birmaga.ru
добавить свой файл

1




О ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
I. Государственный стандарт общего образования

и его назначение
Основные задачи модернизации российского образования — повышение его доступности, качества и эффективности предполагают значительное обновление содержания образования. Главным условием решения этой задачи является введение государственного стандарта для основной школы по всем учебным предметам, в том числе и по географии.

Государственный стандарт общего образования — нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.

Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования; единства образовательного пространства в Российской Федерации; защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья; преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования; социальной защищенности обучающихся; социальной и профессиональной защищенности педагогических работников; прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений; основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области, общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.


Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.

Государственный стандарт общего образования является основой разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам; объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений; объективной оценки деятельности образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам; объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений; объективной оценки деятельности образовательных учреждений; определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации; установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента: федеральный компонент, региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (с. 7) и Концеп-
цией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.; одоб-
рен решением коллегии Минобразования России и Прези-

диума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089 (стандарт размещен на сайте www.ed.gov.ru).


Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В соответствии со стратегией модернизации он выстроен как средство развития российского образования, системного обновления его содержания.

Федеральный компонент — основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Он устанавливает обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся1, а также нормативы учебного времени.

Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней — по учебным предметам.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным, и оно должно иметь относительную завершенность. Поэтому федеральный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу: первый концентр — начальное общее и основное общее образование, второй — среднее (полное) общее образование.

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлен на базовом и профильном уровнях.

Порядок введения федерального компонента государственного стандарта общего образования. Федеральный компонент вводится с 2005/2006 учебного года в IX классах для организации предпрофильной подготовки; с 2006/2007 учебного года в I, V

1 Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся как составляющая федерального компонента устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В настоящее время эти нормативы определяются в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2 178-02), зарегистрированными в Минюсте России 05.12.02 г., рег. № 3997.


и Х классах. Поэтапный период введения стандарта завершается в 2010 году. Образовательные учреждения по мере готовности и по решению учредителя имеют право вводить федеральный компонент с 2004/2005 учебного года. Кроме того, уже с 2004 года федеральный компонент становится основой для развития системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, деятельности Федерального экспертного совета, групп по подготовке Единого государственного экзамена, авторов рабочих учебных программ и учебников.
II. Место учебного предмета «География»

в Федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план (далее ФБУП) для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе — 35 часов, из расчета 1-го учебного часа в неделю; в VII, VIII и IX классах — по 70 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.

В Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации 35 часов учебного предмета «География» в VI классе перенесены в региональный (национально-региональный) компонент для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности. Эти часы рекомендуется использовать для проведения практических работ по темам курса географии с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.

На этапе среднего полного общего образования на базовом уровне ФБУПом отведено 70 учебных часов на изучение географии за два года обучения — в 10 и 11 классах.

На изучение географии на профильном уровне федеральный базисный учебный план отводит 210 учебных часов за два года обучения, т. е. в 10 и 11 классах.

Для профилирования географии в старших классах имеется значительный объем резервного времени, который составляет 30 часов и предусматривает, вариативность включения географии в социально-экономический и естественно-географический профили. Это обусловлено тем, что геогра-

фия — особый учебный предмет, который объединяет в своем содержании основы физической и социально-экономической географии, т. е. естественнонаучный и обществоведческий блоки. В этой связи при организации профильного обучения определенной специализации резервное время может перераспределяться между отдельными модулями содержания для более глубокого их изучения.
III. Федеральный компонент

образовательного стандарта по географии
Федеральный компонент содержит три стандарта по географии: для основного общего образования; для среднего (полного) общего образования на базовом уровне; для среднего (полного) общего образования на профильном уровне.

Каждый из стандартов включает:

— цели;

— обязательный минимум содержания основных образова-
тельных программ;

— требования к уровню подготовки выпускников.

Цели, на достижение которых направлено изучение географии, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности обучающегося, освоения знаний, овладения необходимыми учениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитание черт личности, ценных для каждого индивидуума и общества в целом.

Структура целей представлена на пяти уровнях и включа-
ет освоение знаний; овладение умениями; развитие, воспитание и практическое применение географических знаний и умений. Все цели являются равнозначными.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по географии представляет собой обобщенное содержание географического образования, которое каждое образовательное учреждение обязано представить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования.

Обязательный минимум по географии представлен в форме набора предметных тем, объединенных в крупные блоки содержания. Они включаются в обязательном порядке в основные образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования.


Обязательный минимум по географии не устанавливает последовательность изучения предметных тем и блоков содержания в рамках ступеней общего образования и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной предметной темы в рамках учебной программы.

В обязательном минимуме по географии прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено то географическое содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников по географии.

Требования к подготовке выпускников по географии — представляют собой установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования по географии необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом и преемственны по ступеням общего образования.

Требования задаются в деятельностной форме и определяют, что в результате изучения географии учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни. Они служат основой разработки контрольных измерительных материалов по географии для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования.
IV. Концептуальные основы

образовательного стандарта по географии

Новизна стандарта состоит в том, что обязательный минимум содержания по географии для основной (6—9 классы) и старшей (базовой) (10—11 классы) построен на основе комплексного географического подхода и синтезирует общеземлеведческое и страноведческое содержание географии. Изучение отдельных отраслей физической географии (6—8 классы) и экономической и социальной географии (8—9 классы), заменено в современном стандарте внутрипредметной интеграцией физико-географического и социально-экономического содержания, с целью формирования у учащихся целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства на земле.


Такой подход позволяет наиболее полно представить проблему «окружающая среда — общество — человек» и рассмотреть ее на примере разных территорий и акваторий Земли.

В основу обязательного минимума содержания учебного предмета на общеобразовательном уровне положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Это наиболее экономный и эффективный путь формирования системы географических знаний для человека в условиях общеобразовательной школы. Достаточно сказать, что только за счет снятия повторов в региональной части курса разгрузка содержания составила 25—30%.

В старшей профильной школе ставятся совсем другие цели и соответственно меняется подход к структуре обязательного минимума содержания стандарта, который направлен на изучение основных отраслей географической науки. На профильном уровне решается задача понимания учащимися места и роли географической науки в различных сферах жизни общества, а также подготовка учащихся к продолжению образования в выбранной области, т. е. по географии.

Реализация межпредметных связей.

В процессе работы над стандартом по географии и примерными программами была поставлена задача установления содержательных «мостиков» предмета с курсами начальной, основной и старшей школы — курсами природоведения, окружающим миром, историей, обществоведением, экономикой. При этом проведена некоторая разгрузка учебного материала по географии от исторического и обществоведческого материала и рассматриваются исключительно географические аспекты смежных с историей и обществоведением проблем.

Такой подход нисколько не умаляет роль исторического принципа в изучении географических явлений и процессов, но создает определенные предпосылки для установления межпредметных связей с этими предметами. Например, а темах: «Этапы формирования политической карты мира», «Глобальные проблемы человечества» и другие.

Деятельностный характер стандарта определяется, в первую очередь, требованиями к уровню подготовки.


Требования стандарта по географии для основной школы направлены не только на усвоение школьниками системы знаний об особенностях географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, но и умений правильно ориентироваться в нем — осваивать, оценивать изменения и преобразования окружающей среды, применяя традиционные и новые географические методы и источники информации на основе идеи разумного, гармоничного взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Разработанный в новых условиях развития нашего государства и общества, федеральный компонент стандарта по географии включает также содержание национально-регионального компонента — изучение географии своего края, области, района, региона. Включение этого содержания в федеральный компонент объясняется тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей позволяет наиболее полно раскрыть воспитательный и развивающий потенциал предмета — любовь к своей местности, своему району, своей стране; развивает экологическую культуру, позитивное отношение к окружающей среде, конструктивный географический подход.

Активная, осознанная познавательная практическая деятельность учащихся в окружающей среде является также обязательным условием выполнения практической части федерального компонента стандарта — формирует способность и готовность учащихся к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Ориентация на формирование общих учебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности.

Организуя учебный процесс по географии в основной и старшей школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также вносит свой вклад в формирование комплекса общеучебных умений, необходимых для:


— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; их моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей;

— определения собственного отношения к явлениям современной жизни, отстаивания своей гражданской позиции, формулирования своих мировоззренческих взглядов;

— выполнения в практической деятельности и повседневной жизни экологических требований, оценивания и корректировки своей деятельности в окружающей среде;

— осуществления осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности;

— конструктивного восприятия определенных явлений современной жизни, выявления своих возможностей и своего вклада в общий результат;

— владения навыками организации и проведения индивидуальной и коллективной деятельности

Приоритетные направления в преподавании предмета.

Выбор методики преподавания в новых условиях определяется некоторыми общими принципами:

— переходом к деятельностному и личностно-ориен-
тированному образованию;

— переходом от освоения определенной суммы знаний —
к умениям их применять, самостоятельно добывать, пополнять
и развивать;

— вариативностью образования;

— приближением образования к современным потребностям страны, востребованностью его результатов к практической деятельности и повседневной жизни.

В этой связи на первый план в содержании географического образования, в требованиях к подготовке выпускников по географии в основной и старшей школе вышли умения и навыки. Это необходимо для того, чтобы теснее увязать содержание учебной географии с реальными проблемами сегодняшнего дня и решениями практических задач, связанных с реформированием России, в том числе преобразованием ее географического пространства.


Это не означает ослабления позиций традиционной методики обучения, направленной, прежде всего, на формирование системы географических знаний. Очевидно, что деятельностный подход, а также развивающий и воспитывающий потенциал предмета не могут быть реализованы без прочного и добротного фундамента географических знаний. Однако, полученные знания не должны лежать «мертвым грузом» в памяти учеников. Они должны быть востребованы самой жизнью и активно применяться и использоваться школьниками на практике, в их повседневной деятельности в условиях самообразования, при изучении других предметов
V. Соотношение содержания стандартов по географии

и примерных программ
Примерные программы по географии представлены тремя блоками: для основной школы и средней школы (на базовом и профильном уровнях). Примерные программы призва-
ны сохранить традиции классического учебного предмета
и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резер-
вы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.

Структура примерных программ полностью отражает основные идеи, предметные темы и содержательные блоки стандарта основного и среднего (полного) общего образования по географии и, по сути, представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.

Учебный материал, выделенный в стандарте курсивом, введен в основное содержание примерной программы, но не включен в требования к уровню подготовки. Примерная программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.


Последовательность разделов и тем носит рекомендательный характер. Содержание программ достаточно универсально, что предоставляет широкие возможности для создания авторских рабочих учебных программ. Примерные программы служат ориентиром для учителя в условиях вариативности образования —
с одной стороны и его стандартизации — с другой. Учебное время на изучение разделов программы является примерным и рассчитано по ступеням обучения в 6—7 и 8—9 классах (основная школа) и 10—11 классах (базовый и профильный уровень) средней школы.

Примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курсов географии, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.

При составлении тематического планирования курсов географии для основной школы обращаем Ваше внимание на то, что разделы стандарта — «Источники географической информации» и «Природопользование и геоэкология» — универсальны. В этой связи в каждом курсе географии необходимо запланировать раздел или тему, которая включала бы отдельные вопросы этих универсальных блоков. В примерных программах по географии показаны возможности их изучения в каждом курсе географии.

Особенно много вопросов в основной школе вызывает сокращение учебного времени в 6-м классе. В этой связи еще раз подчеркнем, что в федеральном БУПе имеется специальная «сноска», подтверждающая возможность привлечения одного часа в неделю из регионального компонента на изучение курса географии в 6-м классе, т. к. он был перенесен в региональный (национально-региональный) компонент с целью более полной реализации вариативности стандарта.

При отсутствии такой возможности учебное время на изучение курса 6-го класса можно перераспределить следующим образом:

Введение — 1 час;

«Земля как планета» — 4 часа;


«Земная кора и литосфера» — 5 часов;

«Гидросфера» — 6 часов;

«Атмосфера» — 6 часов;

«Биосфера» — 3 часа;

«Земля — планета людей» — 3 часа;

«Развитие географических знаний

человека о Земле» — 2 часа;

«План и карта» — 5 часов.

При этом основой идеей этого курса становится не толь-
ко изучение взаимосвязей компонентов природы, формирую-
щих окружающую среду, но и деятельности человека, ее изменяющей.

В 7-м классе примерная программа предусматривает изучение каждого материка на основе типовой характеристики, которая включает следующие общие позиции:

— особенности географического положения;

— история открытия и освоения материка;

— численность и размещение населения;

— природно-хозяйственные регионы;

— страны материков.

При использовании типовой характеристики материка необходимо, в первую очередь, раскрыть его географическую специфику.

Страны материков изучаются на основе политической карты Евразии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Океании. Примерная программа рекомендует изучение не менее 20 стран, наиболее типичных для крупных регионов материков.

Комплексная географическая характеристика этих стран включает ряд общих позиций, таких, например, как:

— географическое положение;

— особенности природных условий и ресурсов;

— характеристика населения и основных видов его хозяйственной деятельности;

особенности материальной и духовной культуры народа.

Для отбора стран в региональной части курса могут быть использованы критерии:

— степень представительности (репрезентативности) страны для данного региона;

— особенности ее географического положения; размеры территории и численность населения;

— уровень экономического развития, специализация хозяйства;

— уникальность природных богатств;


— типичность ландшафтов территории и природных особенностей региона;

— культурно-историческое значение.

На изучение раздела «Материки, океаны, народы и страны» в примерной программе отводится 55 учебных часов.

При изучении курса «География России» в 8—9 классе, прежде всего, необходимо исходить из того, что одна из глав-
ных его задач в современных условиях — формирование це-
лостного представления
об особенностях природы, населения
и хозяйства нашей Родины, на основе комплексного подхода
и показа взаимодействия трех основных компонентов: приро-
ды, населения и хозяйства. В этой связи, целесообразна некоторая структурная перестройка курса, предполагающая некоторое сокращение его общей части, при одновременном расширении регионального раздела. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой большой страны как Россия.

Поэтому примерная программа по данному курсу рассчитана на 70 часов и предлагает в 8-м классе изучение следующих разделов:

— особенности географического положения России;

— природа России;

— население России;

— хозяйство (изучение географии отраслей, эксплуатирующих природу).

В 9-м классе предлагается продолжить изучение географии в том же объеме учебного времени и охарактеризовать отрасли хозяйства, перерабатывающие сырье и производящие услуги. Основная же часть времени отводится на изучение географии крупных регионов страны. Завершается изучение курса оценкой места и роли России в современном мире.

Поскольку, согласно требованиям образовательного стандарта по географии для основной школы, регионы России изучаются как комплексные образования, полная структура их характеристики может выглядеть следующим образом:

— состав региона;

— особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения;


— специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы;

— основные историко-географические этапы формирования региона;

— население: численность, естественный прирост и миграция, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура народов, города, качество жизни населения;

— место и роль региона в социально-экономическом развитии страны;

— география важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации;

— внутренние природно-хозяйственные различия;

— географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем региона;

— перспективы развития хозяйства региона.

С целью обеспечения вариативности образования в старшей школе, его дифференциации и индивидуализации Федеральный компонент государственного стандарта для старшей школы представлен на базовом и профильном уровнях. На старшей ступени общего образования учащиеся должны сделать не только свой социальный выбор, но и профессиональную ориентацию.

С этой целью примерная программа по географии на базовом уровне направлена, прежде всего, на формирование общей культуры школьников и в большей степени связана с мировоззренческими, воспитательными задачами предмета.

В этой связи, обращаем Ваше внимание на то, что в ее основе лежит курс географии мира. Новизна подходов в стандарте и примерных программах состоит, в первую очередь, в расширении российской тематики. Заключительный курс географического образования в старшей школе не может завершать географическое образование учащихся без раздела «Россия в современном мире». Кроме того, учебный географический материал о России рекомендуется включать в содержание других разделов курса:

«Природа и человек в современном мире»;

«Население мира»;

«География мирового хозяйства»;

«Регионы и страны мира»;

«Географические аспекты современных глобальных проблем человечества».


Особо подчеркиваем введение в базовый курс специального раздела «Современные методы географических исследований и источники географической информации», который призван обобщить картографические, статистические, геоинформационные и другие умения и навыки учащихся, довести их до уровня практического применения.

Географию на профильном уровне выберут те учащиеся, которые хотят продолжить профессиональное образование или профессиональную деятельность в области географических наук.

Образовательные учреждения самостоятельно формируют профили обучения, определяют набор предметов, изучаемых на базовом или профильном уровнях, исходя из своих возможностей и образовательных запросов.

Для всех профилей обязательными для изучения на базовом уровне являются следующие сем предметов:

«Русский язык»;

«Литература»;

«Иностранный язык»;

«Математика»;

«История»;

«Обществоведение»;

«Естествознание», а также физическая культура.

Остальные учебные предметы на базовом уровне изучаются по выбору.

Примерная программа по географии на профильном уровне рассчитана на 210 часов. География — особая наука. Она объединяет в своем содержании основы физической географии, геологии, а также социально-экономической географии.

Напомним, что если в основной школе, а также на базовом уровне в старшей школе содержание географического образования построено на комплексной, интегральной основе, синтезируя два основных блока — физическую географию, а также экономическую и социальную, то содержание географического образования в старшей профильной школе, напротив, предлагает изучение основных отраслей географической науки и геологию как самостоятельных блоков содержания, а именно:

«География как наука»;

«Введение в общую географию»;

«Введение в физическую географию»;

«Введение в геологию»;

«Введение в экономическую и социальную географию»;


«Природопользование и геоэкология».

Отметим, что на профильном уровне учащиеся должны изучить все разделы стандарта. Однако, исходя из своей естественно-общественной сущности, география может изучаться как в естественнонаучных, так и в обществоведческих, а также технологических профилях. В этой связи учебное время, отведенное на отдельные блоки содержания в примерной программе на профильном уровне, указано по минимально возможному его пределу (не менее). Кроме того, запланирован значительный объем резервного времени в 30 часов, что предусматривает возможность его перераспределения между отдельными блоками содержания для более глубокого их изучения в соответствующих профилях.

VI. Рекомендации по использованию

действующих учебников и УМК
Утверждение новых подходов к школьному географическому образованию неизбежно ставит вопрос о модернизации учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса.

В этой связи при выборе учебников и УМК по географии рекомендуется руководствоваться следующими документами:

— стандартом общего образования по географии;

— стандартом среднего (полного) общего образования по географии на базовом уровне;

— стандартом среднего (полного) общего образования по географии на профильном уровне;

— требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по географии;

— Федеральным перечнем учебников, учебно-методиче-
ских и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2004/2005 учеб-
ный год, утвержденным приказом Минобразования России от
15 января 2004 г. № 111.

Обратим Ваше внимание на то, что при выборе учебников и УМК по географии для основной школы необходимо обратить внимание на их соответствие основным идеям модернизации географического образования, целям географического образования, а также требованиям к подготовке выпускников. Другими словами, учебник призван, в первую очередь, раскрыть обязательный минимум содержания и подготовить учащихся к выполнению итоговых требований. Кроме того, учебник должен являть-
ся важнейшим структурным компонентом УМК, обеспечивая системность и целостность образовательного процесса.

Очевидно, что для преподавания географии в старшей школе на базовом и профильном уровнях будут подготовлены соответствующие программы и учебники. Для использования действующих учебников и УМК в новых условиях авторами уже подготовлены и готовятся методические рекомендации.