birmaga.ru
добавить свой файл

  1 ... 2 3 4 5
Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести


1

Урок чтения и обсужде-ния произ-ведения

Уметь определить грани-цы эпизода в произведе-нии, пересказать его крат-ко, назвать его тему, оза-главить, обосновать: на-сколько эпизод важен в раскрытии темы всего произведения, его роль в композиции; дать характе-ристику персонажам, дей-ствующим в эпизоде, про-следить динамику (разви-тие) их чувств, поведения, оценить их речь, выявить авторское отношение; сформулировать общий вывод о роли эпизода в произведении

Выразительное чтение глав, работа над языком пове-сти, беседа, анализ эпизо-дов

учебник, тетрадь

Анализ эпизодов

Тема, заглавие

Подготовиться к сочине-нию




65.

Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением

1

Урок развития речи

Уметь обсуждать тему сочинения, определять идею, подбирать материал, составлять план и редактировать сочинение

Обдумывание темы, опреде-ление идеи со-чинения, под-бор материала, составление плана, редак-тирование и переписывание

учебник, тетрадь

Написание сочинения

Редактирование, композиция, логическая связь

Написать сочинение «Путь Васи к правде и добру»




66.

С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина

1

Урок чтения и обсужде-ния произ-ведения


Знать основные события жизни С.Есенина, факты его жизни; уметь объяснять, почему в одном стихотворении ритм быстрый, динамичный, в другом – размеренный, неторопливый; понимать, каким настроением окрашены стихотворения, уметь передавать это настроение в процессе выразительного чтения


Чтение статьи о поэте, чтение стихотворе-ний, их вос-приятие, ответы на вопросы, выразительное чтение

учебник, тетрадь

Выразитель-ное чтение

Лал, эпитет, мужские рифмы, перекрестная рифмовка, метафора

Подготовить рассказ о поэте, выучить наизусть стихотворение «Я покинул родимый дом…»




67.

Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства»

1

Урок развития речи

Уметь подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать, создавать небольшую зарисовку (воспоминание о природе)

Анализ стихот-ворения, само-стятельная творческая работа «Картинка из моего детства»

учебник, тетрадь

Само-стятельная творческая работа «Картинка из моего детства»

Метафора, эпитет, ал-литерации, олицетворение

Закончить творческую работу, выу-чить наи-зусть стихо-творение «С добрым утром!»




68.

П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка» Отличие сказа от сказки


1

Урок чтения и изучения произведе-ния

Знать факты жизни и творчества писателя, жанр сказа; уметь отличать сказ от сказки; пересказывать сказ, аналитически читать

Чтение статьи о писателе; комментированное чтение, работа над пересказом, знакомство с жанром сказа, с его отличием от сказки

учебник, тетрадь

Ответить на вопросы: похож ли сказ от сказки? Чем он отличается от нее?

Сказка, сказ

Подготовить выразитель-ное чтение сказа «Мед-ной горы Хозяйка». Выполнить 9-е задание (с. 65)




69.

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя

1

Урок чтения и изучения произведе-ния

Знать язык сказа; уметь находить в сказе реальное и фантастическое, давать характеристику Степану

Работа над языком сказа, выразительное чтение, беседа по вопросам, обсуждение иллюстраций

учебник, тетрадь

Выразитель-ное чтение. Творческий пересказ

Реальность, фантастика

Подготовить рассказ о Степане. Выразитель

ное чтение сказа «Мала-хитовая шкатулка»






70.

«Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

1

Урок внеклассного чтения

Знать произведения П.П.Бажова; уметь рабо-тать в группе; развивать творческие способности учащихся


Выборочный пересказ, бесе-да по творчест-ву П.П.Бажова,

Обсуждение иллюстраций, выразительное чтение



учебник, тетрадь

Викторина. Конкурс творческих работ




Читать сказы П.П.Бажова




71.

К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки

1

Урок чтения и изучения произведе-ния

Знать автора, факты его жизни, сюжет сказки; героев сказки; уметь объяснять смысл названия сказки

Чтение статьи о писателе, викторина, беседа по содержанию сказки, работа над главными героями сказки

учебник, тетрадь

Викторина

Эпитет, постоянный эпитет, народная сказка, литературная сказка

Подготовить выразитель-ное чтение эпизода «Разговор бабки с Филькой»




72.

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки

1

Урок чтения и изучения произведе-ния

Знать содержание сказки, отличие народной сказки от литературной; уметь отличать народную сказку от литературной

Выразительное чтение, анализ эпизода, инсценировка, беседа

учебник, тетрадь


Выразитель-ное чтене, анализ эпизода

Народная сказка, литературная сказка

Выписать сравнения и эпитеты (с определяе-мыми сло-вами) из описания пути Фильки к Панкрату или выпол-нить 8-е за-дание. Чи-тать «Заячьи лапы»




73.

К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы»

1

Урок чтения и изучения произведе-ния

Знать сюжет рассказа; понимать взаимоотноше-ния героев; уметь объяс-нять смысл названия рас-сказа, роль зайца в судьбе внука деда Лариона, роль описания природы в по-нимании событий, изобра-женных в рассказе

Выборочное чтение расска-за, его воспри-ятие; краткий пересказ; уст-ное словесное рисование, комментирование художест-венного текста

учебник, тетрадь

Составить план рассказа

Ветеринар, онучи, коновал, суховей

Отметить в тексте рас-сказа «За-ячьи лапы» строки, в ко-торых писа-тель помога-ет нам уви-деть необыч-ное в обыч-ном




74.

Умение видеть необычное в обыч-ном. Лиризм опии-саний. Вырази-тельность и кра-сочность языка. Сравнения и эпи-теты в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»

1

Урок развития речи

Уметь видеть необычное в обычном, выразительность и красочность языка, лиризм описаний, находить эпитеты и сравнения в сказке, анализировать текст

Анализ текста, работа над языком рас-сказа, над изо-бразительно-выразительными средствами языка: сравне-нием и эпите-тами, творчес-кая работа,


учебник, тетрадь

Сочинение-миниатюра «Я увидел чудо…»

Эпитеты, сравнения, олицетворе-ние

Написать (закончить) сочинение-миниатюру, прочитать сказку С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»




75.

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

1

Урок чтения и изучения произведе-ния

Знать автора, факты его жизни, определение понятия «драма», понимать особенности пьесы как особого рода художественного произведения, своеобразие пьесы-сказки (заимствование сюжета, образов, создание собственной оригинальной сказки); уметь отличать пьесу от других произведений, читать драматическое произведение

Чтение статьи о писателе, вы-борочное чте-ние отдельных сцен; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное ри-сование, чте-ние по ролям; сопоставление художествен-ных текстов (легенды и сказки)

учебник, тетрадь

Чтение по ролям. Устное словесное рисование (описание королевы, деревенской избы, мачехи).

Драма, дра-матический сюжет, дей-ствующие лица, ремарки, диалог, монолог, драматург, пьеса

Повторить роды литературы. Подготовить выразительное чтение своей роли по полному тексту пьесы.




76.

Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки

1

Урок чтения и изучения произведе-ния

Знать сюжет сказки, уметь характеризовать героев, их характеры, изменение их поведения в зависимости от ситуации; понимать гуманистичес-кую идею сказки, ее связь с русским фольклором, уметь объяснять, что достигает автор сочета-нием фантастического и реального в пьесе, сопос-тавлять сказку Маршака с народными сказками, со «Снежной королевой» Г.Х. Андерсена


Осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий; инсценирова-ние, чтение по ролям, устное словесное ри-сование; само-стоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; анна-лиз текста, со-поставление сказки Марша-ка с народны-ми сказками, со сказкой Г.Х. Андерсена «Снежная королева»

учебник, тетрадь

Устное словесное рисование (описание костюмов двенадцати месяцев; какой представляют декорацию в картине встречи подчерицы и двенадцати месяцев). Инсценирование




Подготовиться к само-стоятельной работе по теме «Роды и жанры литературы»Выразительное чтение соей роли и рассказ о «своем» персонаже




77.

Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. Победа добра над злом

1

Урок чтения и изучения произведе-ния

Знать роды и жанры литературы; уметь выразительно читать пьесу по ролям, отвечать на вопросы

Самостоятельная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам

учебник, тетрадь

Самостоятельная работа «Роды и жанры литературы»

Лирика, драма, эпос; басня, ода, повесть, рассказ, пьеса

Прочитать сказку Х.К.Андерсена «Снежная королева»





78.

Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева»

1

Урок чтения и обсужде-ния произ-ведения

Знать: в чем заключается своеобразие художествен-ного мира Андерсена-ска-зочника, определяемого эпохой, национальными особенностями и личной судьбой писателя; события его жизни, повлиявшие на выбор замысла сказок; по-нимать сюжет сказки «Снежная королева», осо-бенности ее композиции, деление на главы (само-стоятельность сюжета каждой главы); уметь вы-бирать эпизоды для хара-ктеристики персонажей, устанавливать ассоциа-тивные связи с иллюстра-циями

Чтение статьи учебника об Андерсене, вы-борочное чте-ние сказки, ее восприятие; ответы на во-просы, осмыс-ление сюжета сказки, изобра-женных в ней событий, ха-рактеров (вы-борочный пе-ресказ отдель-ных глав, со-ставление пла-на, воспроиз-водящего ком-позицию сказ-ки, определе-ние главных эпизодов); ус-тановление ас-социативных связей эпизо-дов с иллю-страциями

учебник, тетрадь, иллюстративный материал

Связный от-вет «История о зеркале тролля, ее смысл и роль в композиции сказки». Под-бор цитат к характеристи-ке Кая, Гер-ды, Снежной королевы (описание внешности, обстановки, которая их окружает). Ответить на вопрос: что сближает и что разделяет Кая и Герду?

Подтекст; псалом, камердинер, вензель, форейтор, чертог

Подготовить краткий пересказ сказки Х.К Андерсена «Снежная королева», ответы на вопросы учебника (с.234).




79.

Два мира сказки «Снежная королева»

1


Урок чтения и обсужде-ния произ-ведения

Уметь рассказывать инте-ресные события из жизни Андерсена, называть при-знаки жанра произведения Андерсена, определять особенности авторской сказки, доказывать, ис-пользуя примеры из тек-ста, каким Андерсен пред-ставляет мир, который лю-бит, какой мир ему проти-вопоставляет; давать ха-рактеристику героям с опорой на текст, объяс-нять, какие черты народ-ной сказки использует сказочник; выявлять об-щее и отличительное при сопоставлении сказки Ан-дерсена со сказкой Пуш-кина

Рассказ о сказочнике, выборочный пересказ отдельных эпизодов; выразительное чтение эпизода «Герда в чертогах Снежной королевы», сообщения о героях сказки; сопоставление со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне»

учебник, тетрадь

Пересказ «Что пришлось пережить Герде во время поисков Кая?». Сопоставление схемы путешествия Герды в поисках Кая

Авторская литературная сказка, авторский замысел, авторская позиция

Письменный ответ на во-прос: поче-му Герда оказалась сильнее Снежной ко-ролевы? Прочитать литератур-ные сказки (А.С.Пушкина «Сказка о царе Салта-не…», Х.К.Андерсена «Огни-во»,Б.Гримм «Белоснежка и семь гномов»)




80.

Писатели-сказочники и их герои

1

Урок внеклассного чтения

Знать сюжеты сказок, вы-бранных для самостоя-тельного чтения, их ав-торов; уметь доказать, что сюжет «бродячий», объяс-нить разницу между ав-торской сказкой и народ-ной (мир литературной сказки подчиняется разу-му и воображению их ав-торов, которые черпают свое вдохновение из фольклора)

Выразительное чтение эпизо-дов из художе-ственных текс-тов, устное словесное ри-сование; ком-ментирование сказок, выбра-нных для само-стоятельного чтения; сопос-тавление лите-ратурных ска-зок со сход-ным сюжетом, сопоставление литературных сказок и сказок народных


учебник, тетрадь

Комментиро-вание прочи-танных ска-зок, устное словесное ри-сование, вы-разительное чтение. Конкурс знатоков




Ответить на вопрос: по-чему так много писа-телей обра-щается к жанру «ли-тературной сказки»? Подготовить иллюстра-ции к люби-мой литера-турной сказ-ке. Прочи-тать сказку Жорж Санд «О чем гово-рят цветы» (ч.2, с.240-249)




81.

Ж.Санд: страницы биографии. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном

1

Урок чтения и обсужде-ния произ-ведения

Знать автора, факты его жизни; уметь подтверждать свои ответы цитатами из текста, рассказывать о своем желании и попытках понять язык природы

Чтение статьи учебника, беседа по содержанию текста; работа с текстом; написание сочинения-миниатюры

учебник, тетрадь

Сочинение-миниатюра «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево…)»




Написать сочинение-миниатюру «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево…)»




82.

Сочинение-миниатюра «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево…)»

1

Урок развития речи


Уметь обращать внимание на красоту природы и мира

Анализ сочи-нений-миниа-тюр, обращая внимание на красоту приро-ды и мира, от-крытую в рабо-тах детей

учебник, тетрадь







Прочитать рассказ А.П.Платонова «Никита»




83.

А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита»

1

Урок чтения и изучения произведе-ния

Знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа; понимать поведение главного героя, общение его с окружающим миром природы, простоту и человечность рассказа, его диалогичность, трогательный образ фантазера Никиты, фантастический мир детской души

Чтение статьи об авторе; ху-дожественный пересказ фраг-мента, состав-ление словаря для характе-ристики пред-метов и явле-ний; коммен-тирование эпи-зода «Встреча с отцом», уста-новление ассо-циативных связей с произ-ведениями живописи

учебник, тетрадь,

Составление плана рассказа о главном герое. Ответить на вопрос: какую роль играет эпизод встречи Никиты с отцом?




Подготовить рассказ о жизни писателя, разделить на пункты третью часть рассказа «Никита»; подготовить рассказ о Никите




84.

Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Характеристика героя. Язык рассказа А.П.Платонова


1

Урок чтения и изучения произведе-ния

Уметь выделять в содержании главное и делать выводы, находить ключевые фразы, отличать язык Платонова от языка других писателей, проводить сравнительный анализ произведений

Составление плана рассказа; работа с иллю-страциями; рассказ о Ни-ките; наблю-дение над языком расска-за А.П.Плато-нова; сравни-тельный анна-лиз произве-дений

учебник, тетрадь,

Самостоятельная работа над языком рассказа; сра-внительный анализ произведений

Платонов-ские выражения

Подобрать пословицы о труде; прочитать рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро» (с. 117-146)




85.

В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои

1

Урок чтения и изучения произведе-ния

Знать автора, факты его жизни, судьбу рассказа «Васюткино озеро», его содержание, сюжет, героев; уметь охарактеризовать чувства и поведение мальчика, его состояние, используя авторскую лексику; понимать смысл заглавия, значение картин природы

Чтение статьи о писателе, вы-борочное чте-ние эпизодов, восприятие прочитанного; пересказ, отве-ты на вопросы; чтение по ро-лям; коммен-тирование тек-ста художест-венного произ-ведения, уста-новление ассо-циативных связей с произ-ведением живописи

учебник, тетрадь, иллюстративный материал

Пересказ истории с глухарем. Ответить на вопрос: зачем эта история введена писателем в рассказ? Чтение по ролям эпизода встречи Васютки с экипажем бота «Игарец»


Слова и выражения, характерные для стиля В.П.Астафьева

Подготовить ответы на 1 - 7-й вопросы (с. 146-147); 12-е задание (с. 147) выполнить письменно




86.

Человек и природа в рассказе

1

Урок чтения и изучения произведе-ния



<< предыдущая страница   следующая страница >>