birmaga.ru
добавить свой файл

1
Вариант 21


Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.




C1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 90 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.






Если ясной безлунной ночью вам доведется оказаться вдали от крупных населенных пунктов и сопутствующей им «искусственной засветки» неба, то наверняка вы хоть на минуту остановитесь, завороженные грандиозным видом звездного неба. Если вам хотя бы мимолетно знакомо такое ощущение, вы легко поймете людей, которые сохранили его на всю жизнь и зачастую готовы прилагать значительные усилия и средства для рассматривания неба.

Немногие науки могут похвастаться таким всемирным фанклубом, как астрономия. В мире чуть больше 10 тысяч профессиональных астрономов. Столько же любителей в одной только России. Современная любительская астрономия – это престижное хобби, в которое многие вкладывают тысячи долларов: покупают телескопы, оборудуют обсерватории, путешествуют в погоне за редкими небесными явлениями. Некоторые любительские устройства ничем не уступают профессиональным.

И все же для приобщения к звездам необязательно обзаводиться дорогими инструментами. На первых порах вполне достаточно и невооруженного глаза. Возьмите простейшую звездную карту и попробуйте отыскать на небе обозначенные на ней созвездия. Между прочим, это довольно увлекательное занятие. По ходу дела вы непременно заметите вспышки «падающих звезд». Это сгорают крошечные метеорные частицы, вторгающиеся в атмосферу со скоростью в десятки километров в секунду. Особенно много таких частиц видно около 10 – 12 августа, когда Земля встречается с Персеидами, одним из богатейших метеорных потоков. В эти дни метеоры летят буквально каждую минуту. Опытные любители астрономии мгновенно определяют его блеск, цвет, направление, скорость, длину и даже могут нанести его траекторию на звездную карту. Кстати, такие наблюдения, при грамотной обработке, позволяют оценить плотность метеорного потока и уточнить его орбиту вокруг Солнца. Так что даже без телескопов любители астрономии могут принести пользу науке. (250 слов)


. (По материалам журнала «Вокруг света»)

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания A1 – A7; B1 – B14. К каждому заданию A1 – A7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.


(1)Угра – одна из лучших малых рек средней России: широкая, полноводная, упругая, с довольно сильным течением и потому чистая, с песчаным дном, не заросшая у берегов, то крутых, то плоских и всегда чистых, крепких. (2)Чудесно было войти в прохладную воду, смыть кровь и комариные трупы, лечь на спину, закрыв глаза, и отдаться течению.

(3)Мы долго сидели на берегу под вязами. (4)Комары пропали. (5)Легкий ветерок, потянувший низом, наклонивший травы, но не двинувший и листка на деревьях, заставил попрятаться маленьких демонов.

(6)Вечер не спешил, давая отбуйствовать закату. (7)Багровое пламя на западе превратило серебристую Угру в реку крови, и все комары унеслись туда, чтоб погрузить хоботы в красный поток и налиться субстратом жизни. (8)Они вскоре поняли, что ошиблись, и, распаленные злобой, вернулись назад. (9)Мы перестали сопротивляться. (10)Вокруг каждого из нас, а сидели мы на пристроенной к избе терраске, реяло плотное облачко. (11)Казалось, то парят зернышки граната: раздувшиеся брюшки просвечивали рубиновым.

(12)Послышался тяжелый топот: это вернулось с пастбища небольшое деревенское стадо; слышались озвонченные тишиной ласковые, зазывные голоса хозяек. (13)Голос «молодой» не звучал среди них, но в ее дворе появились без всякого зова четыре овцы, слипшиеся, как дешевые конфеты, – три взрослые, одна подросткового возраста. (14)Потом померещилось, что это одна четырехголовая овца, настолько синхронны были все движения и неразделимы тела. (15)Эту единую овцу разрушил не поспевавший за стремительными маневрами подросток. (16)Он отставал и панически кидался вослед остальным, чтобы снова присохнуть к боку матери. (17)И возник другой образ. (18)Манерно изогнутые шеи, тупая кротость во взоре, вон уже и венчик нимба зрится над каждой плоской головой – четыре кротких библейских овна парят над землей, чуть касаясь ее маленькими копытцами. (19)Они враз начинают ощипывать траву, враз прекращают и выписывают новый немыслимый и ничем внешним не спровоцированный зигзаг. (20)Их до подлости смиренное, отвергающее даже намек на индивидуальность и покорное невесть чему поведение раздражало, и мысль хищно обратилась к жертвоприношениям, закланиям, шашлыку. (21)Появилась «молодая» с ведром в руке, налила воды в колоду и что-то крикнула овцам. (22)Те на всем бегу красиво вскинулись на дыбки, повернулись на задних ногах и, колесом изогнув шеи, помчались к колоде, только малыш не справился с разгоном, проскочил вперед и перепуганно, во все лопатки кинулся вдогон.


(23)Спал я на террасе, а набитое звездами громадное небо вытянуло меня наружу и поместило в пространстве. (24)Оно было таким же, как в детстве, когда я спал в сухотинском яблоневом саду или под стогом в ночном, во всю сферу, не пригашенное никаким светом с земли, оно переливалось, мерцало, ворошилось, мигало, пульсировало, жило, и лишь Млечный Путь оставался недвижим.

(25)И была великая тишина, а я – постоянный житель Подмосковья – забыл о беззвучном мире.

(По Ю. Трифонову)



А1

Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему для автора Угра – одна из лучших малых рек средней России»?







1) В ней много рыбы.

2)
Это его родные места, которые ему дороги.

3) Ее быстрое течение делает воды очень чистой.

4) В этой реке легко плавать, так как течение ее неспешно.




А2

Почему рассказчик, описывая овец, говорит, что ему показалось, будто это одна четырёхголовая овца?







1) Они были очень похожи.

2)
Их глосса звучали как один.

3) Овцы шли рядом, так как были связаны.

4) Движения овец были синхронны.


А3


Как характеризует состояние рассказчика информация, заключённая в предложениях 23 – 25?







1) Автор мечтал о Подмосковье.

2) Он крепко спал, «убаюканный» природой.

3) Красота неба вызвала у автора воспоминания о детстве.

4) Автор ничего не замечал вокруг.




А4

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «молодой» (предложение 13)







1) нестарая женщина

2)
хозяйка

3) недавно вышедшая замуж женщина, которая только приступает к ведению хозяйства

4) юной




А5

Ниже даны пары предложений из прочитанного текста. В какой из этих пар содержание второго и второго предложений объединены отношениями причины и следствия?







1) 4 и 5.

2)
6 и 7.

3)
12 и 13.

4)
15 и 16.




А6

Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик , описывая образ библейских овнов, использует слово «зрится» (венчик нимба) (предложение 18)?»








Это говорит о…

1)
стремлении создать высказывание высокого стиля.

2) желании избежать повтора слова.

3) намерении передать зрительный образ.

4) речевой ошибке автора.




А7

Укажите, какое средство речевой выразительности используется во фразе: «слышались озвонченные тишиной ласковые, зазывные голоса хозяек» (предложение 12).







1) литота

2) синекдоха

3) оксюморон

4) ирония




Ответы на задания B1 – B14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.




B1

Замените слово НЕВЕСТЬ из предложения 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.




Ответ:



B2

Из предложений 20 – 22 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.






Ответ:



B3

Из предложений 6 – 11 выпишите слово, в приставке которого слышится звонкий согласный звук, но пишется буква глухого согласного звука, потому что эта приставка всегда пишется единообразно.





Ответ:



B4

Из предложений 23 – 25 выпишите слово, в суффиксе которого написание буквы Е определяется безударной позицией.





Ответ:



B5

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между однородными членами предложения.







Те на всем бегу красиво вскинулись на дыбки,(1) повернулись на задних ногах и,(2) колесом изогнув шеи,(4) помчались к колоде,(5) только малыш не справился с разгоном,(6) проскочил вперед и перепуганно,(7) во все лопатки кинулся вдогон.

Ответ:




B6

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, соединёнными сочинительной связью.







Оно было таким же,(1) как в детстве,(2) когда я спал в сухотинском яблоневом саду или под стогом в ночном,(3) во всю сферу,(4) не пригашенное никаким светом с земли,(5) оно переливалось,(6) мерцало,(7) ворошилось,(8) мигало,(9) пульсировало,(10) жило,(11) и лишь Млечный Путь оставался недвижим


Ответ:


B7

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.







Они вскоре поняли(1), что ошиблись,(2) и,(3) распаленные злобой,(4) вернулись назад.




B8

Замените словосочетание СУБСТРАТ ЖИЗНИ (предложение 8), построенное на основе связи управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.







Ответ:


B9

Выпишите грамматическую основу предложения 5.





Ответ:



B10

Среди предложений 1 – 4 найдите предложение с однородными согласованными и несогласованными определениями. Напишите номер этого предложения.





Ответ:



B11

Среди предложений 20 – 25 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.







Ответ:



B12

Укажите количество грамматических основ в предложении 14.





Ответ:

B13


Среди предложений 12 – 15 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.





Ответ:



B14

Среди предложений 3– 11 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.





Ответ:

Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер задания: С2.1 или С2.2.


Н
С2.1

апишите сочинение-рассуждение «Для чего нужны однородные члены предложения».


Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст.

Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные признаки текста-повествования.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


С2.2


Напишите сочинение-рассуждение.

Почему автор утверждает, что «у Паустовского есть своя стройная философия природы»?


Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.