birmaga.ru
добавить свой файл

1
Конспект урока.



  1. План урока (по В.П.Симонову)

Учитель информатики Щербина Л.Е., 1 категория

2. Тема: Системы счислений.

3
. Главная дидактическая цель-
знать: что такое система счисления, основание системы счисления, позиционные
системы счисления , алгоритм перевода чисел из р
-ричной в q-ричную систему
счисления;

понимать: основание системы счислений, развёрнутую форму записи числа;
уметь: переводить числа из одной системы счисления в другую, решать задачи на
применение систем счислений.

4. Оборудование: карточки с заданиями, опорные конспекты, компьютеры.

Время

Действия учителя

Действия учащихся

сильные

средние

3 мин


I. Называю тему мастер-класса, цели, знакомлю с планом занятия. Раздаю опорные конспекты, карточки с заданиями.

Сегодня мы собрались на мастер-класс посвященный теме, которая объединяет два предмета: математику и информатику: «Системы счислений». Первое понятие о системах счислений учащиеся получают в начальной школе. Затем к этой теме возвращаются лишь на факультативных занятиях по математике или на уроках информатики. Задания по теме «Системы счислений» есть и в ЕГЭ по информатике, что требует особо тщательно готовить учащихся по этой теме, отрабатывая алгоритмы перевода чисел из одной системы счислений в другую до автоматизма. Сегодня я вам предлагаю рассмотреть разные способы подготовки по данной теме, в основе которых лежит многолетний опыт моих коллег и современные методы подготовки.


Слушают, организуются.

20 мин


II. Предлагаю вспомнить и обобщить теоретический материал по данной теме с использованием презентации «Системы счислений», выполняя по ходу презентации практические задания на доске.


Часть №1- отработка алгоритмов перевода из одной с.с. в другую,

Часть №2 – задания для углубленного изучения темы,

Часть №3- задания ЕГЭ по информатике.

12 мин

III. Самостоятельная работа. Предлагается два варианта: 1) работа с электронным пособием. 2)творческое задание на построение рисунка по заданным координатам , заданным в различных с.с.

( Рекомендую выбрать тип диаграммы- точечная, на отдельном листе).




5 мин

IV. Подводим итоги занятия. Показываю результаты творческого задания.




Задания по теме «Системы счислений».

Часть 1.

Задание №1.

10,112=X10
67,58=X10

19F16=X10

Задание №2.

19102

0,25102

71108

0,3125108

4241016

0,281251016

Задание №3.

10100128

11000,1110128

60,4782

110101,110101216

Часть 2.

1 В саду 100 кустов малины- 28 чёрной и 61 красной. В какой системе счисления посчитаны кусты?


2 Существует ли треугольник, длины сторон которого выражаются числами 128, 1116 и 110112?

3.
В задаче о чудаке-математике восстановите все числа в десятичной системе счислений. «Я окончил курс университета 44 лет от роду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте- всего 11 лет- способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня уже была маленькая семья из 10 детей. Жалованья я получал в месяц всего 200 рублей, из которых приходилось отдавать сестре, так что мы с детьми жили на 130 рублей в месяц».

4. Для чисел, заданных в различных системах счисления: Х=1103, Y=1004, Z=1315, найдите значение выражения Z+2*min(X,Y,Z) в десятичной системе счисления. (min(a,b,c)- функция поиска наименьшего из чисел a,b,c).

5. В саду 100q фруктовых деревьев, из них 33q яблони, 22q груши, 16q слив и 17q вишен. В какой системе счисления посчитаны деревья?
6. В классе 1000q учеников, из них 120q девочек и 110q мальчиков. В какой системе счисления велся счет учеников?

7. Даны координаты точек в 8-й системе счисления. Переведите их в 10-ю и постройте изображение.


точки

Восьмеричная

точки

Восьмеричная

X

Y


X

Y

1

17

2

14

-1

-4

2

17

3

15

1

-4

3

12

1

16

0

-3

4

11

2

17

4

-3

5

10

2

18

4

-4

6

7

1

19

7

-4

7

3

1

20

6

-3

8

-4

0

21


10

-4

9

-20

-2

22

8

-3

10

-5

-3

23

17

0

11

-6

-4

24

12

0

12

-3

-4

 

 

 

13

-2

-3