birmaga.ru
добавить свой файл

1
О ГЕОМЕТРИИ И ВЕЛИКИХ ГЕОМЕТРАХ


Ученик: Чтоб водить корабли

Чтобы в небо взлететь

Надо многое знать

Надо много уметь

И при этом и при этом

Вы заметьте-ка

Очень важная наука

Математика!
Ученик: Почему корабли

Не садятся на мель

А по курсу идут

Сквозь туман и метель?

Потому что, потому что

Вы заметьте-ка

Капитанам помогает математика!
Ученик: Чтоб врачом, моряком

Или летчиком стать

Надо, прежде всего

Математику знать

И на свете нет профессии

Вы заметьте-ка

Где бы нам не пригодилась

Математика!
Учитель: Сегодня мы будем говорить об одном из математических

наук – о геометрии, об ученых, внесших очень большой вклад

в развитие геометрии.
Ученик: Первый о ком мы будем говорить – это Евклид.

Евклид – величайший греческий математик, жил около 300

года до н.э. Он уроженец г.Тира, а жил и работал в городе

Александрии, основанном Александром Македонским,

руководил Александрийской математической школой.

Он был последователем древнегреческого философа Платона

и преподавал четыре науки: арифметику, геометрию, теорию

гармонии астрономии.

Величайшая заслуга Евклида в том, что он подвел итог

построению геометрии и собрал все накопленные к тому

времени знания в один труд, который назвал «Начала».

Ученик: Он с величайшим искусством расположил материал по 13

книгам. 1 книга начинается с определений точки и в ней

рассматриваются основные свойства треугольников,

прямоугольников, параллелограммов, сравниваются их

площади.

1 книга заканчивается теоремой Пифагора.

2 книга посвящена алгебре и задачам, которой решаются

с помощью геометрических чертежей.


3 книга рассматривает свойства круга, хорд, касательных.

4 книга – о правильных прямоугольниках, содержит теорию

пропорции.

В 6 книге – подобные фигуры.

В 7-9 книгах – изложена теория чисел.

В «Началах» Евклид дает строгое и логическое изложение

всего геометрического материала, известного до него и

дополненного им самим.
Учитель: У Евклида было много учеников и о его учениках ходят

легенды.

(Сценка)
Ведущий:
Чтоб попасть к нему в ученики

И постигнуть мудрость старика

Морем плыли, шли издалека

А вопросы были нелегки:
Евклид:
Что есть точка?
Ведущий:
Вопрошал Евклид.
Архелай: Точка, это то,

В чем нет частей.

Ведущий: Архелай кудрявый говорит
Евклид: Правильно ответил, молодец!

Ну а в чем же линии секрет?
Архелай: Есть длина, а ширины в ней нет!
Евклид: Снова в точку.

Я б хотел узнать

Для чего ученым хочешь стать?

Ведь дороги к знаньям непросты?

Архелай: Я богатым стать хочу, как ты,

Я слыхал,

Наука - это клад.

Я уверен, ты Евклид богат!
Ведущий: Две монеты

Достает мудрец

Их берет растерянно юнец.

Евклид: Все! Ступай!

Ты теперь богаче, чем Евклид!

Кто поделит круг на пять частей?
Архилог: Я смогу!

Ведущий: Осветило солнце смуглый лик

Циркуль, сжав уверенно в руке

Круг он делит ловко на песке.
Евклид: Хорошо!

А тебя к науке что манит?
Архилог: Знаменитым стать, как ты хочу

Слышу всюду

«Как умен Евклид!»

Значит, славу знание сулит.
Евклид: На, иди! (Дает плакат, на котором написано: «Умен как

Евклид!»)


Теперь ты знаменит!
Ведущий : Ну, а третий

Думает о чем?

Что-то чертит,

Чем-то увлечен.
Евклид: Что ты чертишь?
Архимед: Линии черчу,

Теорему доказать хочу,

Но другим путем

Ни как Евклид!
Ведущий: Слезы на глазах у старика

Он нашел себе ученика.
Евклид: Кто же ты?
Архимед: Я из Сиракуз

Я – Архимед.
Учитель: А сейчас будем отгадывать кроссворд «Геометрия».

(Каждый ученик получает кроссворд).
Учитель: Существует легенда и о том, что царь Птолемей 1 тоже

решил изучать геометрию под руководством Евклида.

Но, получив всего несколько уроков, он утомился и спросил

ученого: «А нельзя-ли как-нибудь побыстрее и полегче

изучить эту науку? На что Евклид ответил: «В геометрии

нет особых путей даже для царей!»

- Ребята, мы с вами изучаем евклидову геометрию и

Представьте на миг, что в к Вам на урок является Евклид.

(Инсценировка «Возвращение Евклида»)
Евклид сидит, задумавшись, в руках «Начала».
Евклид: Жизнь не дано начать сначала

Все исчезает, наконец

Ужель и моим творениям

Пришло забытье и конец?

(Появляются 2 гнома)
1 гном: Что за старик сидит и бормочет?

2 гном: Да, это же Евклид!

1 гном: Давай подойдем и старика расспросим

Отчего он здесь, нам рассказать попросим (подходят)

2 гном: О, великий Евклид, наш учитель почтенный!

Как попал ты сюда в этот век просвещенный?

Евклид: Мне интересно посмотреть и увидеть

Живет ли все то, что сумел я предвидеть

Только узнать, что мой труд не пропал

Есть еще, кто бы его изучал.

1 гном: Что же, это можно, тебе наскучит


Твою геометрию все еще учат

Дети расскажут, чему научились

Как твои книги им пригодились.

Гномы: (вместе): Эй, фигуры, быстро стройся,

Геометрия откройся!
Точка и прямая: (вместе)

Построения начиная, нас с подругой не забудь

Только точка и прямая есть любой фигуры суть

Мы фигуры не простые, мы фигуры основные

Вам без нас не обойтись. Эй, друзья, посторонись!
Отрезок: Я, отрезок, часть прямой, но что сделали со мной

Меня с концом разлучили?

Евклид: Кто у тебя концы твои же отнял?

Отрезок: Алексей Васильевич Погорелов (показывает портрет).
Евклид: Кто же от этого страдает?
Отрезок: Почти никто, учитель знает

А ученик тот редкий понимает

(На сцену вбегает Угол)
Угол: Постойте, что же вы, погодите

Что же, без меня прожить хотите?

Нет, Вам это не удастся.

2 гном: Кто вы?! Придется вам признаться.

Угол: Могу быть острым как кинжал,

Прямым, как столб, тупым как ученик

Который бездельничать привык

Могу быть развернутым.
Евклид: Так кто же ты, скажи нам точно.
Угол: Полупрямые две с начальной общей точкой.

Зовусь углом.
Треугольник: А вот и я – треугольник,

Со мной хлопот не оберется школьник

Три точки, не лежащие на прямой

Соединяют три отрезка.
Другой треугольник: Я вот брат его родной и ему равен.
1 гном: А ну, ребята, посмотрите

Назвать их равными помогите

(показывает на доске два равных треугольника. Сидящие

в зале называют у них равные элементы)

Евклид: Вот молодцы, вот это ловко

Тут нужны знания и сноровка!
Четырехугольник: А вот и я, меня-то знают

На плоскости 4 точки


Столько же отрезков их соединяют

И три точки на прямой лежать не могут

Тут уж точно мне помогут

Ведь это знает каждый школьник,

Что я четырехугольник.
Параллелограмм: Постойте, меня вы забыли

Я параллелограмм

Стороны мои попарно параллельны

Достоинства мои беспредельны.
1 гном: Расхвастался, а вот сейчас скажи

В кого же ты превратился?

(растягивает параллелограмм)
Параллелограмм: Что вы наделали?

В моей родне таких встречать не приходилось.

1 гном: А кто же твоя родня?

Что-то о них не слышал я.
Параллелограмм: Да это знает каждый школьник:

Квадрат, ромб и прямоугольник.
(квадрат, ромб и прямоугольник) вместе):
Да, здесь мы, всем большой привет

Для всех готов у нас ответ!
Прямоугольник: Прямоугольник я, мои диагонали

Равны и все углы прямые

Еще добавлю, чтоб знали вы

Рядом со мной братья родные.
Ромб: Я забавляю с апломбом

Параллелограмм, что стороны равны, зовется ромбом.

Диагонали суть биссектрисы

Перпендикулярны меж собой.
Квадрат: А я квадрат и ромбу брат

Посмотрите, какой я замечательный

Мои стороны равны, а углы прямые

Где вы найдете еще свойства такие?
2 гном: Вы все , действительно, похожи

В чем же состоит семейственность?
Квадрат: Ну , брат, ты туповатый все же

Сторон противоположность, параллельность.
2 гном: Мы давно уже ждем ответа –

Что за фигура, что же это?

(показывает трапецию).
Все: Трапеция! Трапеция!
Трапеция: Здесь кто-то звал меня

А вот и я – неисправленная трапеция

Скажу вам без лишних слов,

Четырехугольник я таков.

Что лишь основания мои параллельны.


Продолжу я черед признаний –

Средняя линия моя есть полусумма оснований.

Евклид: Ну а теперь задам вам задачу

Кто же из вас попытает удачу?

- У какого четырехугольника диагонали

Делят его углы пополам?

- А у какого равны друг другу?

- А у какого взаимно перпендикулярны?
Евклид: Спасибо, ребята, теперь я уверен

развития науки путь беспределен.
Учитель: Ребята, мы с вами закончили изучать тему

«Четырехугольники» и вы получили задание написать

сочинение-миниатюру «Четырехугольники в нашей

квартире». А теперь послушайте самые интересные из них.
«ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ».
Сижу с ручкой в руках в нашем зале и смотрю по сторонам: ищу четырехугольники. На полу палас – прямоугольник, а все узоры на нем - - ромбики разных цветов. На стене ковер – большой прямоугольник с крупными цветами, заключенными в равнобедренную трапецию. На стене часы – в виде черного квадрата с цифрами и стрелками.

Смотрю в окно: 3 куска стекла в виде разных прямоугольников. А картина в рамке – прямоугольник. Передо мной телевизор, светится та его часть , которая является прямоугольником. Легла на диван и ахнула: «А потолок- то у нас весь в разных четырехугольниках: есть и ромб и квадрат, и трапеция, а люстра внутри какой-то фигуры, которая состоит из пересекающихся ромбов.

А моя тетрадь? Она тоже прямоугольник.

О, боже, как много в нашем зале разных четырехугольников. Прямо какая-то практическая геометрия.
Файзуллина Э.

«ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ В МОЕМ ДОМЕ».
Сижу я и думаю, чем бы мне заняться. Подумала и решила посмотреть фотоальбом. Уселась и только открыла, сразу же и закрыла, не догадываетесь почему?

Обложка-то у фотоальбома настоящий прямоугольник. Быстренько взяла линейку и давай измерять. Но тут мне не повезло: только кончила измерять, альбом с грохотом упал со стола и все фотографии разлетелись. Пришлось их собирать. Собираю фотографии, а сама думаю: а фотографии чем не прямоугольники?


Снова взяла линейку и начала диагонали измерять. И не зря, настоящие прямоугольники оказались.

Не верите? Приходите, вместе измерим!

Но пришлось альбом на место убрать. По секрету скажу: маме не очень понравился мой прямоугольник с изображением папы, где он стоит с перечеркнутым лицом.

Меня позвали ужинать. Хотела достать молоко их холодильника, но, тут меня осенило: батюшки: красота-то какая! Дверца холодильника белый блестящий прямоугольник. Пока я с изумлением рассматривала холодильник, на мою голову сверху поднос свалился, в другое время я бы обязательно закричала, но тут осеклась: поднос-то четырехугольник.

Я так разволновалась, что даже аппетит потеряла и решила идти спать. Хватит, я устала. Приходите, мы с вами много, четырехугольников найдем!

Милушкина Света – 8 «а» кл.
«ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ»

Четырехугольник, на мой взгляд, самая интересная фигура. В нашем доме ему отводится весьма почетное место.

Существует много разновидности четырехугольников.

И я решила узнать , какие из них встречаются у нас дома.

Решила начать с улицы, вышла и удивилась: я никогда раньше не замечала, что боковая сторона нашего дома напоминает прямоугольную трапецию. От ворот к выходной двери тянется асфальтированная дорожка, выложенная в форме невероятно длинного прямоугольника.

Вхожу в дом через высокую прямоугольную дверь и начинаю ходить по комнатам в поисках четырехугольников.

Вот полы паркетные, составленные из прямоугольников и ромбиков. На полу лежит ковер – прямоугольник. Около стенки – журнальный столик, поверхность которого составлена из ромбиков и квадратиков.

Подошла мама и попросила меня подняться на второй этаж. И вот я шагаю по прямоугольным ступенькам, касаясь одновременно руками секции перил в форме параллелограммов.

Вхожу в свою комнату, прямо передо мною фотообои в виде прямоугольника, по которому несутся герои мультфильмов.


Только я начала смотреть по сторонам в поисках четырехугольников, как услышала мамин голос.

Да! Надо завершать. Но думаю, что вам уже понятно, что четырехугольников в нашем доме очень много.
Ганеева Альбина - 8 а кл.
Учитель: Ребята, а сейчас предлагаю посмотреть кадры из диафильма

«Из истории математики». (демонстрирую диафильм).
Учитель: Имя следующего величайшего математика вы тоже впервые

услышали на уроке геометрии и помните я вам прочитала

стихи, посвященные ему и его работе и сказала, что таких

стихов написано очень много. Давайте послушаем их.
Ученик: Не знаю, чем кончу поэму

И как мне печаль ту излить

Древнейшую теорему

Никак я не в силах забыть.

Стоит треугольник как цемент

И угол прямой в нем есть

И всем его элементам

Повсюду хвала и честь.
Прелестная гипотенуза

Вознеслася так смело ввысь

И с нею в вечном союзе

Два катета тоже взвились.
Она царит на квадратах

И песню поет она

Та песня влечет куда-то

Геометров древних волна.

Учитель: Послушаем еще одно стихотворение:
Ученик: Если дан нам треугольник

И притом с прямым углом

То квадрат гипотенузы

Мы всегда легко найдем.

Катеты в квадрат возводим

Сумму степеней находим

И таким простым путем

К результату мы придем.
Учитель: Вы наверное уже догадались,что речь идет о теореме Пифагора.

Пифагор родился около 580 года до н.э. на острове Самоса,

расположенном у самых берегов Малой Азии. Совсем юным

Пифагор покинул родину. Сначала побывал в Египте, потом

в Вавилоне и Греции. Он очень много узнает, многому учится.

После возвращения на родину он пытается создать школу, но

жители проявили недовольство, и он переселился в Южную

Италию – колонию Греции. Здесь он открыл школу – пифаго-

рейский союз. Пифагор хотел весь мир свести к числу. Все

события и явления он объяснял через числа. Здесь впервые

начали применять доказательства.