birmaga.ru
добавить свой файл

1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


ЯРКУЛЬ-МАТЮШКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Программа курса

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА



для учащихся 5 класса

Автор программы:

учитель изобразительного искусства

Фёдорова Жанна Леонидовна

I квалификационной категории

МОУ Яркуль-Матюшкинской СОШ

Усть-Таркского района

Новосибирской области

Проверено:

Согласовано:


Утверждена:

с.Яркуль-Матюшкино


2009 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение изобразительного искусства в 5 классе в основной школе на
базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение основ живописной грамоты, формирование навыков передачи цветом предметов с натуры, по памяти, по представлению и умений пользоваться художественно-выразительными средствами живописи; углубление знаний по перспективе, цветоведению, передаче формы и объёма;

ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего;

  • овладение умениями рисовать с натуры, по памяти и воображению, обращать внимание на изучение и передачу в рисунках формы, пропорции, объёма, перспективы, светотени, композиции;

  • развитие

- эстетического восприятия предметов и явлений

окружающей действительности, формирование понимания её красоты и гармонии цветового богатства;

-цветоощущения, зрительной памяти, художественно-творческой активности, художественных способностей, фантазии;

художественно-творческие способности и склонности учащихся, фантазию, зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, формировать творческую индивидуальность;


  • Эстетически воспитывать школьников, формировать их духовную культуру и потребности постоянно общаться с изобразительным искусством;

  • Воспитывать уважительное отношение к труду художников;




  • выработка практических навыков выразительного использования фактуры, цвета, формы, ритма, объёма, а также принципами декоративного обобщения в процессе создания декоративных композиций в духе народного (крестьянского) искусства;

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
В результате изучения изобразительного искусства на базовом уровне ученик должен
знать/понимать

  • отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;

  • первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень), их роль в эстетическом восприятии произведений;

  • особенности симметричной и асимметричной композиции;

  • простейшие композиционные приёмы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;

  • простейшие закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения;

  • общие художественные приёмы устного и изобразительного фольклора на примерах народных промыслов (Хохлома).



уметь:


  • проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействия на чувства зрения;
  • рисование с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и несложные натюрморты из 2-3 предметов: доступными графическими и живописными средствами передать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цветов натуры с учётом источника освещения, влияние окраски окружающих предметов (рефлекс);


  • изображать фигуру человека с натуры, по памяти, по представлению карандашом, акварелью, передавая основное строение, пропорции, объём фигуры человека, находящегося в движении (идёт, бежит и т.д.) и в покое;

  • сравнивать свой графический или живописный рисунок с натурой, исправлять замеченные ошибки;

  • использовать цвет как средство выразительности; применять цветовой контраст, тёплый и холодный колорит;

  • самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных, сцен из жизни детей, элементов государственной символики;

  • соблюдать последовательность графического и живописного изображения.


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • оценки произведений искусства (выражение собственного мнения) при рассмотрении произведений искусства на уроке.


НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ


  • Совместный приказ Министерства образования Российской Федерации и Российской академии образования от 29.01.2004 года №315/2 «О реализации решения коллегии Минобразования России и президиума Российской академии образования» от 23.12.2003 года №21/12 «О проекте федерального компонента государственного стандарта общего образования и федерального базисного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

  • Приказ Минобразования России от 5.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
  • Приказ Минобразования России от 9.03.2004 года «1312 « О утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;


  • Приказ Департамента образования НСО №675 от 02.07.2007 года, «717 от 02.07 2008 года « Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Новосибирской области на 2007-2009 учебный год»

  • Санитарно-эпидимические правила и нормы:

  • Гигиенические требования условия обучения школьников в общеобразовательном учреждении САНПИН 2.4.2.1178-02, утверждённых главным врачом РФ


МЕСТО ПРОГРАММЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ
Изобразительное искусство изучается 5 год, в рамках базисного стандарта, количество часов в неделю – 1 ч., в год – 34 (35) часа.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Технические средства:

Использование дисков:

  • Энциклопедия. История России 862 – 1917

  • Россия на рубеже третьего тысячелетия

  • Интерактивная энциклопедия – открывая дверь в мир науки и техники. От плуга до лазера.

  • Энциклопедия классической музыки

  • Государственная символика России. История и современность

  • Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства

  • Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия

  • Шедевры русской живописи.


Программное обеспечение:

1. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» /Н.А. Горяева, О.В. Островская; Под ред. Б.М. Неменского. – 3 – е изд. – М., Просвящение, 2003. – 176 с.: ил. – ISBN 5-09-011963-5

2. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» /Н.А. Горяева. Под редакцией Б.М. Неменского/ - М., «Просвящение» 2003.

3. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев «Изобразительное искусство». Министерство образования Российской Федерации. – М., «Дрофа» 2002.

4. «Знакомьтесь: глина» Е.В. Данкевич, О.В. Жакова. Санкт-Петербург «Кристалл» 1998 г.


5. «Посмотри, подумай и ответь» А.В. Соколов. Проверка знаний по изобразительному искусству. М.: «Просвещение» 1991 г.

6.Развёрнутое тематическое планирование «Изобразительное искусство» по программе Б.М.Неменского 1-8 классы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Тематическое планирование


урока

Наименование разделов темы

Кол-во часов

Основные понятия

Межпредметные связи

Задания для учащихся

1

2

3

4

5

6

I четверть. Тема: «Древние корни народного искусства»

1

Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.

1

Солнечные диски дерево жизни, символы

История (древние славяне, Русь)

Подбор иллюстративного материала по теме: «Народное жилище. Изба».Подбор материала по теме: «Народные вышивки»

2 – 3

1. Дом – космос. Единство конструкции и декора в народном жилище.

2. Коллективная работа «Вот моя деревня»

2

Народное искусство, декор, изба

Геометрия( конструирование), литература (народное творчество), психология («Кто я?»)


Подбор материала по теме: «Народные вышивки»

4-5

1. Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Прялка.

2. Полотенце

2

Народный быт, тема росписи, символика вышивки, орнамент

Технология (рукоделие)

Набор репродукций по теме: «Интерьер народного жилища», интерьеры в русских избах

6-7

1. Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома.

2. Коллективная работа «Проходите в избу»

2

интерьер

История, геометрия, технология

Подбор материалов с дизайнерскими разработками современных интерьеров

8

Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн

1

Архитектура, дизайн, мода

Геометрия (конструирование), технология, психология

Подбор материала о глиняной народной игрушке (Дымково, Филимоново, Каргополь)

Итого: 8 часов

II четверть. Тема: «Связь времён в народном искусстве»

1-3

1. Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках.

2. Лепка собственной модели игрушки.

3. Роспись собственной модели игрушки

3

Дымково, Филимоново, Каргополь, Полкан, глиняные игрушки

Музыка (народное творчество), литература (сказки, загадки, игры), экономика (промысел), история (культура России), психология (русская ментальность)


Современным народным промыслам. Подбор иллюстраций по темам: Гжель, Городец, Жостово

4-7

1. Народные промыслы. Их истоки и современное развитие

2. Гжель.

3. Жостово.

4. Городец

4

Промыслы, ремёсла, Гжель, Городец, Жостово, керамика

Музыка (народное творчество), литература (сказки, загадки, игры), экономика (промысел), история (культура России), психология (русская ментальность

Сбор иллюстративного материала о русском народном костюме

Итого: 7 часов

III четверть. Тема: «Декоративное искусство в современном мире»

1-2

1. Народная праздничная одежда.

2. Эскиз русского народного костюма.

2

Народный костюм, трехъярусный строй, рубаха, сарафан, славянские головные уборы

История, МХК, технология, литература

Подбор материала по теме: «Народные вышивки»

3

Изготовление куклы – берегини в русском народном костюме (урок-практикум_

1

Народный костюм, трехъярусный строй, рубаха, сарафан, славянские головные уборы

История, МХК, технология, литература

Подбор материала по теме: «Народные вышивки»

4


Эскиз орнамента по мотивам вышивки народного костюма

1

Символика вышивки, орнамент

История, МХК, технология, литература

Подбор материала о современной моде

5

Русский костюм и современная мода

1

Мода, дизайн

История, МХК, технология, литература

Сбор иллюстративного материала по народным праздникам

6-7

1. Праздничные и народные гулянья.

2. Коллективная работа «Наш весёлый хоровод» (урок-практикум)

2

Хоровод, Масленица

Музыка (народное творчество)

Поисковая работа «Народные промыслы родного края»

8

Народные промыслы родного края (урок-конференция)

1

Художественные промыслы, ремёсла

краеведение

Народные промыслы нашей страны

9-10

1. «Красота земли родной» (обобщающий урок-праздник)

2. Урок - практикум

2

Художественные промыслы, ремёсла

краеведение

Побор иллюстративного материала по ДПИ Древнего Египта

Итого: 10 часов

IV четверть. Тема: «Декор, человек, общество, время»


1

Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта.

1

Костюм, символика цвета

История, литература (мифы и эпосы), психология

Подбор иллюстративного материала о ДПИ Древней Греции

2-3

1. Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции

2. Греческая керамика

2

Чернофигурные и краснофигурные вазы

История человеческого общения, экономика, цивилизации, право (история государств)

Подбор иллюстративного материала о средневековом костюме с использованием сказок Ш.Перро, братьев Гримм

4

Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Костюм эпохи средневековья

1

Костюм, стиль

История человеческого общения, экономика, цивилизации, право (история государств)

Поисковая работа «Декор, человек, общество, чтение»

5

О чём рассказывают гербы

1

Символ, эмблема, герб

История человеческого общения, экономика, цивилизации, право (история государств)

Поисковая работа «Декор, человек, общество, чтение»

6

Что такое эмблемы, зачем они нужны людям

1

Символ, эмблема


История человеческого общения, экономика, цивилизации, право (история государств)

Поисковая работа «Декор, человек, общество, чтение»

7

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщающий урок – викторина)

1










8

«Моя семья» рисование по теме

1










9

«Планета в опасности» - рисование по теме

1










Итого: 9 часов

Всего: 34 часа



ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Андреева А.Ю., Богомолов Г. И. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. – СПб., 2001.

  2. Арбат Ю. А. Добрым людям на загляденье: Рассказы о мастерах народного искусства. – М., 1964.

  3. Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи. – М., 1964.

  4. Арбат Ю.А. Русская народная роспись по дереву. – М., 1970.

  5. Афанасьева А.Н. Живая вода и вещее слово. – М., 1988.

  6. Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. – М., 1982.

  7. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. - Л., 1975.

  8. Василенко В.М. народное искусство: Избранные труды о народном творчестве. X – XX вв. – М., 1986.

  9. Воронов В.С. О крестьянском искусстве: Избранные труды. – М., 1972.


  10. Головина В.А. Египет: Боги и герои. – Тверь, 1997.

  11. Данилова Л.И. Окно с затейливой резьбой. – М.. 1986.

Добрых рук мастерство. – Л., 1976.

  1. Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка. – Л., 1986.

  2. Ефимова Л.В. Русский народный костюм. – М., 1986.

Жостово: Альбом. – М., 1987.

Изобразительное искусство и художественный труд: 5-8 классы. М., 1991

Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. – М., 1990.

Искусство ансамбля. Художественный предмет – интерьер – архитектура – среда. – М., 1987.

15.Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. – Саратов, 1993.

Календарно-обрядовая поэзия сибиряков. – Новосибирск, 1981.

16.Канцедикас А.С. Уроки народногог искусства. – М., 1986.

17.Кашекова И.Э. От Античности до модерна. – М., 2000.

18.Киреева Е.В. История костюма. – М., 1970.

19.Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево. – М., 1991.

20.Коттерел А. Китай (серия «Очевидец. Обо всём на свете»). – М., 1996.

21.Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву. – М., 1983.

Круглый стол. Русский земледельческий календарь. – М., 1991.

22.Лобачевская О.А. Плетение из соломки. – М., 2000.

23.Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. – М., 1981.

24. Мерцалова М.Н. поэзия народного костюма. – М., 1986.

25. Миловский А.С. Народные промыслы: Встречи с самобытными мастерами. – М., 1994.

  1. Миловский А.С. Песнь жар-птицы. – М., 1987.

  2. Миловский А.С. Скачи, добрый единорог: Очерки. – М., 1986.

Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т. – М., 1987. – Т.1.

Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т. – М., 1988. – Т.2.


Народные мастера. Традиции. Школа: Сб. статей. Вып. 1. – М., 1985.


  1. Некрасова М.А. Народное искусство России: народное творчество как мир целостности. – М., 1983.

  2. Некрасова М.А. народное искусство как часть культуры. – М., 1983.

  3. Неменский Б.М. Культура – искусство – образование. – М., 1993.

  4. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. Для учителя. – М., 1982.

  5. Осетров Е.И. Живая древняя Русь. Повесть о великом, добром и вечном. – М., 1970.

  6. Полунина В.Н. Искусство и дети. – М., 1982.

  7. Полунина В.Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. – М., 1989.

  8. Попова В.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. – М., 1984.

  9. Разина Т.М. О профессионализме народного искусства. – М., 1985.

  10. Рак И.В. Мифы древнего Египта. – СПб., 1993.

  11. Рогов А.П. Кладовая радости. – М., 1982.

  12. Романова И.А., Крапивина И.А. Искусство Жостово: Альбом. – М., 1987.

  13. Рыбаков Б.А. Искусство древних славян // И стория русского искусства. – М., 1953. – Т. 1.

  14. Рыбаков Б.А. Прикладное искусство Киевской Руси // История русского искусства. – М., 1953. – Т. 1.

  15. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., 1981.

Сельскому учителю о народных художественных ремёслах Сибири и Дальнего Востока: Кн. Для учителя. – М., 1983.

  1. Семёнова Т.С. Художники Полховского Майдана и Крутца. – М., 1972.

Сокровища грабницы Тутанхомона: каталог выставки. – М., 1974.

  1. Хохлова Е.Н. Современная керамика и народное гончарство. – М., 1987.

Этнография восточных славян: Очерки традиционной культуры. – М., 1987.

45. «Знакомьтесь: глина» Е.В. Данкевич, О.В. Жакова. Санкт-Петербург «Кристалл»

1998 г.

46. «Посмотри, подумай и ответь» А.В. Соколов. Проверка знаний по изобразительному искусству. М.: «Просвещение» 1991 г.


Статьи из журнала «Юный художник»

1994

  1. Бурганов А. Декоративная пластика. - № 4

  2. Сергеева Ю. Керамика и стекло. - № 4

  3. Мальцева Н. Лаковая миниатюра. - № 8

  4. Астраханцева Г. Роспись по фарфору. - № 10

  5. Анисимова И. Русская изба на Севере. - № 11 – 12

  6. Дурасов Г. Радуга входит в дом. - № 11 – 12.

  7. Жигалова С. О русском народном творчестве. - № 11 – 12.

  8. Некрасова М. образ всадника в древнерусском и народном искусстве. - № 11 – 12.

  9. Фрумкин А. Мастерица – игрушечника В. Ковкина. - № 11 – 12.


1995

  1. Рузинова Е. Работа с кожей. - № 5 – 6. 8.

  2. Борисов А. Заступник первопрестольного града. - № 7.

  3. Иванов А. Знаки державного величия. - № 7.


1998

1.Бялик Н. поэзия народного костюма. - №3.

2. Багдасаров Р. Древо жизни. - № 4

2000

  1. Малаева З. Расписные подносы Жостово. - № 1,

  2. Бармаш О. Прикосновение к творчеству. - № 9.

2001

  1. Беженова О. кукла вашими руками. - № 4.

  2. Жижина С. мир на ладони. - № 7.

  3. Калмыкова В. Этюд в синих тонах. – 3 12.