birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3



Материалы к теме «Развитие управленческих знаний»


РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
До XIX века:

  • развитие знаний о поведении организаций осуществлялось в рамках других наук,

  • не пытались построить теорию управления как отдельную систему знаний об управлении, имеющую фундамент (принципы, законы) и свою систему моделей.

Замечание. Когда мы говорим о знаниях как отдельной системе, то в соответствии с принципами системного описания, они должны иметь свое функциональное описание (назначение): знания для управляющих, знания для управления, знания об управлении; свое морфологическое описание: элементы, связи, структура, композиция.

Почему складывалась такая ситуация? (Причины?)

  1. Отсутствовал социальный заказ: уровень развития промышленных организаций не высокий, собственность частная и казенная (государственная), опыта управляющих достаточно для того, чтобы управлять существующими объектами.

  2. Общественное мнение:

  • еще Аристотель в "Политике и этике" писал, что "из двух способов делания денег один представляет собой часть управления домашним хозяйством, а другой - розничную торговлю; первый является необходимым и достойным, другой же является видом обмена, который справедливо порицают, поскольку он противоестественен и благодаря ему люди наживаются друг на друге".

  • несмотря на то, что сбытовые, страховые и кредитные организации оформились еще до промышленной революции XIX века, предпринимательская деятельность считалась унизительным занятием (Наполеон именовал англичан нацией лавочников)
  • ученые и в первую очередь экономисты занимались политической экономией и неуправленческими аспектами деятельности предприятий. Рассматривая вопросы эффективности управления (организации управленческой деятельности) в качестве внешнего фактора в своих моделях.


  • среди администраторов коммерческих, государственных и других организаций было широко распространено убеждение (их установка, сформированная их практикой и практикой предшествующих поколений управляющих), «управление - это только искусство, а не наука».

  • среди владельцев и управляющих коммерческих предприятий мнение, что «разработка какой-либо теории ничего не даст: понимание тройки (технология - цена - баланс) вот суть управления». Все остальное научные схоластические изыскания, ненужные умствования о понимании сути деятельности управляющего, законах (принципах) управления. Достаточно выбрать в качестве управляющего человека, который обладает следующими качествами (в теориях лидерства этот взгляд затем найдет отражение во многих моделях, где пытались выявить черты, присущие лидеру):

  1. физические (здоровье, энергичность, внешний вид);

  2. умственные (способность понимать и усваивать здравый смысл, способность энергично мыслить, адаптироваться);

  3. моральные (энергичность, твердость, готовность принять на себя ответственность, инициативность, лояльность, тактичность, чувство собственного достоинства);

  4. образовательные (общее знакомство с вопросами, не относящимися непосредственно к выполняемой в организации функции);

  5. техническая эрудиция (специфическая для своей функции (сферы или области производства));

  6. опыт (полученный на самой работе).



К началу ХХ века процесс индустриализации (объективная реальность) принял массовый характер, что сделало общественно значимой проблему эффективности наемного труда.




Проблема эффективности труда была сформулирована как проблема организации труда:

«Кто должен управлять на рабочем месте, чтобы получить максимум отдачи от человека?»



Решение проблемы: Политики




Практики-управляющие
Ученые (в рамках существующего дисциплинарного деления наук)

Инженеры

Развитие теории управления организациями нельзя понять, если не рассмотреть исследование вопросов управления (как феномена) поведенческими науками. В это время в рамках поведенческих науках, таких как психология и социология также исследовались как отдельные аспекты технической и управленческой деятельности в организациях, так и феномен существования организаций.

I. В социологии:

М.Вебер - эмпирический анализ организаций (в рамках социологии): власть, иерархия и бюрократия (слово не имело отрицательного оттенка, означало управление при помощи бюро, т.е. разделение управленческой и производственной деятельности) - как основа всех социальных организаций.

Э.Дюркгейм (социология) - группы устанавливают свои нормы и ценности и таким образом (через них) контролируют поведение людей (членов группы).

В.Парето (социология) - рассмотрение общества как переплетающегося скопления взаимозависимых элементов. Задача "правящего класса (элиты, элитарность власти, массе необходимы вожди) в обществе обеспечить руководство для сохранения социальной системы."

II. В психологии ( идет ее дальнейшая дифференциация):
Экспериментальная психология;
Промышленная психология


  • вопросы психологии труда;

  • вопросы психологии управления.

Г.Мюнстерберг ("Психология и промышленная эффективность", 1912 г.) поставил цели получить знания о том:

1. Как находить людей, умственные качества которых делают их наиболее подходящими для предстоящей работы?


2. В каких психологических условиях от труда каждого человека можно получить самый большой и наиболее удовлетворительный результат?

3. Как предприятие может воздействовать на рабочих, с тем, чтобы от них получить как можно более лучшие результаты?

Л.Гилберт ("Психология управления", 1914 г.) - СДЕЛАЛА ПОПЫТКУ ПРИМЕНИТЬ психологические концепции к практике научного управления.

У.Скотт - разработка психологических концепций в области рекламы и маркетинга.

Социология и психология - формировали концепцию "социального человека". Но для получения знаний использовали методы своих наук и включали полученные знания в здание (тело) этих наук.
Классическая теория организации




Научное управление Ф.Тейлора Идеи и концепции, образующие классическую

Теория организации А.Файоля теорию организации

Бюрократическая теория М.Вебера
Научное управление
Первая попытка проанализировать организационные аспекты управления была предпринята Ф.Тейлором и его последо­вателями. В центре анализа — работа, выполня­емая в низовом звене организации.

Системообразующие идеи научного управления были впервые четко сформулированы Ф.Тейлором.

Он предложил рассматривать проблему эффективности труда как проблему обеспечения эффективности труда рабочего (на его рабочем месте). Суть его идеи:


  • "власть (власть управляющих) должна опираться на научно обоснованные детальные распоряжения и четкую спецификацию выполняемых работ".
  • работа (работа исполните­лей) может и должна изучаться с помощью научных методов, где объективный анализ фактов и данных, собранных на ра­бочем месте, может быть основой определения наилучшего способа организации работы.


  • Определение наилучшего спо­соба выполнения работы является обязанностью управляющего.

Для проверки идей был применен научный метод, суть которого - определение фактов с помощью наблюдения событий и вещей и верификация достоверности этих фактов с помощью дальнейших наблюдений.

  1. Следование принципам научного познания обеспечивает предсказуемость получаемых результатов в различных обстоятельствах.

  2. Построение теории - это группировка взаимосвязанных принципов.

  3. Задача теории - связать в единое целое имеющееся знание.




Предмет теории управления - выявление и формулирование общепринятых принципов управления (принципов обеспечения трудового и управленческого мастерства)
Сущность научного управления выражена Тейлором в следующих четырех основных положениях:

  1. вместо волевых решений научно обосновывать каждый элемент работы;

  2. с помощью определенных критериев отбирать, а затем обучать, образовывать и развивать рабочую силу;

  3. тесно сотрудничать с людьми, обеспечивая при этом выполне­ние работы в соответствии с разработанными принципами науки;

  4. обеспечивать обоснованное разделение труда и ответственно­сти между руководителем и работниками. Руководители выполняют ту работу, для которой они лучше подготовлены, чем рабочие.


Предположения относительно человеческого поведения, положенные в основу теории:

  1. Посредством более эффективной организации труда общий объем благ может быть уве­личен, поэтому доля каждого участника может увеличиваться без сокраще­ния доли других. Если и управляющие и рабочие выполня­ют свои задачи более эффективно, то доходы (экономические стимулы) и тех и других будут возрастать.

  2. Разделение планирования работ и их выполнения.

Это разделение двух функций базируется на:


  • специализации труда как руководителей, так и рабочих;

  • рациональном подходе к формированию иерар­хии управления в организациях. На каждом уровне организации про­исходит специализация функций.

  • Функциональное руководство группой. Концепция функциональ­ного руководства группой состоит в делении работы управляющими таким образом, чтобы каждый человек (начиная с помощника управляющего и ниже) имел столько функций, сколько он может выполнить. Функциональное руководство группой породило специализацию управляющих.



Исследование в действии и во времени.

Важнейшей чертой науч­ного управления является анализ работы. Способ сделать работу более эффективной заключается в определении:

1) наилуч­шего пути выполнения задания;

2) стандартного времени его выполнения.

Взаимосвязь между исследованием действия и временем на­столько тесна, что отделить одно от другого невозможно.

Исследование движения — это процесс, в ходе которого исследует­ся движение основных элементов, относящихся к машинам и инстру­ментам, необходимым для выполнения работы.

Временное исследование — это фиксация времени, необходимого для выполнения задачи после того, как выбран предпочтительный спо­соб ее решения. Имеются два метода исследования во времени, кото­рые заменяют ненаучные (традиционные, произвольные) оценки руководителей — хронометриро­вание и нормирование.

Хронометрирование изучение исследователем задачи и определение временных элементов, которые могут состоять из ряда взаимосвязанных частей. Важно, чтобы каждый временной эле­мент не зависел от предыдущего и последующего элементов.

Нормирование является современным методом, которым допускается, что для всех основных видов работ (безотноситель­но к ситуации) существует установленное время.

Система заработной платы.


Точка зрения Тейлора. Рабочие должны по­лучать заработную плату пропорционально своему вкладу, т. е. сдель­ную оплату. Тейлор исходил из того, что основным мотивационным фактором для работника является возмож­ность зарабатывать деньги. Дифференциальная сдельная оплата сти­мулирует усилия рабочих.

Точка зрения Гантта. Каждый рабочий должен иметь некоторую гарантию фиксированного заработка безотносительно к выполняемой работе, ему будет гарантирована недельная заработная плата безотносительно к выработке. Но как только рабочий перевыполняет норму, он заработает премию плюс более высокую оплату единицы продукции за сверхнормативную выработку - это идея премиальной системы оплаты труда.

Отбор и обучение.

Важнейшая задача руководителя — отбор людей, способных отве­чать требованиям работы, а затем их обучение, чтобы они могли выполнять работу, как предписано.

Необходимы систематизированные, на­учно обоснованные методы отбора кадров. Для этого предложено использовать психологические методы для отбора рабочих, чьи умственные и физические способности удовлетворяли бы требованиям практической работы.

Обучение рабочим профессиям заранее намеченными способами — важная часть научного управления. Без обучения усилия по улучшению работы будут напрасны. Но идея о том, что руководитель должен учредить официальные программы обучения, не нашла широкого распространения: менеджмент просто игнорировал потенциальную выгоду обучения.

Теория организации
Исследования по собственно тео­рии организации стали проводиться на систематической основе наряду с углублением разработок по научному уп­равлению.

В центре внимания этих исследований — вся организация, а не работа, производимая отдельными звеньями или членами орга­низации.

Были сформулированы:


  • принципы организации,
  • критерии формирования организационных структур (создания системы подраз­делений),


  • принципы определения управляемости

  • делегирования прав и ответ­ственности.

Ключевой в рамках классической школы стала работа Анри Файоля (Франция) к 1916 году обобщившего опыт управленческой деятельности в своей книге "Общее промышленное управление"). В ней он:

  1. Определил управленческое мастерство как важнейшее качество администратора (управляющего). Обеспечение управленческого мастерства - это обучение управляющих принципам управления и затем гибкое использование общих принципов управления.

  2. Дал определение понятия управления. Управление - это выполнение функций планирования, организации, командования, координирования и контроля.

  3. Сформулировал 14 общих принципов управления (хотя и утверждал, что их может быть намного больше).



Искусство управления - выбор соот­ветствующих принципов, применимых в данной ситуации.
Принципы управления

Группировка принципов Файоля

Структурные принципы


Принципы процесса


Принципы конечного результата


Разделения труда


Справедливости


Порядка


Единства цели и руководства


Дисциплины

Стабильности


Соотношения централизации и децентрализации

Власти и ответственности

Вознаграждения персонала

Единства команд (единоначалия)


Инициативы


Скалярной цепи


Подчинения главному

интересу

Корпоративного духа


следующая страница >>