birmaga.ru
добавить свой файл

1
Программа социально-психологической реабилитации больных алкоголизмом и наркоманией в отделении медико-социальной реабилитации

Тарасова М.В. Медицинский психолог ГУЗНО НОНД.

Нелидов А.Л. Кандидат медицинских наук, доцент НФИБП,

заведующий подростковым диспансерным отделением № 2 ГУЗНО НБ
Опубликовано: Современная психология в экономике, политике и социальной сфере: материалы III межрегиональной научно-практической конференции, 23-24 апреля 2008 года /Нижегор.фил.Ин-та бизнеса и политики. – Нижний Новгород: НФ ИБП, 2008. 179-186
Организация реабилитационных отделений в составе наркологической службы является «молодым» (2,5 года) и принципиально новым направлением ее работы, сочетая медицинские, психологические и социальные технологии. Реабилитационное отделение ГУЗНО НОНД рассчитано на одновременное пребывание в нем до 30 больных алкоголизмом или наркоманией (с 15 лет, мужского пола) в течение 6-12 месяцев; помещение в отделение – добровольное, режим – стационарный; фоном для реабилитации служит терапия психопатологических расстройств (невротических, психопатических, органических). Перед поступлением пациенты должны достичь ремиссии (трезвости) на амбулаторном или стационарном лечении и иметь первоначальную установку на данный вид помощи. В случае рецидивов в реабилитационном отделении пациенты переводятся на амбулаторное или стационарное лечение. Обязательно участие родственников в занятиях, проводимых параллельно с излагаемой ниже программой реабилитации.

Стратегия реабилитации наркологических больных состоит в том, чтобы восстановить их функционирование как личностей одновременно в нескольких ключевых сферах – смысловой, эмоциональной, в сфере защит, поведенческой. В совокупности это должно обеспечить им далее успешное развитие в семейной жизни и трудовой деятельности.

Методической основой для построения программы реабилитации послужили представления о ее структуре, этапах и социально-психологических технологиях (Ю.Н. Филиппов, Н.К. Гусева, А.Л. Нелидов). Был изучен опыт действующих реабилитационных центров: реабилитационных центров Государственного НИИ наркологии г. Москва, социального реабилитационного центра Юго-Восточного административного округа г. Москвы, негосударственного реабилитационного центра в г. Подольске и др.


Этапы (модули) предлагаемой программы решают задачи последовательного развития механизмов (новообразований) личности и занимают все время пребывания пациентов в отделении; кратко представим их цели. Модуль 1: Мотивационный. Цели: - формирование мотивации на прекращение зависимости и на эффективное социально-психологическое развитие; - формирование начальных знаний и навыков в области противодействия зависимости. Модуль 2: Личностный. Цели: - анализ, осознание и развитие личностных ресурсов преодоления зависимости; - формирование и развитие личностных качеств; - развитие адаптивных стратегий поведения и начальных навыков психологической защиты личности. Модуль 3: Эмоциональный. Цели: - понимание эмоционального компонента зависимости; - развитие саморегуляции чувств и поведения; - формирование навыков объективной оценки проблемной ситуации и обучение навыкам преодоления стрессов. Модуль 4: Коммуникативный. Цели: - развитие навыков общения и эмпатии; - обучения навыкам противостояния групповому давлению; - формирование навыков принимать и оказывать поддержку; - обучение навыкам отстаивания собственного мнения, поиска сотрудничества и компромиссов, выхода из конфликтов. Модуль 5: Социальная реабилитация. Цели: - формирование мотивации на эффективное социально-психологическое развитие; - социальная адаптация; - адекватная психологическая адаптация к требованиям социальной среды.

Занятия с пациентами проводились в полуоткрытых группах в 8-12 человек и интегрировали технологии групповой психотерапии, интенсивного социально-психологического тренинга (И. Ялом; К. Рудестам; А.Л. Нелидов, 2004,1), включая и применение интенсивных творческих, игровых и драматических технологий (А.Л. Нелидов, 2004,2; Т.А. Попова, А.Л. Нелидов, 2006), а также – технологий курса «Терапия кризисных ситуаций» (М. Будлонг с соавт., 1999; А.Л. Нелидов, 1999).

Занятия имели стандартную структуру, организующую зону ближайшего развития личности пациентов – на протяжении самого занятия и времени до следующего занятия (1-3 суток); представим эту структуру. 1. Приветствие, отчет о позитивных изменениях – о самочувствии и о выполнении «домашнего задания» (сформулированного на основе предыдущего занятия), взаимная позитивная поддержка в связи с полученной друг от друга помощью. 2. Упражнения, развивающие знания о проблеме. 3. Упражнения на развитие самосознания с обратной связью. 4. Психодраматические, гештальт-, игровые упражнения с обратной связью. 5. Упражнение на формирование смыслов (на основе философских притч из позитивной психотерапии Н. Пезешкиана). 6. Подведение итогов занятия и формулирование пациентами для себя психологических «домашних заданий». Ниже представим, в рамках стандартной структуры, специфическое содержание занятий, соответствующее каждому модулю.

Модуль 1: Мотивационный. Занятие 1. Представление программы реабилитации. Групповые нормы и правила. Дискуссия: Что мне поможет принять участие в данной программе. Самоанализ: Что я хочу изменить в себе и чему научиться (мои ожидания). Драматическое упражнение (наша разработка) «Гора жизни». Групповая дискуссия: Что и кто мне может помочь в выздоровлении; принятие ответственности за выздоровление. Притча «Глоток воздуха». Занятие 2. Драматическое упражнение (наша разработка) «Узел проблем». «Миф и реальность в алкоголе и наркотике» обсуждение существующих мифов алкоголизма и наркомании. Мозговой штурм «Жизненные ценности». Притча «2 стрелы». Занятие 3: Мои успешные дела. Теоретический блок: «Зависимость. Причины возникновения зависимости». Альтернативы употребления ПАВ, как способа получения удовольствия и развития личности. Притча «Бабочка». Занятие 4: Упражнение: 3 положительных и 1 любимое отрицательное качество. Драматическое упражнение (наша разработка) «Мир – Война – Мир». Притча «Гвозди». Занятие 5: Самоотчеты: Что хорошего произошло за период моей трезвости. Моя семья в будущем (на основе проективного рисунка). Игровое упражнение: «Я проснулся свободными от зависимости и моя жизнь в ближайшие недели». Драматическое упражнение с проективным рисунком «Если бы я был Богом». Притча: «Вставай». Занятие 6: Драматическая дискуссия (наша разработка) «Что я потерял из-за своей зависимости и что еще не поздно вернуть» (участники записывают потери и возможные обретения на стиккерах, наклеивают их на общую доску). Драматическое упражнение «Мои дела при условии: я умру через 3 месяца, через месяц, через 1 день». Проективный рисунок «Мой негатив» (наша разработка). Притча: «Два монаха». Занятие 7: Теоретический материал «Механизмы развития и выздоровления – наша ответственность». Упражнение «Копилка радости». Притча: «Жители города». Занятие 8: Занятие с волонтером из общественной организации. Занятие 9: Просмотр драматического профилактического фильма и групповая дискуссия. Подведение итогов мотивационного блока, работа с «узелками на память».

Модуль 2: Личностный. Занятие 1: Упражнение на самопринятие «Чем я себе нравлюсь». Теоретическое занятие «Личность: структура и развитие». Упражнение на самоанализ «Кто я?» (применялась методика исследования содержательных характеристик идентичности/самосознания: М.Кун и Т. Макпартленд, в модификации Т.В. Румянцевой; нами разработана система обсуждения с пациентами результатов данного исследования). Упражнение «Мы такие разные» (наша разработка). Притча: «Лягушки». Занятие 2: Упражнение: «Мои лучшие поступки в жизни». Теоретический блок: «Границы личности». Проективные драматические рисунки «Я реальный, я идеальный, я в глазах окружающих» и групповая дискуссия. Упражнение «Защити свои границы». Упражнение «Оставь себе – отдай другому» (наша разработка). Драматическое упражнение «Горячий и золотой стул». Притча «Наберись смелости – сделай попытку». Занятие 3: Упражнение «Чем мне нравится сосед справа». Исповедь и ее анализ: в парах рассказать друг другу и первом употреблении, развитии зависимости, об опыте преодоления, о рецидивах и т.д. Драматический проективный рисунок «Я и мир вокруг меня». Притча «Лягушка в колее». Занятие 4: Теоретическое занятие: «Зависимость, как деструктивный способ защиты личности». Мозговой штурм: «Конструктивные способы защиты, приемлемые для меня». Упражнение «Что для меня счастье». Притча: «Счастье». Занятие 5: Упражнение 7 моих положительных качеств. Теоретическое занятие: «Отношение к себе. Личностный рост. Ценность личности». Упражнение «Ценность моей личности». Игровое драматическое упражнение «Я проснулся свободным от зависимости». Притча: «Нельзя украсть луну». Занятие 6: Мозговой штурм: «Из кого состоит моя личность». Упражнение гештальттерапии «Круг моих субличностей. Работа с субличностями». Метафорический рисунок «Структура личности». Притча: «Крестьянин и лиса». Занятие 7: Проективный рисунок «Автопортрет». Проективный групповой рисунок: «Портрет группы». Упражнение «Что дарит мне радость». Притча: «Как обезьяны демонстрируют основные понятия о человеке». Занятие 8: Упражнение «Мой маршрут успеха». Драматический проективный рисунок с дискуссией «Я через год, через 5 лет, через 10 лет». Драматическое сочинение: «рассказ о моей жизни». Притча «Лавка возможностей». Подведение итогов блока. Работа с «узелками на память».


Модуль 3: Эмоциональный. Занятие 1: Самоотчеты: мои успешные дела. Теоретическое занятие: «Чувства. Анализ собственных состояний». Гешталь-упражнение «Я сегодня. Я в данный момент». Проективный рисунок: «Моя тревога» (наша разработка). Притча: «О смерти». Занятие 2: Упражнение «Я успешный психотерапевт» (наша разработка). Теоретическое занятие: «Понятие стресса. Проблемо-разрешающее поведение». Упражнение «Копилка выходов из стрессовых ситуаций». Упражнение «Передай маску и распознай ее» (наша разработка). Притча: «О мудрости». Занятие 3: Упражнение на взаимное принятие: «Чем я лучше соседа справа и хуже соседа слева» (наша разработка). Теоретическое занятие: «Психология ощущений и переживаний». Упражнение «Оцени свои ощущения за день по 10-ти бальной шкале, определи их происхождение». Драматическое упражнение «7 негативных ситуаций, связанных с употреблением алкоголя и наркотиков». Притча: «Огранка алмаза». Занятие 4: Групповая психодрама: «Зависимость». Драматическое упражнение «Я умру через 3 месяца, месяц, 1 день – что успеть сделать?». Упражнение «5 моих главных стрессов». Метафорическое гештальт-упражнение «На что похоже мое настроение (форма, цвет, запах и т.д.) и как я его меняю». Притча: «Ослик». Занятие 5: Теоретическое занятие: «Психология эмоций». График эмоционального баланса за сегодняшний день. Упражнения «Распознавание эмоций (по карточкам)» и «Оценка последствий стрессовых ситуаций». Притча: «Прогулка мудреца». Подведение итогов блока. Работа с «узелками на память».

Модуль 4: Коммуникативный. Занятие 1: Упражнение: «За что я благодарен сегодняшнему дню». Теоретическое занятие: «Человек как социальное существо. Общение. Формирование навыков общения». Упражнения «Уговорить и отказаться» и «Как сказать НЕТ!» (наши разработки). Притча «Рыбачки и цветы». Занятие 2: Упражнения «Мои успешные дела» и «Что порадовало, что огорчило». Теоретическое занятие: «Конфликты и выходы из них». Упражнение «Мои выходы из конфликтных ситуаций». Притча «Сад». Занятие 3: Упражнение «Я, желающий добра». Теоретическое занятие «Эмпатия». Тренинг «Формирование навыков эмпатии (работа по карточкам)» (наша разработка). Притча «Секрет счастья». Занятие 4: Упражнение «Скажи другому комплимент». Теоретическое занятие «Проблемы межполового общения». Ролевой тренинг выхода из межполовых конфликтов. Притча: «Слепые и слон». Занятие 5: Теоретическое занятие «Групповое давление и принятие собственного решения». Ролевая игра по карточкам: «Найди компромисс, начни сотрудничество». Притча: «Цель».


Модуль 5: Социальная реабилитация. Занятие 1: Упражнение «Мои успешные дела». Теоретическое занятие «Человек как социальное существо». Презентация: «Я в социуме». Упражнение «Мой оптимальный распорядок дня». Притча: «Три бабочки». Занятие 2: Упражнение «Моя занятость за прошедшую неделю». Теоретическое занятие: «Семья как единый организм. Понятие здоровой семьи и ее отличие от дисфункциональной». Презентация: «Моя семья». Драматическое упражнение «Какой я вижу свою семью в будущем». Притча «Красавица». Занятие 3: Драматическое упражнение «Мир – Война – Мир». Упражнения «Что я умею, чем могу заниматься» и «Что (кто) мне в жизни помогает». Список действий на месяц. Притча «Стрела». Занятие 4: Драматическое упражнение «Моя новая жизнь» (наша разработка). Упражнения «Как я могу улучшить отношения в семье» и «Что я могу сделать для улучшения материального благополучия». Психоаналитическое упражнение «Ранние воспоминания» (позитивные варианты» и анализ позитивной роли родителей). Релаксация: «Путешествие в страну детства»; «Путешествие в страну зрелости». Притча «Следы на песке».

***

Представленная программа реабилитации не охватывает всех аспектов и механизмов выздоровления от синдрома зависимости; вместе с тем она показывает и свою определенную эффективность. Так, программа позволяет удерживать в реабилитационном центре до 70% пациентов, проходящих ее; в условиях же спонтанной реабилитации (вне реабилитационного отделения) число пациентов (семей), прерывающих контакты с наркологами и психологами уже после первого квартала терапии, доходит до 80%. Пациенты, проходящие данную программу, достоверно реже дают рецидивы зависимости.

Авторы отдают себе отчёт в том, что данная программа нуждается в совершенствовании в отношении ее связи с учебной и трудовой деятельностью пациентов, с семейной психотерапией; она должна быть дифференцирована в зависимости от психических нарушений у пациентов на момент их поступления на реабилитацию.

Вместе с тем, данная программа может быть представлена как первый шаг в развитии реабилитации в наркологической службе области.