birmaga.ru
добавить свой файл

1
Конспект урока по учебному предмету


«Духовное краеведение Тамбовщины» (7 класс)

учителя истории и обществознания муниципального общеобразовательного учреждения Саюкинской средней общеобразовательной школы Рассказовского района

Тамбовской области Часовских Елены Михайловны

Тема урока: «КОЛОКОЛА»

ЦЕЛИ УРОКА: знакомство с феноменом русской культуры, воспитание чувства родины и уважения к наследию прошлого.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:


  • проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями;

  • формировать гражданско–патриотическое сознание, развивать творческий потенциал обучающихся;

  • обобщить материал как систему знаний.

Развивающие:

  • развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать и т.д.;

  • формировать умение строить устное высказывание в форме выступления.


ОБОРУДОВАНИЕ:


  • русская народная песня «Вечерний звон»;

  • аудиозапись различных видов колокольного звона;

  • толковый словарь В. Даля;

  • раздаточный материал.



«…Жива святая Русь, жива Россия…
Горят её, сияют купола,
От моря и до моря
С новой силой
Звонят, звонят её колокола»
(И. Чернухин «Колокола России»)


ХОД УРОКА
Организационный момент.

Сообщение темы урока.

Сегодня вы узнаете, что такое колокола, виды колокольного звона России, определим, какое значение имеет в православном действии. Тема урока «Колокола».

Ребята, прослушайте звон колокола.

(Музыкальное вступление звон колоколов)

На фоне музыки учитель говорит:


«Вслушайтесь в колокольный звон. Вы слышите? Это не голос звучащего металла, это души русских мастеров и говорят они с нами из глубины веков. В каждый колокол вложена частица души колокольных дел мастера. Работал он не за царские награды, а по зову сердца, своим трудом прославлял Отечество» (из книги А.Ф.Бондаренко «Московские колокола XVII в.).
Учитель. Ребята, а какие ассоциации вызывает у вас звон колокола?

(мысли о храме, церкви, России)
Учитель. Верно, давным-давно, колокольные звоны стали олицетворением России. Наша страна в прошлом – это бескрайние просторы, наполненные колокольными переливами. Мы знаем, что на Руси было множество церквей, каждая имела свой неповторимый облик и колокол. Колокольня доминирует над постройками, вокруг нее группируются все здания, принадлежащие церкви.


(Работа в группах)
Сейчас я предлагаю вам стать исследователями. Попробуйте в предложенном материале найти ответы на следующие вопросы:
Вопрос №1. Какова история возникновения колокольного звона? (1гр.)

Вопрос №2. Почему звонит колокол? (2 гр.)
Вопрос №3. Какие бывают колокольные звоны? (3 гр.)
Материал для первой группы.

Единственный музыкальный инструмент в православном храме – колокол. (Понятие колокола из словаря В. Даля). Когда колокола стали употребляться при христианском богослужении – в точности неизвестно. Во время гонений на христиан об употреблении колоколов не могло быть и речи, так как первые христиане собирались на молитву в тайне от властей. Их созывали на богослужение особые люди, которые назывались народособирателями. Первое применение колоколов при христианском богослужении церковное предание относит к св. Павлину, епископу Ноланскому (353-431). Как гласит легенда, во сне епископ видел ангела с колокольчиками, издававшими дивные звуки. Полевые цветы колокольчики подсказали св. Павлину форму колоколов, которые и были употреблены при богослужении. На Руси колокола впервые появились с принятием христианства. Первое летописное упоминание о колоколах на Руси относится к 988 году, то есть во время Крещения Руси. О русских мастерах колокольного дела впервые упоминается в летописи под 1194 годом. Русские мастера с успехом освоили литейное дело и даже превзошли во многом своих иноземных учителей. Русь восприняла колокола, они стали неотъемлемой часть любого православного храма. Колокол воспринимали как живой организм, сравнивая с человеком, давали имена – «Лебедь», «Медведь», «Красный», «Царь-колокол». У него, как и у человека, есть голова, язык, туловище, губа, плечо. И, конечно, у каждого колокола есть свой «характер». Особое место среди всех в мире колоколов занимает “Царь колокол”. Этот колокол переливался несколько раз. Над ним трудился замечательный русский мастер Иван Маторин с сыном. Подготовительные работы затянулись надолго. Но, когда всё было готово к отливке, в Москве случился пожар, который охватил и Кремль. Загорелись деревянные постройки над литейной ямой. При тушении огня от сильного перепада температур колокол дал 11 трещин, и от него откололся кусок весом 11,5 т. Пользоваться таким колоколом было уже нельзя. И он стал никому не нужен. Почти 100 лет колокол находился в земле, и только в 1834 году его подняли из земли и установили на гранитный пьедестал под колокольней.


Материал для второй группы.
Колокольные звоны настолько красивы и многогранны, что не принять их просто невозможно. Нигде в мире не было так много звонниц, как на Руси. Колокола почитали как атрибут богослужения. В народе говорили, что если икона — это молитва в красках, храм — молитва в камне, то колокол — это молитва в звуке, икона звучащая. Звон сопровождал всю жизнь православного человека — с колокольным звоном рождался ребенок, совершались таинства крещения, венчания, отпевания. При победе над врагом радостным звоном встречали победителей. Если случалась беда били в набатный колокол. (Набат – звон в большой колокол, возвещающий о беде). Часто набатные колокола ставили на окраине города, деревни, если до храма было далеко, а об опасности надо было предупредить быстро. Такому колоколу даже поставили памятник, тем самым, подчеркивая значения этого колокольного звона для русского человека. Колокольный звон созывает верующих на Богослужение, сообщает отсутствующим в храме о времени совершения особенно значительных моментах Литургии. Каждые утро и вечер люди, живущие рядом с собором, или случайно оказавшиеся в этом месте, слышат удивительной красоты звон, несущийся с колокольни собора. Иногда, даже далекие от религии, они останавливаются, чтобы послушать колокола собора. А постоянные прихожане по звону легко определят, какой сегодня день – будничный, постный или праздничный.

Материал для третьей группы.
В православной Церкви используются четыре типа колокольного звона: благовест, трезвон, перезвон и перебор.
Благовест – одиночные удары в большой колокол.

Звон, именуемый благовестом, предназначен возвещать о предстоящем начале богослужения. Благовест “…не только оповещает о времени начала службы, но и подготавливает христиан к ней… Он, собственно, уже есть Богослужение” – говорит в “Толковом Типиконе” профессор Михаил Скабалланович.
Трезвон – одновременный звон во все колокола.

Перезвон – это медленный звон в каждый колокол по очереди, начиная с самого большого и, кончая самым маленьким, а затем удар одновременно во все колокола. Перезвон исполняется по особо важным праздникам и действам.

Перебор - медленный звон поочерёдно в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и до большого, а после удара в большой колокол, ударяют во все колокола вместе сразу. (Является погребальным звоном)
(Дети отвечают на поставленные учителем вопросы, для иллюстрирования используются заранее подготовленные изображения колоколов, звонниц, аудиозаписи 4-х типов колокольного звона).
Учитель: Звонарь…… Попробуйте произнести это слово медленно и четко, хорошо выговаривая. Что вы почувствовали?

(это слово поет)
Учитель. Я с вами согласна оно звонкое, радостное и торжественное. И дело, которое делает звонарь, - такое же. Без звонаря не звонили бы колокола на храмах. Колокола доверяют чутким рукам любящего звонаря. А хороший звонарь прекрасно может рассказать о голосе и характере любого из них.
А где – же учат звонарей?

В старину в большие церковные праздники на колокольни разрешалось поднимать и пробовать звонить всем желающим. И среди пробующих всегда находился какой-нибудь мальчик, которого притягивали колокола больше, чем других. Звонари отмечали этих мальчиков и разрешали приходить на колокольню. когда захочется. Так вот и начиналось обучение звонаря - вся звонская наука переходила из рук в руки. А за тем и он мог сам поделиться опытом с новичком.

Дети очень любят колокольный звон. Колокольный звон не мешает детскому сну. В колоколах и детях есть что-то непостижимое, ангельское.
А теперь давайте прослушаем отрывок из песни.

(Звучит песня «Вечерний звон»)
Учитель. Услышали ли вы колокольный звон?

(Колокольный звон исполняется голосом)
Учитель. Значит, голос человека можно использовать как инструмент.

За мелодичность и богатство музыкальной гаммы народ называл звоны малиновыми, красными…

Не найдётся в России человека, который не знал бы строк этой песни. Но не все знают автора этих слов. Им является Иван Иванович Козлов, замечательный русский поэт, современник Пушкина, Жуковского и Тютчева.


И познакомившись с биографией этого автора, стихи будут восприниматься по иному.
(Сообщение учащегося о биографии И.И.Козлова)
И.И.Козлов родился в Москве, в богатой семье, получил хорошее домашнее образование, в совершенстве изучил французский, итальянский языки, блестяще знал литературу. Достигнув совершеннолетия, определился на военную службу, затем на гражданскую. О литературной деятельности и не помышлял. Однако в 1816 году Козлова внезапно поразила тяжёлая болезнь (паралич ног), а три года спустя он начал терять зрение и к 1821 году ослеп. От наследства у него в ту пору ничего не осталось, и он оказался в бедственном положении.

Слепота резко изменила образ жизни Козлова и определила его дальнейшую судьбу. Будучи слепым, он выучил английский и немецкий языки. Козлов начал переводить произведения иностранных поэтов и на сороковом году жизни начал писать стихи сам. Жизнь Козлова протекала в тяжёлых физических страданиях. Он терял речь и слух, но продолжал трудиться. «Уже не зреть мне светлых дней…». Зная биографию поэта, эти строки можно понимать буквально.
Учитель. Современная медицина пришла к выводу, что колокольным звоном лечится ряд психических болезней. Звучащий колокол излучает неслышимые человеческим ухом ультразвуковые волны. Колокола в ультразвуковом диапазоне разрушают оболочки клеток инфекционных вирусов гриппа, гепатита, тифозной палочки. Опыты показали, что вирусы при колокольном звоне превращаются в кристаллические структуры и не несут заразы. Верующие говорят: «Это знания от Бога».

Итог урока:
Учитель.

1. Какие чувства возникли у вас при звучании колокольного звона?
2. Что нового вы узнали о колокольном звоне?
3. Кто такой звонарь?
4. Какие бывают колокольные звоны?

Домашнее задание
Написать сочинение-эссе на тему «Колокольный звон».


Библиографический список:

1. Христианство и культура. Научно-богословский сборник/ Под редакцией Римского В.П. – Белгород: Издательство БелГУ.
2. Патриотическое воспитание: система работы, конспекты уроков, разработки занятий/ автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград, 2006.
3. Воспитание духовно – нравственных ценностей в современной школе. Тамбов, 2007 г .