birmaga.ru |
|
1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЯРКУЛЬ-МАТЮШКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Программа курса
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
для учащихся 5 класса
Автор программы:
учитель изобразительного искусства
Фёдорова Жанна Леонидовна
I квалификационной категории
МОУ Яркуль-Матюшкинской СОШ
Усть-Таркского района
Новосибирской области
Проверено:
Согласовано:
Утверждена:
с.Яркуль-Матюшкино
2009 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение изобразительного искусства в 5 классе в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение основ живописной грамоты, формирование навыков передачи цветом предметов с натуры, по памяти, по представлению и умений пользоваться художественно-выразительными средствами живописи; углубление знаний по перспективе, цветоведению, передаче формы и объёма;
ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего;
овладение умениями рисовать с натуры, по памяти и воображению, обращать внимание на изучение и передачу в рисунках формы, пропорции, объёма, перспективы, светотени, композиции;
развитие
- эстетического восприятия предметов и явлений
окружающей действительности, формирование понимания её красоты и гармонии цветового богатства;
-цветоощущения, зрительной памяти, художественно-творческой активности, художественных способностей, фантазии;
художественно-творческие способности и склонности учащихся, фантазию, зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, формировать творческую индивидуальность;
Эстетически воспитывать школьников, формировать их духовную культуру и потребности постоянно общаться с изобразительным искусством;
Воспитывать уважительное отношение к труду художников;
выработка практических навыков выразительного использования фактуры, цвета, формы, ритма, объёма, а также принципами декоративного обобщения в процессе создания декоративных композиций в духе народного (крестьянского) искусства;
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
В результате изучения изобразительного искусства на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;
первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень), их роль в эстетическом восприятии произведений;
особенности симметричной и асимметричной композиции;
простейшие композиционные приёмы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
простейшие закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения;
общие художественные приёмы устного и изобразительного фольклора на примерах народных промыслов (Хохлома).
уметь:
проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействия на чувства зрения;
-
рисование с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и несложные натюрморты из 2-3 предметов: доступными графическими и живописными средствами передать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цветов натуры с учётом источника освещения, влияние окраски окружающих предметов (рефлекс);
изображать фигуру человека с натуры, по памяти, по представлению карандашом, акварелью, передавая основное строение, пропорции, объём фигуры человека, находящегося в движении (идёт, бежит и т.д.) и в покое;
сравнивать свой графический или живописный рисунок с натурой, исправлять замеченные ошибки;
использовать цвет как средство выразительности; применять цветовой контраст, тёплый и холодный колорит;
самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных, сцен из жизни детей, элементов государственной символики;
соблюдать последовательность графического и живописного изображения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражение собственного мнения) при рассмотрении произведений искусства на уроке.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Совместный приказ Министерства образования Российской Федерации и Российской академии образования от 29.01.2004 года №315/2 «О реализации решения коллегии Минобразования России и президиума Российской академии образования» от 23.12.2003 года №21/12 «О проекте федерального компонента государственного стандарта общего образования и федерального базисного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
Приказ Минобразования России от 5.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
-
Приказ Минобразования России от 9.03.2004 года «1312 « О утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Департамента образования НСО №675 от 02.07.2007 года, «717 от 02.07 2008 года « Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Новосибирской области на 2007-2009 учебный год»
Санитарно-эпидимические правила и нормы:
Гигиенические требования условия обучения школьников в общеобразовательном учреждении САНПИН 2.4.2.1178-02, утверждённых главным врачом РФ
МЕСТО ПРОГРАММЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ
Изобразительное искусство изучается 5 год, в рамках базисного стандарта, количество часов в неделю – 1 ч., в год – 34 (35) часа.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Технические средства:
Использование дисков:
Энциклопедия. История России 862 – 1917
Россия на рубеже третьего тысячелетия
Интерактивная энциклопедия – открывая дверь в мир науки и техники. От плуга до лазера.
Энциклопедия классической музыки
Государственная символика России. История и современность
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства
Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия
Шедевры русской живописи.
Программное обеспечение:
1. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» /Н.А. Горяева, О.В. Островская; Под ред. Б.М. Неменского. – 3 – е изд. – М., Просвящение, 2003. – 176 с.: ил. – ISBN 5-09-011963-5
2. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» /Н.А. Горяева. Под редакцией Б.М. Неменского/ - М., «Просвящение» 2003.
3. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев «Изобразительное искусство». Министерство образования Российской Федерации. – М., «Дрофа» 2002.
4. «Знакомьтесь: глина» Е.В. Данкевич, О.В. Жакова. Санкт-Петербург «Кристалл» 1998 г.
5. «Посмотри, подумай и ответь» А.В. Соколов. Проверка знаний по изобразительному искусству. М.: «Просвещение» 1991 г.
6.Развёрнутое тематическое планирование «Изобразительное искусство» по программе Б.М.Неменского 1-8 классы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тематическое планирование
№ урока
|
Наименование разделов темы
|
Кол-во часов
|
Основные понятия
|
Межпредметные связи
|
Задания для учащихся
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
I четверть. Тема: «Древние корни народного искусства»
|
1
|
Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.
|
1
|
Солнечные диски дерево жизни, символы
|
История (древние славяне, Русь)
|
Подбор иллюстративного материала по теме: «Народное жилище. Изба».Подбор материала по теме: «Народные вышивки»
|
2 – 3
|
1. Дом – космос. Единство конструкции и декора в народном жилище.
2. Коллективная работа «Вот моя деревня»
|
2
|
Народное искусство, декор, изба
|
Геометрия( конструирование), литература (народное творчество), психология («Кто я?»)
|
Подбор материала по теме: «Народные вышивки»
|
4-5
|
1. Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Прялка.
2. Полотенце
|
2
|
Народный быт, тема росписи, символика вышивки, орнамент
|
Технология (рукоделие)
|
Набор репродукций по теме: «Интерьер народного жилища», интерьеры в русских избах
|
6-7
|
1. Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома.
2. Коллективная работа «Проходите в избу»
|
2
|
интерьер
|
История, геометрия, технология
|
Подбор материалов с дизайнерскими разработками современных интерьеров
|
8
|
Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн
|
1
|
Архитектура, дизайн, мода
|
Геометрия (конструирование), технология, психология
|
Подбор материала о глиняной народной игрушке (Дымково, Филимоново, Каргополь)
|
Итого: 8 часов
|
II четверть. Тема: «Связь времён в народном искусстве»
|
1-3
|
1. Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках.
2. Лепка собственной модели игрушки.
3. Роспись собственной модели игрушки
|
3
|
Дымково, Филимоново, Каргополь, Полкан, глиняные игрушки
|
Музыка (народное творчество), литература (сказки, загадки, игры), экономика (промысел), история (культура России), психология (русская ментальность)
|
Современным народным промыслам. Подбор иллюстраций по темам: Гжель, Городец, Жостово
|
4-7
|
1. Народные промыслы. Их истоки и современное развитие
2. Гжель.
3. Жостово.
4. Городец
|
4
|
Промыслы, ремёсла, Гжель, Городец, Жостово, керамика
|
Музыка (народное творчество), литература (сказки, загадки, игры), экономика (промысел), история (культура России), психология (русская ментальность
|
Сбор иллюстративного материала о русском народном костюме
|
Итого: 7 часов
|
III четверть. Тема: «Декоративное искусство в современном мире»
|
1-2
|
1. Народная праздничная одежда.
2. Эскиз русского народного костюма.
|
2
|
Народный костюм, трехъярусный строй, рубаха, сарафан, славянские головные уборы
|
История, МХК, технология, литература
|
Подбор материала по теме: «Народные вышивки»
|
3
|
Изготовление куклы – берегини в русском народном костюме (урок-практикум_
|
1
|
Народный костюм, трехъярусный строй, рубаха, сарафан, славянские головные уборы
|
История, МХК, технология, литература
|
Подбор материала по теме: «Народные вышивки»
|
4
|
Эскиз орнамента по мотивам вышивки народного костюма
|
1
|
Символика вышивки, орнамент
|
История, МХК, технология, литература
|
Подбор материала о современной моде
|
5
|
Русский костюм и современная мода
|
1
|
Мода, дизайн
|
История, МХК, технология, литература
|
Сбор иллюстративного материала по народным праздникам
|
6-7
|
1. Праздничные и народные гулянья.
2. Коллективная работа «Наш весёлый хоровод» (урок-практикум)
|
2
|
Хоровод, Масленица
|
Музыка (народное творчество)
|
Поисковая работа «Народные промыслы родного края»
|
8
|
Народные промыслы родного края (урок-конференция)
|
1
|
Художественные промыслы, ремёсла
|
краеведение
|
Народные промыслы нашей страны
|
9-10
|
1. «Красота земли родной» (обобщающий урок-праздник)
2. Урок - практикум
|
2
|
Художественные промыслы, ремёсла
|
краеведение
|
Побор иллюстративного материала по ДПИ Древнего Египта
|
Итого: 10 часов
|
IV четверть. Тема: «Декор, человек, общество, время»
|
1
|
Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта.
|
1
|
Костюм, символика цвета
|
История, литература (мифы и эпосы), психология
|
Подбор иллюстративного материала о ДПИ Древней Греции
|
2-3
|
1. Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции
2. Греческая керамика
|
2
|
Чернофигурные и краснофигурные вазы
|
История человеческого общения, экономика, цивилизации, право (история государств)
|
Подбор иллюстративного материала о средневековом костюме с использованием сказок Ш.Перро, братьев Гримм
|
4
|
Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Костюм эпохи средневековья
|
1
|
Костюм, стиль
|
История человеческого общения, экономика, цивилизации, право (история государств)
|
Поисковая работа «Декор, человек, общество, чтение»
|
5
|
О чём рассказывают гербы
|
1
|
Символ, эмблема, герб
|
История человеческого общения, экономика, цивилизации, право (история государств)
|
Поисковая работа «Декор, человек, общество, чтение»
|
6
|
Что такое эмблемы, зачем они нужны людям
|
1
|
Символ, эмблема
|
История человеческого общения, экономика, цивилизации, право (история государств)
|
Поисковая работа «Декор, человек, общество, чтение»
|
7
|
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщающий урок – викторина)
|
1
|
|
|
|
8
|
«Моя семья» рисование по теме
|
1
|
|
|
|
9
|
«Планета в опасности» - рисование по теме
|
1
|
|
|
|
Итого: 9 часов
|
Всего: 34 часа
|
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Андреева А.Ю., Богомолов Г. И. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. – СПб., 2001.
Арбат Ю. А. Добрым людям на загляденье: Рассказы о мастерах народного искусства. – М., 1964.
Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи. – М., 1964.
Арбат Ю.А. Русская народная роспись по дереву. – М., 1970.
Афанасьева А.Н. Живая вода и вещее слово. – М., 1988.
Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. – М., 1982.
Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. - Л., 1975.
Василенко В.М. народное искусство: Избранные труды о народном творчестве. X – XX вв. – М., 1986.
-
Воронов В.С. О крестьянском искусстве: Избранные труды. – М., 1972.
Головина В.А. Египет: Боги и герои. – Тверь, 1997.
Данилова Л.И. Окно с затейливой резьбой. – М.. 1986.
Добрых рук мастерство. – Л., 1976.
Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка. – Л., 1986.
Ефимова Л.В. Русский народный костюм. – М., 1986.
Жостово: Альбом. – М., 1987.
Изобразительное искусство и художественный труд: 5-8 классы. М., 1991
Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. – М., 1990.
Искусство ансамбля. Художественный предмет – интерьер – архитектура – среда. – М., 1987.
15.Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. – Саратов, 1993.
Календарно-обрядовая поэзия сибиряков. – Новосибирск, 1981.
16.Канцедикас А.С. Уроки народногог искусства. – М., 1986.
17.Кашекова И.Э. От Античности до модерна. – М., 2000.
18.Киреева Е.В. История костюма. – М., 1970.
19.Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево. – М., 1991.
20.Коттерел А. Китай (серия «Очевидец. Обо всём на свете»). – М., 1996.
21.Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву. – М., 1983.
Круглый стол. Русский земледельческий календарь. – М., 1991.
22.Лобачевская О.А. Плетение из соломки. – М., 2000.
23.Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. – М., 1981.
24. Мерцалова М.Н. поэзия народного костюма. – М., 1986.
25. Миловский А.С. Народные промыслы: Встречи с самобытными мастерами. – М., 1994.
Миловский А.С. Песнь жар-птицы. – М., 1987.
Миловский А.С. Скачи, добрый единорог: Очерки. – М., 1986.
Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т. – М., 1987. – Т.1.
Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т. – М., 1988. – Т.2.
Народные мастера. Традиции. Школа: Сб. статей. Вып. 1. – М., 1985.
Некрасова М.А. Народное искусство России: народное творчество как мир целостности. – М., 1983.
Некрасова М.А. народное искусство как часть культуры. – М., 1983.
Неменский Б.М. Культура – искусство – образование. – М., 1993.
Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. Для учителя. – М., 1982.
Осетров Е.И. Живая древняя Русь. Повесть о великом, добром и вечном. – М., 1970.
Полунина В.Н. Искусство и дети. – М., 1982.
Полунина В.Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. – М., 1989.
Попова В.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. – М., 1984.
Разина Т.М. О профессионализме народного искусства. – М., 1985.
Рак И.В. Мифы древнего Египта. – СПб., 1993.
Рогов А.П. Кладовая радости. – М., 1982.
Романова И.А., Крапивина И.А. Искусство Жостово: Альбом. – М., 1987.
Рыбаков Б.А. Искусство древних славян // И стория русского искусства. – М., 1953. – Т. 1.
Рыбаков Б.А. Прикладное искусство Киевской Руси // История русского искусства. – М., 1953. – Т. 1.
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., 1981.
Сельскому учителю о народных художественных ремёслах Сибири и Дальнего Востока: Кн. Для учителя. – М., 1983.
Семёнова Т.С. Художники Полховского Майдана и Крутца. – М., 1972.
Сокровища грабницы Тутанхомона: каталог выставки. – М., 1974.
Хохлова Е.Н. Современная керамика и народное гончарство. – М., 1987.
Этнография восточных славян: Очерки традиционной культуры. – М., 1987.
45. «Знакомьтесь: глина» Е.В. Данкевич, О.В. Жакова. Санкт-Петербург «Кристалл»
1998 г.
46. «Посмотри, подумай и ответь» А.В. Соколов. Проверка знаний по изобразительному искусству. М.: «Просвещение» 1991 г.
Статьи из журнала «Юный художник»
1994
Бурганов А. Декоративная пластика. - № 4
Сергеева Ю. Керамика и стекло. - № 4
Мальцева Н. Лаковая миниатюра. - № 8
Астраханцева Г. Роспись по фарфору. - № 10
Анисимова И. Русская изба на Севере. - № 11 – 12
Дурасов Г. Радуга входит в дом. - № 11 – 12.
Жигалова С. О русском народном творчестве. - № 11 – 12.
Некрасова М. образ всадника в древнерусском и народном искусстве. - № 11 – 12.
Фрумкин А. Мастерица – игрушечника В. Ковкина. - № 11 – 12.
1995
Рузинова Е. Работа с кожей. - № 5 – 6. 8.
Борисов А. Заступник первопрестольного града. - № 7.
Иванов А. Знаки державного величия. - № 7.
1998
1.Бялик Н. поэзия народного костюма. - №3.
2. Багдасаров Р. Древо жизни. - № 4
2000
Малаева З. Расписные подносы Жостово. - № 1,
Бармаш О. Прикосновение к творчеству. - № 9.
2001
Беженова О. кукла вашими руками. - № 4.
Жижина С. мир на ладони. - № 7.
Калмыкова В. Этюд в синих тонах. – 3 12.
|
|