birmaga.ru
добавить свой файл

1
Признание в международном праве

Признаниеэто юридический акт, с помощью которого устанавливается объем отношений между существующим государством и вновь возникшим государством, который вытекает из обязательства государства “жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи” (Преамбула Устава ООН) и “развивать дружественные отношения между нациями” (ст.1, п.2). Признание вновь возникшего государства способствует активизации его деятельности на международной арене; нормализует его отношения с уже существующими государствами; укрепляет его международное положение; облегчает осуществление им своих прав и обязанностей.

Признание может быть прямо выраженным, когда признаваемому государству направляется официальная нота, телеграмма, происходит обмен посланиями с заявлением о признании; оно может быть подразумеваемым, когда последствия признания реализуются в практике отношений между государствами.

Современное международное право знает две теории признания — конститутивную и декларативную. Согласно конститутивной теории акт признания нового государства является предварительным условием его существования, т.е. правосубъектность нового государства зависит от “старых”, уже существующих государств. “Государство становится международным лицом и субъектом международного права только путем признания”, — пишет английский юрист Л.Оппенгейм. Несостоятельность этой теории заключается в том, что возникновение новых субъектов международного права она ставит в зависимость от субъективной воли уже существующих; однако государства не могут по своему собственному усмотрению устанавливать компетенцию других государств. Эта компетенция определена международным правом и не зависит от согласия или признания другими государствами.

Декларативная теория признания исходит из того, что появление нового государства лишь принимается к сведению уже существующими государствами, т.е. подтверждается (декларируется) существующее правовое и фактическое положение, поскольку правосубъектность возникла уже раньше в силу одного факта появления государства.

Существуют две формы признания — de facto и de jure. Признание de facto — это официальное, но не окончательное, не полное признание, ограниченное лишь некоторыми (например, торговыми) отношениями. Оно отличается от признания de jure ограниченным уровнем и объемом политических и экономических отношений, применяется тогда, когда признающее государство не уверено в эффективности и жизнеспособности нового правительства (либо самого государства). При таком признании установление дипломатических отношений не обязательно; ограниченное сотрудничество между государствами может осуществляться.

Признание de jure — это официальное, полное признание, которое влечет за собой установление всесторонних отношений между государствами, и, прежде всего, дипломатических и консульских отношений; признание прав признаваемого государства распоряжаться имуществом, ценностями, находящимися за границей; признание его иммунитета от юрисдикции признающего государства. Признание de jure имеет обратную силу, т.е. признающее государство обязуется (фактом признания) уважать законодательство признанного субъекта международного права, изданное им до его признания. Следует заметить, что международные суды при доказательстве наличия эффективного правительства придают одинаковую силу признаниям de facto и de jure. Указанное различие имеет место исключительно в политическом контексте признания правительств.


Объектами (дестинаторами) признания могут быть государства, правительства, правительства в эмиграции, повстанцы (в качестве воюющей стороны) и др.

Признание государств имеет место при образовании нового государства как самостоятельного субъекта международного права, образовавшегося в результате национально-освободительной борьбы, социальной революции, отделения какой-либо территории, разделения одного государства на самостоятельные части — независимые государства.

Признание правительств имеет место обычно в тех случаях, когда к власти приходит новое правительство в результате революции или государственного переворота, т.е. так называемым неконституционным путем. Другие государства при этом учитывают, как правило, следующие критерии — фактический контроль новым правительством территории и власти в стране; степень поддержки нового правительства населением страны; готовность и способность нового правительства выполнять свои международные обязательства. Здесь, пожалуй, можно говорить о “политическом” характере признания, т.е. воздерживающееся от признания правительства государство не желает иметь нормальные отношения с существующим режимом. Однако непризнание этого режима не означает, что соответствующее государство не обладает признаками государственности.

Критерием признания правительства в изгнании (эмиграции) является эффективность его действий, которые должны выражаться в поддержании тесной связи со своим народом, в руководстве борьбой с оккупантами, в осуществлении регулярного контроля над воинскими формированиями, которые могут действовать самостоятельно или в составе союзных армий. Так, Советский Союз признавал польское правительство в эмиграции (в Лондоне) во время Второй мировой войны, правительство Кувейта в эмиграции (в 1990 г.).


Признание воюющей стороны. Воюющая сторона — это участник международно-правовых отношений, регулируемых правом вооруженных конфликтов и возникающих в связи с началом вооруженной борьбы. Различают воюющую сторону в международном вооруженном конфликте (государства и борющиеся за независимость народы и нации) и в вооруженном конфликте немеждународного характера (стороны в гражданской войне).


Признание воюющей стороны в международном вооруженном конфликте возникает, например, в случае вооруженной борьбы против вторгшегося противника. Так, во время Второй мировой войны в качестве воюющей стороны была признана Франция (“Сражающаяся Франция”).

Признание воюющей стороны в гражданской войне дает ей возможность пользоваться правами, признаваемыми в международном праве, например, вступать в договорные отношения с другими субъектами международного права. Государство, на территории которого происходит внутренний вооруженный конфликт, как правило, отказывается признавать повстанцев в качестве самостоятельного субъекта международного права. На практике же повстанцы могут быть признаны в качестве воюющей стороны, если они отвечают следующим условиям: а) имеют свою организацию; б) имеют во главе движения лиц, ответственных за их действия; в) установили свою власть на определенной территории и эффективно ею пользуются; г) соблюдают в своих действиях нормы и принципы права вооруженных конфликтов.

Признание повстанцев воюющей стороной исключает применение к ним уголовных законов; будучи захваченными они не могут быть судимы за участие в восстании, а должны содержаться как военнопленные. После того как повстанцы добиваются отделения части территории, возникает вопрос о признании нового государства, а после того как они собственными силами, без поддержки извне, свергают центральное правительство и устанавливают свой контроль над всей государственной территорией, речь идет уже о признании правительства.