birmaga.ru
добавить свой файл

1
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по научной работе

____________________ проф. Н.К. Замов

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Цикл ДС.Р.07


Специальность 020100 – философия

Принята на заседании кафедры философии

(протокол №____ от «___» __________________200__г.)
Заведующий кафедрой

___________________ (М.Д. Щелкунов)

Утверждена Учебно-методической комиссией экономического факультета

(протокол №____ от «___» ___________________200__г.)

Председатель комиссии

____________________ (И.С. Глебова)


Рабочая программа дисциплины «Введение в специальность»

Предназначена для студентов I курса

по специальности 020100 – философии

по специализации 020103 – социальная философия
АВТОР старший преподаватель Юринов В. Ю.

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ:

Курс предполагает введение студента в философию: а) как систему философского знания, б) как особым образом организованную теоретическую деятельность, или философствование, в) как духовно-практическую деятельность живых личностей, философов, школ, г) как философскую культуру имеющую длительную историю и богатую традицию. Соответственно, философия, хотя и выглядит внешним учебным предметом (системой дисциплин), может быть освоена только при внутреннем и систематическом усилии студента. Задача курса: обнаружить присутствие «философских интуиции» (А. Ф. Лосев) в каждой личности студента, систематически двигаться не только от философского знания к студенту, но и от духовного опыта последнего к философии. «Прежде чем читать Аристотеля, его нужно уже понимать» (М. К. Мамардашвили). Данный курс является полем организации целого ряда учебных встреч студенческой аудитории с традиционными разделами философского знания, где можно получить возможность самому и совместно с другими двигаться от незнания к знанию, и «обратно». Одновременно, в ходе занятий первокурсник как будущий специалист по философии должен научиться понимать принципиальное различие между обычным ходом размышления и систематическим теоретическим философствованием; между сочинением на вольную тему и философским дискурсом; расхожим мнением и философской традицией.

1. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины «Введение в специальность»

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:


  • знать номинально традиционные категории философии и иметь свой философский словарь (терминарий), где законспектированы определения фундаментальных понятий философии и терминов;

  • демонстрировать умение различать философскую категорию, научное понятие и расхожее мнение;

  • ориентироваться в традиционных разделах философии и философских дисциплинах, в частности, по систематическому каталогу университетской библиотеки;

  • понимать сложность и неоднозначность становления философа; быть терпимым к другой позиции; помнить о возможности непонимания (включая, собственное); ответственно относиться к философской традиции.

2. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)


Форма обучения: очная

Количество семестров: 1

Форма контроля: II семестр – зачет.


п/п


Виды учебных занятий

Количество часов

II семестр

1

Всего часов по дисциплине

36

2

Самостоятельная работа

-




Аудиторных занятий

36




в том числе лекций

36




семинарских

-


3. Содержание дисциплины.


3.1. ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМОМУ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
_
3.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ



п/п


Наименование темы и ее содержание

Кол-во

часов


1

Философия – особая специальность.

Философия как пред-стоящий студенту учебный предмет (дисциплина); как фигура учителя (школа) и как внутренняя готовность (установка) к встрече. Школьник «думает, что будет учиться философии, но это невозможно, так как он теперь должен учиться философствовать» (Кант). Философия и наука. «Философия – самосознание культуры», «квинтэссенция эпохи» (Гегель), т. е. необходимо внутреннее (душевное) и деятельностное (духовно-практическое) начало человека. Философия и религия.



1

2

Философия и человек обычный.

Возникновения философии: история и логика. Мудрость, философия, специалист по философии и профан.

«Точки философствования» на «линии повседневности».

Состояние удивления, сомнения, страдания. «Непроходимое место» (апория). Фраза: «Стою как дурак!» Реактивность животного, автоматизм повседневной жизни людей и столкновение с мыслью. Мышление как торможение реакции: рефлекс и рефлексия. Реактивность животного поведения (S – R) и человеческая деятельность (S – !? – R). «Человек – больное животное» (Ницше). Фигура нинзя и практика самурая. Фраза: «Нет, ты мне объясни…» – «Я хочу понять…» – «Подожди, давай все-таки разберемся…».

Открытие «внутреннего мира». Встреча с неизвестным, феномен «незнания». Необходимость о-предел-енности. (Космос и Хаос. «Священный ужас» древних.) Фраза: «Чего ты боишься, ведь ничего же нет». Традиционалистиские (до-философские) культуры и ситуации «апории».

Духовный разлад (кризис) как закономерная составляющая развития личности и общества. Философия как «врачевание души» (Сократ); изначально прагматический и гуманистический характер философствования.


2

3

Провокативный характер философствовании.

Феномен «остраннения»; намеренное затруднение или введение в заблуждение. Фраза: «Неужели нельзя было просто написать…» «Воду льет…» «Что за чушь!» Пробуждение, возмущение, потрясение, вынуждение доказывать: прообраз «проблемной формы обучения».

Три исторических примера: а) высказывания из «Дао Дэ Цзин»; б) коан в дзен-буддизме; в) «Покажите мне человека!?» Диогена. Самообладание, невозмутимость, мужество перед неизвестным. Приемы потрясения учеников учителями дзен.


1

4

Ум – Глупость – Мудрость.

«Незнание» - начало философии. «Я знаю, что я ничего не знаю» (Сократ); но другие не знают и этого. «О, я сердце глупого человека!» (Лао-цзы) Цзя (-цзы) по-китайски «ребенок», «младенец». Повторный разбор цитат из «Дао дэ цзин». Как можно «транслировать» (передавать) истинное знание. «Великий квадрат не имеет углов» и Лобачевский. «Окольные пути познания – культурные пути познания» (Выготский). Правда и «кривда»; «хитрость» и «коварство», как исторически (и логически) первые формы мудрости (человеческого ума). «София» в философии и религии.



1

5

Мировоззрение, или Как можно увидеть мир?

Умозрение. Что мы видим глазами (пять чувств). Возвращение к шокирующей фразе Диогена. Мир метафизики и метафизичность мира. Сверх-естественное, мета-физическое, транс-цендентное – норма человеческого существования. Стул как пред-мет и/или «идея».

Рождение идеализма и «реализм» Платона. Видимая и «невидимая» сторона вещей; необходимость знать (помнить) об этой последней, существенно большей стороне всякой «вещи». Мы всегда видим только часть (проекцию). Пред-мет и «вещь». Откуда мы «знаем» часть чего мы «видим»? Совокупность, сумма увиденного и Целое. Феномен памяти. Целое, общее, значение (роль, цель), все-общее – присутствие идеального «в» и «за» вещью. Что есть чашка, по Платону. Знание настоящего, действительного единства видимой и невидимой сторон вещи – ответственная и трудная задача. (Сюжет рассказа Честертона «Башня».)

Видимость, кажимость, мнимость – действительность, реальность, настоящее. Фраза: «Это действительно было так, или тебе показалось». «Подожди, он действительно так сказал…».


3

6

Философская личность


Жизнь философа как драма (и ирония); роль философа в обществе. Диалог Платона «Апологии Сократа» (Платон): разбор-размышление. «Собака плебса» (Зенон, Сократ). Философ и «масса» (Гераклит). Философ и «власть».

«Фигура учителя»: Сократ, Конфуций, Будда, учитель дзэн, Маймонид, суфий. Мужество, одиночество, ответственность.



2

7

Философия как «отвлеченное» мышление.

Фраза: «Я не знаю, что такое философия, но это не жизнь». – «Это что-то далекое от жизни». Негативный и продуктивный смысл отвлечения. «Философия враждебна жизни» (Бердяев). Взгляд человека, пытающегося вспомнить, кто это такой. Отвлечение как условие (путь) нахождения истины. Сила и границы (о-предел-енность) философии и философствования.

«Извечность» философских проблем. («проклятые вопросы»; Достоевский) Природа философских вопросов. Что является (оказывается) «ответом» на него? Философия и становление человека. Греческая «пайдейя» и самообладание (Сократ).


2

8

Разнообразие философской мысли и логические основания ее. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм (субъективный и объективный). Скептицизм, агностицизм, релятивизм. Философские направления и школы.

1

9

Философия как система философского знания и обучения.

Традиционные разделы философии и философские дисциплины.

Философская лекция и семинарское занятие. Разговор людей, приятельская беседа и философский диалог (и монолог). Дисциплина ума и логика.

Текст: идея, конспектирование; комментирование и интерпретация.

Экзамен (зачет) по философии и курсовая работа как учебные формы.


2

10

Введение в гносеологию.

Мнение и знание. Ошибка. «Истина это то, что соответствует действительности» (Аристотель). Истина как процесс. Объективная истина. «Вечные истины». Абсолютное и относительное в истине. Конкретность истины. Ложь и заблуждение. Заблуждение как момент движения к истине. «Энергия заблуждения» (В. Шкловский о написании Львом Толстым романа «Анна Каренина».)



2

11

Введение в онтологию.

Бытие и мышление. «Бытие» Парменида. Предельный характер философских категорий и способ их определения. Апофатическое «определение» Бога в средневековой философии. Категория «материя» в диалектическом материализме.

Движение: «как всякое изменение»; «способ существования»; «единство изменчивости и устойчивости». Покой как момент и мера движения. Покой как тождество вещи самой себе. Абсолютизация изменчивости и абсолютизация покоя: их последствия. Изменение и развитие.

Категория сознания: «вульгарный материализм» и «объективный идеализм». Сознание и мозг. Сознание и человеческая телесность. Сознательная деятельность человека и психика животных. Органическое и «неорганическое тело» человека. Общество как социальный организм человека. Человек – мир человека. Дух и природа. Действительность и ее законы.



4

12

Введение в социальную философию. Философия истории. Антропологический материализм Фейербаха и его критика Марксом. Общественное бытие. Социальное бытие вещи. Предметно-опосредованный характер общественных отношений. Общество не как совокупность людей, а как система общественных отношений. Общественное сознание.

2


13

Введение в философскую антропологию. Проблема возникновения человека и человечества; учения, концепции, гипотезы: Библия (сверхъестественное) – Дарвин (естественнонаучное) – Маркс (естественноисторическое). Парадоксальность определений человека в современной западной философии. Жизнь и смерть. Человек в поисках смысла.

4

14

Введение в диалектическую логику.

Логика понятий и логика действий – «логика вещей» и «логика мира». Философия как методология. «Метафизика» и диалектика. Позитивизм.

Диалог как начало диалектики: «в споре рождаются истины». Целое и часть. «Механицизм». Единство и различие. Тождество противоположностей. Категория противоречия. Диалектика отрицания и утверждения. Отрицание – момент развития. Отрицание отрицания – гегелевский закон: толкование и анализ. Простое и сложное. Редукционизм. Эволюция и качественный скачек.


4

15

Презентация студентом темы курсовой работы. Опыт постановки проблемы, структуирования темы, публичного выступления (доклад) и ответа на вопросы.

5



Всего часов


36

4. Рекомендуемая литература

4.1. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Балашов Л.Е. Что такое философия? М.: 1999.

Гегель Г.-В. Философская пропедевтика.

Гуревич П.С. Методическое пособие по изучению курса «Введение в философию».

Катречко С.Л. Философская пропедевтика. М., 1998.

Краткая философская энциклопедия. М.: 1994.

Лосев А. Ф. Дерзание духа. М., 1988.

Люббе. Как читать философские книги. Вопросы философии. - 1994. №4.

Мацейна А. Происхождение и смысл философии // Историко-философский ежегодник 93. – М.: 1994.

Платон. Апология Сократа.

Сагатовский В. Вселенная философа. М.: 1972.

Чанышев А.Н. Начало философии. М., 1992

4.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Жоль К.К. Введение в философию или пропедевтика к философии: Философия для любознательных. – М.: 2004.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991

Рорти Р. Философия и будущее. Вопросы философии. - 1994.- №6

Спиркин А.Г. Основы философии. Учебное пособие. Москва, 2000.

Филатов Т.В. Введение в технологию философствования. Самара, 1996

Философия. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону, 2000.


Философия. Учебник./ Отв. редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. - М.: 2001


Хайдеггер М. Что это такое - философия? // Вопросы философии. 1993

Электронные публикации


Катречко С. Л. Введение в философию. Часть 1.

http://paulboymer.narod.ru/forstud/philosophy1.htm

5. Темы рефератов


  1. Бытие Праменида.

  2. Движение как философская категория.

  3. Драма Сократа.

  4. Знание и мнение.

  5. Идея и вещи в учении Платона.

  6. Истина и заблуждение.

  7. Категория противоречия.

  8. Материализм и идеализм.

  9. Мировоззрение

  10. Определения философии.

  11. Основной вопрос философии.

  12. Отрицание как момент развития.

  13. Скептицизм, агностицизм, релятивизм.

  14. Сознание и мозг.

  15. Социальное бытие вещи.

  16. Традиционные разделы философии

  17. Фигура учителя.

  18. Философия и наука.

  19. Философия и религия.

  20. Философская категория покоя.

  21. Философская проблема.

  22. Философский диалог.

  23. Целое и часть.

Приложение к программе по курсу

«Введение в специальность»

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО


ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ


  1. «Культурные пути – окольные пути»; смысл высказывания.

  2. Механицизм.

  3. «Мышление есть торможение реакции»; прокомментировать.

  4. Знание и мнение.

  5. Идеализм: слово; расхожее мнение; философское направление.

  6. Истина философская и «вечные истины».

  7. Личность философа.

  8. Материализм: слово, расхожее мнение, философское направление и «школы».

  9. «Он думает, что будет учиться философии, но это невозможно, так как он теперь должен учиться философствовать»; прокомментировать.

  10. Основной вопрос философии.

  11. Поведение Сократа на суде.

  12. Покой как момент движение.

  13. Понятия «субъективный» и «объективный» идеализм.

  14. Приятельский разговор и философский диалог.

  15. Проанализировать одно из определений философии.

  16. Противоречие и противоположность.

  17. Сомнение и агностицизм.

  18. Традиционные разделы философии.

  19. Удивление, сомнение, страдание как «точки философствования».

  20. Философия – квинтэссенция эпохи.

  21. Философия и наука: единство и различие.

  22. Философия и повседневность: причины противоречия.

  23. Философия и религия.

  24. Философия и философствование.