birmaga.ru
добавить свой файл

1


МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ИНСТИТУТ

(ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ)
«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор

Московского архитектурного института

(государственной академии)



________________ Д.О. Швидковский
“____” _____________________ 2008 г.

Примерная программа дисциплины



«ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И НАУЧНОГО

ТВОРЧЕСТВА В АРХИТЕКТУРЕ.

МЕТОДИКА НАУЧНОЙ РАБОТЫ

В АРХИТЕКТУРЕ»
федерального компонента цикла ОПД

ГОС ВПО второго поколения


Направление: 521700 – АРХИТЕКТУРА
Степень: МАГИСТР АРХИТЕКТУРЫ


Москва – 2008


Примерная программа “Теоретико-методологические проблемы науки и научного творчества в архитектуре. Методика научной работы в архитектуре” федерального компонента цикла ОПД (СД, ДС) составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего образования второго поколения по направлению подготовки магистр архитектуры.


  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ




    1. Цель курса


Цель курса «Теоретико-методологические проблемы науки и научного творчества в архитектуре. Методика научной работы в архитектуре» – выработать навыки практического использования знаний теоретико-методологических основ в будущей научной, педагогической и проектной деятельности архитектора.



    1. Задачи курса




  • дать магистрантам представление о развитии научного познания и творчества в прошлом и настоящем;
  • ознакомить магистрантов с основными взглядами и опытом отечественных и зарубежных учёных, архитекторов по применению методов и методик в работе, творчестве;


  • сформировать у магистрантов навыки использования методов и методик, способствующих архитектурному творчеству.



    1. Место курса в профессиональной подготовке выпускника


Знания и опыт, полученные в результате занятий по курсу, помогут магистрантам более уверенно почувствовать себя в своей будущей профессии архитектора, педагогической или научной работе. Они могут стать надежной основой в профессиональной деятельности архитектора, градостроителя, специалиста по ландшафтной архитектуре и дизайнера, раскрепостить его способности, инициировать творческую деятельность.



    1. Требования к уровню освоения содержания курса


В процессе изучения курса желательно ознакомление студентов не только с учебными пособиями, но и с отдельными первоисточниками, принадлежащими перу выдающихся мыслителей, учёных и архитекторов прошлого и настоящего.

Тематическим планом курса занятия предусматриваются в форме проведения лекций и семинаров, которые могут быть дополнены написанием контрольных работ, проведением диспутов, коллоквиумов, работой над рефератом.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



    1. Разделы курса


Предлагаемый курс «Теоретико-методологические проблемы науки и научного творчества в архитектуре. Методика научной работы в архитектуре» включает в себя одиннадцать тем.



    1. Темы и краткое содержание


Тема 1. Введение

Предмет курса. Роль теоретической и методологической проблематики в изменениях современного общества. Специфика знаний о теории, методологии и методах.

Основные тенденции и актуальные проблемы развития взглядов на теорию и методологию познания в обществе.

Теоретические и методологические предпосылки архитектурной деятельности.


Значение курса для формирования профессионального мастерства научных и педагогических кадров в архитектурной сфере.
Тема 2. Творческий характер сознания

Сознание и психика: сознательное и бессознательное. Сознание и язык.

Соотношение чувственного и логического, эмпирического и теоретического в познании. Основные проблемы теории познания. Основные принципы теории познания. Уровни познания.
Тема 3. Знание в науке и культуре. Творчество и интуиция.

Интуиция, здравый смысл и логика. Знание в науке и культуре. Знание научное и ненаучное. Творчество и интуиция. Знание и вера, знание и ценности. Объяснение и понимание. Проблема истинности знания. Релятивизм и догматизм в науке. Понятие объективной истины. Относительная и абсолютная истина.

Творческий процесс архитектора. Архитектурное творчество как жизнестроительство. Соотношение индивидуального и коллективного в архитектурном творчестве. Особенности работы архитекторского коллектива как творческой единицы. Архитектурное творчество как постановка и как решение задач во взаимоувязке со смежниками.
Тема 4. Взаимосвязь теории, метода и практики

Теория и гипотеза. Выдвижение, развитие и проверка гипотезы. Доказательство и опровержение гипотезы. Две стороны научных теорий. Семиотика. Специфика архитектурных теоретических концепций. Теория и метод.

Понятие практики. Роль практики в познании. Структура практики.

Архитектурная практика. Проектно-научный эксперимент как специфическая разновидность архитектурной практики.

Разработка социально-архитектурной концепции как специфический вид научно-проектного творчества.
Тема 5. Методология и метод

Методология. Исторический и логический методы познания. Методы теоретического и эмпирического исследования. Методы исследования культуры.

Основные формы логического отражения действительности. Понятие. Суждение. Умозаключение. Основные формально-логические законы.


Основные принципы диалектического метода познания. Категории диалектики как ступени познания. Основные законы диалектики.

Методы изучения процесса архитектурного творчества. Метод предметного и пространственного моделирования (макетирования) в архитектурной деятельности.
Тема 6. Методологические проблемы научного предвидения

Основные сферы прогнозирования. Научные критерии прогнозирования. Классификация методов прогнозирования и проектирования. Интуитивные (экспертные) методы прогнозирования. Морфологический анализ. Прогнозный сценарий. Оценка точности прогноза. Оценка эффективности методов прогнозирования.

Архитектурно-градостроительное прогнозирование (прогнозы изменения искусственной среды обитания). Комплексный метод проектирования в архитектуре. Проблема перспективных конструктивных систем.
Тема 7. Научное исследование: основные характеристики

Структура научного исследования. Выбор темы и обоснование её актуальности, целей и задач, предмета и объекта, структуры исследования. Описание теоретико-методологических предпосылок и практической значимости научного исследования.

Междисциплинарный характер архитектурных научных исследований. Системный подход в архитектурной науке.
Тема 8. Проблемы применения математических методов в научном исследовании

Математика как язык науки и творчества. Основные методы математизации научного знания.

Математический эксперимент. Методологические проблемы математического моделирования.

Перспективы математизации научного знания и творчества.
Тема 9. Методологические и методические проблемы применения ЭВМ в научном исследовании

Краткая характеристика развития вычислительной техники и её применения в науке и архитектурном творчестве. Проблемы применения вычислительной техники в науке и архитектурном творчестве.

Методы и методики создания баз данных по архитектурной проблематике. Основы информатики применительно к работе с литературой по архитектуре.


Проблемы надёжности данных в научных исследованиях.

Технология обработки научных данных с применением вычислительной техники.
Тема 10. Проблемы интерпретации и внедрения результатов научного исследования

Интерпретация результатов научного исследования. Оформление и формы внедрения результатов научного исследования.

Способы и проблемы использования результатов научных исследований в архитектурной деятельности.
Тема 11. Методические проблемы научной работы в архитектурной сфере

Метод и методика.

Задачи и методы обследования архитектурных объектов в натуре. Методики выявления их социальной оценки потребителям.

Методики научного анализа в архитектуре. Методические приёмы, способствующие архитектурному новаторству.


  1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы




  • Творческий характер человеческого сознания. Сознание и психика, сознательное и бессознательное. Творчество и интуиция.

  • Соотношение чувственного и логического, эмпирического и теоретического в познании и творчестве.

  • Знание в науке и культуре. Знание и вера, знание и ценности.

  • Проблема истинности знания. Релятивизм и догматизм в науке.

  • Взаимосвязь теории, метода и практики в деятельности архитектора.

  • Методы теоретического и эмпирического исследования.

  • Основные формально-логические законы и их использование в научной работе.

  • Исторический и логический методы исследования.

  • Методы исследования культуры.

  • Структура научного исследования.

  • Системный подход в архитектурной науке.

  • Структурно-функциональный подход в архитектуре.

  • Разработка социально-архитектурной концепции как специфический вид научно-проектного творчества.
  • Соотношение индивидуального и коллективного в сфере архитектурного творчества.


  • Творческий процесс архитектора.

  • Задачи и методы обследования архитектурных объектов в натуре, выявления их социальной оценки потребителем.

  • Проблемы использование математических методов, ЭВМ в архитектурной деятельности.


  1. Примерная тематика рефератов, курсовых работ




  • Творческий характер человеческого сознания.

  • Соотношение чувственного и логического, эмпирического и теоретического в архитектурном творчестве.

  • Творчество и интуиция в архитектурном процессе.

  • Теоретико-методологические проблемы науки и научного творчества в архитектуре.

  • Теория и методология архитектурной практики.

  • Сравнительный анализ архитектурных теоретический концепций (конкретизация предмета исследования по выбору студента).

  • Разработка социально-архитектурной концепции как специфический вид научно-проектного творчества.

  • Методы исследования культуры.

  • Системный подход в архитектуре.

  • Обоснование научных критериев предвидения в творчестве и науке.

  • Методы прогнозирования и проектирования в архитектуре.

  • Обзор методов обследования архитектурных объектов в натуре.

  • Структура архитектурного научного исследования.

  • Проблемы интерпретации результатов архитектурных научных исследований.

  • Методические проблемы научной работы в архитектуре.


  1. Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу




  • Творческий характер сознания. Сознание и психика: сознательное и бессознательное. Сознание и язык.

  • Соотношение чувственного и логического, эмпирического и теоретического в познании. Уровни познания. Основные проблемы теории познания.
  • Знание в науке и культуре. Знание научное и ненаучное. Творчество и интуиция. Объяснение и понимание.


  • Проблема истинности знания. Релятивизм и догматизм в науке. Понятие объективности истины. Относительная и абсолютная истина.

  • Теория и метод. Методы теоретического и эмпирического исследования. Методы исследования культуры.

  • Теория и гипотеза. Выдвижение, развитие и проверка гипотезы. Доказательство и опровержение гипотезы.

  • Основные формы логического отражения действительности. Понятие. Суждение. Умозаключение. Основные формально-логические законы.

  • Основные принципы диалектического метода познания. Категории диалектики как ступени познания. Основные законы диалектики.

  • Методологические проблемы научного предвидения. Основные сферы прогнозирования. Классификация методов прогнозирования и проектирования. Интуитивные (экспертные) методы прогнозирования. Архитектурно-градостроительное прогнозирование (прогнозы изменения среды обитания).

  • Научное исследование: основные характеристики.

  • Проблемы применения математических методов в научном исследовании.

  • Методологические и методические проблемы применения вычислительной техники в научном исследовании.

  • Методы архитектурного творчества. Метод предметного и пространственного моделирования (макетирования) в архитектурной деятельности.

  • Понятие практики. Роль практики в познании. Структура практики. Архитектурная практика. Проектно-научный эксперимент как специфическая разновидность архитектурной практики.


  1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ





№№

п/п

Наименование тем и разделов:


ВСЕГО

(часов)


Аудиторные занятия (час.)

Самостоятельная работа

в том числе:

лекции

семинары

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1.

Введение.

4

2

2




2.

Творческий характер сознания.


4


4


4




3.

Знание в науке и культуре. Творчество и интуиция.


4


4


4




4.

Взаимосвязь теории, метода и практики.


8


6


6




5.

Методология и метод.

16


12

12

4

6.

Методологические проблемы научного предвидения.


4


4


4




7.

Научное исследование: основные характеристики.


8


8


8


4

8.

Проблемы применения математических методов в научном исследовании.


4


4


4


2

9.

Методологические и методические проблемы применения ЭВМ в научном исследовании.



4



4



4


10.

Проблемы интерпретации и внедрения результатов научного исследования.


4


4


4


2

11.

Методические проблемы научного творчества в архитектурной сфере.


12


8


7


5

ИТОГО:


136

60

59

17



  1. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ


Форма итогового контроля – экзамен в конце 12 семестра



  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА



Автор


Наименование

Наличие грифа МО

Год издания

Обеспечивает ли полностью содержание дисциплины?

1.

2.

3.

4.

5.

Бархин Б.Г.

Методика архитектурного проектирования. – 2-е изд., перераб. и доп.



Есть



1982



Нет




Мастера советской архитектуры об архитектуре. В 2-х т. Под ред. Бархина М.Г.


Нет


1975


Нет




Методология исследований проектной деятельности.


Нет


1973



Нет





Проблемы методологии науки и научного творчества.


Нет


1977


Нет

Рузавин Г.И.

Математизация научного знания.


Нет


1984


Нет

Свинцов В.И.

Смысловой анализ и обработка текста. – 2-е изд., перераб.


Нет


1979


Нет

Сергеев К.А., Соколов А.Н.

Логический анализ форм научного поиска.


Нет


1986


Нет

Хилл П.

Наука и искусство проектирования.


Нет


1973


Нет

Швырёв В.С.

Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы.


Нет


1988



Нет


Штофф В.А.

Введение в методологию научного познания.



Нет


1972



Нет



Литература:


  • Асмус В.Ф. Проблемы интуиции в философии и математике. – М., 1965.

  • Бархин Б.Г. Эвристика и архитектурное творчество. – В сб.: Архитектурная форма и научно-технический прогресс. – М., 1975.

  • Бейтс Е. Интенции, конвенции и символы. – В кн.: Психолингвистика. – М., 1984.

  • Белнап Н., Стил Т. Логика вопросов и ответов/Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1981. –288 с.

  • Берг А.И. Кибернетика и проблемы обучения. – М., 1970.

  • Бергер Л.Г. Пространственный образ мира (парадигма познания) в структуре художественного стиля. – Вопросы философии, 1994, №4.

  • Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М., 1995.

  • Бергсон А. Здравый смысл и классическое образование. – Вопросы философии, 1990, №1.

  • Библер В.С. Мышление как творчество. – М., 1975.

  • Библер В.С. Мышление как творчество. – М., 1975.

  • Бом Д. Причинность и случайность в современной физике/Пер. с англ. – М.: Издательство иностранной литературы, 1959. –248 с.

  • Боно Э. де. Рождение новой идеи/Пер. с франц. – М., 1970.

  • Бронер Л. Применение электронных вычислительных машин в архитектурно-строительном проектировании. – М., 1966.

  • Бунге М. Интуиция и наука/Пер. с англ. – М., 1967.

  • Бэкон Ф. Новый Органон. – Сочинения в двух томах. – 2-е, испр. и доп. изд. Т. 2. –М.: Мысль, 1978, сс.5-214.
  • Вартофский М. Искусство как гуманизирующая практика. – В кн.: Вартофский. Модели. – М., 1988.


  • Винер Н. Кибернетика/Пер. с англ. – М.: Наука, 1983. –344 с.

  • Винер Н. Творец и робот/Пер. с англ. – М., 1966.

  • Винер Н. Я математик/Пер. с англ. – М., 1967.

  • Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики/Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1988. –704 с.

  • Гадамер Х.-Г. Метод и истина. – М., 1990.

  • Глазычев В.Л. Организация архитектурного проектирования. – М., 1978.

  • Глинский Б. и др. Моделирование как метод научного исследования. – М., 1978.

  • Гропиус В. Границы архитектуры/Пер. с нем. – М., 1971.

  • Губин В.Д. Культура и творческая деятельность. – М., 1987.

  • Гутнов А.Э., Лежава И.Г. Будущее города. – М., 1977.

  • Деятельность: теории, методология, проблемы. – М.: Политиздат. 1990. –366 с.

  • Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. – М., 1985.

  • Джонс Дж. К. Инженерное и художественное конструирование/Пер. с англ. – М., 1976.

  • Дубровский В., Щедровицкий Л. Проблемы системного инженерно-психологического проектирования. – М., 1971.

  • Зинченко В.П. Перцептивные и мнемонические элементы творческой деятельности. – В жн.: Вопросы психологии, 1968, №2.

  • Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях. – М.: Наука, 1987. –256 с.

  • Капица П.Л. Эксперимент. Теория. Практика. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Наука, гл. ред. физ.-мат. лит., 1987, сс. 176-183.

  • Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. –520 с.

  • Кейслер Г., Чэн Ч. Теория моделей/Пер. с англ. – М., 1977.
  • Кемени Дж., Снелл Дж. Кибернетическое моделирование/Пер. с англ. – М., 1972.


  • Клаус Г. Кибернетика и общество/Пер. с нем. – М., 1967.

  • Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. – М.: Наука, 1975. –720 с.

  • Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе/Пер. с польск. – М.: Экономика. 1975. –271 с.

  • Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975.

  • Литвак Б.Г. Экспертная информация: методы получения и анализа. – М.: Радио и связь, 1982. –184 с.

  • Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М., 1970.

  • Матейко А. Условия творческого труда/Пер. с польск. – М., 1970.

  • Математическое моделирование. – М., 1979.

  • Микешина А.А. Ценностные предпосылки в структуре научного знания. – М., 1990.

  • Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. – 2-е изд., перераб. – М.: Книга, 1980. –320 с.

  • Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие/Пер. с франц. – М., 1966.

  • Налчаджян А.А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания. – М., 1972.

  • Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.

  • Основы архитектурной композиции и проектирования. Под ред. Тица А.А. –Киев, 1976.

  • Павлов Т.Д. Информация, отражение, творчество/Пер. с болг. – М., 1967.

  • Плышевский В.Н. Современные методологические направления автоматизации проектной деятельности. – В кн.: Методологические исследования проектной деятельности. – М., 1972.

  • Пономарёв Я.А. Психология творчества. – М., 1976.

  • Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.

  • Поппер К. Логика и рост научного знания/Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1983. –606 с.
  • Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986.


  • Проблема научного творчества в современной психологии. – М., 1971.

  • Пуанкаре А. О науке/Пер. с фр. – 2-е изд., стер. – М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990.

  • Пушкин В.П. Эвристика – наука о творческом мышлении. – М., 1969.

  • Рабочая книга по прогнозированию. – М.: Мысль. 1982. –430 с.

  • Райт Ф.Л. Будущее архитектуры/Пер. с англ. – М., 1960.

  • Рейтман У. Познание и мышление/Пер. с англ. – М., 1978.

  • Рубинштейн С.Л. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. – М., 1960.

  • Рунин Б. Логика науки и логика искусства. – В кн.: Содружество наук и тайны творчества. – М., 1968.

  • Сартр Ж.П. Проблемы метода/Пер. с фр. – М.: Издательская группа “Прогресс”, 1993. –240 с.

  • Свинцов В.И. Логика: Учеб. для вузов. – М.: Высшая школа, 1987. –287 с.

  • Соловьев Вл. С. Философские основы цельного знания. Соч. в 2 т. Т. 2. –М., 1988.

  • Теория познания в четырех томах, тт.1-2. –М., 1991.

  • Уайтхед А.И. Идеи философии. Философский метод. – Избранные работы по философии. – М., 1990.

  • Уитроу Дж. Структура и природа времени. – М., 1984.

  • Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.

  • Чавчанидзе В., Гельман О. Моделирование в науке и технике. – М., 1966.

  • Шацкий Е. Утопия и традиция. – М., 1990.

  • Швырёв В.С. Научное познание как деятельность. – М.: Политиздат, 1984. –232 с.

  • Щедровицкий Г.П. Автоматизация проектирования и задачи развития проектной деятельности. – В сб.: Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании. – М., 1976.

Автор (составитель): Щепетов Н.А., зав. кафедрой Философии Московского архитектурного института (государственной академии), к.филос.н., доцент.