birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 9 10
Муниципальное учреждение «Информационно-методический центр»


Рассказовского района

МАТЕРИАЛЫ

РАЙОННОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ

«ШКОЛА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»

(из опыта работы МОУ Рассказовской СОШ)




2008-2009 год

Содержание

1

Программа опытно-экспериментальной работы ……………




2

Отчёт о завершении работы ОЭП «Школа социализации личности»……….………………………………………………..




3

Диагностика результатов ОЭР……………………………….…




4

Нормативно-правовая база……………………………………..




4.1

Положение об ученическом классном собрании……………..




4.2

Положение о фестивале педагогических идей: калейдоскоп уроков…………………………………………………………….




4.3

Положение об ученической учебно-исследовательской конференции «ЮНИС»…………………………………………




4.4

Положение о работе учащихся МОУ Рассказовской средней школы над индивидуальными исследовательскими темами ...


5

Программы……………………………………………………….




5.1

.Лаврентьева Е.А. Программа элективного курса «Сервировка и этикет»………………………………………….




5.2

Лаврентьева Е.А.Программа элективного курса «Художественная резка цветов из овощей……………………




5.3

Лаврентьева Е.А.Авторская программа для 10-11 классов

«Первоклассная повариха………………………………………




5.4

Программа обеспечения преемственности между дошкольным и начальным обучением…………………………




6

Педагогический совет на тему: «Модель выпускника школы-социализации личности»………………………………………..




7

Приложения………………………………………………………




7.1

Исследовательский проект по географии на тему:

«Государственная демографическая политика. Какой ей быть?»…………………………………………………………….




7.2

Семинар «Существенные особенности интерактивных форм и методов обучения»………………………………………….…




7.3

Зайцева. Н.В. Урок – юридическая консультация «Трудовое право»…………………………………………………………….





7.4

Зайцева. Н.В. Урок – исторический портрет с элементами музейной технологии по теме «Петровская легенда»…………




7.5

Косогорцева. Г.А. Урок по окружающему миру во 2 классе

«Растения: водоросли, мхи, папоротники …………………….





«Без стремления к научной работе

учитель… попадает во власть

трёх демонов: механистичности,

рутинности, банальности.

Он деревенеет, каменеет,

опускается»

А. Дистервег
Программа опытно-экспериментальной работы
1. Название эксперимента: «Школа социализации личности».
2. Руководитель эксперимента: Губерева Елена Александровна – заместитель директора школы

Адрес: Рассказовский район, посёлок 2-е отделение совхоза «Арженка», ул. Центральная, д.1, тел. (47531) 64-7-99, e-mail: moyrazsk@yandex.ru ,

www – сайт http://razksk.68edu.ru
3. Краткое обоснование актуальности темы

С 2002 по 2004 годы педагогический коллектив работал по единой методической теме «Формирование мотивации учения». Результаты исследований мотивированности школьников выявили одну из причин низкого качества знаний учащихся – проблему демотивированности – низкого уровня, либо отсутствия устойчивой мотивации учения. Исследования многих авторов подтверждают нарастающее с годами осознание школьниками учебного процесса как личностно незначимого. Неустойчивая мотивация к учению у младших школьников, её снижение к концу четвёртого года обучения в подростковом возрасте перерастает в проблему трудностей, связанных с адаптацией при переходе из начальной школы в основную и трансформируются в проблему «трудного подростка».Для ученика –подростка привлекательность школы падает в связи с неудовлетворенностью потребности решать свои личностные и социальные проблемы, аккумулировать свой жизненный опыт. Возникает проблема педагогического отчуждения как нарастание у развивающейся личности взрослеющего человека чувства и осознания чуждости педагогического процесса, его неприятия, которое происходит в неблагоприятной жизненной ситуации, сложившейся в результате психолого-педагогической некомпетентности.


Вместе с тем анализ урочной деятельности педагогов школы показывает отсутствие системы формирования личностных качеств, творческих способностей, ценностных ориентаций и отношений, недостаточное использование связи с жизнью, опоры на опыт школьников, слабое включение их в активную учебно-познавательную деятельность, низкий уровень формирования познавательного интереса и т. д. Всё это препятствует реализации личности школьника как успешной личности, готовой к вступлению в новый для неё социум- мир профессиональных отношений.

Частично проблему социализации личности решает переход старшего звена на профильное обучение. Но, по сути своей, социализация личности – процесс вхождения индивида в социальную среду, его овладение навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качества личности – невозможна без обновления содержания образования, методик обучения, повышения профессиональной компетентности педагогов, развитие творческого потенциала учителей и учащихся, без возможности саморазвития личности.
4. Объект исследования: учебный процесс.
5. Предмет исследования. Цель эксперимента. Задачи
Предмет исследования: процесс социализации школьников.
Цель эксперимента: разработать систему общешкольных мероприятий, способствующих процессу вхождения индивида в социальную среду, его овладению навыками практической и теоретической деятельности, преобразованию реально существующих отношений в качества личности средствами учебного процесса.
Задачи:

1) обосновать необходимость социализации учебного процесса;

2) создать общеобразовательный учебный план, способствующий социализации личности;

3) создать условия подготовки детей 5-6-ти лет к школе и обеспечить преемственность между дошкольным и начальным обучением;

4) сформировать «пакет» диагностических материалов по социализации;

5) выявить возможность формирования надпредметных способов учебной деятельности , способствующих социализации школьников;


6) выявить возможности урока, способствующие социализации личности;

7) развить школьное самоуправление, где ученики смогут проявить коммуникативные умения и осознать своё место в коллективе.
6. Гипотеза

ЕСЛИ усилить направленность учебного процесса на социализацию личности школьника через предшкольную подготовку будущих первоклассников, через использование возможностей форм и методов урока, через проектно- исследовательскую деятельность обучающихся, через использование возможностей школьного компонента в старшем звене, через формирование классных органов ученического самоуправления,

ТО: удастся повысить качество обучения, так как

а) появится возможность эффективнее реализовывать компетентностный подход в обучении;

б) повысится мотивация учения: учащиеся осознают значимость в «послешкольной» жизни знаний и умений, приобретаемых в образовательном учреждении;

в) в ходе опытно- экспериментальной работы удастся создать условия повышения профессиональных компетенций педагогов.


  1. Методы и методики исследования


Теоретические:

  • моделирование

  • сравнение

  • обобщение

  • систематизация

Практические (эмпирические):

  • выявление, описание, анализ, обобщение педагогического опыта и конструирование на его основе нового опыта;

  • анализ школьной документации;

  • исследовательский мониторинг с использованием методики изучения социализированности личности учащегося, разработанная М.И. Рожковым, методики мониторинга определения у ученика качества и уровня сформированности ключевых компетенций, разработанная Третьяковым; методики изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью, разработанная А.А. Андреевым;
  • собственно педагогический эксперимент.



8. Сроки и этапы эксперимента



п/п

Наименование этапа

Содержание этапа эксперимента

Срок осу

ществ

ления

Критерии достижения результата, фиксирующего конец этапа

1.

Диагностический и прогностический

Выявление проблемы эксперимента и обоснование её актуальности

2003

год

Сообщение о проблеме эксперимента на педагогическом совете. Получение одобрения в РОО.

2.

Прогностичес

кий

Подготовка программы эксперимента

Сентябрь- ноябрь

2004 года

Защита на ПС и утверждение в методическом кабинете РОО

3.

Организационный

Выбор базы эксперимента.

Согласование тематики с педагогами на малом ПС.

Декабрь 2004 года-май 2005 года

Получение приказа на проведение эксперимента.

Получение протоколов ПС и родительского собрания и утверждение их на Совете школы.

4.

Установочный и запускающий

Проведение первичных диагностических опросов и анкет.

Сентябрь 2005 года

Получение данных об уровне социализированности школьников и уровне сформированности ученических компетенций, удовлетворенности учеников, педагогов и родителей условиями обучения в школе.


Мониторинг уровня профессионализма педагогических кадров.


5.

Практический

Проведение теоретических семинаров, школьных конкурсов, экспериментальных уроков, занятий в ГКП, мероприятий ученического самоуправления

Октябрь 2005 года- апрель 2007 года

Разработка модели выпускника школы социализации, положений о конкурсах , аналитических справок , протоколов ученических собраний

6.

Итоговый

предварительный

Проведение предварительных итоговых диагностических опросов и анкет

Май 2007 года

Получение предварительных итоговых данных об уровне социализированности школьников и уровне сформированности ученических компетенций.

7.

Резервный

корректировочный

Разработка учебного плана в 10 классе по подготовке младших воспитателей. Консультации с преподавателяи педколледжа.

Сентябрь 2007 года

Формирование программ по предметам, необходимым для обучения по специальности « Младший воспитатель»

8.

Итоговый

Проведение окончательных итоговых диагностических опросов и анкет

Октябрь 2007 года

Получение окончательных итоговых данных об уровне социализированности школьников и уровне сформированности ученических компетенций, удовлетворенности учеников, педагогов и родителей условиями обучения в школе. Мониторинг уровня профессионализма педагогических кадров.

9


Обобщающий и рефлексивный

Составление отчёта по проведенному эксперименту

Ноябрь – декабрь 2007 года

Сообщение на педагогическом совете, предоставление отчета в ИМЦ, получение приказа об окончании эксперимента.


9. Участники эксперимента. Контрольная группа

Участниками эксперимента является школьная администрация, воспитатели ГКП, учителя, работающие в школе.

Контрольная группа: руководитель эксперимента Губарева Е.А., Зайцева Н.В. – заместители директора.


следующая страница >>