birmaga.ru
добавить свой файл

1

~ ~


17.04.08 г. Тема: Понятие смешанной дроби.

Цель:

  1. Познакомить учащихся с понятием смешанной дроби, ее записью. Научиться читать, и выделять части смешанной дроби.

  2. Развивать правильную математическую речь и интерес к предмету.

  3. Воспитывать аккуратность записи в тетради и у доски. Способствовать сплочению классного коллектива.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие.

  1. Актуализация знаний.

-Ребята, как называется глава, которую мы изучаем? (Обыкновенные дроби.)

-С какими видами дробей мы с вами уже познакомились? (правильные и неправильные дроби).

-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым видом обыкновенных дробей. Кто уже догадался, с какой дробью мы будем знакомиться? (смешанной)

-А почему она называется смешанной мы с вами, и узнаем в ходе сегодняшнего урока. Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему нашего сегодняшнего урока: «Понятие смешанной дроби».

- Прежде чем преступить к изучению нового материала давайте вспомним: «если числитель делится на знаменатель нацело, то чему будет равна дробь…». (Если числитель делится на знаменатель нацело, то дробь будет равно частному от деления числителя на знаменатель).

Задание 1. Вычислить (устная работа):

а) ; б) в) г)

-Посмотрите внимательно на данные вам дроби. Какими дробями они являются? (неправильными).

-Какие дроби называют неправильными? (Дробь называется неправильной, если ее числитель больше знаменателя или равен ему).

-Приведите примеры неправильных дробей.(приводят примеры)

Можно ли неправильную дробь записать в виде суммы натурального числа и правильной дроби? (да)

-Что для этого необходимо сделать?

Для этого необходимо:


  1. Числитель представить в виде суммы двух натуральных чисел, одно из которых делится нацело на знаменатель дроби;

  2. Записать дробь в виде суммы двух дробей с равными знаменателями;

  3. Дробь, у которой числитель делится нацело на знаменатель представить в виде натурального числа;

  4. Записать получившуюся сумму натурального числа и правильной дроби.

Задание 2.

Представить неправильную дробь , в виде суммы натурального числа и правильной дроби.

Решение:




  1. Введение нового материала.

Итак, мы с вами получили сумму натурального числа и дроби. Назовите их.

5 – натуральное число,



- правильная дробь.

Определение:

Сумму натурального числа и правильной дроби записывают сокращенно, без знака «+», и называют смешанной дробью. При этом натуральное число называют целой, а правильную дробь – дробной частью смешанной дроби.


Сумму 5+ принято записывать короче 5.

Запись 5 читают так «пять целых две третьих». Так как 5 мы получили с помощью элементарных преобразований, то числа 5 и какие? (равные).



Например:

3+
=3 - смешанная дробь, у которой 3 – целая часть, - дробная часть.

Прочитайте данную дробь. («три целых одна вторая»).

Задание 3.

Прочитайте дроби:

3 Назовите целую и дробную части каждой дроби.

Вернемся к заданию 2, где мы с вами неправильную дробь представили в виде суммы натурального числа и правильной дроби. Как вы считаете, как можно перейти по-другому от неправильной дроби к смешанной? Задумались.

А как вы считаете можно ли воспользоваться делением числителя на знаменатель? Можно.

Давайте попробуем. Выполняют деление числителя на знаменатель.

17:3 = 5 (ост. 2).

Чем является 17? Делимое. А 3? Делитель. Тогда 5 – это, что? Неполное частное. Следовательно, 2 – это…? Остаток.



Разделив 17 на 3 мы получим, с вами неполное частное 5 и остаток 2. При этом число 5 дает целую часть, а остаток 2 – числитель правильной дроби.

Правило: Чтобы из неправильной выделить целую часть, надо:

  1. Разделить с остатком числитель на знаменатель;

  2. Неполное частное будет целой частью;

  3. Остаток (если он есть) дает числитель, а делитель – знаменатель дробной части.

Пример:

Выделите целую часть из неправильной дроби .

47:9=5 (ост.2)

  1. Запись домашнего задания: п. 4.14 (правило 1)., №555, 558.

  2. Закрепление: №954 (устно)., 953, 957 (дополнительный).

  3. Рефлексия:

  • Что нового вы узнали на уроке?

  • Достигли ли мы поставленной цели?

  • С каким понятием познакомились на уроке?

  • Что для вас представляет трудность?