birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 4 5
План

Введение

Определение понятий

Органы юстиции зарубежных государств

Органы исполнения наказаний зарубежных государств

Органы юстиции США

Органы исполнения наказаний США

Судебная система Франции

Особенности исполнения наказаний в ФРГ

Заключение

Список использованной литературы

Введение



На мой взгляд, проблема оптимального устройства и функционирования органов юстиции и органов исполнения наказания в настоящее время является актуальной не только для развивающихся стран, но и для высокоразвитых государств. Необходимость реформы органов исполнения наказаний с целью адаптации их к современным реалиям требует глубокого изучения уголовно-исполнительного права. Как утверждают социологи, положительным опытом для системы исполнения наказания является ресоциализация осужденных, когда они могут вернуться к нормальной жизни. Главной оценкой эффективности органов юстиции – сведение к минимуму судебных ошибок, судебной волокиты и прочих негативных моментов.

В своей работе я рассмотрю органы юстиции и исполнения наказаний, как общие моменты, так и конкретные институты зарубежных государств.. На мой взгляд, именно страны с устоявшимися демократическими формами правления представляют особый интерес для изучения. К примеру, США по количеству заключённых на тысячу человек опережает не только все западные государства, но и Китай, хотя уровень содержания заключённых в США несоизмеримо выше, чем в развивающихся странах. Во Франции, к примеру, лучше, чем в других странах развита система условно-досрочного освобождения, а также альтернативных исправительных мер, не связанных с лишением свободы. С другой стороны, особенностью системы исполнения наказаний в ФРГ является наличие тюрем открытого типа, где отсутствует тотальный контроль за осужденными, что позволяет последним сохранять социализованность, позволяет заключённым лучше адаптироваться к жизни на свободе. Как отмечают Власов И.С. и Кузнецова Н.Ф.1, штраф в уголовном праве Германии альтернативен лишению свободы.


Положительный опыт в рассматриваемых областях может быть использован развивающимися государствами, в том числе и Республикой Беларусь, с целью реформирования национальных законодательных систем, приведение их в соответствие с международными стандартами.

В работе я использовал такие источники, как учебное издание по конституционному праву зарубежных государств Михаила Филипповича Чудакова, «Преступление и наказание в Англии, США, Франции, ФРГ, Японии: Общая часть уголовного права», журнальные статьи, посвящённые исследуемой проблеме и некоторые другие источники.

Основной задачей я считаю рассмотрение системы органов юстиции и исполнения наказаний в зарубежных странах, выделив их особенности, достоинства и недостатки.

Определение понятий. Органы юстиции и органы исполнения наказаний зарубежных государств



Понятие органы юстиции тождественно понятию судебные органы государства, то есть органы, которые применяют государственные санкции и назначают наказание за нарушение общеобязательных правил, установленных законодательством2. Судебные органы рассматривают гражданские, уголовные и другие дела на основании действующего законодательства и в соответствии с установленными процессуальными правилами. Органы юстиции неразрывно связаны с органами исполнения наказаний, то есть с такими органами, которые осуществляют содержание обвиняемых и подозреваемых в следственных изоляторах, а осужденных - в тюрьмах и колониях в соответствии с требованиями закона; проводят среди осужденных воспитательную работу в целях предупреждения совершения ими новых правонарушений, осуществляют профессиональное обучение осужденных. Наказание - это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда к лицам, совершившим преступление либо правонарушение. Наказание имеет множество форм (штраф, запрет занимать должность, исправительные работы), в том числе связанных с лишением и ограничением свободы.

В начале своей работы, перед тем как переходить к исследуемым институтам определённых государств, я считаю целесообразным рассмотреть общую картину судебных органов и органов исполнения наказаний зарубежных стран.


Органы юстиции в зарубежных государствах выполняют целый ряд функций по оказанию содействия правоохранительным органам, преимущественно в области правового обеспечения их деятельности. Органы юстиции также в определённой степени регулируют отношения государства с общественными организациями, физическими и юридическими лицами, с учреждениями, способствующими охране прав граждан и оказывающими юридическую помощь населению. На органы правосудия возлагаются две основные функции: функция наказания за совершённые преступления и функция арбитража, когда споры возникают ни между государством и физическими либо юридическими лицами, а между гражданами и государственными органами3. Кроме того, органы правосудия разрешают споры между государственными структурами.

Судебные системы зарубежных стран имеют ряд особенностей, различий в структуре, количестве судебных инстанций и т.д. К примеру, в США существует департамент юстиции, который является основным правоохранительным органом, обладает широким спектром функций (от околосудебной работы до обеспечения безопасности участников судебного разбирательства), а также имеет свой собственный аппарат. Отличительной особенностью юстиции ФРГ является сравнительно большое количество судей – 200 на миллион жителей (для сравнения, в Англии — 51, Италии — 101, Швеции — 100 судей). К рассмотрению органов юстиции этих государств мы ещё вернёмся в основной части работы.

В Австрии имеются суды, не входящие в общую систему: суды по трудовым делам, которые должны разрешать конфликты между предпринимателями и работниками с участием их представителей (в соответствии с законом 1946 г.), а также третейские суды по вопросам социального страхования, разбирающие конфликты в этой области в соответствии с Общим законом о социальном страховании 1955 г. Во Франции, в соответствии с законом от 1977 г., на осуществление правосудия при рассмотрении гражданских и административных дел возлагаются на государство.

Общими для органов юстиции зарубежных государств будут принципы деятельности, включающие независимость суда, право на обжалование решений, коллегиальность при рассмотрении большинства дел и прочие. Главная роль в судебном заседании принадлежит судьям, хотя в нём могут участвовать как магистраты (прокуроры, судебные следователи и проч.), так и служащие судебных учреждений (секретари, судебные приставы и т.д.). Общим также является предъявление достаточно высоких требований к магистратам, причём не только связанных с высшим образованием, но и с возрастом, моральными качествами судьи, прокурора.


Что касается системы судебных органов, то она может различаться в зависимости от формы государственного устройства – взаимоотношения центральных и местных органов власти4. В унитарных государствах обычно существует единая система общих судов. В федеративном государстве может быть единая система (Канада), но возможна и отдельная система федеральных судов, и отдельная система судов субъектов федерации (например, в США). Существуют также органы юстиции, которые содействуют осуществлению судебной власти. К ним относятся прокуроры, следователи, адвокаты, нотариусы, судебная полиция, судебные исполнители и проч. Они поддерживают обвинение и защиту, охраняют порядок во время судебного заседания.

Теперь поговорим об органах исполнения наказаний в зарубежных странах. Любая система уголовной юстиции — аппарат, с помощью которого общество защищает правила поведения, необходимые для охраны интересов как отдельной личности, так и всей общины. Система действует, используя арест, судебное преследование и осуждение тех ее членов, которые нарушают основные правила общежития. Помимо немедленного наказания нарушителя закона любая акция против него преследует три цели: 1) удалить из общества человека, представляющего для него опасность; 2) удержать остальных членов общества от преступного поведения; 3) дать обществу возможность сделать из преступников законопослушных граждан5.

Отличительная особенность французской системы уголовной юстиции — наличие в ней фигуры судьи по исполнению наказаний, который, согласно полномочиям, предоставленным ему Уголовно-Процессуальным Кодексом 1958 г. и последующими законами, вправе активно вмешиваться в процесс отбывания наказания осужденными, в том числе и к лишению свободы. Он организует надзор за осужденными, получившими «отсрочку с испытанием», решает вопрос об изменении режима содержания осужденных к лишению свободы и т.д. Отличительная черта системы органов расследования в США – децентрализация государственной функции дознания и предварительного следствия, наделение ею различных учреждений исполнительной власти, не связанных между собой узами подчиненности. Это своеобразие организации расследования по уголовным делам вытекает из особенностей американской государственности и, в частности, из принципа федерализма.


При рассмотрении системы исполнения наказаний государств Западной Европы выясняется, что среди них, странами, применяющими самую либеральную систему исполнения наказаний являются Скандинавские страны. Данные страны по сравнению с государствами Центральной и Южной Европы стремятся к применению альтернативных мер наказания и максимальному ограничению применения наказания в виде лишения свободы6.

Таким образом, органы юстиции и исполнения наказаний, будучи неразрывно связанными, выполняют ряд важнейших функций, включающих не только справедливое рассмотрение дела (гражданского, уголовного), но и контроль за приведением в жизнь судебного решения.



следующая страница >>