birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3
О ПРИРОДНО-ЗАПОВЕДНОМ ФОНДЕ ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАКОН
ПРЕЗИДЕНТ ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
6 января 2006 г. N 719-З-III
(САЗ 06-2)
Принят Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики 30 ноября 2005 года
Настоящий Закон определяет и регулирует правовые, экономические, научные и социальные основы отношений в области организации, эффективного использования и восстановления объектов природно-заповедного фонда Приднестровской Молдавской Республики в целях сохранения и восстановления уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения. Настоящий Закон также определяет принципы, механизм, порядок и полномочия органов государственной власти и управления, местного самоуправления в области создания, функционирования, охраны и восстановления природно-заповедного фонда Приднестровской Молдавской Республики (далее - природно-заповедный фонд).

Природно-заповедный фонд составляют участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, отдельные виды флоры и фауны, которые имеют особое природоохранное (природовосстановительное), научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и другое народно-хозяйственное значение, которые полностью или частично изъяты из хозяйственного пользования в установленном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики порядке и для которых установлен режим особой охраны. Объекты природно-заповедного фонда взяты под особую охрану государства с целью сохранения природного разнообразия, генофонда животного и растительного мира, формирования природного каркаса как основы экологической оптимизации ландшафта и обеспечения фонового мониторинга окружающей среды.

Природно-заповедный фонд является общенациональным достоянием и охраняется как национальное богатство, для которого устанавливается особый режим функционирования, охраны, восстановления и использования. В природно-заповедный фонд входят природные объекты и комплексы, имеющие биологическую, геологическую и гидрологическую ценность и служащие для сохранения природных комплексов, естественных мест обитания живых организмов и их биологического разнообразия.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия и термины, используемые

в настоящем Законе


В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

а) природно-заповедный фонд - особо охраняемые государством природные комплексы, совокупность территорий, акваторий, природных объектов и комплексов, изъятых из хозяйственной деятельности и определенных форм природопользования полностью либо частично в соответствии с требованиями природоохранного законодательства Приднестровской Молдавской Республики с целью сохранения, изучения природных комплексов и иными предусмотренными природоохранным законодательством Приднестровской Молдавской Республики целями;

б) охраняемая природная территория (акватория) - географически обособленная природная территория (акватория), включающая типичные и редкие природные элементы, выделяемая и регулируемая в целях сохранения, охраны и восстановления всех факторов среды в ее пределах;

в) объект природно-заповедного фонда - пространственно ограниченный комплекс природных ресурсов, то есть совокупность солнечной энергии, энергии Земли, водных ресурсов, земельных, почвенных ресурсов, минеральных, растительных ресурсов и ресурсов животного мира в их естественном состоянии, образованный (организованный) с целью сохранения его свойств и качеств, восстановления, изучения, рационального целевого использования и другими целями, предусмотренными действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики;

г) ландшафт - участок земной поверхности, в пределах которого все природные компоненты: приземный слой атмосферы, рельеф, растительность, почва и приповерхностная часть литосферы с содержащимися в ней подземными водами - находятся во взаимосвязанном и взаимообусловленном единстве;

д) природные ресурсы - совокупность природных условий существования человека, важнейшие компоненты окружающей его естественной среды, используемые прямо или косвенно для удовлетворения различных потребностей человека. К ним относятся: солнечная энергия, энергия Земли, водные ресурсы, земельные, почвенные ресурсы, минеральные, растительные ресурсы и ресурсы животного мира;

е) местообитание, биотоп - естественное местообитание организмов и популяций микроорганизмов, грибов, растений, животных;

ж) биоценоз - совокупность живых организмов (микроорганизмов, грибов, растений и животных), населяющих более или менее однородный участок суши или водоема и характеризующихся определенными отношениями между собой и приспособленностью к условиям окружающей их среды;

з) биоразнообразие - разнообразие живых организмов в рамках наземных и водных экосистем и экологических комплексов, частью которых они являются (понятие охватывает внутривидовое, межвидовое разнообразие и разнообразие экосистем);

и) экосистема - динамичный комплекс биотических (сообществ микроорганизмов, грибов, растений и животных), а также совокупность абиотических факторов среды, взаимодействие которых составляет единую устойчивую функциональную систему;

к) генофонд - совокупность микроорганизмов, грибов, растений и животных, являющихся носителями наследственной информации;

л) антропогенная нагрузка - степень влияния хозяйственной деятельности людей на естественные природные комплексы и объекты;

м) рекреационная нагрузка - степень влияния находящихся на отдыхе людей на естественные природные комплексы или рекреационные объекты (например, памятники архитектуры). Выражается в количестве людей или человекодней на единицу площади рекреационного объекта за определенный промежуток времени.

Статья 2. Законодательство Приднестровской Молдавской

Республики о природно-заповедном фонде


Законодательство Приднестровской Молдавской Республики о природно-заповедном фонде основывается на Конституции Приднестровской Молдавской Республики и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Приднестровской Молдавской Республики, регулирующих отношения в сфере организации, охраны и использования объектов, комплексов и территорий природно-заповедного фонда, а также отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами объектов природно-заповедного фонда.
Статья 3. Компетенция Верховного Совета Приднестровской

Молдавской Республики в области регулирования

отношений в сфере организации, охраны и

функционирования природно-заповедного фонда

К компетенции Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики в области регулирования отношений в сфере организации, охраны и функционирования природно-заповедного фонда относятся:

а) определение основных направлений государственной политики в области функционирования и охраны природно-заповедного фонда Приднестровской Молдавской Республики;

б) утверждение концепции охраны объектов, комплексов и территорий природно-заповедного фонда, утверждение стратегических программ развития природно-заповедного фонда;

в) принятие постановлений по представлению Президента Приднестровской Молдавской Республики об образовании особо охраняемых природных территорий и объектов международного и республиканского значения и включении их в природно-заповедный фонд, а также об исключении данных объектов из природно-заповедного фонда;

г) определение правовых основ регулирования в сфере охраны природно-заповедного фонда посредством принятия законодательных и иных нормативных правовых актов;

д) установление порядка использования и расходования средств на цели восстановления, охраны, рационального использования объектов, комплексов и территорий природно-заповедного фонда за счет средств республиканского и местных бюджетов, Республиканского целевого экологического фонда;

е) определение полномочий местных представительных органов государственной власти в сфере организации, охраны и функционирования природно-заповедного фонда;

ж) ратификация международных договоров, конвенций, соглашений и программ по охраняемым природным территориям и объектам.

Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики вправе осуществлять иные полномочия в сфере организации, охраны и функционирования природно-заповедного фонда в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 4. Компетенция Президента Приднестровской Молдавской

Республики в области регулирования отношений в

сфере функционирования, охраны и рационального

использования объектов, комплексов и территорий

природно-заповедного фонда
К компетенции Президента Приднестровской Молдавской Республики в области регулирования отношений в сфере функционирования, охраны и рационального использования объектов, комплексов и территорий природно-заповедного фонда относятся:

а) определение и координация реализации политики по сохранению биоразнообразия, стратегических программ развития природно-заповедного фонда; координация деятельности министерств, ведомств, юридических лиц и граждан на территории Приднестровской Молдавской Республики в сфере функционирования, охраны, рационального использования объектов, комплексов и территорий природно-заповедного фонда;

б) обеспечение реализации государственных, региональных и межгосударственных программ в сфере функционирования, охраны, рационального использования объектов, комплексов и территорий природно-заповедного фонда;

в) финансирование и материально-техническое обеспечение в соответствии с компетенцией мероприятий в сфере функционирования, охраны, рационального использования объектов, комплексов и территорий природно-заповедного фонда; финансирование научных и природоохранных программ, обеспечение материально-технической базы развития природно-заповедного фонда;

г) организация системы экологического воспитания, образования населения;

д) принятие решений о приостановлении, прекращении деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и организационно-правовой формы в случае нарушения ими законодательства Приднестровской Молдавской Республики о природно-заповедном фонде по представлению исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и экологического контроля;

е) развитие международного сотрудничества в области заповедного дела.

Президент Приднестровской Молдавской Республики вправе осуществлять иные полномочия в сфере функционирования, охраны, рационального использования объектов, комплексов и территорий природно-заповедного фонда в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

Статья 5. Компетенция исполнительного органа

государственной власти, в ведении которого

находятся вопросы рационального использования

природных ресурсов, охраны окружающей среды

и экологического контроля, в области

регулирования отношений в сфере

функционирования, охраны и рационального

использования объектов, комплексов и

территорий природно-заповедного фонда

К компетенции исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и экологического контроля, в области регулирования отношений в сфере функционирования, охраны и рационального использования объектов, комплексов и территорий природно-заповедного фонда относятся:

а) комплексное управление в сфере функционирования, охраны, рационального использования объектов, комплексов и территорий природно-заповедного фонда;

б) государственный контроль за соблюдением действующего законодательства Приднестровской Молдавской Республики в сфере функционирования, охраны, рационального использования объектов, комплексов и территорий природно-заповедного фонда, а также их охранного режима;

в) государственное управление объектами и комплексами природно-заповедного фонда;

г) координация деятельности министерств, ведомств, юридических лиц и граждан на территории Приднестровской Молдавской Республики в сфере функционирования, охраны, рационального использования объектов, комплексов и территорий природно-заповедного фонда;

д) утверждение общеобязательных норм, правил в сфере функционирования, охраны, рационального использования объектов, комплексов и территорий природно-заповедного фонда;

е) проведение мониторинга объектов и комплексов природно-заповедного фонда, учет объектов и комплексов природно-заповедного фонда;

ж) проведение политики в области заповедного дела, подготовка и представление Президенту Приднестровской Молдавской Республики предложений о создании новых объектов и комплексов природно-заповедного фонда, взятии под государственную охрану типичных природных территорий;

з) разработка предложений по совершенствованию законодательства Приднестровской Молдавской Республики о природно-заповедном фонде;

и) развитие международных связей и сотрудничество в области заповедного дела и сохранения биоразнообразия;

к) разработка, координация и реализация программ развития природно-заповедного фонда, программ научных исследований объектов и комплексов природно-заповедного фонда;

л) представление Президенту Приднестровской Молдавской Республики предложений и рекомендаций о перепрофилировании и модернизации хозяйственных объектов, загрязняющих объекты и комплексы природно-заповедного фонда;

м) проведение государственной экологической экспертизы в сфере природно-заповедного фонда.

Статья 6. Компетенция местных Советов народных депутатов

в области регулирования отношений в сфере

организации, охраны и функционирования

природно-заповедного фонда


К компетенции местных Советов народных депутатов в области регулирования отношений в сфере организации, охраны и функционирования природно-заповедного фонда относятся:

а) осуществление контроля за использованием и охраной объектов природно-заповедного фонда на подведомственных территориях;

б) принятие решений в пределах подведомственных территорий об организации особо охраняемых природных территорий и объектов местного значения и включении их в природно-заповедный фонд, а также об исключении данных объектов из природно-заповедного фонда;

в) осуществление контроля за соблюдением настоящего Закона и других нормативных правовых актов в сфере организации, охраны и функционирования природно-заповедного фонда на подведомственных территориях;

г) осуществление иных полномочий, установленных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 7. Компетенция местных исполнительных органов

государственной власти в области регулирования

отношений в сфере функционирования, охраны и

рационального использования объектов, комплексов

и территорий природно-заповедного фонда

К компетенции местных исполнительных органов государственной власти в области регулирования отношений в сфере функционирования, охраны и рационального использования объектов, комплексов и территорий природно-заповедного фонда относятся:

а) осуществление мероприятий по охране, экологическому восстановлению и реконструкции объектов и комплексов природно-заповедного фонда, находящихся в их ведении;

б) определение направлений государственной политики в области функционирования, охраны и рационального использования объектов, комплексов и территорий природно-заповедного фонда на подведомственной территории;

в) принятие правовых актов в сфере охраны природно-заповедного фонда;

г) финансирование мероприятий на цели восстановления, охраны, рационального использования объектов, комплексов и территорий природно-заповедного фонда за счет средств местного бюджета, территориального бюджетного экологического фонда.

Местные исполнительные органы государственной власти несут ответственность за соблюдение на подведомственной территории природоохранного законодательства, в том числе требований норм настоящего Закона, а также исполняют обязанности, установленные действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

Статья 8. Участие юридических и физических лиц в

организации, охране и функционировании объектов,

комплексов и территорий природно-заповедного фонда
Физические и юридические лица, включая общественные и религиозные объединения, вправе оказывать содействие в осуществлении мероприятий по организации, охране и функционированию объектов, комплексов и территорий природно-заповедного фонда; вправе представлять исполнительному органу государственной власти, в ведении которого находятся вопросы рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и экологического контроля, предложения по развитию природно-заповедного фонда, а также представлять ходатайства об образовании объектов, комплексов и территорий природно-заповедного фонда. Органы государственной власти при осуществлении управления и контроля в сфере природно-заповедного фонда учитывают эти предложения после проведения государственной экологической экспертизы.
Статья 9. Классификация объектов, комплексов и территорий

природно-заповедного фонда

В состав природно-заповедного фонда включаются следующие объекты, комплексы и территории:

а) государственные заповедники. Государственные заповедники по своему характеру и целям функционирования подразделяются на:

1) биосферные заповедники;

2) научные заповедники;

3) природные заповедники;

4) ландшафтные заповедники;

5) ресурсные заповедники;

6) геологические заповедники;

7) микрозаповедники;

8) заповедные урочища;

б) национальные природные парки;

в) государственные заказники;

г) особо охраняемые природные водные объекты;

д) особо охраняемые геологические объекты;

е) система (сеть) охраняемых природных территорий - экологический каркас территории;

ж) территории многофункционального использования;

з) памятники природы;

и) парки-памятники садово-паркового искусства;

к) редкие и исчезающие виды флоры и фауны;

л) государственные ботанические сады;

м) дендрологические парки (дендрарии);

н) государственные зоологические парки;

о) лечебно-оздоровительные и курортные местности;

п) иные охраняемые природные территории:

1) водоохранные зоны рек, водохранилищ и других водных объектов;

2) особозащитные участки лесов, типичные участки лесов, вековые деревья;

3) полезащитные лесные полосы;

4) охраняемые береговые линии;

5) биологические станции;

6) рекреационные объекты;

7) зеленые зоны;

8) городские парки и другие.

Охраняемой природной территории, предусмотренной подпунктом п) настоящей статьи, придается статус территории природно-заповедного фонда в случае ее особого экологического, научного и природоохранного значения и в случае необходимости ее особой государственной охраны.

Статья 10. Объекты, комплексы и территории

природно-заповедного фонда


Объекты, комплексы и территории природно-заповедного фонда относятся в установленном порядке к категориям международного, республиканского или местного значения. Порядок отнесения объектов, комплексов и территорий природно-заповедного фонда к указанным категориям значимости определяется настоящим Законом и другими правовыми актами о природно-заповедном фонде, а также международными конвенциями, стратегиями, другими международными договорами в области организации и функционирования природно-заповедного фонда, ратифицированными в установленном порядке Приднестровской Молдавской Республикой.

Объекты, комплексы и территории природно-заповедного фонда международного и республиканского значения являются объектами исключительной собственности государства. Объекты, комплексы и территории природно-заповедного фонда местного значения являются объектами исключительной собственности государства и находятся в ведении уполномоченных местных органов государственной власти.

Содержание права государственной собственности на объекты, комплексы и территории природно-заповедного фонда регулируется Конституцией Приднестровской Молдавской Республики, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Приднестровской Молдавской Республики.
Статья 11. Регулирование земельных отношений на территориях

объектов и комплексов природно-заповедного фонда

Правовое регулирование земельных отношений в области функционирования объектов и комплексов природно-заповедного фонда осуществляется в соответствии с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики, настоящим Законом, Земельным кодексом Приднестровской Молдавской Республики и иными нормативными правовыми актами Приднестровской Молдавской Республики.

Земли объектов и комплексов природно-заповедного фонда являются исключительной собственностью государства, имеют режим охраны и хозяйствования, установленный настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Приднестровской Молдавской Республики и положением о природно-заповедном объекте или комплексе.

Границы объектов и комплексов природно-заповедного фонда обозначаются на местности граничными знаками. Обозначение границ объектов и комплексов природно-заповедного фонда производится в установленном порядке исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и экологического контроля, а также государственным учреждением, осуществляющим управление конкретным объектом, комплексом или территорией природно-заповедного фонда.

Изъятие земель из фонда охраняемых территорий строго запрещается, за исключением случаев, когда они утратили ценность в результате стихийных бедствий или катастроф и не могут быть восстановлены. Во всех случаях изъятие земель из фонда охраняемых территорий природно-заповедного фонда производится по предложению исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и экологического контроля, и по предложению организации, уполномоченной осуществлять научно-исследовательскую деятельность в сфере экологии и природных ресурсов, на основании актов Президента Приднестровской Молдавской Республики.

Вековые деревья в случае высыхания или повреждения до степени прекращения роста в результате стихийных бедствий или катастроф исключаются из перечня памятников природы с согласия исполнительного органа государственной власти, в ведении которого находятся вопросы рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и экологического контроля.

Статья 12. Правовые основы функционирования объектов,

комплексов и территорий природно-заповедного фонда


Задачи, профиль, категория, особенности природоохранного и природовосстановительного режима объектов, комплексов и территорий природно-заповедного фонда определяются положениями об объектах, комплексах и территориях природно-заповедного фонда, которые разрабатываются в соответствии с настоящим Законом и утверждаются исполнительным органом государственной власти, в ведении которого находятся вопросы рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и экологического контроля.

Основными задачами государства в области функционирования природно-заповедного фонда являются:

а) регулирование отношений в области охраны окружающей среды, сохранения и восстановления уникальных природных объектов и комплексов;

б) изучение природных процессов в биоценозах, экосистемах, популяциях объектов природно-заповедного фонда;

в) восстановление экологического равновесия в пределах объектов, комплексов и территорий природно-заповедного фонда;

г) сохранение и восстановление биологического разнообразия;

д) сохранение генофонда в рамках биологического потенциала объектов и комплексов природно-заповедного фонда;

е) привлечение к ответственности физических и юридических лиц, виновных в причинении ущерба объектам и комплексам природно-заповедного фонда;

ж) соблюдение природоохранного законодательства Приднестровской Молдавской Республики;

з) соблюдение международных конвенций, соглашений и программ в сфере организации, охраны и функционирования охраняемых природных территорий.


Статья 13. Основные направления охраны

природно-заповедного фонда

Охрана объектов, комплексов и территорий природно-заповедного фонда обеспечивается:

а) установлением заповедного режима;

б) организацией систематических наблюдений за их состоянием;

в) проведением комплексных исследований с целью разработки научных основ их охраны и эффективного использования;

г) соблюдением природоохранных требований в процессе осуществления хозяйственной, управленческой и другой деятельности, разработки проектной и проектно-планировочной документации, территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки, лесоустройства, проведения экологических и геологических экспертиз;

д) использованием экономических рычагов стимулирования лиц, деятельность которых влияет на состояние объектов, комплексов и территорий природно-заповедного фонда;

е) осуществлением государственного контроля за соблюдением режима их функционирования, охраны и использования;

ж) установлением ответственности за нарушение режима охраны и использования объектов, комплексов и территорий природно-заповедного фонда, а также за их повреждение и уничтожение;

з) проведением широкого международного сотрудничества в сфере организации, охраны и функционирования охраняемых природных территорий;

и) установлением системы контрольных и надзорных мероприятий в области охраны объектов, комплексов и территорий природно-заповедного фонда.

На основании принятых схем (планов) развития и размещения объектов, комплексов и территорий природно-заповедного фонда или территориальных схем охраны природы принимаются решения об изъятии земельных участков, которые предполагается объявить природно-заповедным фондом, и об ограничении на них хозяйственной деятельности полностью либо частично в порядке, установленном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

Статья 14. Пользование объектами, комплексами и территориями

природно-заповедного фонда


Пользование объектами, комплексами и территориями природно-заповедного фонда может осуществляться в следующих целях:

а) природоохранных;

б) природовосстановительных;

в) научно-исследовательских;

г) мониторинговых;

д) просветительско-воспитательных;

е) культурно-эстетических;

ж) рекреационных;

з) экологотуристических;

и) ограниченной хозяйственной деятельности.

Пользование объектами, комплексами и территориями природно-заповедного фонда, а также заготовка лекарственных и других ценных растений, их плодов должны осуществляться в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, а также положениями об объектах, комплексах и территориях природно-заповедного фонда.



следующая страница >>