birmaga.ru
добавить свой файл

1
Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики»
Факультет медиакоммуникаций

Департамент «Медиапроизводство и креативные индустрии»
Программа дисциплины
«Управление правами»

 

для направления «Менеджмент в СМИ» подготовки магистра


Автор программы: к.ф.н., доц. Е.А. Шерстобоева


Рекомендовано секцией УМС

журналистика
Председатель__________________

Шомова С.А.
«____»______________2012 г.





Одобрено на заседании департамента

медиапроизводства
Зав. департаментом____________________

И.В. Кирия
«____»______________2012 г.

Утверждено УС факультета

медиакоммуникаций
Ученый секретарь______________
«____»______________2012 г.








Москва, 2012

Пояснительная записка

Учебный спецкурс «Управление правами» специально разработан для магистров, обучающихся по направлению «Менеджмент в СМИ».

Спецкурс нацелен на получение магистрами теоретических и практических знаний в области права, экономики и менеджмента медиаконтента. Он призван раскрыть сущность и роль сложного и многоступенчатого процесса управления правами в медиаиндустрии, ставшего в условиях информационного общества и инновационной экономики неотъемлемой частью общекорпоративной системы управления медиакомпанией.

Практическая необходимость подобного спецкурса на факультете медиакоммуникаций непосредственно связана со спецификой индустрии СМИ, основанной на производстве, приобретении и эффективном использовании результатов интеллектуальной деятельности.

Уникальность спецкурса состоит в том, что базовые знания в области управления интеллектуальной собственностью даются с учетом правовой, экономической и организационной специфики деятельности медиакомпаний. Таким образом спецкурс интегрирует классический подход и современные практики в области медиа.

Цели спецкурса:


  • Сформировать понимание особенностей управления медиакомпанией, связанных с созданием, приобретением и использованием объектов интеллектуальной собственности ;

  • Дать представление об основах правового, экономического и организационного управления объектами авторского права и смежных прав медиакомпании с учетом российской и международной практики;

  • Научить применять полученные в ходе курса знания в ходе управления медиакомпанией или ее структурным подразделением.


Задачи спецкурса:

  • Сформировать общее представление о сущности управления объектами авторского права и смежных прав медиакомпании;

  • Раскрыть содержание основных понятий 4 части Граждсканского Кодекса РФ: «авторское право», «автор», «произведение», «аудиовизуальное произведение», «смежные права», «исполнение», «фонограмма», «товарный знак» и др., а также ознакомить студентов с международными принципами в области авторского права и смежных прав;

  • Дать представление о правовых основах управления объектами авторского права и смежных прав в медиаиндустрии: о критериях охраноспособности медиаконтента, о сроках охраны, о договорном и свободном использовании произведений в области авторского права и смежных прав, о специфике служебных произведений и защите авторских и смежных прав медиакомпании и др.;

  • Сформировать представление об экономических основах управления объектами авторского права и смежных прав в медиаиндустрии: об особенностях налогообложения нематериальных активов медиакомпании, о методах оценки объектов авторского права и смежных прав, об экономических основаниях коммерциализации объектов авторского права и смежных прав, а также об оценке ущерба медиакомпании от нарушения прав на результаты интеллектуальной деятельности и др.;
  • Дать представление об организационных основах управления объектами авторского права и смежных прав в медиаиндустрии, прояснить сущность корпоративной политики, стратегии и тактики медиакомпании по управлению объектами авторского права и смежных прав.


В ходе курса предполагается анализ проблемных ситуаций, используется метод case–study, исследуются судебные случаи. Таким образом, магистранты получают не только базовые знания в области управления правами, но и знакомятся с практикой российских и зарубежных судов в этой сфере.

«Управление правами» является спецкурсом по выбору. Предполагается, что для изучения данного курса в рамках бакалавриата студенты получили представление об информации как объекте права и знакомы с правовыми основами деятельности средств массовой информации (дисциплина «Информационное право») и знают основы авторского права и смежных прав (дисциплина «Авторское право»).

При разработке спецкурса интегрирован опыт преподавания дисциплин «Основы менеджмента и права на ТВ» в МГУ им. М.В. Ломоносова. Программа также базируется на опыте внешних разработчиков программ по управлению интеллектуальной собственностью на предприятиях.

Спецкурс рассчитан на 42 часа аудиторной нагрузки. Формой контроля является письменный зачет в форме теста. Промежуточной формой контроля являются выступления студентов, подготовленные ими самостоятельно на основе анализа конкретных проблемных ситуаций в области управления правами (судебные дела, переговоры, оценка) и представляемые в устной форме в ходе семинаров.


1. Форма организации учебного процесса:
- проведение лекционных занятий;

- проведение семинарских занятий;



- самостоятельная работа студентов по освоению теоретического материала.
2. Тематический план учебной дисциплины




Наименование темы

Всего часов

Аудиторные часы



Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1

Управление правами в медиаиндустрии

4

2

0

2

2

Международная система охраны авторского права и смежных прав

4

2

0

2

3

Законодательство РФ в области авторского права и смежных прав

2

1

0

1

4

Особенности авторского права и смежных прав в медиаиндустрии

14

3

4

7

5

Средства индивидуализации и доменное имя медиакомпании

8

2


2

4

6

Способы использования объектов авторского права и смежных прав в медиа. Свободное использование произведений в медиа.

12

2

4

6

7

Учет объектов авторского права и смежных прав медиакомпании и особенности их оценки

12

4

2

6

8

Маркетинг объектов авторского права и смежных прав медиакомпании

4

2

0

2

9

Управление процессами передачи прав на объекты авторского права и смежных прав в медиаиндустрии

8

2

2

4

10

Стратегия управления объектами авторского права и смежных прав медиакомпании

4


2

0

2

11

Взаимодействие медиакомпаний с организациями по коллективному управлению правами

4

2

0

2

12

Защита авторского права и смежных прав медиакомпании. Оценка ущерба медиакомпании от нарушения авторских и смежных прав

8

2

2

4




ИТОГО

84

26

16

42

Основная литература по курсу:



  1. Гаврилов Э. П. Комментарий к части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный) / Э. П. Гаврилов, В. И. Ерёменко. — М.: Издательство «Экзамен», 2009.

  2. Конов Ю.П. Гончаренко Л.П. Экономика интеллектуальной собственности: Учебник для вузов. – М.: Экономика, 2011.

  3. Луцкер А.П. Авторское право в цифровых технологиях и СМИ. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2005.
  4. Менеджмент интеллектуальной собственности: учебное пособие / Н.В. Тихомирова, А.П. Якимахо, С.Н. Мальченко, Е.Л. Герасимов, В.В. Бессарабова. – М.: НП «Центр развития современных образовательных технологий», 2010.


  5. Невская М.А. Авторское право в издательском бизнесе и СМИ: Практическое пособие. М.: Дашков и К, 2009.

  6. Падейский В.В. Проектирование телепрограмм: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

  7. Споры об интеллектуальной собственности. Все позиции Высшего Арбитражного Суда РФ. – М.: ООО «Тимотиз Лигал Паблишинг Раша», 2010.

  8. Baden-Powell E., Bleakley A., Eneberi J. Intellectual Property and Media Law Companion. - Great Britain: Bloomsbury Prof., 2010.

Основные нормативные документы по курсу:



  1. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г., доп. в Париже 4 мая 1896 г., пересм. в Берлине 13 ноября 1908 г., доп. в Берне 20 марта 1914 г., и пересм. в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г, измен. 28 сентября 1979 г. / См. офиц. перевод на русск. яз. по адресу http://www.wipo.int/treaties/ru/ip/berne/berne.html

  2. Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности от 14 июля 1967 года, изменена 2 октября 1979 года / См. офиц. перевод на русск. яз. по адресу http://www.wipo.int/treaties/ru/convention/

  3. Всемирная конвенция об авторском праве (Париж) от 6 сентября 1952 г., пересм. в Париже 24 июля 1971 г. / См. офиц. перевод на русск. яз. по адресу http://www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ru/documents/international_documents/international_conv/konv_avt_pr_p

  4. Международная конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция) от 26 октября 1961 г / См. неофиц. перевод на русск. яз. по адресу http://www.wipo.int/treaties/ru/ip/rome/rome_convention.htm
  5. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС, 1994)/ См. текст на русск. яз. по адресу http://www.rupto.ru/norm_doc/sod/norm_doc/mejd_doc/trips.html


  6. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть четвертая, от 18.12.2006 N 230-ФЗ

  7. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ

  8. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ

  9. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ

  10. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ

  11. Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ

  12. ФЗ от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

  13. ФЗ от 22.08.1996 N 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации»

  14. ФЗ от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

  15. ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

  16. ФЗ от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»

  17. ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

  18. ФЗ от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»

  19. ФЗ от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

  20. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации"

  21. Постановление Правительства РФ от 21.03.2012 N 218 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности»

  22. Приказ Минфина РФ от 27.12.2007 N 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.01.2008 N 10975)

  23. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. №992 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами» //Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, №2, ст. 114; Российская газета, №6, 16.01.2008.
  24. Приказ Росохранкультуры от 15.08.2008 № 16 «О государственной аккредитации организации по управлению правами на коллективной основе на осуществление деятельности в сфере управления исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции»


  25. Приказ Росохранкультуры от 24.09.2010 N 167 «О государственной аккредитации организации по управлению правами на коллективной основе на осуществление деятельности в сфере осуществления прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях»

  26. Приказ Росохранкультуры № 187 от 26.10.2010 «Об объявлении решения о государственной аккредитации организации по управлению правами на коллективной основе на осуществление деятельности в сфере осуществления прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях»

Электронные ресурсы:



www.consultant.ru

www.fips.ru



www.unesco.ru/rus/

www. wipo.int



www.wto.org

www.rosohrancult.ru/

www.rao.ru

www.rp-union.ru/

www.upravis.ru/

www.rosvois.ru/

www.copyright.ru

Тема 1. Управление правами в медиаиндустрии
Интеллектуальная собственность как объект медиаменеджмента. Понятие интеллектуальной собственности с экономической и юридической точки зрения. Основные черты и особенности экономики, основанной на производстве интеллектуальной собственности. Проблемы управления интеллектуальной собственностью в медиаиндустрии.

Свойства информационного ресурса.

Интеллектуальный капитал медиакомпании. Понятие и виды нематериальных активов медиакомпании.

Результаты интеллектуальной деятельности (РИД) как охраноспособные объекты медиаменеджмента. Классификация прав на РИД.


Дополнительная литература:
  1. Бедников М.А., Джамай Е.В. Интеллектуальный капитал развивающейся фирмы: проблемы идентификации и измерения // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. №4


  2. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Учеб. пособие. – М.: Аспект пресс, 2003.

  3. Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. – М.: Эксмо, 2008.

  4. Зинов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью: Учебное пособие – М.: Дело, 2003.

  5. Климов С.М. Интеллектуальные ресурсы общества – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2002.

  6. Экономика, основанная на знаниях: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко. М.: Российская Академия государственной службы при президенте РФ, 2006.


Тема 2. Международная система охраны авторского права и смежных прав
Происхождение авторского права. Акт о лицензировании, 1662, Англия. Статут Анны, 1710, Англия.

Участие РФ в международных соглашениях по авторским и смежным правам и его значение. Международные конвенции: Парижская конвенция по охране промышленной собственности (1883), Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (1886), Всемирная конвенция об авторском праве (1952), Римская конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (1961), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС, 1994, документ ВТО). Деятельность Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности (ВОИС).

Международные принципы в области авторского права и смежных прав.

Соотношение правовых концепций copyright и droit d'auteur.


Дополнительная литература:

  1. Бентли Л., Шерман Б. Право интеллектуальной собственности: Авторское право / Пер. с англ. В.Л. Вольфсона – СПб.: Юр. центр Пресс, 2004.

  2. Липцик Д. Авторское право и смежные права/ Пер. с французского. - М.: ЮНЕСКО, 2002.

  3. Минков А.М. Международная охрана интеллектуальной собственности – СПб.: Питер, 2001.
  4. Право интеллектуальной собственности: учебник/ Под ред. И.А. Близнеца. – М.: Проспект, 2011.


  5. Хохлов В.А. Авторское право: Законодательство, теория практика. – М.: Издательский дом «Городец», 2008.

  6. Smartt U. Media and entertainment law. – First edition. – London and New York: Routledge Taylor and Francis Group, 2011.


Тема 3. Законодательство РФ в области авторского права и смежных прав
Система законодательства РФ в области авторского права и смежных прав. Общие принципы охраны интеллектуальной собственности в РФ.

Конституция РФ (Ст. 44).

Гражданский кодекс РФ, IV часть.

Нормы Таможенного и Налогового кодексов РФ в области авторского права и смежных прав.

ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» (Ст. 2, 11.), Закон «О СМИ» (Ст. 42).
Дополнительная литература:


  1. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса РФ (часть четвертая)/ Коммент. Е.Г. Никоновой. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007.

  2. Хохлов В.А. Авторское право: Законодательство, теория практика. – М.: Издательский дом «Городец», 2008.

  3. Право интеллектуальной собственности: учебник/ Под ред. И.А. Близнеца. – М.: Проспект, 2011.


Тема 4. Особенности авторского права и смежных прав в медиаиндустрии

Объекты авторского права в медиаиндустрии. Момент возникновения авторского права. Регистрация произведений.

Содержание авторских прав. Срок охраны авторских прав. Информация об авторском праве.

Производные и составные произведения в СМИ (римейки, экранизации, «плейлисты» и пр.). Фотография как объект авторского права в СМИ. Аудиовизуальное произведение как сложный объект авторского права в СМИ. Реклама как объект авторского права в СМИ.

Неохраняемые произведения, факты и новости. Защита прав на телеформат.

Субъекты авторского права в медиаиндустрии. Институт соавторства в медиа. Право на интервью. Правовой статус продюсера как лица, организовавшего создание сложного объекта.

Служебные произведения.

Объекты смежного права в медиаиндустрии: исполнения, фонограммы, сообщения передач эфирного или кабельного вещания.

Субъекты смежного права в медиаиндустрии: правовой статус телеведущего, продюсера радиопрограммы, организации эфирного и кабельного вещания.

Срок охраны смежных прав.

Дополнительная литература:


  1. Бентли Л., Шерман Б. Право интеллектуальной собственности: Авторское право / Пер. с англ. В.Л. Вольфсона – СПб.: Юр. центр Пресс, 2004.

  2. Ермакова А.Р. Право интеллектуальной собственности в сфере периодической печати. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002.

  3. Иванов Н.В. Авторские и смежные права в музыке: учеб.-практ. пособие / Под ред. А.П. Сергеева. – М.: Проспект, 2009.

  4. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. - М.: Юридическая литература, 1972.

  5. Копцева О.В. Где @ порылась?! Защита © прав в Интернете. – М.: Эксмо, 2009.

  6. Лебедь В.В. Произведения искусства в авторском праве. – М.: Книгодел, 2011.

  7. Мельников К. Вердикт для Чебурашки и Громозеки // Время новостей. 2007. №45.

  8. Панкеев И.А. Авторское право для журналистов. М.: ВК Москва, 2012.

  9. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики: Учебник. – М., 2009.

  10. Семенова О. Фотографическое произведение как объект авторского права // Интеллектуальная собственность: авторское право и смежные права. 2006. № 8.

  11. Силонов И.А. Авторское право в шоу-бизнесе: нормативные акты и комментарии. - М.: Норма, 2001.

  12. Федотов М.А. Право массовой информации в Российской Федерации. – М., 2002.

  13. Чуковская Е.А. Продюсирование в аудиовизуальной сфере в контексте правовых норм // В сб. Профессия – продюсер кино и телевидения. Практические подходы / Под ред. В.И. Сидоренко, П.К. Огурчикова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 325 – 406.

  14. Шерстобоева Е.А. Авторское право на служебные произведения в СМИ // Законодательство и практика масс-медиа. 2005. № 6 (54)

  15. Шерстобоева Е. А. Телеформат как правовой гибрид: проблема правового статуса // Интеллектуальная собственность. 2011. № 5 – 6.
  16. Шерстобоева Е.А. Правовой статус телепродюсера как создателя интеллектуальной собственности // Правовые и этические аспекты журналистики: Ежегодник 2007. М.: ф-т журналистики МГУ, 2007.



Тема 5. Права на средства индивидуализации и доменное имя медиакомпании

Право на фирменное наименование медиакомпании: содержание, срок охраны.

Право на товарный знак медиакомпании. Регистрация товарных знаков. Основания отказа в регистрации. Знак охраны. Срок охраны.

Право на коммерческое обозначение медиакомпании.

Особенности охраны доменного имени медиакомпании.
Дополнительная литература:


  1. Вацковский Ю.Ф. Доменные споры. Защита товарных знаков и фирменных наименований. – М.: Статут, 2009.

  2. Дашян М.С. Интеллектуальная собственность в бизнесе. Изобретение, товарный знак, ноу-хау, фирменный бренд. – М.: Эксмо, 2010.

  3. Копцева О.В. Где @ порылась?! Защита © прав в Интернете. – М.: Эксмо, 2009.

  4. Крашенинников П.В. Товарный знак. Постатейный комментарий статей 1477-1515 Гражданского кодекса РФ. – М.: Статут, 2010.

  5. Погребинская Т.Ю. Средства индивидуализации. Фирменные наименования, товарные знаки, наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения. Гражданско-правовая охрана в РФ. – М.: Инфотропик Медиа, 2011.

  6. Серго А.Г. Доменные имена. – М.: Бестселлер, 2006.

  7. Шариков Ф.И. Интегрированные коммуникации: правовое регулирование в рекламе, связях с общественностью и журналистике: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2011.


Тема 6. Способы использования объектов авторского права и смежных прав в медиа. Свободное использование произведений в медиа

Личные неимущественные и исключительные права автора. Право автора на вознаграждение. Виды вознаграждений. Паушальный платеж. Роялти.

Способы использования произведения в разных медиа. Дистрибьюция прав на медиаконтент. «Интернет»-право. Понятия streaming и video-on-demand.

Бизнес-модели: оплата выгрузки, подписка, оплата за просмотр, оплата с учетом объемов использования, продажа прав.

Свободное использование произведений в медиа. Концепция «fair use». Сущность свободных лицензий Creative Commons.

Дополнительная литература:


  1. Бентли Л., Шерман Б. Право интеллектуальной собственности: Авторское право / Пер. с англ. В.Л. Вольфсона – СПб.: Юр. центр Пресс, 2004.

  2. Ермакова А.Р. Право интеллектуальной собственности в сфере периодической печати. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002.

  3. Иванов Н.В. Авторские и смежные права в музыке: учеб.-практ. пособие под ред. А.П. Сергеева. – М.: Проспект, 2009.

  4. Копцева О.В. Где @ порылась?! Защита © прав в Интернете. – М.: Эксмо, 2009.

  5. Липцик Д. Авторское право и смежные права/ Пер. с французского. - М.: ЮНЕСКО, 2002.

  6. Логачев В.А. Определение прибыли и размера авторского вознаграждения // Патенты и лицензии. 2008. № 4. С. 43-51.

  7. Манахова Е. Характеристика современного телерынка. Система продвижения аудиовизуальной продукции на ТВ// В сб. Мастерство продюсера кино и телевидения/ Под ред. П.К. Огурчикова, В.В. Падейского, В.И. Сидоренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С. 609-632.

  8. Рязанцев А. Структура и правовая база дистрибьюции фильмов / В сб. Мастерство продюсера кино и телевидения/ Под ред. П.К. Огурчикова, В.В. Падейского, В.И. Сидоренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С. 580 – 593.

  9. Сидоренко В. Управление оплатой труда в аудиовизуальной сфере // В сб. Мастерство продюсера кино и телевидения/ Под ред. П.К. Огурчикова, В.В. Падейского, В.И. Сидоренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С. 195 – 235.

  10. Уотсон Я. Точка зрения корпоративного правообладателя// В сб. Управление правами в области цифровой информации: практическое руководство / Под ред. Поля Педди. Пер. с англ. А.И. Земскова; науч. рук-ль пер. Я.Н. Шрайберг. - М.: Омега-Л, 2010. С. 169-200.

  11. Шерстобоева Е.А. Новое в лицензировании музыки на телевидении // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика. 2008. № 3. 
  12. Шерстобоева Е.А. Культура в Интернете. Интернет-культура / В сб. Культура России. 2000-е годы. Сборник статей. СПб.: Алетейя, 2012.



Тема 7. Учет объектов авторского права и смежных прав медиакомпании и особенности их оценки
Особенности налогообложения при создании, приобретении и использовании объектов авторского права и смежных прав. Документы, необходимые для идентификации объектов авторского права и смежных прав медиакомпании. Инвентаризация объектов авторского права и смежных прав медиакомпании. Деловая репутация медиакомпании как нематериальный объект.

Цели оценки объектов авторского права и смежных прав как нематериальных активов медиакомпании. Основные методы оценки. Амортизация нематериальных активов медиакомпании. Международные стандарты оценки. Расчет цены аудиовизуальных произведений (телепрограмм, кинофильмов).

Оценка рисков создания и реализации медиапродукта.
Дополнительная литература:


  1. Булыга Р.П. Аудит нематериальных активов коммерческой организации. Правовые, учетные и методологические аспекты. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

  2. Зинов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью: Учебное пособие – М.: Дело, 2003.

  3. Козырев А.Н. Инвентаризация и стоимостная оценка интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. 2001. №1.

  4. Конов Ю.П., Гончаренко Л.П. Цена интеллектуальной собственности: Учебник для вузов. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2010.

  5. Кривошеев Ф.Е. Факторы, влияющие на кассовый успех отечественного фильма в российском кинопрокате // В сб. Профессия – продюсер кино и телевидения. Практические подходы / под ред. В.И. Сидоренко, П.К. Огурчикова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 475 - 488.

  6. Крол А. Битва титанов: модели прибыли крупного кинобизнеса // Менеджер кино. 2007. № 3.

  7. Крол А. Финансирование кинопроектов – две части единого процесса // Менеджер кино. 2007. № 1.
  8. Леонтьев Б.Б., Мамаджанов Х.А. Основы оценки интеллектуальной собственности в России. – М.: ИНИЦ Роспатента, 2006.


  9. Малышев В.С., Фунберг Л.А. Методы экспертных оценок при принятии решений // В сб. Профессия – продюсер кино и телевидения. Практические подходы / под ред. В.И. Сидоренко, П.К. Огурчикова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 237 – 257.

  10. Пузыня Н.Ю. Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов: Учебное пособие – СПб: Питер, 2005.

  11. Преображенская В.В. Учет нематериальных активов: комментарий к ПБУ 14/2007. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2009.

  12. Сарсымаков С.К. Оценка зрительского потенциала кинопроекта на этапе его подготовки // В сб. Профессия – продюсер кино и телевидения. Практические подходы / под ред. В.И. Сидоренко, П.К. Огурчикова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 449 - 474.

  13. Pokorny M., Sedgwick J. Stardom and the Profitability of Film Making: Warner Bros. in the 1930s // Journal of Cultural Economics. 2001. Vol. 25. http://www.springerlink.com/content/r648l40278817260/


Тема 8. Маркетинг объектов авторского права и смежных прав медиакомпании
Коммерциализация объектов авторского права и смежных прав медиакомпании и ее экономические основания. Права как вклад в медиабизнес. Права как предмет залога.

Аудит интеллектуальной собственности и составление реестра интеллектуальной собственности медиакомпании. Этапы жизненного цикла объектов авторского права и смежных прав медиакомпании.

Критерии конкурентноспособности объектов авторского права и смежных прав в медиаиндустрии. Правовые критерии.

Понятие трансфера интеллектуальной собственности. Объекты трансфера интеллектуальной собственности в медиаиндустрии. Совместные предприятия в медиаиндустрии. Франчайзинг в медиаиндустрии.


Дополнительная литература:

  1. Булыга Р.П. Аудит нематериальных активов коммерческой организации. Правовые, учетные и методологические аспекты. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  2. Громов Ю.А. Энциклопедический справочник. Защита и коммерциализация интеллектуальной собственности. – М.: Экономика, 2003.


  3. Зинов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью: Учебное пособие – М.: Дело, 2003.

  4. Кириллова Н.Б. Медиаменеджмент как интегрирующая система. – М.: Академический проект, 2008.

  5. Кокарев И.Е. Кино как бизнес и политика: Современная киноиндустрия США и России: Учеб. пособие. – М.: Аспект Пресс, 2009.

  6. Оуэн Л. Приобретение и продажа авторских прав на литературные произведения. – М.: Аспект Пресс, 2000.

  7. Ромодановская Н.Б. Киномаркетинг: стратегия продвиджения аудиовизуальных произведений на разных стадиях – от производства до показа // В сб. Профессия – продюсер кино и телевидения. Практические подходы / под ред. В.И. Сидоренко, П.К. Огурчикова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – С. 407 - 448.

  8. Цыбулев П.Н. Маркетинг интеллектуальной собственности – Киев: ИИСиП, 2004.


Тема 9. Управление процессами передачи прав на объекты авторского права и смежных прав в медиаиндустрии
Авторские договоры в медиаиндустрии. Договор на отчуждение исключительного права. Лицензионный договор.

Предлицензионные соглашения: соглашение о конфиденциальности, протокол о намерениях, опцион.

Особенности заключения договоров с творческими работниками. Трудовые и гражданско-правовые договоры с творческими работниками медиакомпаний.

Корпоративные документы медиакомпании.

Особенности сделок с зарубежными правообладателями. Договор в авторском праве с участием иностранных лиц.
Дополнительная литература:


  1. Бентли Л., Шерман Б. Право интеллектуальной собственности: Авторское право / Пер. с англ. В.Л. Вольфсона – СПб.: Юр. центр Пресс, 2004.

  2. Ермакова А.Р. Право интеллектуальной собственности в сфере периодической печати. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002.
  3. Иванов Н.В. Авторские и смежные права в музыке: учеб.-практ. пособие под ред. А.П. Сергеева. – М.: Проспект, 2009.


  4. Кокарев И.Е. Кино как бизнес и политика: Современная киноиндустрия США и России: Учеб. пособие. – М.: Аспект Пресс, 2009.

  5. Оуэн Л. Приобретение и продажа авторских прав на литературные произведения. – М.: Аспект пресс, 2000.

  6. Панкеев И.А. Договор в авторском праве РФ. – М.: Ф-т. журналистики МГУ, 2009.

  7. Рахматулина Р.Ш. Договор в авторском праве с участием иностранных лиц. – М.: ЮРКОМПАНИ, 2011.

  8. Чуковская Е.А. Продюсирование в аудиовизуальной сфере в контексте правовых норм // Профессия – продюсер кино и телевидения. Практические подходы / под ред. В.И. Сидоренко, П.К. Огурчикова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – С. 325 – 406.


Тема 10. Стратегия управления объектами авторского права и смежных прав медиакомпании

Корпоративная политика, стратегия и тактика медиакомпании по управлению объектами авторского права и смежных прав.

Корпоративные документы по управлению объектами авторского права и смежных прав. Инструкция по их созданию и использованию.

Роль юридического отдела в управлении правами медиакомпании.

Реестр объектов авторского права и смежных прав медиакомпании.
Дополнительная литература:


  1. Близнец И.А. Методические рекомендации по инвентаризации прав на результаты интеллектуальной деятельности на предприятиях. – М.: ИНИЦ «Патент», 2007.

  2. Громов Ю.А. Энциклопедический справочник. Защита и коммерциализация интеллектуальной собственности. – М.: Экономика, 2003.

  3. Зинов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью: Учебное пособие – М.: Дело, 2003.

  4. Кокарев И.Е. Кино как бизнес и политика: Современная киноиндустрия США и России: Учеб. пособие. – М.: Аспект Пресс, 2009.
  5. Криволуцкий Ю.В., Малышев В.С. Методы обоснования решений в продюсерстве // В сб. Профессия – продюсер кино и телевидения. Практические подходы / под ред. В.И. Сидоренко, П.К. Огурчикова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 201 – 236.



Тема 11. Взаимодействие медиакомпаний с организациями по коллективному управлению правами
Коллективное управление авторскими и смежными правами. Государственная аккредитация обществ по коллективному управлению правами. Российское Авторское Общество (РАО), НП УПРАВИС, Российский Союз Правообладателей (РСП), Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности (ВОИС).

Взаимодействие медиакомпаний с обществами по коллективному управлению правами. Отличие обществ по коллективному управлению правами от музыкальных издательств.


Дополнительная литература:


  1. Ананьева Е.В. Управление имущественными правами на коллективной основе // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2006. № 3. С. 15-20

  2. Бентли Л., Шерман Б. Право интеллектуальной собственности: Авторское право / Пер. с англ. В.Л. Вольфсона – СПб.: Юр. центр Пресс, 2004.

  3. Иванов Н.В. Авторские и смежные права в музыке: учеб.-практ. пособие / Под ред. А.П. Сергеева. – М.: Проспект, 2009.

  4. Кантор Л. 2:0 в пользу ВОИС // Billboard. Российское издание.- 2009.- № 8 (28).- с. 5

  5. Липцик Д. Авторское право и смежные права/ Пер. с французского. - М.: ЮНЕСКО, 2002.

  6. Туркин А.В., Подшибихин Л.И., Леонтьев К.Б. Проблемы лицензирования деятельности по коллективному управлению имущественными авторскими и смежными правами// Copyright. Ru. Режим доступа http://www.copyright.ru/ru/library/stati_knigi/obshie_voprosi/kollektivnoe_upravlenie_avtorskoe_pravo/

  7. Право интеллектуальной собственности: учебник/ Под ред. И.А. Близнеца. – М.: Проспект, 2011.


Тема 11. Защита авторского права и смежных прав медиакомпании. Оценка ущерба медиакомпании от нарушения авторских и смежных прав.

Защита авторских и смежных прав. Гражданская, административная и уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав. Компенсация морального вреда.

Документирование факта нарушения авторских и смежных прав. Действия руководителя медиакомпании при обнаружении факта нарушения.


Проблема «пиратства» в медиаиндустрии. Оценка ущерба и методы показателей убытков от нарушения авторских и смежных прав.
Дополнительная литература:


  1. Бентли Л., Шерман Б. Право интеллектуальной собственности: Авторское право / Пер. с англ. В.Л. Вольфсона – СПб.: Юр. центр Пресс, 2004.

  2. Завидов Б.Д. Пиратство в России: состояние, причины и условия // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 2.

  3. Конов Ю.П., Гончаренко Л.П. Цена интеллектуальной собственности: Учебник для вузов. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2010.

  4. Копцева О.В. Где @ порылась?! Защита © прав в Интернете. – М.: Эксмо, 2009.

  5. Право интеллектуальной собственности: учебник/ Под ред. И.А. Близнеца. – М.: Проспект, 2011.

  6. Чуковская Е.А. Продюсирование в аудиовизуальной сфере в контексте правовых норм // Профессия – продюсер кино и телевидения. Практические подходы / под ред. В.И. Сидоренко, П.К. Огурчикова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – С. 325 – 406.

  7. Шерстобоева Е.А. Защита смежных прав на телевидении в РФ// Законодательство и практика масс-медиа. 2005. № 1 (49).