birmaga.ru
добавить свой файл

1
Российская федерация

Министерство образования И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_________Л.М. Волосникова

______________2009 года

ДОПОЛНЕНИЕ

К РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ


по дисциплине «История письменных культур » для специальности «Филология» (031001.65) с применением рейтинговой системы оценивания успеваемости студентов

г. Тюмень, 2010



Объект и предмет курса. Объектом дисциплины являются типы письменности всех стран и континентов, то есть историческое наследие письменных цивилизаций, эволюция культуры письма. Предмет курса — ознакомление и интерпретация истории графических систем, связь письменности с ментальностью этносов, пути распространения письма среди всех народов.

Цели и задачи курса: изучение богатства письменного наследия человечества, изобретение графического образа звучащей речи, гармонии связи общества и языка; овладение актуальной информацией об истории культуры письменных языков; приобщение к тайнам дешифровки письменности.
Курс по выбору «История письменных культур» ведется в 4 семестре в рамках специальности «Филология» (031001.65). Изучение происхождения, эволюции графических систем, ставших эквивалентом звучащей речи, является частью познания, что оно неразрывно связано с изучением истории homo sapiens, становления человеческого мышления. Программа курса по выбору отражает фундаментальные положения лингвистики, нацеливая на понимание российского классического образования.

II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ КУРСА «ИСТОРИЯ ПИСЬМЕННЫХ КУЛЬТУР»

Тематический план

(ОДО, 2 семестр, форма контроля – зачет)

2.1. Распределение часов курса дисциплины по темам, видам работ и модулям



План лекционных занятий



Название тем и разделов

Всего часов

Лекц./практ.

Сам. работа

Количество баллов

1

2

3

4

5

6

Модуль 1

1.

Объект и предмет курса. Историография, типы письменности. Периодизация истории древних цивилизаций

12

6/0

6




2.

Гипотезы о происхождении языка:

а) библейская легенда,

б) версии азиатских народов,

в) версии аборигенов Америки,

г) воззрения греко-римских мыслителей о рождении языков,

д) славянские легенды о происхождении языка.



16

8/0

8







Всего














Модуль 2

3.

Истоки афро-азиатской письменной цивилизации:
  1. Легенды об Атлантиде


  2. Древнеегипетские папирусы и их дешифровки

  3. Разгадка клинописи шумеров, ассирийцев, хеттов и вавилонян

16

8/0

8




4.

Письменная культура народов Арабского Востока: Фригия, Лидия, Финикия, Палестина, Сирия













5.

История письменной культуры народов Малой Азии.

а) Возникновение исламской письменной цивилизации: Персия и Средняя Азия.

Происхождение письменности в Армении и Грузии.


16

8/0

8







Всего













Модуль 3

6.

Древнеиндийская цивилизация XXIII – XVII вв. до н.э.

  1. Веды, индийские мифы, буддизм

  2. Санскрит как первоначало индоевропейской письменной цивилизации

16

8/0

8




7.

Традиции китайской письменной культуры и мифологии


  1. Древнекитайские языки

  2. Специфика китайской иероглифики

  3. Конфуций и его последователи

  4. Эпоха Хань

  5. Значения китайской цивилизации для народов Дальнего Востока

16

8/0

8




8.

  1. Древнеяпонский язык и его эволюция.

  2. История корейского языка.

  3. Японская и корейская мифология.

16

8/0

8




Модуль 4

9.

Культурно-историческое значение содержания Ветхого Завета:

а) предыстория и история Библии;

б) мифы о библейском пантеоне иудейских божеств;

в) авторы преданий персонажей Нового Завета.



19

8/3

8




10.

Крито-микенская тайнопись у истоков европейской письменной цивилизации: находки памятников письменности в Трое и на Кипре, загадки письменности этрусков

18

8/2

8




11.

Значение древнегреческой культурной цивилизации для евразийских письменных систем:

а) происхождение древнегреческого алфавита,

б) достижения древнегреческих философов и филологов,

в) шедевры древнегреческой архитектуры, скульптуры и искусства.


24

10/4

10




12.

Роль древнеримской письменной культуры для народов Европы: язык, литература, театр, искусство

24

10/4

10




Модуль 5

13.

История письменности славянского языкового мира:

  1. Языческие славянские мифы

  2. Загадки дохристианской письменности у славян

  3. Глаголица и кириллица

22

9/4

9




14.

Культура письма тюркоязычных народов:

а) версии о происхождении тюркского рунического письма;

б) классификация этнолингвистических групп тюркоязычных народов;

в) типы графических систем.



20

8/4

8




Модуль 6

15.

Тайны высокой письменной культуры народов Северной и Южной Америки

  1. Сведения о первопоселенцах Америки.

  2. Письменная культура народов Центральной Америки: майя и ацтеки, миштеки и тараски (опыт, религия, наука).

  3. Специфика письменной цивилизации Империи инков.

20


8/4

8






БАЛЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТЕКУЩЕЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТА

(2 семестр, форма контроля – зачет)



№ Темы

Формы текущего контроля


Итого количество баллов

Посещение семинаров

Ответ на семинаре

Сдача лексических минимумов

Контр. работы

Самост. работа




Модуль 1



















1, 2

0-6

0-6

0-3

0-3

0-12




Всего

0-6

0-6

0-3

0-3

0-12

30

Модуль 2



















3, 4, 5

0-6

0-6

0-3

0-3

0-12




Всего

0-6

0-6

0-3

0-3

0-12

30

Модуль 3



















6, 7, 8

0-6

0-6

0-6

0-4

0-18




Всего

0-6

0-6

0-6

0-4

0-18

40

Итого

0-18

0-18

0-12


0-10

0-42

100



БАЛЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТЕКУЩЕЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТА

(3 семестр, форма контроля – экзамен)



№ Темы

Формы текущего контроля


Итого количество баллов

Посещение семинаров

Ответ на семинаре

Сдача лексических минимумов

Контр. работы

Самост. работа




Модуль 4



















9, 10, 11, 12

0-6

0-6

0-3

0-3

0-12




Всего

0-6

0-6

0-3

0-3

0-12

30

Модуль 5




















13, 14

0-6

0-6

0-3

0-3

0-12




Всего

0-6

0-6

0-3

0-3

0-12

30

Модуль 6



















15

0-6

0-6

0-6

0-4

0-18




Всего

0-6

0-6

0-6

0-4

0-18

40

Итого

0-18

0-18


0-12

0-10

0-42

100

2.2 Виды контроля успеваемости, применяемые на аудиторных занятиях, их оценка в рейтинговых баллах



Виды контроля успеваемости

Максимальное количество баллов

Посещение занятий

0-1

Контрольная работа

0-3-4-5

Теоретические ответы и решение практических задач

0-1-2

Выполнение самостоятельной работы

0-1-2-3

Активная работа на занятиях

0-1-2-3

Дополнение к рабочей учебной программе по дисциплине «История письменных культур», составленное с применением рейтинговой системы оценивания успеваемости студентов обсуждены на заседании кафедры общего языкознания 18 января 2010 года, протокол №6, на основании Положения о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов в ТюмГУ.

Заведующий кафедрой общего языкознания Н.К. Фролов