birmaga.ru
добавить свой файл

1
Тема: Правописание безударных гласных. Закрепление.


Цель: создать условия для закрепления знаний учащихся по правописанию ударных и безударных гласных.

Задачи:

Образовательные:


  • содействовать закреплению умения находить безударные гласные;

  • содействовать формированию навыка правописания ударных гласных и безударных гласных, проверяемых ударением и безударных гласных, непроверяемых ударением.

Развивающие:

  • содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления, речи учащихся;

  • содействовать развитию орфографической зоркости.

Воспитательные:

  • создать условия для воспитания интереса к языку;

  • воспитывать дружеское, доброжелательное отношение друг к другу.

Тип урока: урок-закрепление.

Оборудование:

  • рисунок радуги;

  • цветные конверты с заданиями;

  • листы с заданиями для работы групп;

  • «бочки» с заданиями;

  • наборы кружочков разного цвета для каждой группы (красный, жёлтый, синий);

  • мультимедийная установка;

  • компьютер.

Предварительная работа: класс разбивается на 4 группы (по 5 человек в каждой).
План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и целей урока.

  3. Минутка чистописания.

  4. Повторение теоретического материала.

  5. Словарная работа.

  6. Упражнения в нахождении проверочных слов.

  7. Физкультминутка.

  8. Работа с пословицами.

  9. Работа над составлением предложений.

  10. Проверка орфографической зоркости.

  11. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, что сегодня наш урок мы начинаем с хорошего настроения. Давайте создадим друг другу хорошее рабочее настроение. Как мы это сделаем?


Улыбнёмся друг другу, пожелаем успеха на уроке себе и товарищу.

2.Сообщение темы и формулирование целей урока.

Сегодня мы с вами завершаем изучение большой темы «Правописание безударных гласных» (слайд 1). На уроке вы покажете свои знания. Помните – важно не только самому хорошо выполнить задание, но и ещё товарищам помочь. Ведь важен не только личный результат, но и результат работы вашей группы. Урок мы проведём в форме игры «Клуб знатоков». Будут задания, которые потребуют от вас хороших знаний. Ваша задача не только поиграть, но и показать, как хорошо вы поняли эту тему.

У каждой группы на столе набор цветных кружков (красный – «отлично, верный ответ», жёлтый – «хорошо», синий – «можно подтянуться»). В зависимости от правильности и быстроты выполнения задания вы на каждом этапе игры оцениваете свою работу соответствующим кружком. В конце урока мы определим, какая группа лучше справилась с заданиями.

-- Какова же цель нашего урока? (Дети: «Мы должны закрепить умение находить безударную гласную в слове и закрепить умение проверять написание безударной гласной»)

-- Игру поможет нам провести… отгадайте загадку:

Цветное коромысло

Над рекой повисло. (Радуга).

Учитель открывает на доске рисунок радуги.

-- Да, радуга. Сколько цветов у радуги? (7)

-- Значит, нам предстоит выполнить 7 заданий.

-- Назовите цвета радуги. Каждому цвету соответствует своё задание. У меня в цветных конвертах приготовлены для вас задания.

Прежде чем начать игру, выполним минутку чистописания.

3.Минутка чистописания.

Прежде чем начать работать в тетрадях, сделаем разминку для кисти рук.

Разминка для кисти рук:

- здороваются поочередно пальчики;
- здороваются руки;
- здороваются ладошки;
- вращение кистей.

-- Назовите букву, которая находится в алфавите между буквами б и г. («вэ»)


-- Какие звуки может обозначать буква «вэ»? ([в] [в’])

-- Дайте характеристику звуку [в]. (Согласный, твёрдый, звонкий, парный).

-- Дайте характеристику звуку [в’]. (Согласный, мягкий, звонкий, парный).

-- Пропишите заглавную и строчную буквы «вэ». (Показ и объяснение учителем) слайд 2.

Заглавная буква «В»: начинаем ниже середины нерабочей строки. Слева направо проводим наклонную черту. Пишем линию с петлёй и двумя полуовалами.

Строчная буква «в»: начинаем чуть ниже верхней линейки рабочей строки. Пишем верхнюю петлю, далее пишем овал.

Далее учащиеся работают самостоятельно.

-- Оцените свою работу: подчеркните заглавную и строчную буквы «вэ», которые, по вашему мнению, у вас получились лучше.

4.Повторение теоретического материала (фронтально).

1 раунд «Вопрос-ответ» -- красная дорожка.

1. Объясните, что значит безударная гласная? (Безударная гласная – это та гласная, на которую не падает ударение)

2. Почему безударные гласные нуждаются в проверке? (Потому что один и тот же звук может послать на письменную работу разные буквы).

3. Какие гласные «спорят»? слайд 3.

3. Как узнать, какая гласная «выиграла»? (Учащиеся хором рассказывают «запоминалку») слайд 4

4. Всегда ли можно проверить написание безударной гласной в корне слова? Как поступают в этом случае? (Не всегда можно проверить написание безударной гласной. В этом случае надо посмотреть в орфографический словарь и запомнить написание этого слова)

5.Словарная работа.

2 раунд «Это надо знать»– оранжевая дорожка.

Звучит магнитофонная запись голосов птиц

- Ребята, что вы слышите?
- Угадайте, какие птицы прилетели к нам на урок?

Носит серенький жилет

Но у крыльев – чёрный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар


И кричат:

- Кар! Кар! Кар! Слайд 5.(Ворона)

Запишите название этой птицы.

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков,

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. Слайд 6. (Воробей)

Запишите название этой птицы.

Всех я за день навещу,

Всё, что знаю, растрещу! Слайд 7. (Сорока)

Запишите название этой птицы.

На шесте дворец,

Во дворце певец. Слайд 8. (Скворец)

Запишите название этой птицы.

Проверьте себя. Слайд 9.

Оцените работу вашей группы на данном этапе урока.

- Какое слово “лишнее”? (Скворец)

- Почему? (Написание этого слова можно проверить)

- Как проверим написание слова «скворец»? (скворец -- скворушка)

- А почему ещё скворец может быть «лишним»? (Это перелётная птица, а все остальные оседлые).

6. Упражнения  в   нахождении  проверочных  слов.

3 раунд «Выбери слово» -- жёлтая дорожка.

Учитель каждой группе раздаёт листы с заданием.

Инструкция: Соедините слова, противоположные по значению, стрелками. Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочное слово. Слайд 10.


















Проверь себя. Слайд 11.

Оцените работу вашей группы на данном этапе урока.

7.Физкульминутка.

4 раунд «Отдохни» -- зелёная дорожка

- Назовите домашних птиц.
- Что весной происходит в их жизни? (появляются птенцы)
- Давайте покажем, как танцуют маленькие утята.

Физкультминутка (под музыку “Танец утят”)

Отдохнули?

Переходим   к  следующему  раунду.

8. Работа  с   пословицами.

5 раунд « Заморочки из бочки» -- голубая дорожка.

Один из участников группы достаёт из мешочка «бочку» (от киндер-сюрприза) с заданием – пословицей, где на месте безударной гласной – пропуск. Нужно правильно написать пословицу, объяснить её написание и смысл.

1. Посп..ш..шь – людей   насм..ш..шь.

2. В.лков   б..яться  -- в  лес   не х..дить.

3. Д..рёному   к..ню  в  зубы   не  смотрят.

4. Любишь   к..таться, люби  и  саноч..ки  в..зить.

5. На языке м..док, а на сердце л..док.

Проверь себя. Слайд 12.

Оценка работы группы на данном этапе урока.

Переходим к  следующему  раунду.

9.  Работа  над  составлением  предложений.

6  раунд  «Творческий» -- синяя дорожка.

Группе  даются  слова, записанные   на  карточке. Инструкция: вам  необходимо составить   по  1  предложению   из  данных  слов. Найти и подчеркнуть гласные, которые надо проверить.

1.На, дожди, поля, льют, и, сады.

2.Зреют, саду, в, плоды.

3.В, реке, нашей, вода, чистая.

4.На, много, поляне, цветов.

5.В, пищат, птенцы, гнезде.

Проверь себя. Слайд 13.

Оценка работы группы на данном этапе урока.

Вот   мы  и   подошли   к  последнему  раунду.

10. Проверка  орфографической  зоркости

7  раунд  «Найди   ошибку» -- фиолетовая дорожка.

Каждой   группе даётся  карточка с  текстом, в  котором  допущены  ошибки.  Инструкция: найдите в тексте ошибки и исправьте их.

Дети работают коллективно сразу на листе, красным фломастером или карандашом исправляя ошибки.

У птиц и звирьков влису есть сваи этажы. Дятел и сава жывут надеревьях. мышки жывут в карнях диревьев. Лиса и заец ищют корм на зимле.

Проверь себя. Слайд 14.

Группа оценивает свою работу на последнем этапе урока, затем подсчитывают количество набранных кружков. Определяется группа-победитель.

11. Итог  урока. Рефлексия.

- О   чём  говорили  сегодня   на  уроке?

- Было   ли  вам  интересно?

- Легко ли вы справились со всеми заданиями?

- В чём вы испытывали затруднения?

- С   каким  настроением  вы   уходите  с  урока?

- А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соединив свои ладошки с ладошками товарища. На этом мы закончим наш урок. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.

- Спасибо  всем  за   урок! Слайд 15.