Министерство образования Сахалинской области
Государственное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Сахалинской области
«Детский дом №6»
Рассмотрено Утверждаю
На педагогическом совете Директор
Протокол № ГОУ «Детский дом №6»
От « »____________2009г. ___________А.В.Поляков
Воспитательная программа
«Хочу все знать»
Возраст воспитанников 7-18 лет
Срок реализации 3 года
Разработчики программы:
Крицкая И.В.- воспитатель
Мамина Т.М- воспитатель
С. Красногорск
2009г.
Паспорт воспитательной программы
«Хочу все знать»
1
|
Наименование организации, реализующей воспитательную программу
|
Государственное образовательное учреждение «Детский дом №6» с. Красногорск
|
2
|
Адрес, телефон: юридический, фактический
|
Сахалинская область, Томаринский район, с. Красногорск, ул. Ушакова, д.17-а. тел.31-4-29
|
3
|
Цель программы
|
Повышение уровня мотивации к познавательной деятельности
|
4
|
Задачи программы
|
1.Разработать и реализовать план совместной деятельности детского дома и школы
2. Расширить систему дополнительного образования в детском доме
3.Использовать активные методы: технологию проектной деятельности и др.
|
5
|
Сроки реализации
|
2009-2012г.
|
6
|
Участники программы
|
Воспитанники детского дома, воспитатели, педагоги дополнительного образования, библиотекарь детского дома, учителя школы, администрация детского дома
|
7
|
Направление деятельности
|
Интеллектуальное воспитание
|
8
|
Краткое содержание программы
| -
«Я - творческая личность»
-
«Мир вокруг меня»
|
9
|
Нормативно – правовая база
|
- Конвенция о правах ребенка
- Конституция РФ
- Закон об образовании Сахалинской области
от 01.08. 2003г.
- Комплексная целевая программа «Дети Сахалина» 2007- 2010г.
-Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 03.07.1998г.
- Устав детского дома
|
10
|
Составители программы
|
Крицкая И.В., Мамина Т.М.
|
11
|
Механизм реализации программы
|
- сотрудничество: педагог + ребенок
-разработка и реализация проектов (проектная деятельность участников программы)
|
12
|
Предполагаемый результат
|
- будет достигнут уровень познавательной деятельности (с учетом возрастных особенностей детей)
- Будет разработан и реализован план совместной деятельности детского дома и школы
- функционирует система дополнительного образования:
Художественно- эстетическое;
Научно- техническое;
Спортивное (с учетом возрастных особенностей детей)
|
Пояснительная записка
Актуальность воспитательной программы обоснована необходимостью повышения у воспитанников мотивации к познавательной деятельности.
Целями государственной политики в интересах детей является: содействие интеллектуальному развитию детей (из федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 03.07. 1998г.
В связи с тем, что у воспитанников детского дома низкая мотивация к познавательной деятельности, возникает необходимость создания единой воспитательной программы по интеллектуальному воспитанию, которая поможет повысить интеллектуальный уровень развития личности воспитанников в условиях детского дома.
Воспитательная программа «Хочу все знать» разрабатывалась согласно нормативно – правовым документам:
-
Конвенция о правах ребенка
-
Конституция РФ
-
Закон об образовании Сахалинской области от 01.08. 2003г.
-
Комплексная целевая программа «Дети Сахалина 2007-2010г.»
-
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 03.07.1998г.
-
Устав детского дома
Цель программы: повышение уровня мотивации к познавательной деятельности.
Программа предусматривает решение следующих задач:
-
разработать и реализовать план совместной деятельности детского дома и школы;
-
Создать систему дополнительного образования в детском доме;
-
Использовать активные методы: технологию проектной деятельности и др.
Место реализации программы: ГОУ «Детский дом №6» с. Красногорск
Участники программы: воспитанники детского дома, воспитатели, педагоги
дополнительного образования, библиотекарь детского дома, учителя школы, администрация детского дома
Основные понятия, используемые в программе:
Интеллект – мыслительная способность, умственное начало у человека
Интеллектуал – интеллектуальный человек
Эрудиция – глубокие познания в какой – нибудь области
Эрудит – человек, обладающий большой эрудицией
Энциклопедия – научное справочное издание по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря
Словарь – собрание слов (обычно в алфавитном порядке) устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык
Библиотека- учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно – библиографическую работу
Знаток – человек, обладающий большими знаниями в чем – нибудь, тонким пониманием чего – нибудь.
Этапы реализации программы:
1.Организационный этап
(срок реализации май 2009г.- август 2009г.). Определяются цели, задачи и направления деятельности программы интеллектуального воспитания, разрабатывается нормативно – правовая база.
2.Практический этап
(срок реализации 2 года, сентябрь 2009г.- сентябрь 2011г.)
Реализация направлений воспитательной программы
- «Я - творческая личность»;
- Мир вокруг меня
3. Обобщающий этап:
(срок реализации октябрь 2011г.- март 2012г)
Подведение итогов, анализ воспитательной деятельности, корректировка воспитательной деятельности.
Содержание программы
-
«Я - творческая личность»
Задачи: развивать творческие способности детей (учитывая возрастные особенности детей)
-оформление тематических уголков;
-выпуск газет, плакатов;
-участие в конкурсах, интеллектуальных играх;
-Участие в проектной деятельности (спортивной, трудовой, экологической, патриотической);
-Участие в ярмарках.
2. Мир вокруг меня
Задачи: освоить навык взаимодействия с жителями села, школы, библиотеки, ЦДТ, ДЮСШ.
-
Проведение совместных праздников, народных гуляний, спортивных соревнований.
-
Участие в сельских фестивалях, конференциях.
-
Экскурсии в различные учреждения: библиотеки, музеи и т.д.
Механизмы реализации программы
-
Сотрудничество: педагог + ребенок
-
Разработка и реализация проектов (проектная деятельность участников программы)
Возможные формы воспитательной работы:
- интеллектуальные игры;
- экскурсии;
-конкурс чтецов;
- конкурс сочинений.
Оценка эффективности программы:
-
Качественные параметры:
Проведение диагностик,
мониторинга, тестирование, анкетирование.
В результате будет выявлен уровень познавательной деятельности воспитанников
2.Количественные параметры:
Все воспитанники детского дома принимают участия в конкурсах, соревнованиях, играх, вечерах.
Ожидаемые результаты:
-
Будет, достигнут уровень познавательной деятельности (с учетом возрастных особенностей детей)
-
Будет разработан и реализован план совместной деятельности детского дома и школы.
-
Функционирует система дополнительного образования:
Художественно – эстетическая;
Научно – техническая;
Спортивная.
План мероприятий по реализации воспитательной программы
«Хочу все знать»
№
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Участники
|
Ответственные
|
1.
|
Выпуск газеты «Веселый островок»
|
В течение года
|
|
Нара Т.М.
Митрофанова Е.В.
|
2.
|
Юбилей любимых писателей (в разных формах по календарю)
|
В течение года
|
Все школьные группы
|
Нара Т.М.
|
3.
|
И у книг бывает юбилей (в разных формах)
|
В течение года
|
Все группы
|
Нара Т.М.
|
4.
|
Познавательная игра, посвященная русскому фольклору «Счастливый случай»
|
сентябрь
|
5-6 кл.
7-9 кл
|
Нара Т.М.
|
5.
|
Час информации «Что, где, когда ?»
|
октябрь
|
1-9 кл.
|
Нара Т.М.
|
6.
|
Викторина «Знаешь ли ты географию»
|
ноябрь
|
5-6 кл.
|
Нара Т.М.
|
7.
|
«Эврика»- праздник знаний
|
сентябрь
|
1-9 кл.
|
Организатор
воспитатели
|
8.
|
Турнир смекалистых
|
январь
|
1-9 кл.
|
Организатор
воспитатели
|
9.
|
Познавательная игра «Привет, солдат»
|
февраль
|
1-9 кл.
|
Организатор
воспитатели
|
10.
|
Книжкина неделя
|
март
|
1-9 кл.
|
Нара Т.М.
Организатор
воспитатели
|
11.
|
Тренинг – обсуждение, творческое чтение сказки
|
март
|
5-6 кл.
7-9 кл.
|
Нара Т.М.
|
12.
|
Интеллектуально- творческий аукцион «Аукцион шуток и загадок»
|
апрель
|
3-4 кл.
|
Нара Т.М.
|
13.
|
Презентация талантов
|
май
|
1-9 кл.
|
Организатор
Воспитатели
Митрофанова
|
14.
|
Урок викторина по сказкам А.С.Пушкина
«Там на неведомых дорожках»
|
июнь
|
5-6 кл
|
Нара Т.М.
|
15.
|
Конкурс чтецов
|
В течение года
|
1-9 кл.
|
Организатор
Воспитатели
|
16.
|
Конкурс сочинений
|
В течение года
|
5-9кл
|
Воспитатели
организатор
|
Литература
-
«Все обо всем»- интерактивная энциклопедия в вопросах и ответах. М. «Махаон»2007 с.157 с иллюстрациями
-
«Юный эрудит».Современная энциклопедия окружающего мира. М.Эксмо 2008 с.328 с иллюстрациями
-
Большая книга «Почему». Вопросы и ответы, любопытная и полезная информация, викторины и занимательные опыты.2006 с.240 с иллюстрациями
-
Батурина Ю.В. «По странам и материкам» М. Олма - Пресс, 2001 с. 159
-
О. Узорова, Е.Нефедова «Большая книга загадок» М. «Планета детства» 2008г., с.773