birmaga.ru
добавить свой файл

1
Задания 1 тура


  1. Придумайте название для своей команды. Составьте небольшой рассказ о своей школе и о себе. Будет здорово, если вы красочно оформите его и дополните своими фотографиями. Для удобства обработки материалов, пожалуйста, используйте программы Microsoft Word или Microsoft Power Point.

При оценке задания учитывается:

    • содержание

    • творческий подход

    • оригинальное оформление

  1. Разминка

1. «Шутливые вопросы»

  • Какой кулон нельзя повесить на шею? (Кулон, единицу измерения электрического заряда, нельзя повесить на шею.)

  • Какое поле нельзя засеять? (Электрическое, или магнитное, или гравитационное поле нельзя засеять.)

  • Какой проводник не принесет вам чая в поезде? (Проводник электрического тока не принесет вам чая в поезде.)

2. Загадки

«В чем сущность явлений?» – на это ответ

Искал сиракузский мудрец … (Архимед)

«Быстрей ли то падает, что тяжелей?» –

И это проверить решил … (Галилей)

«Сложен мир из мельчайших частиц», –

Так считал древний грек … (Демокрит)

3. Попробуйте получить общеизвестные словосочетания, подобрав к прилагательному из левого столбца существительное из правого.



        1. Материальная

        2. Гидравлический

        3. Удельная

        4. Поступательное

        5. Гальванический

        6. Жидкостный

        7. Гравитационное

        8. Плавкий

        9. Черная

        10. Постоянный

  1. Дыра

  2. Предохранитель

  3. Точка


  4. Поле

  5. Магнит

  6. Элемент

  7. Движение

  8. Пресс

  9. Теплоемкость

  10. Манометр



Ответ: 1-в, 2-з, 3-и, 4-ж, 5-е, 6-к, 7-г, 8-б, 9-а, 10-д.

Задания II тура.

I
. Представьте себе, что вы находитесь на орбитальной космической станции в состоянии невесомости. Представили? А теперь ответьте, пожалуйста, на вопросы.

  1. С помощью каких часов вы будете измерять время: песочных, пружинных или электронных? (В условиях невесомости время можно измерять с помощью пружинных часов, т.к. силы упругости имеют электромагнитную природу, и электронных часов. Песочные часы не действуют, т.к. песок не имеет веса.)

  2. Сможете ли вы набрать жидкость в пипетку, если на станции поддерживается нормальное атмосферное давление? (Да, набрать жидкость в пипетку можно, т. к. действует атмосферное давление. При нажатии на пипетку из нее удаляется воздух, а когда мы ее разжимаем, то под действием атмосферного давления жидкость поднимается по стеклянной трубочке.)

  3. Вы проводите эксперимент: разводите золотых рыбок в космосе. Производит ли вода давление на дно и стенки аквариума? (Нет, вода вследствие невесомости не оказывает никакого давления.)

  4. В космосе случаются и ЧП (чрезвычайные происшествия). Вы “уронили” стальной гаечный ключ, которым завинчивали гайки люка в аквариум с рыбками. Утонет ли он в воде? (Ключ может находиться в любой точке жидкости, поскольку на орбитальной космической станции и ключ и вытесненная им жидкость невесомы. А сила тяжести действует на тела и в состоянии невесомости!)
  5. Люк вы закрывали после того, как транспортный корабль «Прогресс» доставил баллоны с воздухом на орбитальную станцию. Производит ли воздух давление на стенки баллона в условиях невесомости? (Производит, т.к. давление в газе обусловлено ударами молекул о стенки сосуда. А беспорядочное движение молекул существует и в состоянии невесомости.)


  6. Ваша каждодневная обязанность – записывать в бортовой журнал температуру, давление и влажность. Показания какого барометра вы будете записывать: ртутного или анероида? (Показания барометра- анероида. Столб ртути веса иметь не будет и под действием атмосферного давления заполнит всю стеклянную трубку.)

  7. В условиях невесомости вам необходимо заниматься физическими упражнениями. Могут ли для этого пригодиться гантели и эспандер? (Для занятий физическими упражнениями пригодится эспандер. Эспандер имеет пружины или упругую ленту и при растяжении в них возникают силы упругости, которые в условиях невесомости никто не отменял.)

  8. Перед полетом в космос вы тренировались в Центре подготовки космонавтов. Для отработки навыков работы в условиях невесомости вас в специальном скафандре погружали в воду, где вы не тонули и не всплывали. При каком условии это возможно? (Сила тяжести, действующая на скафандр с человеком, должна уравновешиваться архимедовой силой, тогда вес человека в скафандре будет равен нулю.)

II. Придумайте, пожалуйста, два блиц-вопроса по физике для других команд.

III тур «История одного открытия»

  1. Этот продукт для приготовления изысканного французского блюда помог совершить открытие. Что это за открытие? Кто его автор? (Опыты Луиджи Гальвани по действию электрического тока на мышцы лапок лягушки натолкнули Алессандро Вольта на создание первого источника постоянного тока (вольтов столб) и открытию закона контактных напряжений (при соединении двух разных металлов между ними устанавливается разность потенциалов).)
  2. Корабельный врач. Море. Тропики. Больной матрос. Врач делает ему кровопускание. Размышления над результатом операции приводят врача к открытию одного из фундаментальных законов физики. Что это за закон? Какие еще ученые считаются его авторами? (Немецкий врач Юлиус Роберт Майер открыл закон сохранения энергии. Авторами этого закона считаются также Джеймс Прескотт Джоуль и Герман Людвиг Фердинанд фон Гельмгольц.)


IV тур «Бумеранг»

  1. Сможет ли космонавт на базе услышать взрыв астероида в космосе? (Космонавт на базе не сможет услышать взрыв астероида, так как в безвоздушном пространстве звук не распространяется.)

  2. Что чернее всего? (Чернее всего дыра. Например, дырочка в закрытом ящике или отверстие в закрытом сосуде. Причина в том, что пучок света, проникающий через отверстие, частично поглощается зачернёнными стенками и частично отражается. Но отражённая часть попадает не в дырочку, а снова на зачернённую внутреннюю поверхность. Свет, проникший в ящик, претерпевает столь многократные отражения и поглощения, что ослабляется до неспособности действовать на наш глаз.)

  3. Можно ли видеть зеркало? (Хорошее чистое зеркало невидимо. Можно видеть раму зеркала, его края, предметы, в нем отражающиеся, но самого зеркала, если только оно не загрязнено, видеть нельзя. Всякая отражающая поверхность, в отличие от поверхности рассеивающей, сама по себе невидима.)
  4. Почему Алексей Леонов после пребывания в открытом космосе испытывал громадные трудности при входе в шлюзовую камеру? ( Когда Леонов успешно завершил всю программу, он отчетливо осознал, что вернуться на корабль он не может. В шлюз нужно было входить ногами вперед и закрыть за собой крышку люка. Но раздувшийся скафандр не проходил во входной люк. Оказалось, его скафандр непомерно раздулся от избыточного давления и стал более жестким, сковав движения. Возвращение становилось невозможным. Нужно было быстро найти выход: кислород в скафандре заканчивался и, кроме того, корабль вот-вот должен был войти в тень Земли, в кромешную темноту. Леонов сбросил давление в скафандре, чтобы он «похудел» и сделался мягче. А затем неимоверными усилиями стал протискивать себя в люк головой вперед. Оказавшись в шлюзе, он сжался в комок и стал разворачиваться на 180 градусов, головой к выходу, чтобы дотянуться до наружного люка и закрыть его. Развернуться в узкой трубе шлюза в принципе невозможно, но от этого зависела его жизнь, и он развернулся. Все это время он еще спасал кинокамеру. В ней была отснятая пленка, запечатлевшая его выход, и терять ее было жалко.)