит компаниям избежать полного отказа от участия в жизни общества в период сокращения расходов на корпоративные программы, а также напрямую способствует решению задач по развитию и мотивации персонала.
Выстраивание корпоративной благотворительности на платформе вовлечения сотрудников требует от компании определенных действий:


  • Определение дизайна участия сотрудников в благотворительной деятельности (основные подходы, направления, политики и пр.);

  • Создание организационной модели вовлечения сотрудников в благотворительность;

  • Поиск партнеров и благополучателей;

  • Обеспечение информационного сопровождения благотворительной деятельности;

  • Обучение сотрудников ключевым моментам волонтерской работы;

  • Обеспечение обратной связи;

  • Разработка и внедрение критериев оценки эффективности и результативности благотворительных программ и проектов с участием сотрудников.


Компаниям, настроенными на вовлечение своих сотрудников в благотворительную деятельность, не надо забывать о необходимости и целесообразности затрат (средства, организационные и временные ресурсы) на сопровождение и развитие корпоративного волонтерства, в том числе – со стороны НКО. По результатам исследования, НКО единодушно отмечают, что работа с волонтерами требует от них дополнительных ресурсов по обучению, сопровождению, обеспечению обратной связи.

2. Использовать потенциал механизма pro bono

Данный вид благотворительности заключается в предоставлении для НКО сотрудниками компании профессиональной помощи, например, финансовых, юридических, бухгалтерских, маркетинговых, IT услуг.


Этот подход позволяет применять навыки и умения сотрудников, создавая добавленную ценность для НКО, и одновременно профессионализировать организации третьего сектора, развивать и углублять сотрудничество между компаниями и благотворительными организациями.
Как показало исследование, некоммерческие организации недостаточно осведомлены о возможностях и преимуществах подобного сотрудничества. Компании, в свою очередь, также выпускают из поля зрения профессиональный потенциал собственного персонала, ограничиваясь «неквалифицированным» волонтерством как наиболее понятным и доступным видом добровольной деятельности сотрудников.

3. Использовать «неденежные» возможности компании

(помощь вещами, предоставление помещений, выбор НКО в качестве поставщика услуг или продукции и проч.).
Неденежная помощь со стороны компаний не ограничивается передачей неликвидных товаров или списанной оргтехники в некоммерческие организации и благотворительные фонды; она может иметь цивилизованные интересные форматы, работать на потребности компаний, НКО и конечных благополучателей.3
In kind

Компании бесплатно могут предоставить НКО офисные площади или лишние компьютеры, напечатать брошюры, предоставить в периодическое пользование офисный автомобиль и т.д. и т.п.
Preferred supplier

Если есть выбор, компании могут заказывать услуги (тренинги, исследования и пр.) и покупать товары (новогодние сувениры или календари) в НКО. Так компании помогают некоммерческим организациям самим зарабатывать на свою деятельность.
Некоммерческие организации, согласно результатам исследования, формулируют потребность на получение от компаний материальной помощи или того, что приводит к образованию или экономии финансовых средств: безвозмездное предоставление НКО в пользование офисных помещений, оргтехники (68%), покупка у НКО производимых ими товаров и услуг (49%).

4. Повышать эффективность благотворительной деятельности

Увеличение внимания компаний к социальному эффекту корпоративных благотворительных программ - важный вектор трансформации корпоративной благотворительности в условиях кризиса (50% опрошенных указали данный путь оптимизации благотворительной деятельности).
В условиях ограниченных ресурсов бизнес хочет быть уверен, что каждый рубль приносит пользу сообществу и компании. Это возможно через отношение к расходам как к инвестициям и использование проектного подхода. Внятная процедура подачи заявок на финансирование проектов и наличие системы оценки результатов – залог того, что компания сможет доказать обоснованность и эффективность расходов.
Компаниям следует обратить внимание на:

- формулирование целей и ожидаемых результатов программ, а уже потом – отбор благополучателей в соответствии с ними;

- внедрение системы оценки результатов благотворительной деятельности, в том числе – с привлечением внешних экспертов и участием стейкхолдеров;

- привлечение к реализации программ некоммерческих организаций как полноценных партнеров – профессионалов в благотворительной деятельности.

5. Развивать партнерский подход к благотворительной деятельности
Согласно данным исследования, расширение партнерского подхода через сотрудничество с другими компаниями и НКО находится в фокусе внимания компаний, задумывающихся об оптимизации своей благотворительной деятельности. Вот лишь некоторые форматы эффективной партнерской благотворительной деятельности:
Cost
-sharing

Разделение социальных расходов с потребителями (Cause Related Marketing – социально-ориентированный маркетинг) и сотрудниками (программа пожертвований и волонтерство). Таким образом, компании могут получить полноценную благотворительную программу за минимальные деньги, и параллельно решать маркетинговые и HR-задачи, развивая лояльность потребителей и сотрудников.
Leverage

Кооперация с другими донорами – компаниями, фондами и местными властями. На местном уровне это удобно делать на площадке фондов местных сообществ, на федеральном – в партнерстве с НКО. Вместе возможно сделать много больше при небольших расходах каждой отдельной компании. А результат будет общим.


6. Сотрудничать с профессиональными партнерами из числа некоммерческих организаций
В качестве партнеров для реализации благотворительной деятельности стоит выбирать некоммерческие организации, которые могут способствовать не только выполнению собственно филантропической миссии благотворительных программ компании, но также работать на решение PR, GR задач, стоящих перед бизнесом.
Ключевую роль в обеспечении результативности и эффективности программ корпоративной благотворительности играют профессиональные некоммерческие организации, которые могут выступать действительно полноценным партнером для бизнеса в осуществлении корпоративной благотворительности.

7. Корректировать тематику благотворительной деятельности с учетом ожиданий со стороны общества и государства
Согласно исследованию, и компании, и НКО прогнозируют рост запроса на консультации по защите прав и интересов (в первую очередь социальных и экономических прав), профессиональной подготовке, трудоустройству, развитию малого бизнеса. При планировании благотворительной деятельности компаниям стоит принять во внимание запросы общества, которые можно узнать из исследований или специально организованного диалога с заинтересованными сторонами. Стоит помнить, что местные и региональные администрации далеко не всегда являются выразителями интересов общества, хотя и являются одной из ключевых групп стейкхолдеров.

8. Поддерживать инфраструктуру благотворительного сектора

Не бойтесь вкладывать в институты поддержки благотворительного сектора – улучшение отношения к благотворительности поможет компаниям обрести поддержку общества. Речь идет о поддержке деятельности, направленной на популяризацию благотворительности в целом, и корпоративной благотворительности в частности; совместных действиях участников сектора по распространению лучших практик корпоративной филантропии; созданию условий для развития частных пожертвований; лоббировании послаблений налогового режима для корпоративных доноров и т.д. Именно тема изменения отношения общества к благотворительности и внедрение конкретных механизмов налогового стимулирования, согласно исследованию, является ведущей - как для НКО, так и для донорского сообщества. На этом поле имеет смысл объединять усилия этих двух секторов.


III. Выводы
Таким образом, основные рекомендации, данные CAF Россия компаниям в декабре 2008 года, сохраняют свою актуальность.


Идеальная программа в условиях кризиса (версия 2008 года)

Идеальная социальная программа в кризисных условиях помимо своей малой затратности должна отвечать следующим критериям:


  1. Помогает тем, кому особенно нужна помощь в нелегкие времена и основана на их запросе – согласование приоритетов происходит в диалоге с ключевыми заинтересованными сторонами.

  2. Способствует реализации инициативы и активизации собственных ресурсов целевой группы, самоорганизации людей, и, в конечном счете, меняет ситуацию, а не порождает иждивенчество.

  3. Осуществляется в партнерстве с эффективной НКО, которая способна привлекать и другие ресурсы на реализацию программы.

  4. Отвечает PR- и GR-интересам компании.

  5. Задействует, в том числе неденежные возможности компании (которые правильно учитывать в денежном выражении и не забывать упоминать в отчетах).

  6. Вовлекает сотрудников, партнеров, клиентов, способствует формированию их лояльности.

  7. Привлекательна для потенциальных партнеров, дает возможность для их участия.

  8. Имеет прозрачный и оригинальный механизм, про который можно интересно рассказывать – в том числе прессе и экспертному сообществу.

  9. Так или иначе, согласуется с приоритетами государственной политики.

Кризис – время, когда можно укрепить репутацию, но также легко ее потерять. Это время, когда корпорациям необходимо как никогда быть чувствительным к нуждам общества и способствовать тому, чтобы его проблемы решались эффективно и на основе общественного согласия и солидарности. Не спешите просто сокращать расходы на благотворительность – постарайтесь сделать больше меньшими средствами.



В то же время исследование выявило ряд важных моментов, на которые компаниям стоит обратить внимание для достижения результативности и эффективности собственной благотворительной деятельности:


  1. Необходимость создания общей коалиции из представителей компаний для решения вопросов, связанных с оптимизацией налогового режима для корпоративных доноров.

  2. Необходимость создания коалиции с участием всех заинтересованных сторон для обеспечения публичной поддержки и одобрения благотворительной деятельности компаний.

  3. Объединение усилий участников благотворительной деятельности, в том числе компаний, для распространения информации о лучших практиках благотворительной деятельности, в том числе с использованием новых форм и инструментов корпоративной филантропии.

1 Исследование «Благотворительность в условиях экономического кризиса» проводилось в апреле-мае 2009 года при поддержке Посольства Королевства Нидерландов в России. Организаторы исследования: CAF Россия, исследовательская группа ЦИРКОН, PwC, Форум Доноров. Результаты исследования опубликованы на сайте http://www.cafrussia.ru/CAFRussia/charitycrisis/


2 Согласно результатам исследования «Благотворительность в условиях экономического кризиса», для компаний вовлечение сотрудников является приоритетом номер один среди мер по изменению форм благотворительной деятельности в условиях кризиса. На фоне сокращения объемов финансирования, компании всерьез задумываются о подключении такого ресурса, как сотрудники, к реализации корпоративных благотворительных программ и проектов. К слову, 34% НКО отмечают приток добровольцев, для 49% НКО привлечение волонтеров является частью антикризисной стратегии.


3 Согласно данным исследования, компании задумываются о замене денежной помощи натуральной, но делают это робко и несмело, предпочитая свернуть свою благотворительную деятельность, нежели сфокусироваться на поиске альтернативных вариантов оказания благотворительной поддержки.