birmaga.ru
добавить свой файл

1


http://users.kpi.kharkov.ua/lre/bde/rus/ode/netetique.htm

Правила сетевого этикета

Правило 1:
Помните, что Вы говорите с человеком


Не делай другим то, что не хочешь получить от них сам. Поставьте себя на место человека, с которым говорите. Отстаивайте свою точку зрения, но не оскорбляйте окружающих.

В киберпространстве говорят: помните, что Вы говорите с человеком. Когда вы используете телекоммуникации, то имеете дело с экраном компьютера. Вы не можете жестикулировать, изменять тон, и выражение Вашего лица не играет никакой роли. Слова, только слова – это все, что видит Ваш собеседник.

Когда вы ведете разговор – по электронной почте или в конференции – можно очень легко ошибиться в толковании слов Вашего собеседника. И, к сожалению, забыть о том, что Ваш адресат тоже человек со своими чувствами и привычками.

Однако не забывайте о главном принципе сетевого этикета: всюду в Сети находятся реальные люди.

Конечно, бывают случаи, когда Вы абсолютно уверены, что надо сказать человеку грубость. Тут наша книга не поможет. Поищите среди старых школьных учебников пособие по этикету.

И еще одна причина, по которой следует быть вежливым в Сети. Когда Вы связываетесь с кем-либо в киберпространстве, помните, что Ваши слова фиксируются. Возможно, они сохранятся там, куда Вы уже не сможете добраться. Иными словами, есть шанс, что они еще вернутся и навредят Вам. И у Вас нет никакой возможности повлиять на этот процесс.


Правило 2:
Придерживайтесь тех же стандартов поведения,
что и в реальной жизни

В реальной жизни большинство из нас подчиняется законам, иногда из-за ограничений, иногда из-за опасений быть пойманным. В виртуальном пространстве шансы быть пойманным – сравнительно невелики. Люди иногда забывают о том, что "за экраном" находится живой человек, и думают, что в Сети правила поведения не так строги, как в обычной жизни.

Это заблуждение объяснимо, но все равно – это заблуждение. Стандарты поведения могут отличаться в разных точках виртуального пространства, однако, они не более мягкие, чем в реальной жизни.

Соблюдайте этику общения. Не верьте тому, кто говорит: "Вся этика здесь заключается в том, что Вы сами для себя установите". Если вы встречаетесь с проблемой этического характера в киберпространстве, подумайте, как бы Вы поступили в реальной жизни. Скорее всего, Вы быстро найдете решение.

Еще один пункт сетевого этикета: Если Вы используете shareware (условно-бесплатное программное обеспечение), заплатите за него. Ваши деньги помогут созданию новых shareware-продуктов. Несколько долларов вряд ли пустят на дно Ваш бюджет.

Если кто-то нарушает закон в виртуальном пространстве, он обычно нарушает и сетевой этикет.

Правило 3:
Помните, где Вы находитесь в киберпространстве


То, что без колебаний принимается в одном месте, могут посчитать за грубость в другом. Например, в конференциях, где обсуждаются телевизионные программы, разные слухи и сплетни – вполне нормальное явление. Но если вы решили вторгнуться с ними в журналистскую дискуссию, популярности это Вам не прибавит.

Оказавшись в новой области виртуального пространства, сначала осмотритесь. Потратьте время на изучение обстановки - послушайте, как и о чем говорят люди. После этого вступайте в разговор.


Правило 4: Уважайте время и возможности других

Когда Вы посылаете электронную почту или отправляете сообщение в конференцию, Вы фактически претендуете на чье-то время. И тогда Вы отвечаете за то, чтобы адресат не потратил это время зря.

Понятие "возможности" – очень широкое. К возможностям надо отнести и такую характеристику, как пропускная способность канала, по которому происходит связь. Для каждого участка этого канала существует ограничение по объему данных, которые могут быть переданы через него. Это верно даже для современных волоконно-оптических линий. Слово "возможности" можно уместно использовать также, говоря о физической емкости носителей информации на удаленном компьютере. И если Вы случайно отправили в одну и ту же конференцию пять одинаковых сообщений, вы потратили как время подписчиков этой конференции, так и возможности системы (ведь Вы занимали линию передачи и место на диске).

Правило 4 имеет ряд приложений по отношению к участникам дискуссий.

Многие программы чтения конференций работают медленно, да и получение нового сообщения занимает время. Программа должна пролистать все заголовки сообщений для того, чтобы добраться до нужного. Никто особенно не радуется, если окажется, что время потрачено впустую.

У людей не так много времени для чтения сообщений, учитывая количество последних. Прежде, чем Вы отправите людям свое письмо, подумайте, действительно ли они нуждаются в нем. Если Вы ответите себе "нет", лучше не тратить их (и свое) время. Если же Вы сомневаетесь, подумайте дважды прежде, чем отправить сообщение.

Правило 5: Сохраняйте лицо


Используйте преимущества анонимности... Используйте преимущества анонимности.

В Сети (например, в конференциях) Вы можете встретиться с теми, кого никогда бы не встретили в реальной жизни и никто не осудит Вас за цвет кожи, глаз, волос, за Ваш вес, возраст или манеру одеваться.

Однако Вас будут оценивать по тому, как Вы пишете. Для тех, кто находится в Сети, это имеет значение. Таким образом, правила грамматики играют важную роль.

Отдавайте себе отчет в том, что говорите.

Осмысливайте содержание Вашего письма. Когда Вы хотите сказать, что-то вроде "мне кажется..." или "я слышал, что...", спросите себя – а не проверить ли еще раз правильность Ваших фактов. Недостоверная информация способна вызвать целый шквал эмоций в Сети. И если это повторяется второй и третий раз, может произойти, как в игре "испорченный телефон": ваши слова будут искажены до неузнаваемости.

Кроме того, убедитесь, что Ваши послания ясные и логически выдержанные. Можно сочинить параграф текста, который будет безукоризненным с точки зрения грамматики, но совершенно бессмысленным. Это часто случается, если Вы хотите убедить кого-либо в Вашей правоте, используя множество сложных и длинных слов, которые Вам самому не очень-то и знакомы.

Не оскорбляйте пользователей.

Наконец, будьте терпеливы и вежливы. Не употребляйте ненормативную лексику, не идите на конфликт ради самого конфликта.


Правило 6: Помогайте другим там, где Вы это можете делать

Почему задавать вопросы в виртуальном пространстве эффективно? Потому что Ваши вопросы читают многие люди, знающие на них ответ. И даже если квалифицированно ответят только несколько человек, общий объем знаний в Сети увеличится. Интернет сам по себе вырос из стремления ученых к обмену опытом. Постепенно в этот увлекательный процесс втянулись другие.

Особенно важно обмениваться ответами на Ваши вопросы с другими пользователями. Если Вы предчувствуете, что получите массу ответов на свой вопрос или посылаете его в конференцию, которую редко посещаете - отвечайте на реплики по электронной почте, а не в конференцию. Когда вы получите все реплики, суммируйте их и отправьте одним сообщением в конференцию. Таким образом, каждый выиграет от общения с Вами.

Если Вы и сам – эксперт, то можете сделать больше. Многие люди свободно отправляют целые библиографии, от списков ресурсов по законодательству до перечней популярных книг по UNIX. Если Вы лидируете в группе, в которой отсутствует список ответов на наиболее часто задаваемые вопросы, попробуйте написать такой. Если Вы обнаружили или сами сочинили документ, который, по Вашему мнению, может быть интересен другим, отправьте его в конференцию.

Обмен опытом – увлекательное занятие. Это древняя и славная традиция Сети.

Правило 7: Не ввязывайтесь в конфликты и не допускайте их


Флеймы (flames) – это эмоциональные замечания, часто высказанные без учета мнения других участников разговора. Это сообщения, где такт – не самое главное, а цель – вызвать реакцию пользователей: "Ну, давай, скажи, что ты на самом деле думаешь об этом?"

Запрещает ли сетевой этикет флеймы? Не совсем. Флеймы – тоже старая традиция Сети. Флеймы могут доставлять удовольствие, как сочинителям, так и читателям. А получатели флеймов часто заслуживают их.

Но сетевой этикет против флеймов, перерастающих в войны – серии злобных посланий, которыми обмениваются, как правило, два или три участника дискуссии. Такие войны могут буквально захватить конференцию и разрушить дружескую обстановку. Это несправедливо по отношению к другим читателям конференции. И очень скоро люди, не участвующие в дискуссии, устают от конфликтов. Фактически происходит недопустимая монополизация ресурсов.

Правило 8: Уважайте право на частную переписку

Правило 9: Не злоупотребляйте своими возможностями


Некоторые люди в виртуальном пространстве чувствуют себя профессионалами. Это асы в каждой сетевой игре, эксперты в каждом офисе и системные администраторы системы.

Обладая более широкими знаниями или имея в руках более широкие полномочия, эти люди автоматически получают преимущество. Однако это вовсе не означает, что они могут им пользоваться.

Например, системные администраторы не должны читать частные почтовые сообщения.

Правило 10: Учитесь прощать другим их ошибки

Каждый когда-то был новичком. Поэтому когда кто-то допускает ошибку – будь это опечатка в слове, неосторожный флейм, глупый вопрос или неоправданно длинный ответ – будьте к этому снисходительны. Даже если руки чешутся ответить, подумайте дважды. Если Вы обладаете хорошими манерами, это еще не значит, что Вы имеете лицензию на преподавание этих манер всем остальным.

Если же Вы решили обратить внимание пользователя на его/ее ошибку, сделайте это корректно и лучше не в конференции, а в частном письме.

Дайте людям возможность посомневаться. И не будьте высокомерным и надменным. Как известно, исправления в тексте часто тоже содержат грамматические ошибки; также и указание на несоблюдение правил этикета, бывает, демонстрирует нарушение этого же этикета.

Сетевой этикет
На мотивы бессмертного романа А. С.Пушкина "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН"


http://www.koryazhma.ru/articles/etiket/netiquette_pu.asp

Не мысля гордый свет забавить


(да и какой сегодня свет?),
Хотел бы я тебе представить
Мой скромный труд про netiquette.
Достойнее души прекрасной,
Святой исполненной мечты,
То, что нам жизнь диктует ясно,
К чему придем и я и ты;
Но так и быть – рукой пристрастной
Прими собранье пестрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Увы, совсем не идеальных,
Небрежный плод моих забав,
Который, честно в этом каюсь,
Не дался мне бы так легко,
Коль не помог б мне Дэвид Харрис
(Плюс перевод – Сергей Федько).

ГЛАВА ПЕРВАЯ

I


"Мой дядя самых честных правил,
Когда купил себе модем,
Сто тысяч писем в день отправил
И досадил ужасно тем.
Его пример другим наука...
Подумать только – что за скука
Листать пяток страниц ответ,
Чтоб прочитать потом: "Привет,
Я полностью с тобой согласен
И нечего добавить мне."
И больше – ну ни бе, ни ме...
Ох, дядя, этот путь опасен!
Не проучить тебя ли? Оп! –
Тебе я отправляю своп."

II


Так думал молодой повеса,
Читая почту за семь дён,
Поскольку, волею Зевеса,
Был всю неделю отключен
От интернета и юзнета.
И, проклиная горе это,
Теперь пытался разобрать
Кто, что, зачем успел прислать.
Итак, вот это – куча спама,
От фирмы с берегов Невы...
А это? Это – из Москвы...
И ведь не байты – килограммы...
И с темой "Сдохни, подлый трус"
Летят комплейны на абъюз.

III


И по сетям бушуют страсти,
И друга друк заносит в блэк...
И, чтобы избежать напасти,
Решил однажды человек:
Чтоб нервы сохранить и дружбу,
Желательно и даже нужно

Чтоб появился в Internet

Ну хоть какой-то этикет.
Итак, во-первых, хоть и можно
Тебе лишь адрес указать,
Куда тебе ответы слать,
Но – право слово – невозможно
Запомнить, кто ж за адреском
раз–два–собака–точка–ком.

IV


Поэтому – хорошим тоном
Отныне будем мы считать,
Когда пред этим "точка-комом"
Есть имя. Просто, чтобы знать,
Кто ж это пишет, как зовется.
А там, глядишь, и подвернется
В каком шаблоне от души
"Приветствую, Туркмен-баши".
И, кстати, если отправитель
Иль невнимателен, иль глуп,
То не получит он отлуп –
Почтмейстер, почты повелитель,
По имени поймет и сам,
Что эта почта – точно Вам.

V


Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
Не стыдно было бы блеснуть.
Поэтому по мненью многих
(Судей решительных и строгих)
Неплохо б тему заполнять,
Чтоб другу не пришлось гадать,
Зайдя на сервер из телнета
И посмотрев postbox слегка
(С ученым видом знатока),
О чем же речь в посланьи этом
(И то: ну как не прочитать
"Как за два дня богатым стать").

VI


Латынь из моды вышла ныне:
Так, если правду вам сказать,
Писать ориджин по-латыне –
Так лучше вовсе не писать.
И, кстати, даже Саша Пушкин
В ориджине куда как лучше,
Когда цитата из него
Не больше месседжа всего.
И рыться не имей охоты
В хронологической пыли
Бытописания земли:
Все дней минувших анекдоты
Скажу, мой друг, хоть и любя,
Давно известны без тебя.

VII


Зато не стоит небреженья
В конец добавить пару строк,
Чтоб получатель с уваженьем
О вас узнать хоть что-то смог.
А то – надеюсь, без обиды –
Из краткой подписи не видно
Ни кто ты, ни куда писать,
Ни где тебя потом искать.
Вот – то ли дело: четко, ясно,

Такой-то, мол, оттуда, мол.

Лишь раз внимательно прочел –
И все становится прекрасно.
А тот, кто это не учел –
Лишь только сам себя подвел.

VIII


Теперь – основа этикета:
Пойми, что разница мала
Пришло письмо из интернета,
Иль почтальонша принесла.
Ну посуди, по телефону
Ты стал бы обзывать "вороной"
Кого вживую не видал?
Иль как помягче бы назвал?
Конечно, "мыло" – это "мыло",
Но ты ж в письме не пишешь: "Мать..."
Культуру всеж не забывать,
Поверь уж, было б очень мило.
Поскольку грубости и мат
Тебя отнюдь не красят, брат.

IX


О тексте. Надо бы усвоить
Тебе еще один урок:
Несложно флейм в сети устроить,
Вот только – будет ль в этом прок?
И коли лить слова рекою,
Так будет ли хоть кто с тобою
Потом общаться? Вот в чем суть!
Обдумай это как-нибудь.
С цитатой не тяни резину:
Коль пишешь ты ответ кому,
Так отвечай лишь по уму,
А лишние слова – в корзину.
А то ответа десять слов,
Цитат же – сорок сороков!

XI


Вот, собственно, и вся докука.
Ей я прошу не пренебречь.
И коль вас не сморила скука –
Не канет втуне эта речь.
Кому угодно в интернете
Послать ты можешь вирши эти,
Иль на страничку положить –
Давать лишь урл и не тужить.
Еще хочу в последних строчках
Удачи, счастья пожелать,
Всерьез меня не принимать...
Ну все: на этом ставим точку.
Глядишь, и будет Интернет
Чтить сете-нети-этикет.

Леонид Ивонин