birmaga.ru
добавить свой файл

1

Приложение 1

Образец оформления программы дисциплины



КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

"УТВЕРЖДАЮ"

Проректор по учебной работе
_____________________ проф. Н.К.Замов


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
____________Археография____________


___________________________________________________

Цикл ____________________ДС________________________________

ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины; ОПД - общепрофессиональные дисциплины; ДС - дисциплины специализации; ФТД - факультативы.


Специальность: ____________________ИСТОРИЯ___

(Номер специальности) (Название специальности)

Принята на заседании кафедры __________________________________________

название кафедры

(протокол №___ от "__"__________200__ г.)

Заведующий кафедрой


____________________ (И.О.Фамилия)

Утверждена Учебно-методической комиссией ___________________ факультета КГУ

название факультета

(протокол №___ от "__"__________200__ г.)

Председатель комиссии
____________________ (И.О.Фамилия)
Рабочая программа дисциплины "__АРХЕОГРАФИЯ_________"

Предназначена для студентов ____4___ курса,

по специальности: _______________________ИСТОРИЯ____

(Номер специальности) (Название специальности)


АВТОР: __МАЛЫШЕВА С.Ю.__
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ: Специальный курс призван ознакомить студентов с основными понятиями, предметом археографии, дать первоначальные представления и навыки подготовки документа к публикации.

1. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины ____археография ___________

наименование дисциплины

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины должны:


  • понимать основные термины и понятия археографии




  • обладать теоретическими знаниями о процессе отбора документов для публикации, их подготовки к публикации, о процессе издания документов




  • ориентироваться в типах и видах публикаций




  • приобрести навыки археографической обработке документов



2. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах).

Форма обучения _дневная_____

очная, заочная, вечерняя

Количество семестров ____1____

Форма контроля: 1 семестр ____________


зачет, экзамен

2 семестр _зачет___

зачет, экзамен





п/п

Виды учебных занятий

Количество часов


1 семестр

2 семестр

1.

Всего часов по дисциплине




68

2.

Самостоятельная работа





34

3.

Аудиторных занятий





34



в том числе лекций





32




семинарских (или лабораторно-практических)




2


3. Содержание дисциплины.

3.1. ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ



Индекс

Наименование дисциплины и ее основные разделы

Всего часов




АРХЕОГРАФИЯ

Понятия археография. Этапы подготовки публикаций.




34

Примечание: Если дисциплина, устанавливается вузом самостоятельно, то в данной таблице ставится прочерк.

3.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ




п/п

Название темы и ее содержание


Количество часов

лекции

семинарские
(лаб.-практ.) занятия

1

Тема. 1. Предмет археографии и понятие “публикация”. Исторический источник, памятник (остаток прошлого), документ. Понятие о произведении. Письменный источник и текст. Текст, его индивидуальность (проявление авторской воли) и трафаретность. Источники текста, их различия (архетип, протограф). Контаминированный текст. Разночтения: варианты и редакции. Публикация (издание) как процесс и результат. Понятие “археография” и различные толкования предмета археографии (узкое и расширительное), дисциплины, которая включает археография. Связь археографии с другими дисциплинами. Общественные функции публикации и самой археографии.



4




2

Тема 2. Классификация публикаций. Разнообразие публикаций и причины этого. Классификация по назначению (адресу) публикации: научные (в том числе академические), научно-популярные, учебные издания. Классификация публикаций по способу воспроизведения текста: документальные, критические. Классификация по характеру издания: типографское, кинематографическое, звуковое, компьютерное издание. Классификация по форме публикации: отдельный памятник, комплекс памятников (пофондовая, полифондовая, повидовая, тематическая публикации). Классификация по объему (масштабу) публикации: отдельное издание, серия, библиотека. Классификация по полноте охвата источников: корпус (полное собрание сочинений), сборник (антология, хрестоматия).


4




3.

Тема. 3.

Процесс подготовки публикаций. Индивидуальность и общая логика.

1) Предварительная работа публикатора: а. Постановка вопроса об издании. б. Определение цели и задач публикации (круг будущих читателей, состав и объем комплекса материала, связанного с публикацией, основные критерии передачи текста и т.д.). в. Библиографические изыскания.

2) Выявление материала: выявление памятников как таковых, в самом общем виде, и выявление источников текста. Понятие об источниках выявления и необходимость обследовать все источники выявления. Выявление материала в более широких хронологических рамках, чем в планируемой публикации. Особенности выявления материала для источников разных лет и эпох, а также в зависимости от назначения издания.

3) Отбор материала для печати. Необходимость отбора материала. Принципы отбора, субъективность при отборе документов. Понятие о репрезентативности отбора, критерии репрезентативности. Основания для повторной публикации (переиздании) материала.

4) Выбор источника текста. Комплекс источников текста: автограф, предшествующие ему фиксации, авторские копии, неавторские копии. Понятие об авантексте (претекст, паралипомена) - сумме источников текста, предшествующих подлиннику. Понятие об авторитетности экземпляра. Основной источник текста публикации (основной текст). Критерии выбора основного источника текста. Канонический текст.

5) Изучение памятников. Решение проблем атрибуции. Критика текста, в том числе классификация источников текста (иногда в виде генеалогического древа источников текста - стеммы), выявления авторских и неавторских изменений в тексте.


6) Передача текста. А - Критическая (научно-критическая) передача текста. Допустимые и недопустимые действия по передаче текста. Специфика передачи русских текстов по начало 16 в., последующего времени. Текстуальные примечания при критической передаче текста. Недостатки критической передачи текста. Проблема реконструкции текста. Б - Дипломатическая передача текста. Ее особенности. В - Факсимильная передача текста. Г - Другие способы воспроизведения памятников и сочетания способов.


6




4.

Тема 4. Публикация источников в сокращенном виде. Необходимость уменьшения объема публикации. Сокращение многократно повторяющихся в тексте формул и титулов, стереотипных формул вежливости в учрежденческой документации, и др. Публикация части документа. Обозначение действий по сокращению. Регест и регестирование, аннотация, как способ сокращения (изложения содержания) документов. Переработка текстов в таблицы.

4




5.

Тема 5. Переводы иноязычных текстов. Условия перевода текстов с языка оригинала при подготовке научного издания. Выбор способа подачи иноязычных текстов.

2




6.

Тема 6. Информационный инструментарий публикации. 1 - Заглавие публикации: состав и требования к составлению заглавия. 2 - Археографическое оформление документов: заголовки и легенды. Общая схема заголовка: что - кто - кому - о чем сообщает, дата составления документа. Краткий и пространный заголовок. Легенда - комплекс сведений о месте хранения экземпляра, его подлинности, копийности, способе воспроизведения текста в оригинале, степени сохранности, прежних публикациях. 3 - Научно-справочный аппарат публикации: а - Предисловие (историческая и археографическая части); б - Примечания по содержанию (комментарий) - объяснение фактов, дополнение данных источника, исправление ошибки источника, отсылка к литературе; в - Указатели: имен, географических названий, и др. Другие элементы научно-справочного аппарата: содержание (оглавление), словари, таблицы, хроники, приложения.


4




7.

Тема 7. Археографические знаки. Обозначение ими: - качеств текста, - качеств носителя, - источника текста, - действия археографа. Отсутствие общепринятой системы археографических знаков. Отечественная традиция обозначения археографическими знаками: - внесенных археографом в текст раскрытий сокращений, предполагаемого прочтения; - непрочтенных и утраченных мест; - опущения, сделанные публикатором; и др.

4




8.

Тема 8. Систематизация материала в публикациях. Факторы, влияющие на размещение материала внутри публикации. Расположение отдельных памятников в публикации: по хронологии, по темам, по происхождению, по географической принадлежности, по автору, по жанрам (при издании собраний сочинений) и т.д. Сочетание этих критериев, иерархические группировки.

4







Итого часов:

34




Примечание: Программа содержит подробную характеристику содержания темы. Название, количество тем в программе, количество часов на каждую тему определяется согласно Государственному образовательному стандарту по специальности.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА



  1. Селезнев М.С. Теория и методика советской археографии: Учебное пособие. - М., 1974. (12).



  1. Каштанов С.М. Актовая археография / РАН. Институт российской истории; Отв.ред.В.Л.Янин. – М.: Наука, 1998. – 318 с. (5).


  2. Козлов В.П. Тайны фальсификации: анализ подделок исторических источников XVIII-XIX веков: Пособие для студентов вузов. - М.: АО «Аспект-пресс», 1994. - 271 с. (8).

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА



  1. Валк С.Н. Советская археография. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1948. - 288 с. (6).

  2. Документальные памятники: Выявление, учет, использование: Учебное пособие для вузов по специальности «История» / Ч.А.Альтман и др.; Под ред.С.О.Шмидта. – М.: Высшая школа, 1988. – 253 с. (10).

  3. История советской археографии: В 6-ти вып. - М., 1966-1967. (8)

  4. Карнева И.И. и др. История археографии в дореволюционной России: Учебное пособие / Под ред.М.С.Селезнева. - М., 1969. - 277 с. (9).

  5. Методическое пособие по археографии / В.А.Владыкина, З.К.Вадопьянова, Ю.С.Воробьева и др.: ВНИИ документоведения и архивного дела. - М., 1991. - Ч.1. - 257 с.; Ч.2. - 1991. - 458 с. (15).

  6. Методическое пособие по археографии / Под ред. М.С.Селезнева и Е.М.Тельмана. - М., 1958. - 300 с. (15).

  7. Селезнев М.С. Предмет и вопросы методологии советской археографии. - М., 1959. (10).

  8. Советская археография в период развитого социализма 1960-1980 гг.: Учебное пособие. - М., 1983. (15).

  9. Софинов П.Г. Из истории русской дореволюционной археографии. Краткий очерк. - М., 1957. - 155 с. (5).

  10. Теория и практика источниковедения и археографии отечественной истории: Сб.статей. - М., 1978. (9).

  11. Хрестоматия по археографии. - М., 1955. (15).

  12. Чугаев Д.А. Археография и источниковедение. - М., 1969. (8).

  13. Эпштейн Д.М. История археографии дореволюционной России (период капитализма). - М., 1979. (10).

  14. Эпштейн Д.М. Советская археография в период построения социализма. 1917 - середина 1930-х гг.: Учебное пособие. - М.. 1980. (12).

ВОПРОСЫ

1. Предмет археографии и различные толкования этого предмета.

2. Понятие “публикация”.

3. Понятия “источник текста”, комплекс источников текста.

4. Контаминированный текст.

5. Разночтения текста: варианты и редакции.

6. Общественные функции публикации и самой археографии.

7. Классификация публикаций по назначению (адресу).

8. Классификация публикаций по способу воспроизведения текста.

9. Классификация по характеру издания.

10. Классификация по форме публикации.

11. Классификация по объему (масштабу) публикации.

12. Классификация по полноте охвата источников.

13. Предварительная работа публикатора: постановка вопроса об издании.

14. Определение цели и задач публикации.

15. Библиографические изыскания в ходе предварительной работы публикатора.

16. Выявление материала. Источники выявления.

17. Особенности выявления материала для источников разных лет и эпох, а также в зависимости от назначения издания.

18. Принципы отбора материала для публикации, субъективность при отборе документов.

19. Понятие о репрезентативности отбора материала для публикации, критерии репрезентативности.

20. Основания для повторной публикации (переиздании) материала.

21. Выбор источника текста для публикации. Понятие об авторитетности экземпляра.

22. Основной источник текста публикации (основной текст). Критерии выбора основного источника текста.

23. Понятие “канонический текст”.

24. Критика текста.

25. Способы передачи текста в публикации, их недостатки.

26. Специфика передачи русских текстов по начало 16 в., последующего времени.

27. Текстуальные примечания.

28. Способы сокращения источников в публикации.

29. Условия перевода текстов с языка оригинала при подготовке научного издания. Выбор способа подачи иноязычных текстов.

30. Состав информационного инструментария публикации.

31. Заглавие публикации: состав и требования к составлению заглавия.

32. Заголовки документов в публикации. Общая схема заголовка. Краткий и пространный заголовок.

33. Легенда документа в публикации.

34. Научно-справочный аппарат публикации.

35. Археографические знаки.

36. Способы систематизации материала в публикациях.