birmaga.ru
добавить свой файл

  1 2 3 4

ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ


Тема 1. Чикагская социологическая традиция: школа и люди.

Чикагская школа социологии. Разные трактовки ее интеллектуального своеобразия и личного состава. Чикагская школа как исторический факт и социальная конструкция, как «школа мысли» и «школа деятельности». Интеллектуальные и социальные условия ее формирования: социальные процессы и социальные проблемы в Америке начала ХХ века; специфика города Чикаго; традиция социальных обследований; реформистские движения; социальная политика; философия прагматизма; связь с европейской интеллектуальной средой. Институциональная база Чикагской школы: Чикагский университет; факультет социологии, его своеобразие, связь с другими факультетами; контроль над Американским социологическим обществом; «American Journal of Sociology»; издательские возможности; финансовая поддержка исследовательских программ. Хронология Чикагской школы, разные ее версии. Первая и вторая Чикагские школы. Место чикагской социологической традиции в истории американской и мировой социологии.

Значение преподавателей-харизматиков для чикагской социологической традиции. Альбион Смолл, его роль в создании факультета, популяризации немецкой социологии, формировании школы. Изначальное совмещение социологии и социальной антропологии. У.А. Томас. «Польский крестьянин в Европе и Америке» У.А. Томаса и Ф. Знанецкого как прототип чикагских исследований. Первая Чикагская школа. Р.Э. Парк: интеллектуальный лидер школы; зиммелианец и журналист в одном лице. Э. Бёрджесс: интеллектуальное влияние; роль в руководстве исследовательскими проектами школы и разработке методов исследования. Совмещение качественных и количественных методов в исследованиях чикагцев. Э. Фэрис: интеракционистская социальная психология. Р. Редфилд: социолог и антрополог; его роль в заложении чикагской этнографической традиции. Ученики Парка и Бёрджесса: многообразие их бэкграундов; полевые исследования. Н. Андерсон; Л. Вирт; Х.У. Зорбо; П. Кресси; Р. Кэван; Дж. Ландеско; Р.Д. Маккензи; Э.Р. Маурер; У. Реклесс; Э.Ф. Фрейзер; Н. Хейнер; Э. Хиллер; Э.Ч. и Х. Макгилл Хьюзы; К. Шоу; Л. Эдвардс и др. «Количественная» партия в чикагской традиции: У. Огборн, Ф. Хаузер. Место Г. Блумера, Л. Вирта и Э.Ч. Хьюза в чикагской социологии. Вторая Чикагская школа. Символический интеракционизм Блумера. Человеческая экология Э. Хоули. Социальная антропология У.Л. Уорнера. Интерпретативная экология институтов Э.Ч. Хьюза. Дискуссии и распри на факультете. Конструирование «Чикагской социологической школы» в послевоенные годы. М. Яновиц как страстный пропагандист «Чикагской школы»; его роль в классикализации чикагских социологов первого поколения; переиздание всей чикагской классики. Развитие социологии работы и этнографического исследования профессий. Г.С. Беккер, А. Стросс, Т. Шибутани, Э. Гоффман как продолжатели чикагской социологической традиции.


Чикагская школа и социология как таковая: проблема их соотношения.

Основная литература:

Николаев В.Г. Чикагская школа социологии (электронный текст)

Lutters W.G., Ackerman M.S. An Introduction to the Chicago School of Sociology. Interval Research Proprietary, 1996.

Дополнительная литература:

Баньковская С.П. Ведущие теоретики Чикагской школы: Идеи и подходы // История теоретической социологии / Под ред. Ю.Н. Давыдова. М., 1998. Т. 3. С. 117-139*.

Баньковская С.П. Инвайронментализм // История теоретической социологии / Под ред. Ю.Н. Давыдова. М., 1998. Т. 3. С. 51-61*.

Баньковская С.П. Роберт Парк // Современная американская социология / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994. С. 3-19*.

Баньковская С.П. Чикагская школа в американской социологической теории: от кризисного состояния к стабилизационному // История теоретической социологии / Под ред. Ю.Н. Давыдова. М., 1998. Т. 3. С. 103-116*.

Баньковская С.П. Эрнст Бёрджесс // Современная американская социология / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994. С. 20-32*.

Грязнова О.С., Подвойский Д.Г. Социология революции Лайфорда Эдвардса // Социологический журнал. 2005. № 1. С. 73-100*.

Ионин Л.Г. Возникновение символического интеракционизма (Ч. Кули, У. Томас, Дж.Г. Мид) // История теоретической социологии / Под ред. Ю.Н. Давыдова. М., 1998. Т. 3. С. 270-281*.

Николаев В.Г. Бёрджесс о социализации // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 2003, № 3. С. 146-153*.

Николаев В.Г. Чикагская школа социологии // История социологии (XIX – первая половина ХХ века) / Под ред. В.И. Добренькова. М., 2004. С. 497-520*.

Baker P.J. The Life Histories of W.I. Thomas and Robert E. Park // American Journal of Sociology. 1973. Vol. 79, N 2. P. 243-260.


Becker H.S. The Chicago School, So-Called // Qualitative Sociology. 1999. Vol. 22, N 1. P. 3-12.

Heap C. The City as a Sexual Laboratory: the Queer Heritage of the Chicago School // Qualitative Sociology. 2003. Vol. 26, N 4. P. 457-487.

Lindstrom F.B., Hardert R.A., Young K. Kimball Young on the Chicago School: Later Contacts // Sociological Perspectives. 1988. Vol. 31, N 3, Waving the Flag for Old Chicago. P. 298-314.
Тема 2. Уильям А. Томас и Флориан Знанецкий: «Польский крестьянин в Европе и Америке».

Основополагающее значение исследования «Польский крестьянин» для чикагской традиции эмпирических исследований и его влияние в 20-е – 30-е годы. Общий замысел исследования: изучение социального изменения. Теоретико-методологическая схема Томаса и Знанецкого, ее функции в исследовании и ее связь с эмпирическим материалом. Понятие действия. «Теорема Томаса». Понятия установки и социальной ценности, их связь и их аналитическая независимость. Социальное действие и ситуация. Определение ситуации. Субъективный и объективный аспекты социальной жизни. Важность изучения субъективного аспекта. Практическая идеология исследования и «законы социального становления». Методы изучения субъективного аспекта социальной жизни. Анализ «человеческих документов». Life-Histories (биографии и автобиографии) как источник эмпирических данных. Анализ писем. Другие используемые в исследовании документы. Эмпирический материал и интерпретация: связь между ними. Польская община в Чикаго: крупнейшее этническое сообщество в городе. Социальная дезорганизация и социальная реорганизация. Проблема соотношения между социальной и личностной дезорганизацией. Типология личностей Томаса. Теория «четырех желаний» Томаса. Четыре аналитические системы координат для рассмотрения данных в социологии, по Знанецкому: социальные действия, социальные отношения, социальные личности, социальные группы.

Критика исследования «Польский крестьянин» Г. Блумером. Связь символического интеракционизма Блумера с теоретической позицией У.А. Томаса.


Основная литература:

Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1996. С. 333-355*.

Blumer H. An Appraisal of Thomas and Znaniecki’s The Polish Peasant in Europe and America. N.Y.: Social Science Research Council, 1939. (А также предисловие к изданию, вышедшему в издательстве Transaction Books.)

Дополнительная литература:

Знанецкий Ф. Исходные данные социологии // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1996. С. 60-75*.

Ионин Л.Г. Возникновение символического интеракционизма (Ч. Кули, У. Томас, Дж.Г. Мид) // История теоретической социологии / Под ред. Ю.Н. Давыдова. М., 1998. Т. 3. С. 270-281*.
Тема 3. Роберт Э. Парк: общие очертания его социологического проекта.

Роберт Э. Парк как ключевая референтная фигура для чикагской социологической традиции. Синтетический (эклектический) замысел социологии, эссеистическая форма его реализации. Связь теоретизирования с чикагскими исследовательскими проектами, связь (или отсутствие таковой) с реформистской деятельностью. Неокантианство и прагматизм как философская подоплека парковской социологии. Влияние Зиммеля и журналистики.

Социология и ее связь с другими социальными науками. Социология как общая и специальная наука. Состав специальной социологии. Понятийный аппарат социологии и его связь с эмпирическими исследованиями. Отход от объективистской трактовки задач социологии. Социология как понимающая и просветительская наука.

Исходная интенция: синтез утилитаристских и нормативистских/культуралистских аспектов в интерпретации природы человеческого поведения («действия») и социального порядка («социальной организации»). Биотический и культурный уровни человеческого существования. Теория коллективного поведения. Биотическая и культурная организация совместного человеческого существования. «Симбиоз» и «социализация». «Сообщество» и «общество». Четырехуровневая модель: экологический, экономический, политический и культурный порядки. Основные силы экологического порядка: принципы конкуренции, господства, последовательности. «Консенсус» как социализирующая сила на культурном уровне; «коммуникация» как основной процесс на культурном уровне; «иго обычая». Интеракционистская трактовка культурного порядка. Человеческая экология и социальная психология как компоненты социологического знания. Организм и «персона». «Персона» и «статус». «Социальная организация» и «социальная дезорганизация». «Маргинальный человек» как продукт экологических движений (миграций) и «культурного конфликта».


Теория современности как неотъемлемая часть социологии Парка. Современность и урбанизация. Город как «социальная лаборатория»: локус цивилизации и развертывания «человеческой природы». Основные характеристики современного общества, по Парку.

Социология Парка как «матрица» для позднейших чикагских социологий.

Основная литература:

Николаев В.Г. Чикагская школа социологии (электронный текст)

Парк Р.Э. Социология, сообщество и общество // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 2000, № 3. С. 150-161.

Парк Р.Э. Физика и общество // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 1997, № 4. С. 135-157.

Парк Р.Э. Человеческая природа и коллективное поведение // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 1997, № 4. С. 126-135.

Дополнительная литература:

Баньковская С.П. Ведущие теоретики Чикагской школы: Идеи и подходы // История теоретической социологии / Под ред. Ю.Н. Давыдова. М., 1998. Т. 3. С. 117-139*.

Баньковская С.П. Чикагская школа в американской социологической теории: от кризисного состояния к стабилизационному // История теоретической социологии / Под ред. Ю.Н. Давыдова. М., 1998. Т. 3. С. 103-116*.

Вирт Л. Социальное взаимодействие: проблема индивида и группы // Вирт Л. Избранные работы по социологии. М.: ИНИОН РАН, 2005. С. 24-38.

Парк Р.Э. Аккомодация // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Сост. и общ. ред. С.П. Баньковской. М., 2002. С. 1. С. 406-414*.

Парк Р.Э. Ассимиляция // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Сост. и общ. ред. С.П. Баньковской. М., 2002. Ч. 1. С. 415-421*.

Парк Р.Э. Конкуренция // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Сост. и общ. ред. С.П. Баньковской. М., 2002. Ч. 1. С. 390-400*.

Парк Р.Э. Конфликт // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Сост. и общ. ред. С.П. Баньковской. М., 2002. Ч. 1. С. 400-406*.


Парк Р.Э. Современное общество // Личность. Культура. Общество. 2001. Том III, выпуск 4. С. 144-164.
Тема 4. Человеческая экология как часть социологии и ее модификации: Роберт Э. Парк, Родерик Д. Маккензи, Луис Вирт, Эверетт Ч. Хьюз.

Человеческая экология как часть социологического знания и специализированная дисциплина. Ее соотношение с человеческой географией. Первоначальная соотнесенность человеческой экологии с растительной и животной экологией; специфика человеческой экологии. Сходства человеческой экологии с Дюркгеймовской социальной морфологией, их аморфность, рамочный характер, контекстуальная многозначность.

Концепция человеческой экологии Роберта Парка. Основные понятия и принципы. Проекция идеи человеческой экологии на чикагские исследовательские практики. Связь экологического аспекта социологического исследования с объективистскими посылками и количественными методами исследования (статистика, картография и т.п.). Экологическая контекстуализация социальной жизни как характерная черта чикагской социологии.

Эволюция человеческой экологии в чикагской социологической традиции, разные ее модификации в ходе этой эволюции. Тенденция к дисциплинарной автономизации и экологическому редукционизму; тенденция к отсоединению от исходных метафорических привязок; изменение в толковании пространственной локализации; постепенный переход от «сообщества» к «институту» как базовой единице экологического анализа. «Ситуация» как предельный случай экологической локализации (в символическом интеракционизме).

Концепция человеческой экологии Родерика Д. Маккензи: объективистская версия. Базовый понятийный аппарат. Соотношение этой версии человеческой экологии с версией Парка. Утверждение человеческой экологии как самостоятельной дисциплины.

«Интеракционная экология» Джеймса Куинна. Развитие человеческой экологии в работах Эмоса Холи: вынесение субъективности за скобки; выдвижение в центр понятия «социальной организации»; превращение ЧЭ в макросоциологическую «парадигму».


Концепция человеческой экологии Луиса Вирта. Понятийные усовершенствования: понятия «сообщества», «региона», «регионализма»; освобождение понятия «сообщества» от локалистских коннотаций. Противостояние экологическому редукционизму.

Экологическая тема в социологии Эверетта Хьюза: «институт» как базовая единица экологического анализа; акцент на «конкуренции» («борьбе за выживание») как базовом экологическом процессе. Экологические исследования как исследования сред, в которых существуют институты: многообразие сред; отказ от сведения сред к пространственным (территориальным) средам; подвижность, изменчивость, ситуативность сред.

Соотношение разных модификаций человеческой экологии с разным отношением к интерпретативному аспекту социологического познания («социальной психологией»). Соотношение различных модификаций человеческой экологии с парковской позицией как исходной «матрицей».

Основная литература:

Николаев В.Г. Чикагская школа социологии (электронный текст)

Вирт Л. Человеческая экология // Вирт Л. Избранные работы по социологии. М.: ИНИОН РАН, 2005. С. 39-50.

Маккензи Р.Д. Область человеческой экологии // Личность. Культура. Общество. 2003. Том V, выпуск 3-4. С. 174-188.

Маккензи Р.Д. Понятие господства и организация мира // Личность. Культура. Общество. 2001. Том III, выпуск 3. С. 79-95.

Маккензи Р.Д. Экологический подход к изучению человеческого сообщества // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 2000, № 4. С. 136-152.

Парк Р.Э. Экология человека // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Сост. и общ. ред. С.П. Баньковской. М., 2002. Ч. 1. С. 374-390*.

Хьюз Э.Ч. Экологический аспект институтов (перевод не публиковался)

Дополнительная литература:

Баньковская С.П. Ведущие теоретики Чикагской школы: Идеи и подходы // История теоретической социологии / Под ред. Ю.Н. Давыдова. М., 1998. Т. 3. С. 117-139*.


Баньковская С.П. Чикагская школа в американской социологической теории: от кризисного состояния к стабилизационному // История теоретической социологии / Под ред. Ю.Н. Давыдова. М., 1998. Т. 3. С. 103-116*.

Вирт Л. Локализм, регионализм и централизация // Логос. 2003, № 6. С. 53-66.

Вирт Л. Мировое сообщество, мировое общество и мировое правительство: попытка прояснения терминов // Вирт Л. Избранные работы по социологии. М.: ИНИОН РАН, 2005. С. 79-92.

Вирт Л. Ограниченность регионализма // Вирт Л. Избранные работы по социологии. М.: ИНИОН РАН, 2005. С. 138-151.

Вирт Л. Пределы и проблемы сообщества // Вирт Л. Избранные работы по социологии. М.: ИНИОН РАН, 2005. С. 51-64.

McKenzie R.D. Spatial Distance and Community Organization Pattern // Social Forces. 1927. Vol. 5, N 4. P. 623-627.

Entrikin J.N. Robert Park’s Human Ecology and Human Geography // Annals of the Association of American Geographers. 1980. Vol. 70, N 1. P. 43-58.
Тема 5. Город как локус чикагских социологических исследований.

Город как объект исследования и как место исследования. Преимущественный интерес к городу как месту, в котором легче всего изучать человеческую природу вообще, социальную жизнь вообще и современные социальные процессы в частности. Город как «социальная лаборатория». Город и «цивилизация». Сегрегация групп и образов жизни в американском городе как условие, благоприятствующее социологическому познанию.

Статья Парка «Город: предложения по исследованию человеческого поведения в городской среде» (1915) как программный документ чикагских городских исследований. Применение «социально-экологической» схемы соотнесения в городских исследованиях: городское сообщество как «пространственная конфигурация» и «моральный порядок». Совмещение экологической и социально-экологической перспектив, количественных и качественных методов в исследованиях города. Типовые процедуры, используемые в чикагских городских исследованиях 1920-х годов. Рождение «городской этнографии».


Экологический аспект городских исследований. Значение модели «роста города» и «концентрических зон» Э. Бёрджесса, ее динамический смысл. Картография и статистика. «Естественные ареалы» города как вместилища разных образов жизни («мозаика миров»).

Город как «моральный порядок» и «состояние духа». Концепция «урбанизма как образа жизни» Луиса Вирта: определение города, понятие «урбанизма», новая программа городских исследований, ее узловые моменты.

Исследование «Золотой Берег и трущобы» Харви У. Зорбо как образец чикагского полевого исследования. Антропологический, социологический и этнографический слои в этом исследовании. Другие городские исследования, их тематика и характерная связь с «социальными проблемами». Социологический «импрессионизм». Сходства и различия чикагских городских исследований 1920-х годов, связь этих сходств и различий с единой схемой соотнесения и ее внутренней многомерностью и многозначностью.

Основная литература:

Николаев В.Г. Чикагская школа социологии (электронный текст)

Бёрджесс Э. Рост города: Введение в исследовательский проект // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 2000, № 4. С. 122-136.

Вирт Л. Урбанизм как образ жизни // Вирт Л. Избранные работы по социологии. М.: ИНИОН РАН, 2005. С. 93-118.

Зорбо Х.У. Золотой Берег и трущобы (избранные главы) // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 2004, № 3. С. 115-154; № 4. С. 140-178.

Парк Р.Э. Город как социальная лаборатория // Социологическая теория: История, современность, перспективы. Альманах журнала «Социологическое обозрение». СПб., 2008. С. 29-43*.

Парк Р.Э. Городское сообщество как пространственная конфигурация и моральный порядок // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 2000, № 3. С. 136-150.

Дополнительная литература:


Баньковская С.П. Ведущие теоретики Чикагской школы: Идеи и подходы // История теоретической социологии / Под ред. Ю.Н. Давыдова. М., 1998. Т. 3. С. 117-139*.

Баньковская С.П. Чикагская школа в американской социологической теории: от кризисного состояния к стабилизационному // История теоретической социологии / Под ред. Ю.Н. Давыдова. М., 1998. Т. 3. С. 103-116*.

Вирт Л. Городское сообщество и цивилизация // Личность. Культура. Общество. 2006. Том VIII, выпуск 2. С. 21-32*.

Вирт Л. Жизнь в городе // Вирт Л. Избранные работы по социологии. М.: ИНИОН РАН, 2005. С. 119-131.

Вирт Л. Различие между сельским и городским // Вирт Л. Избранные работы по социологии. М.: ИНИОН РАН, 2005. С. 132-137.

Anderson N. Urbanism and Urbanization // American Journal of Sociology. 1959. Vol. 65, N 1. P. 68-73.

Anderson N. Urbanizing the School // Journal of Educational Sociology. 1930. Vol. 4, N 3. P. 147-153.
Тема 6. Луис Вирт: исследование «Гетто».

«Гетто» Л. Вирта как одно из образцовых чикагских исследований. Общий смысл работы и ее вписанность в общий для Чикагской школы теоретический контекст («схему соотнесения»). Исторический и социологический анализ гетто. Применение перспективы «естественной истории». Гетто естественное и искусственное. Гетто как многослойный и многоступенчатый феномен. Применение парковской циклической модели «конкуренция–конфликт–аккомодация–ассимиляция» к отношениям между «гетто» и «более широким обществом». Самовоспроизводимость «гетто» и обеспечивающие ее механизмы. «Гетто» и ассимиляция. «Гетто» и проблема меньшинств. Социальная механика формирования, самовоспроизводства и растворения «гетто» в более широком обществе как характерный процессуальный элемент перехода от локальных традиционных обществ к современному мировому (глобальному) обществу. Эффекты этой социальной механики: ассимиляция и изоляция; открытость/закрытость; формирование, поддержание, изменение, исчезновение социальных границ, социальных дистанций, групповых идентичностей; космополитизм и национализмы; социальная организация, дезорганизация и реорганизация.


Многомерная трактовка «гетто» как применение виртовской версии человеческой экологии. «Гетто» как лабораторный образец любого обособленного района (сообщества) и как иллюстрация характерно чикагского анализа макропроцессов на малых и обозримых объектах. Возможность проявления социальных сил и процессов, действующих в гетто, без гетто как компактного, территориально ограниченного локального сообщества.

Основная литература:

Вирт Л. Гетто (главы из книги) // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 2005, № 1. С. 126-156; № 2. С. 114-143.

Вирт Л. Гетто (журнальный вариант) // Вирт Л. Избранные работы по социологии. М.: ИНИОН РАН, 2005. С. 178-191.

Дополнительная литература:

Вирт Л. Проблема меньшинств // Вирт Л. Избранные работы по социологии. М.: ИНИОН РАН, 2005. С. 152-177.

Николаев В.Г. Луис Вирт и его вклад в социологию // Вирт Л. Избранные работы по социологии. М.: ИНИОН РАН, 2005. С. 4-23*.

Николаев В.Г. Очерки Луиса Вирта по теоретической социологии: Предисловие к публикации // Личность. Культура. Общество. 2006. Том VIII, выпуск 2. С. 11-20*.
Тема 7. Концепция маргинального человека и разные ее модификации: Роберт Э. Парк, Эверетт В. Стоунквист, Луис Вирт, Эверетт Ч. Хьюз.

Происхождение понятия «маргинальный человек»: зиммелевский «чужак» как социальный тип. Своеобразие чикагского понятия «маргинальный человек».

Концепция Р. Парка как общая рамка для последующих трактовок маргинальности. «Маргинальный человек» как современный антропологический тип. Общий социальный фон его появления: распад традиционных форм территориально компактной совместной жизни, разрушение групповых изоляций, размывание границ между группами, социальная мобилизация (миграции и мобильность), формирование более широких и инклюзивных обществ, сохраняющаяся значимость различий, ослабление традиционных форм контроля, секуляризация и рационализация. «Маргинальный человек» и «культурный конфликт». Понятие «маргинальный человек» в контексте антропологической концепции Р. Парка: персона – статус – Я-концепция – членство. Понятие «социальной дистанции» и его связь с тематикой маргинальности. Тема маргинальности в исследованиях расовых отношений: «расовые гибриды».


Исследование «Маргинальный человек» Э.В. Стоунквиста (1937). Постепенный перевод тематики «маргинального человека» в социально-психологическую плоскость: введение понятий «маргинальность», «маргинальная личность», «маргинальные люди» (во множественном числе). «Маргинальность» как переменная: различные типы «расовых» и «культурных гибридов». Размещение «маргинального человека» в контексте схемы «конкуренция–конфликт–аккомодация–ассимиляция». «Жизненный цикл» маргинального человека и дифференциация его типичных характеристик по разным стадиям этого цикла. Социальные роли маргинального человека: «националистическая» и «посредническая». Понятие «схождения за другого» (passing).

Вклад Л. Вирта в развитие концепции маргинальности. Жизненный цикл «гетто» и личностные и ролевые трансформации маргинального человека в разных его фазах. Тема национализма и меньшинств в связи с концепцией маргинального человека. Горожанин как маргинальный человек: «шизоидный» тип личности в контексте городской среды.

Развитие концепции маргинальности в работах Э.Ч. Хьюза. Маргинальный человек и фронтиры: понятие «человек фронтира». Связь феномена маргинальности с социальным неравенством: понятия «статусных дилемм» и «статусного протеста». Маргинальность в контексте неравного престижа профессий: новые маргинальные «виды людей».

Другие вклады в трактовку разных аспектов маргинальности: человек и гостиница (Н. Хейнер), тип «проезжего» (П. Сю).

Основная литература:

Николаев В.Г. Чикагская школа социологии (электронный текст)

Парк Р.Э. Культурный конфликт и маргинальный человек // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 1998, № 2. С. 172-175.

Парк Р.Э. Личность и культурный конфликт // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 1998, № 2. С. 175-192.

Парк Р.Э. Человеческая миграция и маргинальный человек // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 1998, № 2. С. 167-176.


Стоунквист Э.В. Маргинальный человек: Исследование личности и культурного конфликта (автореферат диссертации с примечаниями 1961 г.) // Личность. Культура. Общество. 2006. Том VIII, выпуск 1. С. 9-36.

Хьюз Э.Ч. Дилеммы и противоречия статуса (перевод не публиковался)

Хьюз Э.Ч. Социальное изменение и статусный протест: Очерк о маргинальном человеке (перевод не публиковался)

Дополнительная литература:

Зиммель Г. Экскурс о чужаке // Социологическая теория: История, современность, перспективы. Альманах журнала «Социологическое обозрение». СПб., 2008. С. 7-13*.

Hayner N.S. Hotel Life and Personality // American Journal of Sociology. 1928. Vol. 33, N 5. P. 784-795.

Hayner N.S. The Tourist Family // Social Forces. 1932. Vol. 11, N 1. P. 82-85 (см. JSTOR).

Siu P.C.P. The Sojourner // American Journal of Sociology. 1952. Vol. 58, N 1. P. 34-44.
Тема 8. Чикагская криминология.

Фундаментальный вклад Чикагской школы социологии в развитие криминологии в США. Круг авторов, работавших в сфере криминологических исследований. Применение количественных и качественных методов в этих исследованиях, их сочетание. Клиффорд Шоу: исследование «ареалов делинквентности»; образцы применения метода «life history» в его исследованиях преступности («Обирающий пьяных», «Братья по преступлению»). Криминологические исследования Уолтера Реклесса («Организованный порок в Чикаго») и Нормана Хейнера (исследования «тюремных сообществ» и «сообществ заключенных»). Эдвин Сазерленд – один из основоположников и столпов американской криминологии.

Исследование Фредерика М. Трэшера «Шайка» (1927). Социологическое понятие шайки. Экологические аспект существования шаек: «промежуточные ареалы», структуры феодального типа. Шайка как форма коллективного поведения. Первичная социализация в шайке. Шайки и спортивные клубы. Шайки и преступные шайки (банды). Взаимодействие шаек с организованной преступностью. Шайки и политическая жизнь: «районные боссы» как связующие звенья. Структура шайки. «Моральный кодекс» и поведение в шайке. Престижность криминального образа жизни как характеристика трущобных районов.


Исследование Джона Ландеско «Организованная преступность в Чикаго» (1929). «Естественная история» организованной преступности в Чикаго: проституция, игорный бизнес и подпольное производство и распространение спиртных напитков как точки ее начальной кристаллизации. Консолидация организованной преступности и ее сращивание с политическими институтами. Развитие организованной преступности в приспособлении к меняющимся социальным условиям: ее эволюция к транслокальности. Организованная преступность и социальный контроль: использование силы и принуждения в различных аспектах социальной жизни (хозяйственная деятельность, выборы, трудовые отношения, имущественные споры).

Л. Вирт: обновленная теоретическая рамка для исследований преступности (1956). Трансформация преступности и ее форм в современных условиях.

Основная литература:

Николаев В.Г. Чикагская школа социологии (электронный текст)

Вирт Л. Введение в изучение преступности // Личность. Культура. Общество. 2003. Том V, выпуск 3/4. С. 197-203.

Ландеско Д. Организованная преступность в Чикаго (автореферат) // Личность. Культура. Общество. 2003. Том V, выпуск 3/4. С. 204-236.

Трэшер Ф.М. Шайка: Исследование 1313 шаек Чикаго (автореферат диссертации) // Личность. Культура. Общество. 2003. Том V, выпуск 3/4. С. 237-244.

Дополнительная литература:

Николаев В.Г. Чикагская школа социологии о преступности // Личность. Культура. Общество. 2003. Том V, выпуск 3/4. С. 189-197*.

Landesco J. Chicago’s Criminal Underworld of the ‘80’s and ‘90’s: II // Journal of Criminal Law and Criminology (1931-1951). 1935. Vol. 25, N 6. P. 928-940.

Landesco J. Crime and Failure of Institutions in Chicago’s Immigrant Areas // Journal of Criminal Law and Criminology (1931-1951). 1932. Vol. 23, N 2. P. 238-248.

Landesco J. Prohibition and Crime // Annals of the American Academy of Political and Social Science. Vol. 164, Prohibition: A National Experiment. Sep., 1932. P. 120-129.


Landesco J. The Criminal Underworld of Chicago in the ‘80’s and ‘90’s // Journal of Criminal Law and Criminology (1931-1951). 1934. Vol. 25, N 3. P. 341-357.

Landesco J. The Life History of a Member of the “42” Gang // Journal of Criminal Law and Criminology (1931-1951). 1933. Vol. 23, N 6. P. 964-998.

Landesco J. The Woman and the Underworld // Journal of Criminal Law and Criminology (1931-1951). 1936. Vol. 26, N 6. P. 891-902.

Reckless W.C. Juvenile Delinquency and Behavior Patterning // Journal of Educational Sociology. 1937. Vol. 10, N 8. P. 493-505.

Reckless W.C. The Sociologist Looks at Crime // Annals of the American Academy of Political and Social Science. Vol. 217. Sep, 1941. P. 76-83 (см. JSTOR).

Zorbaugh H. Review: “The Gang”, by Frederick M. Thrasher // American Journal of Sociology. 1927. Vol. 33, N 1. P. 135-136.
Тема 9. Пресса и современность: Роберт Э. Парк, Хелен Макгилл Хьюз.

Место «коммуникации» в схеме соотнесения Р.Э. Парка. Коммуникация и техника: значимость прессы в современном обществе. Традиционное сообщество и сплетни; город и пресса. Новость как «форма знания». Значимость этой формы знания в современных условиях: новость и мир действия; новость и социальный порядок; новость и нормативное регулирование; новость и «моральный дух». Развитие новости: от коммерческой рекламы к «интересной истории»; новости и беллетристика. «Естественная история газеты».

Исследование «Новость и интересная история» Х. Макгилл Хьюз. Экология газеты: аудитория и тираж. Эволюция прессы, трансформация новости и «человеческий интерес»: рассыльные письма, коммерческая пресса, партийная пресса, «грошовая пресса», «желтая пресса», «таблоиды». Экология газетных площадей: первая полоса, последняя страница, тематические рубрики, заголовки, «большие» и «маленькие» новости, новостные сериалы, «вечные истории», «сенсационность». Народные баллады, массовая литература и пресса. Новость и «моральный мир демоса».


Основная литература:

Николаев В.Г. Чикагская школа социологии (электронный текст)

Парк Р.Э. Естественная история газеты // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 2002, № 3. С. 136-153.

Парк Р.Э. Новость и интересная история // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 2002, № 3. С. 126-136.

Парк Р.Э. Новость как форма знания // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 2002, № 1. С. 96-115.

Хьюз Х. Новость и занимательная история (автореферат диссертации) // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 2006, № 1. С. 131-158.

Дополнительная литература:

Hughes H. MacGill. Human Interest Stories and Democracy // The Public Opinion Quarterly. 1937. Vol. 1, N 2. P. 73-83.

Hughes H. MacGill. Newspapers and the Moral World // Canadian Journal of Economics and Political Science. 1945. Vol. 11, N 2. P. 177-188.

Hughes H. MacGill. The Lindbergh Case: A Study of Human Interest and Politics // American Journal of Sociology. 1936. Vol. 42, N 1. P. 32-54.

Hughes H. MacGill. The Social Interpretation of News // Annals of the American Academy of Political and Social Science. Vol. 219. Jan, 1942. P. 11-17.
Тема 10. Герберт Блумер: символический интеракционизм.

Место «социальной психологии» в системе социологического знания в чикагской традиции. Символический интеракционизм Герберта Блумера как чикагская «социальная психология», его происхождение, отношение к исходной многомерной схеме соотнесения Р.Э. Парка. Блумер как один из ведущих теоретиков Второй Чикагской школы. Блумер как критик, методолог и теоретик.

Символический интеракционизм как метатеоретическая «перспектива». Принцип «уважения к изучаемому эмпирическому миру». Блумеровская концепция «реальности». Пресуппозиции относительно природы человеческого действия и природы социального порядка. Понятие «действия» («акта»): Я, «самовзаимодействие», рефлексивный процесс и природа человеческого действия; связь действия и реальности; процесс «определения и интерпретации»; формирование «объектов» и их «значений». Рассмотрение «общества» в терминах «действия». «Действующие единицы», их виды. «Совместное действие»; «сети действия». «Взаимодействие», его символический и несимволический уровни. Общество как взаимодействие. Когнитивные и эмоциональные компоненты в организации действия и взаимодействия. Аффективные установки и несимволическое взаимодействие. Теория «коллективного поведения»: «элементарное коллективное поведение» и «институты» («социальная структура»). Содержательные социологические теории Блумера: социальные проблемы, промышленные отношения, расовые предрассудки, общественное мнение, мода, индустриализация. Значимость блумеровской теории моды, с точки зрения вопроса о природе социального порядка в современных условиях.


Блумер как методологический критик. Социология – «наука без понятий». Критика социологических теорий, создаваемых вне и до эмпирического исследования. Критика использования количественных «переменных» в эмпирической социологии. Критика качественных методов: критический анализ «Польского крестьянина в Европе и Америке» Томаса и Знанецкого и его исторические последствия. Критика понятия «установка». Методологический ригоризм: проблема совместимости блумеровских методологических требований с эмпирическими исследованиями («дилемма Блумера»). «Дефинитивные» и «сенсибилизирующие» понятия.

Влияние Блумера на социологию 2-й пол-ны ХХ в. Ученики Блумера. «Grounded theory» (А. Стросс). Другие символические интеракционисты.

Основная литература:

Блумер Г. Мода: От классовой дифференциации к коллективному отбору // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 2008, № 2.

Блумер Г. Социальные установки и несимволическое взаимодействие // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 2008, № 1. С. 133-141.

Блумер Г. Социологические импликации мышления Джорджа Герберта Мида // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 2008, № 1. С. 114-133.

Блумер Г. Установки и социальный акт // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 2008, № 1. С. 141-153.

Дополнительная литература:

Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1996. С. 166-212*.

Блумер Г. Общественное мнение и опросы общественного мнения // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 2008, № 3.

Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М., 1984. С. 173-179*.

Блумер Г. Расовый предрассудок как чувство групповой позиции // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 2008, № 3.


Блумер Г. Социальные проблемы как коллективное поведение // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 2008, № 2.

Ионин Л.Г. Возникновение символического интеракционизма (Ч. Кули, У. Томас, Дж.Г. Мид) // История теоретической социологии / Под ред. Ю.Н. Давыдова. М., 1998. Т. 3. С. 270-281*.

Николаев В.Г. Герберт Блумер и символический интеракционизм (I): Предисловие к коллекции статей Герберта Блумера // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 2008, № 1. С. 105-114*.

Blumer H. A Note on Symbolic Interactionism // American Sociological Review. 1973. Vol. 38, N 6. P. 797-798.

Blumer H. Mead and Blumer: The Convergent Methodological Perspectives of Social Behaviorism and Symbolic Interactionism // American Sociological Review. 1980. Vol. 45, N 3. P. 409-419.

Best J. Blumer’s Dilemma: The Critic as a Tragic Figure // The American Sociologist. Fall 2006. P. 6-14.

Loconto D.G., Jones-Pruett D.L. The Influence of Charles A. Ellwood on Herbert Blumer and Symbolic Interactionism // Journal of Classical Sociology. 2006

Maines D.R., Morrione T.J. Social Causation and Interpretive Processes: Herbert Blumer’s Theory of Industrialization and Social Change // International Journal of Politics, Culture and Society. 1991. Vol. 4, N 4. P. 535-547 (EBSCO).

VanAntwerpen J.D. Empiricism, Interactionism, and Public Sociology: Re-examining Blumer’s Early Sociological Practice. Department of Sociology, University of California, Berkeley. December 2003 (публикация ASA).
Тема 11. Эверетт Ч. Хьюз: интерпретативная экология институтов.

Сохранение многомерности в социологии Э.Ч. Хьюза. Своеобразие социологии Хьюза: способ социологической работы и особенности его текстов. Схема соотнесения и эмпирические исследования. Имплицитное теоретизирование. Общая схема соотнесения: интерпретативная институциональная экология» (определение Р. Хелмс-Хейса).


Единичный «институт» как основная единица анализа. Многомерная трактовка «института». «Институт» как «действующее предприятие» (going concern). «Институты» и «коллективное поведение»: формальные и неформальные, объективные и субъективные аспекты института. Базовый понятийный аппарат для описания института: «должность», «должностное лицо», «ядро функционеров», «нужды» и их удовлетворение («функции»). Экологические аспекты институтов: пространственное размещение институтов, борьба институтов «за выживание», «среды» институтов, «контингенции» выживания («события» и «обстоятельства»). Понятие «незаконнорожденных институтов». Субъективные аспекты институтов: «роли», «карьеры», «Я», взаимодействие, определения, интерпретации.

Изучение институтов как «изучение общества в действии».

Требование исследования институтов in situ. Значимость полевой работы.

Основная литература:

Хьюз Э.Ч. Действующие предприятия: изучение американских институтов (перевод не публиковался)

Хьюз Э.Ч. Изучение институтов // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 2003, № 4. С. 118-126.

Хьюз Э.Ч. Институциональная должность и персона // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 2003, № 4. С. 127-138.

Хьюз Э.Ч. Незаконнорожденные институты (перевод не публиковался).

Хьюз Э.Ч. Экологический аспект институтов (перевод не публиковался).

Helmes-Hayes R.C. Everett Hughes: Theorist of the Second Chicago School // International Journal of Politics, Culture and Society. 1998. Vol. 11, N 4. P. 621-673*.

Дополнительная литература:

Хьюз Э.Ч. Институты // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 2004, № 1-2.

Хьюз Э.Ч. Социальная роль и разделение труда (перевод не публиковался)

Chapoulie J.-M. Everett Hughes and the Chicago Tradition // Sociological Theory. 1996. Vol. 14, N 1. P. 3-29 (EBSCO).


Heap C. Review Essay: Everett Cherrington Hughes (1897-1983): A Note on His Approach and Influence // Sociology of Health and Illness. 1984. Vol. 6, N 2. P. 218-237*.

Weiss R.S. Remembrance of Everett Hughes // Qualitative Sociology. 1996. Vol. 4. P. 543-551 (EBSCO).
Тема 12. Эверетт Ч. Хьюз: социология работы и профессий.

Вклад Хьюза в социологию работы и профессий. Снятие понятийного различия между «занятиями» (occupations) и «профессиями». «Занятие» как институт: применение в изучении занятий общей схемы соотнесения; «занятие» как развивающееся «действующее предприятие». Макросоциологический контекст изучения «занятий»: разделение труда. «Священное» и «светское» разделение труда. Сущностная неопределенность содержания занятий: «лицензия» и «мандат». Дифференциация внутри «занятий»: понятие «престиж». Тяготение «занятий» к закрытости и секретности. Понятие «грязной работы»; применение этого понятия в анализе деятельности таких организаций, как СС. Принцип исследования наименее престижных занятий для получения знания о более престижных и закрытых видах занятий. Исследования медицинской профессии («Парнишки в белых халатах», «Делание степеней», «Изготовление врача»). «Этнография профессий» и теоретическое познание профессий. Антропологические акценты в хьюзовской социологии работы и занятий. «Ошибки в работе»; институционализация ошибок. Социально-психологический аспект занятий: «институциональная должность» и «персона», «роль» и «статус», рутина и «миссия», «карьера». Исследование «карьер». Трактовка проблематики маргинальности в контексте иерархии престижа занятий: расовые отношения и разделение труда, «новые виды людей», понятие «статусного протеста».

Основная литература:

Хьюз Э.Ч. Изготовление врача: общая формулировка идей и проблем (перевод не публиковался)

Хьюз Э.Ч. Работа и человеческое Я // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 2003, № 4. С. 138-151.


Хьюз Э.Ч. Скромные и благородные (перевод не публиковался)

Хьюз Э.Ч. Хорошие люди и грязная работа // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 2003, № 4. С. 151-166.

Дополнительная литература:

Хьюз Э.Ч. Исследование занятий // Социология сегодня: Проблемы и перспективы. М., 1965. С. 493-515*.

Хьюз Э.Ч. Ошибки на работе (перевод не публиковался)

Хьюз Э.Ч. Типы личности и разделение труда // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 2005, № 1.

Хьюз Э.Ч. Циклы, поворотные пункты и карьеры (перевод не публиковался)



<< предыдущая страница   следующая страница >>