birmaga.ru
добавить свой файл

1
Забельская Татьяна Николаевна,


учитель математики МАОУ «Гимназия №2

Развитие креативности мышления учащихся

средствами математики.

Математику уже затем учить надо,

что она ум в порядок приводит.

М. В. Ломоносов

Через толщу веков, как огненный факел первооткрывателей, к нам пробился звонкий девиз ищущих, эмоциональный порыв победителей, гордый человеческий возглас: «Эврика! Я нашёл!» Его торжественно и радостно произнёс Архимед в минуту высочайшего интеллектуального напряжения, в минуту гениального открытия, в минуту славной победы человека над незнанием. Эту победу может совершить только человек-творец, личность, способная к творчеству.

А что же такое творчество? Какую личность можно назвать творческой? В словаре русского языка Н.И. Ожегова дано следующее толкование этого слова: «Творчество – создание новых по замыслу культурных материальных ценностей. Творческий – созидательный, самостоятельно создающий что-нибудь новое, оригинальное».

Считаю ли я себя творческой личностью? Да, считаю, потому что я многое умею создавать своими руками: умею шить и вязать, умею играть на фортепиано и гитаре, неплохо пою и пишу стихи, сочиняю интересные сценарии для гимназических мероприятий и люблю спорт (увлекаюсь лыжами, коньками, туризмом). А ещё я люблю свою профессию, так как именно она способствует постоянному погружению в удивительный, волшебный мир детства. Просыпаюсь утром с улыбкой и лечу в школу, как на праздник. Вижу светящиеся глаза встречающих меня детей, черпаю в них силы, вдохновение, веру в себя и в то, что смогу сегодня подарить им радость, радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам, радость приобщения к творчеству, к миру великой Математики, царицы всех наук.

Часто говорят, что математика скучна. Так думают нерадивые ученики и люди, далеко стоящие от математики. Математика пленяет всех тех, кто достаточно продвигается в её изучении. Недаром выдающийся русский математик Софья Васильевна Ковалевская писала: «Многие, которым никогда не представлялось случая более узнать математику, смешивают её с арифметикой и считают наукой сухой. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего времени говорит совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе».


В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится о том, что в условиях модернизации и инновационного развития России «…важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения…». На мой взгляд, развитию этих качеств, как ни один другой предмет, способствует математика. Решить сложную, оригинальную, нестандартную задачу - огромнейшее интеллектуальное наслаждение для любого человека. Оригинальные находки, неожиданные подходы, изобретательные выходы из трудных положений являются мощнейшим катализатором интеллектуального развития растущего человека.

Согласно современной концепции математического образования, его важнейшей целью является интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для человека, стремящегося создать новое, умеющего видеть нестандартные решения проблем. Однако существующие учебники и дидактические материалы по математике, к сожалению, не идут в ногу со временем, так как их содержание не соответствует современным требованиям к результату обучения. Современные учебные пособия не содержат достаточного количества нестандартных задач, не содержат материала для качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации, в них редко встречаются задачи прикладного характера. Всё это не способствует творческому развитию личности и делает актуальным создание системы работы учителя по развитию креативности мышления учащихся.

Я разделяю мнение психологов Александра Хайема и Филиппа Картера о том, что креативным потенциалом обладает каждый и что любой человек может «раскрыть свой скрытый креативный потенциал», важно создать условия для развития креативности мышления.

Этим определяется цель внедрения системы работы по развитию креативности мышления учащихся в педагогическую практику. Она состоит в создании условий для формирования у учащихся эвристического, креативного мышления средствами математики.


Поскольку креативность характеризуется умением уйти от общепринятых способов мышления и генерировать свежие идеи можно определить основные задачи, которые решает педагог, внедряя эту систему:


  • Развитие математической культуры учащегося;

  • Формирование навыков самостоятельного поиска новых закономерностей;

  • Получение представления об общих приёмах, которые облегчают поиск решения задачи;

  • Формирование умения переносить знания и способы действий в незнакомые ситуации.

Какие же способы развития креативности учащихся я использую на практике?

Воспитание у школьников интереса к математике, развитие их математических способностей невозможно без использования в учебном процессе задач занимательного и нестандартного характера. Их решение позволяет развивать у учащихся такие приемы мыслительной деятельности, как анализ, синтез, аналогия, обобщение, формирует гибкость и вариативность мышления, приучает детей к критическому осмыслению полученных результатов. Занимательные задания способствуют формированию гибкости ума, освобождению мышления от шаблонов. Большую подборку, используемых мною занимательных и нестандартных задач, вы можете найти на моем сайте по адресу http:// yrtan.net.ru. Отличительною особенностью этих заданий является то, что они направлены на развитие логического мышления, пространственных представлений, умений наблюдать, анализировать, выделять существенные признаки сравнивать, интегрировать и синтезировать знания из разных областей. Эти материалы могут быть использованы учащимися для самообучения и самодиагностики своих потенциальных возможностей в развитии креативности.

Развитие творческих способностей у учащихся я осуществляю через использование игры, так как именно игровая деятельность (сайт
http:// yrtan.net.ru.) является одним из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету. В процессе игры замечательный мир детства соединяется с прекрасным миром науки, в который вступают ученики. В играх различные знания и новые сведенья ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, недостижимым, во время игры легко усваивается. Игра, учение, труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра готовит ребёнка как к учению, так и к труду. Глубоко ошибаются те, кто считает, что игра – лишь забава и развлечение. Игру можно назвать 8-м чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. Игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.


Развитие творческих способностей я осуществляю через реализацию программ элективных курсов «Занимательная математика» ( 4 класс) «Живая математика» (5 – 8 класс ), «За страницами учебника математики» (9 класс). (сайт http
:// yrtan.net.ru.) Работа по этим программам способствует не только углублённому изучению предмета, но и развитию личностных качеств обучающихся, активизирует их мыслительную деятельность, поддерживает и развивает творческое мышление.

Развитие творческих способностей я осуществляю через применение собственных методических разработок. Дидактические и контрольные- измерительные материалы для подготовки учащихся к итоговой аттестации (сайт http:// yrtan.net.ru.) дают возможности эффективно организовывать подготовку учащихся к ЕГЭ, способствуют выработке специальных умений и навыков решения задач, повышение уровня математической грамотности у учащихся, развитию творческого мышления.

Успешность применения моего педагогического опыта по развитию креативности учащихся подтверждается следующими результатами:


  • Успешная сдача ЕГЭ учащимися 11П класса в 2008 году ( средний был 70, что выше среднеобластного);

  • Учащийся 11П класса Баранов Глеб получил самый высокий балл в области - 86 (из 100 возможных );

  • Высокий показатели сдачи экзамена по алгебре на ГИА учащимися 9Э класса в 2009 году ( средний бал 22 , что выше среднеобластного);

  • Ученица 9 Э класса Сергашова Мария получила наивысший балл – 32 ;
  • Успешное выступление на городских и областных олимпиадах по математике. В 2006-2007 учебном году на городской олимпиаде по математике учащийся 10П класса Баранов Глеб занял 2-е место, а учащийся 10П класса Леонтьев Александр 5-е место. В том же учебном году на областной олимпиаде по математике учащийся 10П класса Баранов Глеб занял 2-е место, а учащийся 10П класса Леонтьев Александр 3-е место. В 2007-2008 году ученик 11П класса Баранов Глеб на городской олимпиаде по математике занял 5-е место, а на областной - 4-е. В 2009-2010 учебном году ученица 8 М2 класса Колюк Олеся на городской олимпиаде по математике заняла 1-е место .


  • Успешное выступление на Международном математическом конкурсе – игре «Кенгуру». В 2006- 2007 году ученица 5 М2 класса Колюк Олеся заняла 3-е место по региону. В 2007-2008 ученица 6 М2 класса Колюк Олеся заняла 1 –е место по региону.

  • Успешное выступление на Открытой зональной олимпиаде. В 2008-2009 году ученица 5-го М1 класса Андреева Лиза заняла 1-е место. В 2009-2010 ученица 6М1 класса заняла 3-е место.

  • СОУ выросла от 0,69 до 0,80 .

  • Качество знаний по предмету в среднем до 90%.

  • Удовлетворённость родителей и детей качеством преподавания предмета составляет 83% (результаты областного психолого-педагогического исследования в системе «Учитель-ученик» 2010 г.)

Практическая значимость опыта педагогической деятельности для учителей и методистов состоит в возможности его использования при подготовке к уроку.

Практическая значимость опыта для учащихся - это возможность самоконтроля и самодиагностики своих творческих возможностей, использование материалов для подготовки к ЕГЭ.

Практическая значимость опыта для родителей - это возможность использования нестандартных задач для развития креативных способностей, не только своих детей, но и своих собственных.

Ведущей идеей предлагаемой мной системы работы является развитие у учащихся креативного, творческого подхода к решению проблем, формирование способности принимать решение в нестандартных ситуациях, умения видеть вещи свежим взглядом, чтобы находить необычный и зачастую парадоксальный, но самый правильный путь к цели .

Развитие креативных способностей средствами математики поможет учащимся творить, думать необычно, оригинально, смело, видеть то, мимо чего они часто проходили, не замечая, преодолевать трудности и идти через невозможное вперёд.