birmaga.ru
добавить свой файл

1
Развитие русско-китайских отношений в условиях глобализации

Две крупные державы Евразии, Китай и Россия, прошли долгий путь развития дипломатических отношений. В рамках международных отношений Россия и Китай выступали не только в роли партнеров, союзников, но и противников. Однако изменение геополитической ситуации в мире, развал СССР и окончание Холодной войны, и усилившихся после этих событий процессов глобализации, - в условиях трансформации мировой системы, - происходит изменение дипломатических отношений между двумя этими государствами. Проходят контакты на правительственном уровне между Китаем и Россией, укрепляются экономические связи, усиливается сотрудничество в культурной и образовательной сферах. Оба государства были инициаторами создания таких международных организаций как ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), БРИК. Отмеченные факты свидетельствуют, что между КНР и РФ расширяются сферы взаимодействия, которые могут привести к созданию регионального блока. Вместе с этим не стоит делать скоротечных выводов о развитии русско-китайских отношений. На основании проведенного анализа развития дипломатических связей между двумя государствами возможно сделать заключение о состоянии русско-китайских отношениях на современном этапе.

Первый договор между Россией и Китаем был заключен в 1689 году (Нерчинский договор). Он был направлен на урегулирование приграничных конфликтов между Цинским Китаем и Московской Русью. Дальнейшее развитие отношения между этими государствами получило развитие лишь в середине XIX века. Это было вызвано следующими причинами: во-первых, по результатам Крымской войны 1853 – 1856 гг. Россия была фактически отрезана от Европы, и соответственно она начала ориентироваться на Восток (Средняя Азия, Китай, Япония); во-вторых, Крымская война 1853 – 1856 гг. показала, что европейские государства не прочь занять дальневосточные территории, поэтому в правящих кругах России была выдвинута идея сохранения дальневосточных земель в составе Российской империи. Для этого необходимо было окончательно решить территориальный спор с Цинским Китаем. В связи с чем были заключены Айгунский (1858 г.) и Пекинский (1860 г.) мирные договоры, по которым России отходили территории современного Приморского края и юга Хабаровского края; в-третьих, в результате Опиумных войн (1839 – 1842 гг., 1858 – 1860 гг.) Китай стал полуколонией европейских держав. В условиях разворачивавшейся борьбы за территории (колонии) Цинская империя стала «лакомым кусочком» для европейских государств, и Россия не хотела уступать своим соперникам и союзникам в борьбе за эти территории. Россия сосредоточила свое внимание на Маньчжурии (Северном Китае). Началось строительство КВЖД, по веткам которой строились станции, впоследствии выросшие в города (одним из таких городов стал Харбин), укрепились экономические связи, Тихоокеанский флот по договоренности с китайской стороной был расквартирован на территории Цинской Империи. Впоследствии обе стороны подписали договор, направленный против Японии. При всем этом русско-китайским отношениям отводилось второстепенное значение. Китаю отводилась роль периферийной территории, которую Россия любыми способами должна занять. Данные положения были обусловлены следующими причинами. Во-первых, центром мирового развития в период развитого колониализма находился в Европе. Народы, проживающие вне рамок европейской цивилизации, не имеют право на самостоятельное существование, так как они являются представителями варварских цивилизаций. (Р. Робертсон, С.Лунев, Г. Широков, И. Валлерстайн). Показательным примером в этом отношении является концепция мировой истории, написанная в начале XX века, которая свидетельствовала о том, что она была в значительной степени сосредоточена на проблеме превосходства Запада над остальным миром1. Во-вторых, в условиях разворачивавшейся борьбы за колонии Китай становился ареной борьбы европейских держав за эти территории, о чем свидетельствует русско-японская война 1904 – 1905 гг., франко-китайская война 1884 – 1885 гг., японо-китайская война 1894-1895 гг. и т.д. В-третьих, Россия относила себя к европейской цивилизации, поэтому главное направление во внешней политике было европейское, а восточное направление считалось второстепенным. Впоследствии восстание Ихэтуаней (боксеров) 1899 – 1901 гг. продемонстрировало, что Россию, как и Англию, Францию, Германию, Японию и местное население квалифицировало как захватчиков.

Октябрьская революция 1917 г. не привело к эпохальному сдвигу в русско-китайских отношениях. Это было связано с тем, что большевики грезили о мировой революции, которая, по их мнению, должна была начаться в Европе. Таким образом, можно говорить о том, что сохранялся европейский внешнеполитический курс. Поворотным пунктом стал 1921 г. В этом году прошел конгресс народов Востока в Баку. Оказавшись перед фактом, что долго ожидавшаяся большевиками революция в Германии (плацдарм мировой революции) вряд ли произойдет, они повернули на Восток. «Произошел сдвиг геополитического акцента большевиков с пролетарской революции в высокоразвитых индустриальных государствах на антиимпериалистическую борьбу в колониальных и полуколониальных странах мира»2. В связи с чем начали развиваться дипломатические отношения между Китаем и Россией. Реальной силой в Китае большевики считали Гоминьдан, а не коммунистов. Поэтому развивали они отношения с гоминдановским Китаем. После окончания Второй Мировой войны на первых порах СССР продолжал поддерживать гоминдановский Китай. Данное обстоятельство было вызвано тем, что между СССР и США были сходные позиции к общему союзнику, Китаю, под руководством Чан Кайши3. Однако когда началась Гражданская война в Китае 1945 – 1949 гг. СССР стал поддерживать коммунистов. Этот факт был обусловлен рядом причинам. Во-первых, контроль над Маньчжурией был приоритетной задачей для Москвы. СССР в условиях нарастания противоречий между Западом и социалистическим блоком не хотел иметь противников в непосредственной близости, особенно на Востоке страны. Чан Кайши не располагал возможностями распространить власть на Маньчжурию в короткие сроки, а вот коммунисты, напротив, имели возможности и средства для этих целей. Поэтому СССР в период Гражданской войны в Китае 1945 – 1949 гг. начал поддерживать коммунистов, во главе которых стоял Мао Цзэдун. Советские власти передали вооружение квантунской армии, захваченное во время боевых действий с Японией, оказали экономическую помощь, предоставили специалистов. Во-вторых, в Китае стал вырабатываться внешнеполитический курс, ориентировавший Поднебесную на Россию. В основе этого постулата лежали три причины. Первая – в Китае положительно относились к идеалам социализма (уважение коллективных интересов, «уравниловка), что было обусловлено спецификой китайской цивилизации. Вторая – Капиталистическая агрессия, которая продолжалась в течение века, принесла Китаю лишь бедствия. Возникшая на просторах СССР новая модель модернизации (социалистическая) давала возможность построить справедливое общество, без влияния идей империализма и капитализма. Третья – Первая и Вторая мировая война показала, что западная модель модернизации является не только созидательной, но и разрушительной4.

Все вышеперечисленные обстоятельства сближают Китай и Россию по многим вопросам. В соответствии концептуальных представлений между КНР и СССР был подписан «Договор о дружбе, союзе и взаимопомощи от 14 февраля 1950 года». «Данным договором был оформлен советско-китайский военно-политический альянс, направленный против США и их союзников»5. Советскому Союзу по этому договору отводилась ведущая позиция, а Китаю роль «младшего брата». Тем не менее, начиная с конца 50-х гг. XX в. начался период противоречий между Китаем и СССР, апогеем которого стали события на Даманском острове (1969 г.). Расхождения по многим позициям начались с XX съезда КПСС 1956 г. Н.С. Хрущев выступил с докладом, осуждавший культ личности И. В. Сталина. Китай строил модель социализма по сталинскому образцу, тем самым советские чиновники дискредитировали Поднебесную. Поэтому китайской стороне нужно было новое обоснование построения социализма в стране. Такой концептуальной основой становится теория Мао Цзэдуна о трех мирах. В ней давалась обоснование не только социалистическому строительству в государстве, но и был выработан внешнеполитический курс страны. В теории напрямую заявлялось о борьбе с советским гегемонизмом и о сближение с Западом. Нормализация отношений между Китаем и СССР произошла лишь со сменой руководства, когда к власти в Китае пришел Дэн Сяопин. «На XII съезде КПК (1982 г.) была принята центральная установка на проведении независимой и самостоятельной внешней политики, обуславливающая принцип не вступления в союзнические отношения с какой-либо из сверхдержав и в определенной степени уравнивающая отношения Китая с Соединенными Штатами и Советским Союзом»6. Данный факт был обусловлен тем, что в этих государствах концентрируется внимание на решение внутренних социально-экономических проблем. Нормализация отношений между государствами привела впоследствии к подписанию коммюнике между М.С. Горбачевым и премьером Государственного Совета КНР Чжао Цзыяном. В договоре было написано, что отношения между партиями, КПСС и КПК, будут развиваться на основе четырех принципов: независимости и самостоятельности, полного равенства, взаимного уважения и взаимного невмешательства во внутренние дела.

С развалом СССР и падением Железного занавеса в русско-китайских отношениях начался новый этап. Развал Советского Союза изменил конфигурацию взаимодействия с азиатским гигантом. В начале 90-х гг. XX в. между Китаем и Россией наступил период похолодания. Данный аспект внешнеполитического курса России был обусловлен следующими причинами. Во-первых, долгое время отрезанная от Западного мира Россия пытается компенсировать утраченное время. Во-вторых, с развалом СССР Россия утрачивает статус великой державы. Поэтому России необходимо было решить вопрос с Западным миром о своем статусе и о многих других вопросах. Российским руководителям в большей степени, чем советским, был свойствен американо- и европоцентризм7. Результатом такого положения дел становится негативные явления в экономической сфере. Сокращается экономическое сотрудничество между двумя гигантами (в рамках государств). Примером провала сотрудничества между Китаем и Россией служит проект освоения бассейна р. Туманная. РФ отказалась от этого проекта. Российская сторона объясняла данный факт тем, что она теряла право на полный и безусловный суверенитет над территорией. Проект в итоге разрабатывался лишь на китайской территории – в Янбиянь (провинция Цзилинь)8. Вместе с этим продолжается сотрудничество между Россией и Китаем на политическом уровне. «В ходе Шанхайской встречи глав государств России, Китая, Казахстана, Киргизстана и Таджикистана в апреле 1996 г. было подписано соглашение о взаимном ненападении и принятии мер по установлению доверия в приграничных территориях»9. Встреча в Шанхае дала толчок к образованию Шанхайской организации сотрудничества. Политическое сотрудничество объяснялось тем, что на просторах СССР образовалась группа независимых государств, которые имели общую границу с Китаем. Поэтому этим государствам нужно было переоформить договоры, регулирующие приграничный вопрос между государствами. В декабре 1992 г. президент России Б. Ельцин посетил Китай. Было подписано более 20 соглашений о сотрудничестве. В 1994 г. председатель КНР Цзян Цзиминь посетил с рабочим визитом Москву, где было подписано соглашение о сокращении вооруженных сил в районе границы. Тем не менее, прорыв в развитии в русско-китайских отношениях не произошел, что было связано с вышеуказанными причинами – атлантический внешнеполитический курс РФ. Некоторые изменения в русско-китайских отношениях произошли в 1995 – 1996 гг. Этому способствовали следующие обстоятельства. Во-первых, события в Югославии в 1992 – 1995 году вывали рост недоверия между Россией и странами НАТО. Начинается процесс расширения НАТО на Восток за счет включения в альянс бывших союзников СССР по Варшавскому договору10. Данный факт вынудил Москву скорректировать внешнеполитический курс. На пост министра иностранных дел был назначен Е.М. Примаков. При нем произошел «разворот внешней политики России на Восток, в том числе Восток ближнего круга, в рамках СНГ11. Во-вторых, происходит поворот Китая к сближению с Россией. В марте 1996 г. в зоне Тайваньского пролива возник мини-кризис. Вооруженные силы КНР (150 тыс. войск) провели крупномасштабную военную демонстрацию. США выступили с осуждением действий Китая и направили в зону Тайваньского пролива военные корабли для устрашения. В связи с чем между Китаем и США наступил период относительного похолодания. Китай начал активный поиск союзников в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Наиболее привлекательным вариантом становится Россия. Именно с этого периода начинается активное сотрудничество России и Китая во многих областях – экономики, политики, культуры. К сожалению большинство договоров осталось на бумаге. Это обстоятельство было связано с тем, что российские руководители считали, что Китай больше нуждается в России, нежели Россия в Китае. «Сознательно или бессознательно российские руководители продолжают считать страну (Россию) мощной мировой державой, в том числе, в экономическом плане, а все незападные страны (включая Китай и Индию) – развивающимися и мечтающими о партнерстве с Россией»12. Государства же Восточной Азии (в том числе Китай) воспринимает Россию как экономического аутсайдера. Вот почему не произошло прорыва в русско-китайских отношениях на региональном уровне, они так и остались на бумаге, которые положили в долгий ящик.

Подлинным прорывом в русско-китайских отношениях можно считать 2000-е гг. Если в 2000 г. объем торговли не превышал 10 млрд., то в 2008 г. вырос почти до 50 млрд. долл. За десять лет Китай превратился в главного регионального партнера. Серьезно увеличились и его инвестиции в российскую экономику»13. Азиатское направление стало приоритетным направлением во внешней политик России. Важность данного направления было озвучено в ноябре 2000 г. в концепции участия России в Форуме АТЭС. Одни из первых пунктов гласил следующее: «Осуществить реальный отход от излишней ориентации на Европу и США в нашем политическом и экономическом мышлении и общественном сознании; выделить азиатско-тихоокеанское направление в качестве одного из приоритетных в общей композиции российской внешней политики»14. Именно этот период в истории стал переломным в русско-китайских отношениях. Восточноазиатский кризис 1998 г. показал, что мир уже не тот каким он был ранее. Он продемонстрировал, что мир стремится не однополярности, а к многополярности, а «Россия и Китай – две крупнейшие державы, полюсы формирующегося многополярного мира. Российские власти считали, что Китай уверенно превращается в глобальный центр силы и что сильный и стабильный Китай отвечает интересам безопасности России и является полезным экономическим партнером»15. Россия стремилась вернуть себе статус великой державы (имперский статус) после развала СССР. Хотя номинально Западный мир признал за ней это право, но практике этого не происходило. Тогда Россия пошла на сотрудничество с Китаем по данному вопросу. Китай же был более сговорчив. Признание Китаем статуса великой державы за Россией, который становился одним из центров мирового развития, вынудило признать этот статус и Западным миром. Россия пошла на сотрудничество с Китаем, так как этого требовала сложившаяся ситуация в Восточной Сибири на Дальнем Востоке. Восточная Сибирь и Дальний Восток в экономическом плане выпадали из экономических связей, произошла деградация этого региона. В связи с этим в национальных интересах России следовало развивать торгово-экономические отношения со странами восточноазиатского региона, причем в первую очередь с Китаем, не только в двухстороннем порядке, но и на многосторонней основе16. Среди наиболее привлекательных направлений в плане «торговля плюс инвестиция» становятся производство и экспорт энергоресурсов. Однако это обстоятельство создают условия для превращения России в сырьевой придаток не только Запада, но и Востока. Все перечисленные обстоятельства прогрессивно сказались на русско-китайских отношениях. Россия и Китай сотрудничают во многих областях – безопасность, экономическая и политическая сфера, культура и образование и т.д.


В экономической сфере это привело к тому, что русско-китайские отношения способствовали развития отношений РФ с государствами Восточноазиатского региона. Китай на сегодняшний день является неформальным лидером данного региона. У восточного соседа налажены экономические и политические связи со многими государствами восточноазиатской зоны. Поэтому сотрудничество России и Китая способствует сближению РФ с государствами Юго-восточной Азии – Сингапур, Таиланд, Малайзия, Тайвань, Гонконг.

В политической сфере сотрудничество привело к созданию международной организации БРИК, которая должна окончательно подорвать планы США на создание однополярного мира.

Вместе с этим развитие русско-китайских отношений во многих направлениях создают условия для превращения Китая в «старшего брата» - лидера, а России отводится роль «младшего брата», который должен следовать указаниям своего партнера.


1Robertson R. The New Global History: A Sociological Assessment// http://www.iea.usp.br/english/articles/

2 Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология XXI века. – М.: Логос, 2004 – С. 21

3Системная история международных отношений в двух томах / Под редакцией А.Д. Багатурова. Том Второй. События 1945-2003 годов.-М.: Культурная революция, 2009. - С.114

4 Ян Хуньюй, Ду Яньхуа Повороты на пути к модернизации в Китае // Восточная и Южная Азия в современном мире (Внутриполитические и внешние факторы развития) Реф. Сб. / РАН ИНИОН. – М., 2010 – С. 79

5 Северо-Восточная и Центральная Азия: динамика международных и межрегиональных взаимодействий: Учеб пособие / Под ред. А.Д. Воскресенского. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 2004. – С. 139

6 Там же стр. 157


7 Лунев С.И., Широков Г.К. Трансформация мировой системы и крупнейшие страны Евразии. М., Academia, 2001. – С. 250

8 Костюнина Г. М. Азиатско-Тихоокеанская интеграция. – М.: РОССПЭН, 2002. – С. 82.

9 Лунев С.И., Широков Г.К. Трансформация мировой системы и крупнейшие страны Евразии. М., Academia, 2001. – С. - 255

10Системная история международных отношений в двух томах / Под редакцией А.Д. Багатурова. Том Второй. События 1945-2003 годов.-М.: Культурная революция, 2009. - С.571

11 Белокреницкий В.Я. Восток в мирополитических процессах. Азия и Африка в истории международных отношений и современной мировой политике. М.: ИВ РАН, 2010 – С. 252.

12 Лунев С.И., Широков Г.К. Трансформация мировой системы и крупнейшие страны Евразии. М., Academia, 2001. – С. – 261.

13 Белокреницкий В.Я. Восток в мирополитических процессах. Азия и Африка в истории международных отношений и современной мировой политике. М.: ИВ РАН, 2010 – С. 258

14 Восточная и Юго-Восточная Азия – 2001: Проблемы и противоречия/ Отв. Ред. В.В. Лапердина. – М., 2009 – С.140.

15 Северо-Восточная и Центральная Азия: динамика международных и межрегиональных взаимодействий: Учеб пособие / Под ред. А.Д. Воскресенского. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 2004. – С. 310.

16 Восточная Азия: между регионализмом и глобализмом/ Отв. Ред. Г.И. Чуфрин. М: Наука, 2004 – С. 237