birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3
К ЧИТАТЕЛЮ

Прошло четыре года с момента выхода в свет первого издания книги Роберта и Джин Байярдов на русском языке. За эти годы очень многое изменилось в нашей жизни. Одни проблемы исчезли в ней без следа, другие, новые проблемы появились. Есть, однако, определенный круг людских проблем, остающихся в нашей жизни, чтобы вокруг ни происходило. Это детско-родительские проблемы. В этом смысле книга Р. и Дж.Байярдов, адресованная родителям, не может устареть: всегда будут семьи с детьми-подростками, и всегда будут в их числе такие семьи, где родители «дошли до ручки» и уже не знают, что им делать со своими «беспокойными» подростками, и будет ли когда-нибудь конец всему этому «семейному аду».

Книги для родителей бываю разные. Из одних Вы можете узнать много нового, они расширяют Ваш кругозор, обогащают Вас сведениями из философии, психологии, педагогики, медицины. Однако зачастую подобные знания не могут найти непосредственного практического применения в Ваших взаимоотношениях с детьми. Прочитав такие книги, Вы узнаете, что следует делать родителям в тех или иных ситуациях. Но вот что Вам делать сегодня с Вашим сыном (Вашей дочерью)? На этот вопрос в таких книгах, как правило, ответа нет.

Есть, однако, книги для родителей совершенно иного рода. Эти книги можно назвать своеобразными «ноу хау» (от англ. «знаю как»). В них содержится не просто информация-знание, но информация, организующая Ваше поведение, Ваше общение, Вашу жизнь. Такие книги, а их обычно называют практическими руководствами, - довольно редкое явление. Написать практическое руководство гораздо сложнее нежели обычную книгу, так как в каждом таком руководстве отражен большой, обобщенный и определенным образом систематизированный практический опыт.

Вам повезло, - Вы держите в руках настоящее практическое руководство по нормализации общения родителей и детей-подростков.

В кратком предисловии переводчика невозможно, да и не нужно, на наш взгляд, пересказывать содержание книги. Чтобы составить о нем представление, достаточно заглянуть на страницу, где представлено ее оглавление. Вместе с тем, есть несколько важных соображений, которые все же следует предпослать Вашему знакомству с этой книгой.


Соображение первое. Книга Р. и Дж.Байярдов - это психотехническое «ноу хау». Такое практическое руководство не следует путать с «ноу хау» иного типа. Когда Вы пользуетесь, например, инструкцией по эксплуатации видеомагнитофона или поваренной книгой, то такие «ноу хау» помогают Вам вносить определенные, как правило целесообразные изменения в окружающий Вас внешний мир вещей. На первый взгляд, психотехническое руководство также говорит Вам что и как делать вовне, с другими людьми. Однако в действительности оно предназначено прежде всего для преобразования Вашего собственного внутреннего мира. Психотехническое «ноу хау» - это практическое руководство по самоизменению. Здесь Вы, конечно же, спросите:»Зачем мне меняться, когда меняться должен(на) мой сын (моя дочь)?».

Вот тут-то следует высказать наше второе соображение. Ответ на ваш недоуменный вопрос парадоксален, но очень прост: согласно представлениям современной психологии и психотерапии для того, чтобы изменить другого человека, надо принять его таким, каков он есть и каким, судя по всему, вы его пока принять не можете, то есть сначала надо изменить себя. «Изменяясь сам, изменяю других» - вот кредо авторов книги. Книгу эту они адресуют отчаявшимся, испробовавшим уже казалось бы все средства родителям «беспокойных» подростков. Но, как оказывается, есть еще одно средство. И это, еще не опробованное Вами, средство, как Вы сможете убедиться сами, поработав некоторое время с данным практическим руководством, обладает весьма сильным и благотворным действием.

И, наконец, соображение третье. Мой личный опыт работы в качестве психолога-консультанта показывает, что родители редко отличаются терпением. Им, как правило, хочется добиться немедленных положительных изменений в своих детях. Чудеса, конечно, бывают, но крайне редко. Обычно требуются усилия, настойчивость, каждодневная и иногда довольно кропотливая работа, возвращения и повторы, движение шаг за шагом и т.п. Дорогу осилит идущий... Ваши проблемы в отношениях с детьми складывались годами и хотя преодолеть возникшие трудности можно, но... только не за один-два дня, а хотя бы за один-два месяца серьезной работы под руководством авторов книги.


Завершая это краткое обращение к Вам, читатель-родитель мне хотелось бы пожелать Вам доверия к авторам книги, критичности по отношению к себе, настойчивости в достижении своих целей и хотя бы немного чувства юмора. Я совершенно уверен в том, что эти качества в сочетании с опытом Роберта и Джин Байярдов обеспечат чудо в Вашей одной отдельно взятой семье.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, И КАК ОТ НИХ ИЗБАВИТЬСЯ?
Каждый(ая) из нас, просыпаясь утром, неизбежно вспоминает то, что принято называть «проблемами»: муж (жена) опять недоволен(на)...; начальник вчера предупредил меня последний раз...; сын нагрубил учительнице...; давно надо вернуть долг и т.д. и т.п. Имя этим проблемам - легион, и они всегда с нами.

Если нам не везет, и таких проблем становится все больше и больше, то настроение портится, из жизни исчезает радость, перспективы рисуются в мрачных тонах. Груз проблем может стать настолько тяжелым, что ухудшится не только ваше настроение и самочувствие, но пострадают даже ваш характер и здоровье. Психические и психосоматические заболевания (от неврозоподобных состояний до психозов, от мигрени до инфаркта) - неизбежная плата за своевременно нерешенные «мелочи жизни».

Если же вам удается избавиться от какой-либо из ваших проблем, вас обязательно посетит приятное чувство облегчения и расслабления. Жизнь покажется не такой уж плохой, все ваше существо почувствует прилив драгоценного оптимизма и новых сил.

От чего же зависит судьба ваших проблем? Любой специалист в области душевной жизни (от батюшки-священника до наисовременнейшего психотерапевта) ответит на этот вопрос однозначно: первое условие решения любой проблемы - возможность ее выразить и обсудить с другим человеком.

Однако, жизненный опыт каждого(ой) из нас свидетельствует, что этим другим человеком может быть далеко не каждый. Вы можете, конечно, обсудить свою проблему с кем угодно - с же- ной или мужем, с приятелем или подругой, со своими родителями или сослуживцами. Более того, вы реально только и делаете, не осознавая этого, что в самых разных формах обсуждаете свои проблемы с другими людьми. Но, честно говоря, польза от этих обсуждений, как правило, невелика. Часто вас просто не хотят слышать и слушать, очень часто вас не могут по-настоящему понять, почти всегда вам прямо или косвенно говорят, что ваши проблемы - просто ничто по сравнению с проблемами ваших собеседников.


Где же найти настоящего слушателя, да еще такого, кто может дать дельный совет, действительно облегчить вашу озабоченность, снять душевную боль?

Во всех развитых странах мира ответ на этот вопрос знают все: консультации по личным вопросам дают профессионалы - психотерапевты, психологи, социальные работники.

Наша общая беда состоит в том, что настоящая психологическая культура россиян еще только-только возникает, и главное препятствие состоит здесь в одной наивной иллюзии, доставшейся нам в наследство от материалистической идеологии: бытие определяет сознание, и следовательно, материальное благополучие определяет благополучие душевное.

В действительности, все совсем не так просто. Весь цивилизованный мир уже давно понял, что счет в банке не обеспечивает автоматического решения всех личных проблем. Нам это еще только предстоит понять. Правда мы уже знаем, что «наши богатые тоже плачут», знаем также дорогу к экстрасенсам и народным целителям, но большинство из нас еще ничего не знает о психологическом консультировании и о вневрачебной психотерапии, реально помогающим миллионам людей в других странах.
СЕКРЕТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Как мы уже говорили, человек, обратившийся за психологической помощью, приносит психологу не только свою проблему, но и ее решение. Задача консультанта-профессионала заключается в том, чтобы помочь клиенту найти и осознать это решение.

Чем и как помогает психолог? Приоткрыв для читателя дверь в его кабинет, раскроем несколько чисто профессиональных секретов.

Секрет первый. Важное средство эффективной психологической помощи - безусловное положительное отношение к клиенту. Это означает, что любые предварительные условия (предубеждения, симпатии и антипатии, предположения, ожидания), которые могут быть привнесены в психотерапевтическое общение психологом, крайне затрудняют это общение. Помогает очень простое отношение к клиенту как к человеку, испытывающему в данный момент определенные затруднения, но обладающему потенциальной способностью решить свои проблемы. Если вспомнить роман «Мастер и Маргарита» М.Булгакова, то для психолога, как для Иешуа, любой человек по самой своей сути - «добрый человек». Он такой не потому, что, например, чем-то напоминает Е.Леонова, или же ловит каждое слово и старательно выполняет рекомендации, но просто потому, что он человек. Для психолога - это достаточное и единственное условие положительного отношения к клиенту. Чувствуя такое безусловное позитивное отношение, клиент внутренне успокаивается и постепенно начинает обретать уверенность в себе.


Секрет второй. Психолог помогает в том случае, если он не просто понимает своего клиента, но особым образом сопереживает ему. Психолог чутко реагирует не столько на слова, сколько на скрытые за этими словами чувства и переживания. Говоря метафорически, он умеет общаться не только умом, но и сердцем. Такой способ общения позволяет клиенту осознать свои зачастую противоречивые, спутанные и вытесненные переживания, лучше и полнее понять себя и свою непростую жизненную ситуацию.

Секрет третий. Психолог может помочь своему клиенту только тогда, когда он сам свободен от проблем, открыт для общения, а все его собственные мысли и чувства, возникающие в ситуации «здесь и теперь», не спрятаны от клиента за вежливой улыбкой или маской «всеведущего эксперта». Открытость психолога стимулирует встречную открытость клиента, повышает степень его доверия к собеседнику, к ситуации консультирования в целом и, в конечном счете, - к самому себе. Образно говоря, психолог тогда помогает клиенту, когда становится для него своего рода «волшебным зеркалом». Это зеркало должно быть полностью развернуто к клиенту, оно должно отражать различные стороны внутренней жизни клиента в ситуации консультирования и, наконец, оно должно быть чистым, незамутненным, «прямым», чтобы давать клиенту четкое и неискаженное отражение его внутреннего мира. Такое «живое зеркало» - основное условие, запускающее процесс самоисследования клиента и, следовательно, поиск решения его исходной проблемы. Поиск этот является совместным, в нем участвуют и психолог, и клиент. При этом психолог с самого начала знает, что решение проблемы у клиента уже есть. Но психолог не знает, что это решение из себя представляет, какое оно. Клиент не знает ни того, ни другого, но только он может найти то решение, которое он, сам того не осознавая, уже имеет.

В заключение отмечу, что секреты психологической помощи могут показаться вам слишком простыми, незамысловатыми. Но не доверяйте этому первому впечатлению. Лучше попробуйте использовать эти секреты в общении со своими родными и знакомыми. Этот опыт будет полезен вам по крайней мере в двух отношениях: он даст вам новые положительные ощущения и вместе с тем покажет, что быть эффективным психологом очень непросто.

ЧЕЛОВЕК НА РЫНКЕ ДУШЕВНО-ДУХОВНЫХ УСЛУГ
Вынужденно пропуская через себя рекламный поток, каждый из нас периодически сталкивается с объявлениями такого типа: «Кодируем от алкоголизма...», «Разовьем ваш скрытый потенциал...», «Ответим на все вопросы...», «Дадим духовную опору...», «Определим способности вашего ребенка...», «Решим семейные и супружеские проблемы...» и т.д. и т.п. Рост числа подобных услуг, оказываемых населению, - примечательная черта сегодняшнего дня. Рынок душевно-духовных услуг не только расширяется, но и становится все более разнообразным, приспособленным к потребностям и нуждам потенциальных клиентов. А такими клиентами являемся все мы.

Душа человека многогранна. Каждая ее грань может давать человеку и радость жизни, ощущение полноты существования, и душевую боль. Организм души, подобно организму телесному, таит в себе бесчисленное множество и жизненных, и болезненных проявлений. Каждое переживание, каждое настроение и состояние, каждая особенность характера и личности могут стать источником озабоченности, беспокойства, страха, отчаяния как самого человека, так и его родных и знакомых.

На протяжении многих десятилетий все (в том числе и душевно-духовные) запросы, нужды и проблемы людей в этой стране обслуживались, удовлетворялись и решались с помощью внерыночных отношений и механизмов. Несколько утрируя, можно сказать, что душевные проблемы было принято решать либо по партийной линии, либо (в более запущенных и тяжелых случаях) с помощью государственной системы здравоохранения, посредством служб психиатрической помощи.

Рынок изменил эту ситуацию. Спрос действительно рождает предложение. Одиозный кентавр партработника-психиатра затерялся, почти исчез в толпе разного рода астрологов, хиромантов, эстрасенсов, народных целителей, колдунов, гуру, священников и проповедников самых разных вероисповеданий и сект, психотерапевтов, консультантов и психологов. Вся эта разноголосая и пестрая братия формирует сейчас рынок душевно-духовных услуг. Рынок этот, как мы видим, с некоторой долей условности можно распределить на три ряда: оккультный ряд, ряд религиозный и ряд психологический, научный.


Не претендуя на знание первых двух рядов, рассмотрим ряд третий, собственно психологический. В течение последних трех-пяти лет он оформился в очень разнообразный и многопрофильный комплекс, объединяющий в своих рядах большой отряд специалистов. Какого же рода услуги оказывают психологи? Чем они отличаются друг от друга?

Психологические услуги можно классифицировать по различным основаниям.

Тип потребителя. Потребителями психологических услуг могут быть частные лица и разного рода специалисты: педагоги, коммерсанты, политики, военные... и, наконец, сами психологи. В последнее время очень популярны семинары, тренинги, обучающие программы в целях повышения квалификации психологов. Потребителем услуг психологов могут быть как отдельные люди, так и группы людей (семьи, фирмы, учебные заведения, политические партии, социальные службы).

Тип услуги. Психолог может:

а) получить о клиенте новую информацию с помощью различных диагностических тестов и проб;

б) обучить клиента новым для него знаниям, умениям и навыкам (например в сфере межличностного общения);

в) помочь клиенту решить проблему во взаимоотношениях с другими людьми (детьми, родителями, супругами, начальниками, подчиненными, партнерами);

г) помочь клиенту решить проблему, коренящуюся в его собственном внутреннем мире (совладать с тревожностью, депрессией, привязанностью к алкоголю и другим наркотикам, неуверенностью, страхами);

д) повысить эффективность работы организации (оптимизировать кадровый состав, наладить благоприятную атмосферу, повысить творческий потенциал сотрудников, снизить уровень конфликтности, повысить эффективность принимаемых решений).

Тип производителя. Психологии как единой науки не существует. Современная психология - это совокупность различных школ и направлений. Назовем основные: дифференциальная психология, психоанализ, поведенческая психология, гуманистическая психология. Услуги, оказываемые представителями этих трех основных психологических направлений, во многом совпадают, хотя первые работают в основном с измеряемыми психологическими качествами человека, вторые - с его бессознательными комплексами и конфликтами, третьи - с навыками и формами поведения, а четвертые - с его нереализованным личностным и творческим потенциалом.


Для рядового потребителя психологических услуг все эти различия между психологами не столь уж важны и значимы. Где бы его ни свела жизнь с психологом (в школе, в бюро по трудоустройству, в психотерапевтическом кабинете), он ориентируется, прежде всего на свой запрос, на свою проблему. Вместе с тем, очевидно, что удачный выбор производителя на рынке душевных услуг - половина успеха. Что же делать человеку, впервые оказавшемуся на этом рынке в роли потребителя? На что следует ориентироваться в первую очередь?

Ориентир первый - мнения и рекомендации хорошо известных вам людей. Никогда не ориентируйтесь только на широкую рекламу. Во всяком случае постарайтесь предварительно навести справки о том психологе, услугами которого вы собираетесь воспользоваться.

Ориентир второй - стаж и опыт работы психолога-практика. Естественно, чем больше этот стаж, тем вероятнее получение квалифицированной помощи.

Ориентир третий - уровень его специального образования и наличие соответствующих дипломов или сертификатов.

Ориентир четвертый - место работы психолога. Чем оно солиднее, тем меньше шансов, что вы окажетесь жертвой неспециалиста.

Ориентир пятый - ваше собственное впечатление от первой встречи с психологом: если вы чувствуете непроизвольное доверие к этому человеку, а общение с ним не вызывает у вас сопротивлений и негативной предубежденности, то значит ваш выбор был удачен.

В заключение отмечу, что осваивать рынок психологических услуг нам придется в любом случае. Это не просто очередная мода, но необходимость, которая диктуется характером современной (беспокойной, нестабильной, ускоренной) жизни. Стоит сказать, что в развитых странах личный психотерапевт - такое же обычное явление как личный парикмахер, массажист или дантист. Нам понять это пока довольно трудно, хотя, пожалуй, каждый согласится, что нам, больше чем кому бы то ни было, давно настало время навести порядок не только снаружи, но и внутри, в наших душах.


следующая страница >>