birmaga.ru
добавить свой файл

1



Песня открывает перед ребенком

красоту мира.


Мелодия и слово родной песни — это могучая воспитательная сила, раскрывающая перед ребенком народные идеалы и чаяния.

Есть такое человеческое качество — тонкость, эмоциональность натуры. Оно выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть героя, страдания, несчастья другого человека; совесть заставляет его прийти на помощь. Это качество воспитывает в ребенке музыка и песня.

Эмоциональность натуры, свойственная нравственно и эстетически воспитанному человеку, выражается в том, что сердце становится восприимчивым к доброму слову, поучению, совету, напутствию. «Если вы хотите, чтобы слово учило жить, чтобы ваши питомцы стремились к добру» - говорил Сухомлинский В.А., - «воспитывайте тонкость, эмоциональную чувствительность юного сердца». Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце важное место принадлежит музыке. Музыка и нравственность — это проблема, ожидающая глубокого изучения и исследования.

Песня утверждает поэтическое видение мира. Сухомлинский вспоминает, как однажды после пения песни, в которую народ вложил глубокие чувства, он с детьми пошел в степь. Перед ними раскинулось безбрежное море пшеницы, на горизонте синели древние курганы, между желтыми нивами узенькой лентой виднелась дорога, в голубом небе пел жаворонок. Дети остановились. Они будто впервые увидели этот уголок родной земли. «Это -как песня про жнецов», - сказала чуткая, впечатлительная Варя. Педагог чувствовал, что в душе у каждого ребенка в эти мгновения звучат слова любимой песни. Песня как бы открывает глаза на красоту родной земли, и эта красота становится еще роднее, еще дороже.

Песня раскрывает перед детьми слово родной речи как бесценное духовное богатство народа. Благодаря песне дети воспринимают тонкость звучания слова.


Сухомлинский В.А. при подборе музыкального материала заботился не о количестве, а , прежде всего о том, чтобы в духовную жизнь детей вошло все лучшее из музыкальных сокровищ человечества (прежде всего украинского и русского


народов), чтобы слушание одного и того же произведения давало эстетическое наслаждение, накладывало отпечаток на мышление и эмоциональную жизнь ребенка.

Пусть за месяц ребенок услышит одну новую мелодию, но эта мелодия станет для него источником духовного наслаждения на всю жизнь. Дети на протяжении четырех лет слушали произведения: «Песня жаворонка», «Камаринская», «Болезнь куклы», «Итальянская песенка», «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского, «Колыбельную» В.Моцарта, украинские песни, русские народные, пьесы Р.Шумана, «Экосезы» Ф.Шуберта и др.

Толкование музыкального произведения, особенно неизвестного детям, требует большого такта и высокой педагогической культуры. Никогда нельзя забывать, что язык музыки — это язык чувств; даже народная песня с бесхитростными, порой элементарно простыми словами воспринимается как художественное произведение только благодаря мелодии. Чтобы разъяснить сущность художественных образов музыкального произведения, учитель должен понимать специфику изобразительных средств композитора. Объяснение должно быть закончено художественным рассказом, услышанным ребенком из уст учителя. Уже сам по себе рассказ должен побудить чувства, вызвать переживания, создать в воображении яркие картины.

Сухомлинский В.А. глубоко убежден, что красота музыки — могучий источник мысли. Яркие образы, рождающиеся в представлении ребенка под влиянием музыкальной мелодии, оживляют мысль, как бы направляя ее многочисленные ручейки в единое русло.

Главную цель своей работы он видел не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все ученики любили музыку, чтобы она для всех стала духовной потребностью. Ведь то, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается все сфер духовной жизни ребёнка и особенно эстетического воспитания. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач учителя начальной школы является воспитание потребности в прекрасном. Потребность в нем утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому.


Процесс создания урока - это дело для каждого учителя по сути авторское. Самое трудное, но и увлекательное - подготовить такой урок, что бы он вписался в музыкальную современность, стал источником духовного наслаждения, учитывал нынешнее состояние культурной среды, особенности восприятия наших учеников, музыкальной жизни в целом. Пение обычно является одним из самых наиболее любимых занятий школьников на уроках музыки. В этом приходится много раз убеждаться при опросах ребят: «Почему ты любишь урок музыки? — Потому что мы там поем песни».

Школьникам интересны приемы коллективного пения: запевала и хор, пение «цепочкой», «эхом», «соревнование», «высотный дом». Элемент заинтересованности и творчества в ход урока вносят распевки, попевки, каноны в игровой форме. На всех уроках музыки я использую музыкальные приветствия «Здравствуйте ребята», «Прозвенел звонок», которые вводят детей в нужный настрой, способствуя тому, что с первых уроков дети готовятся к предстоящей музыкальной деятельности. Все игры- упражнения нравятся детям и позволяют работать в живой и непосредственной форме над звуком, слухом, строем, ансамблем, ритмом.

Эффективным и интересным средством обучения вокальным навыкам являются творческие задания, использующие приемы импровизации, которые проявляются в выражении личных чувств, эмоций, настроений и отношений во время исполнения. Например, «Знакомство» (пропеть имя и фамилию), мини- рассказы (вставить в нужных местах вокальную импровизацию). Дети любят сочинять собственные песенки, пусть даже примитивные, но это помогает им глубже воспринимать музыку, настраивает их на интересное творчество.

Большая роль на уроках отводится слушанию музыки. Вначале я рассказываю о той реальной действительности или фантастических картинах, которые отражены в музыкальных образах. Рассказу придается большое значение: я как бы настраиваю детей на восприятие произведения. Так, перед слушанием «Танца феи Драже», дети знакомятся со старинной сказкой Гофмана, сюжет которой композитор положил в основу балета. Яркими и выразительными словами я стремлюсь создать в представлении детей образ доброй феи — легкой, воздушной, грациозной. Дети слушают музыку, потом рассказывают о том, как они представляют дворец феи.


Фантастические образы пробуждают желание еще раз прослушать музыку.

На занятиях вокального кружка у школьников активно развивается певческий голос. Здесь используются элементы хорового сольфеджио, прививается правильная певческая установка, усваиваются особенности вокального дыхания, формируется тембр голоса и др. На основе занятий происходит интенсивное развитие музыкальных способностей, воспитывается детская инициатива, взаимопомощь, способность к самоуправлению, развивается чувство красоты мира через музыку.