birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3




Структура картотеки
С помощью структуры картотеки можно создать любой отчет по запросу пользователя для более плодотворной работы с информацией, хранимой в базе данных.

Вы находитесь в окне «Структура картотеки», в котором можно выбрать показатели, формировать и обрабатывать данные, сортировать и применять фильтры, получить отчет, анализировать и распечатать данные, построить диаграммы, экспортировать данные в текстовый файл или файл Excel.

Предварительно ознакомьтесь с общими принципами работы в программе “Селэкс” в разделе “Помощь” стартового окна.
Особенности

Составление отчета



В верхней части экрана, в разделе «Группа животных» производится выбор группы (групп) животных, с данными которых Вы хотите работать. Для этого необходимо установить флажок напротив выбранной группы. Группа «Стадо» включает в себя живых и выбывших коров основного стада, если Вы хотите работать только с живыми или только с выбывшими коровами выберите соответственно подгруппу «Живые» или «Выбывшие». Группу животных - «Быки» можно разделить на подгруппы «Отцы», «Быки-осеменители» или «Быки-осеменители архивных коров».

В зависимости от группы животных, для выбора будут доступны (недоступны) показатели, распределенные по разделам, названия которых соответствует названиям вкладок (Паспорт, Основные данные, Лактации и т.д.). Переходя из раздела в раздел производиться выбор необходимых показателей (щелкая левой кнопкой мышки по квадратику слева от его названия). В момент выбора полей, они автоматически будут появляться в разделе «Отчет». При работе во вкладках с данными, характеризующими животное по возрастным периодам (Лактации, По мес.) или по рядам предков (потомков) (Отцовские предки, Материнские предки, Быки-потомки, Коровы–потомки) прежде всего, необходимо выбрать в левой части вкладки номер лактации (возраст) или ряд родословной. Далее производится выбор основных показателей.


После выбора необходимых показателей в разделе «Отчет» производятся настройки получаемого отчета. Обычным полем отчета, называется любой показатель, выбранный для отчета. Вычисляемое - это поле созданное из обычных полей с применением формулы. Значение агрегатного поля – предназначено для расчета показателя (Количество, Сумма, Среднее, Минимум, Максимум, Стандартное отклонение) для обычного поля с функцией «Группировка». Кнопки, относящиеся к полям означают: «+» добавление вычисляемого или агрегатного поля; «-» удаление поля (перед удалением необходимо выделить мышкой ненужный столбец); «~» редактирование вычисляемого поля. Для удаления всех выбранных показателей используйте кнопку «Очистить».

Выбранные показатели по умолчанию будут выводиться в столбцах, исключение составляет вкладка «Лактации= =», где данные по всем лактациям будут выводиться построчно.

Порядок столбцов можно изменить. Для перемещения столбца на новое место достаточно его выделить и перетащить. Аналогичная возможность существует после получения отчета в окне «Отчет по запросу пользователя».

Важно! Все данные по животным для отчета берутся программой из базы данных на текущую дату.
Для того чтобы отчет имел заголовок, введите название в поле «Заголовок отчета». Заголовок печатной формы отчета включает в себя информацию о количестве записей (строчек), посмотреть информацию о количестве записей в экранной форме отчета можно посмотреть в левой части строки состояния окна «Отчет по запросу пользователя».

Каждый столбец с данными по у молчанию будет иметь заголовок, соответствующий названию выбранного показателя. При необходимости заголовок можно изменить, введя в ячейку «Заголовок» новое название столбца. Важно! Изменение заголовка столбца необходимо произвести до установки фильтров.
Функция Сортировка.

Вы можете сортировать строки в возрастающем или убывающем порядке. При сортировке изменяется порядок расположения строк в отчете, в то время как порядок столбцов остается прежним. Чтобы отсортировать данные, выберите столбец, по которому будет проводиться сортировка, в ячейке «Сортировка» выберите в контекстном меню порядок сортировки («Возрастание» или «Убывание»). Если необходима сортировка данных по двум и более показателям, необходимо определить приоритетный порядок сортировки. В первую очередь сортировка будет производиться по первому столбцу, в котором задано условие, внутри этого отсортированного диапазона будет производиться сортировка по следующему столбцу, по которому необходима сортировка т.д. Для того, что бы отменить сортировку в контекстном меню ячейки «Сортировка» выберите «Нет». В экранной форме отчета условие сортировки можно посмотреть в строке состояния. После получения отчета в его экранной форме (окно «Отчет по запросу пользователя») порядок сортировки можно изменить. Для этого в контекстном меню поставьте флажок для функции «Менять сортировку при перемещении столбца». После этого столбец, по которому требуется сортировка, перетащите на первое место в отчете.

Функция Фильтр

Полученный отчет можно ограничить желаемыми условиями, т.е. установить фильтр. Все заданные условия фильтра выводятся в строке «Фильтр по полям» окна «Структура картотеки», а также в строке состояния экранной формы отчета.

Двойным щелчком мыши в ячейке «Фильтр» вызывается экран «Фильтр по полям». В левой нижней части одноименного экрана в разделе «Поля» выводится список полей, выбранных в окне «Структура картотеки». Если вы переименовали поле, то в списке полей оно будет выводиться под новым именем. Двойным щелчком мышки по желаемому полю (или при выборе и нажатии кнопки «+») наименование поля переходит в раздел «Формула». Далее необходимо выбрать условие фильтра в разделе «Операции». Опция «Вставлять после выделения» указывает место в формуле, куда автоматически будет установлено название поля, оператор или значение. По умолчанию опция включена, следовательно, необходимый для создания формулы параметр будет вставлен после показателя, выделенного синим цветом.

Функция «Фильтр» позволяет:


  • Задавать условие по столбцу с использованием операторов сравнения (знаков, используемых в условии для сравнения двух значений)

Пример. Необходимо получить данные о первотелках стада (коров, у которых номер текущей лактации 1).

  1. В окне «Структура картотеки» отмечаем группу животных – «Стадо».

  2. Выбираем все показатели, необходимые для отчета. На вкладке «Текущая лактация» отмечаем показатель «Номер лактации».

  3. В разделе «Отчет» в ячейке на пересечении столбца «Номер лактации» и строки «Фильтр» двойным щелчком мыши открываем окно «Фильтр по полям».

  4. В разделе «Поля» двойным щелчком мышки по полю «Номер лактации» (или при выборе и нажатии кнопки [+]) наименование поля перейдет в раздел «Формула».
  5. В разделе «Операции» нажмите на кнопочку [=]. Оператор сравнения «=» перейдет в раздел «Формула».


  6. В поле «Значение» введите 1 (номер последней законченной лактации) (с клавиатуры или выбрав необходимый символ). Важно! Если в поле «Значение» вводиться не цифровое значение (дата или текст) значение необходимо ограничить с двух сторон апострофами [`]. Нажмите кнопку [+] поля «Значение».

  7. В поле «Формула» создана запись - [Номер лактации-ПЗЛ]=1. Нажмите кнопку «Сохранить».




  • Задавать два и более условия по одному столбцу с использованием логического оператора «ИЛИ» (для отображения строк, отвечающих одному из двух или более условий отбора);

Пример. Необходимо получить данные о коровах, закрепленных за дояркой с кодом 1 и дояркой с кодом 2.

  1. В окне «Структура картотеки» выбираем группу животных – «Стадо».

  2. Выбираем все показатели, необходимые для отчета. На вкладке «Основные данные» отмечаем показатель «Код доярки».

  3. В разделе «Отчет» в ячейке на пересечении столбца «Код доярки» и строки «Фильтр» двойным щелчком мыши открываем окно «Фильтр по полям».

  4. В разделе «Поля» двойным щелчком мышки по полю «Код доярки» (или при выборе и нажатии кнопки [+]) наименование поля перейдет в раздел «Формула».

  5. В разделе «Операции» нажмите на кнопочку [=]. Оператор сравнения «=» перейдет в раздел «Формула».

  6. В поле «Значение» введите 1 (код доярки) (с клавиатуры или выбрав необходимый символ). Нажмите кнопку [+] поля «Значение».

  7. В разделе «Операции» нажмите на кнопку [ИЛИ].

  8. В разделе «Поля» двойным щелчком мышки (или при выборе и нажатии кнопки [+]) переместите поле «Код доярки» в раздел «Формула».

  9. В разделе «Операции» нажмите на кнопочку [=]. Оператор сравнения «=» перейдет в раздел «Формула».

  10. В поле «Значение» введите 2 (код доярки) (с клавиатуры или выбрав необходимый символ). Нажмите кнопку [+] поля «Значение».

  11. В поле «Формула» создана запись: [Код доярки (телятницы)]=1 or [Код доярки (телятницы)]=2 . Нажмите кнопку «Сохранить».





  • Задавать два и более условия по одному столбцу с использованием логического оператора «И» (для отображения строк, удовлетворяющих одновременно нескольким условиям отбора);

Пример. Необходимо выбрать коров, отелившихся за период с 01.01.2003 по 01.03.2003.

1. В окне «Структура картотеки» выбираем группу животных – «Стадо».

  1. Выбираем все показатели, необходимые для отчета. На вкладке «Текущая лактация» выбираем показатель «Дата отела».

  2. В разделе «Отчет» в ячейке на пересечении столбца «Дата отела» и строки «Фильтр» двойным щелчком мыши открываем окно «Фильтр по полям».

  3. В разделе «Поля» двойным щелчком мышки по полю «Дата отела» (или при выборе и нажатии кнопки [+]) наименование поля перейдет в раздел «Формула».

  4. В разделе «Операции» нажмите на кнопочку [>]. Оператор сравнения «>» перейдет в раздел «Формула».

  5. В поле «Значение» введите `01.01.2003` (с клавиатуры или выбрав необходимые символ). Нажмите кнопку [+] поля «Значение».

  6. В разделе «Операции» нажмите на кнопку [И].

  7. В разделе «Поля» двойным щелчком мышки (или при выборе и нажатии кнопки [+]) переместите поле «Дата отела» в раздел «Формула».

  8. В разделе «Операции» нажмите на кнопочку [<]. Оператор сравнения «<» перейдет в раздел «Формула».

  9. В поле «Значение» введите `01.03.2003` (с клавиатуры или выбрав необходимые символы). Нажмите кнопку [+] поля «Значение».

  10. В поле «Формула» создана запись: [Дата отела] >`01.01.2003` and [Дата отела] <`01.03.2003` . Нажмите кнопку «Сохранить».




  • Задавать условия для нескольких столбцов, соединенные логическими операторами «И» или «ИЛИ».

Пример использования логического оператора «И» для двух столбцов.


Необходимо выбрать животных, закрепленных за дояркой с кодом 1, у которых удой за последнюю законченную лактацию более 6000 кг.

1. В окне «Структура картотеки» выбираем группу животных – «Стадо».


  1. Выбираем все показатели, необходимые для отчета. На вкладке «Основные данные» отмечаем показатель «Код доярки». На вкладке «Лактации» отмечаем флажком «ПЗЛ» и выбираем показатель «Удой за 305 дн.».

  2. В разделе «Отчет» в ячейке на пересечении столбца «Код доярки» и строки «Фильтр» двойным щелчком мыши открываем окно «Фильтр по полям».

  3. В разделе «Поля» двойным щелчком мышки по полю «Код доярки» (или при выборе и нажатии кнопки [+]) наименование поля перейдет в раздел «Формула».

  4. В разделе «Операции» нажмите на кнопочку [=]. Оператор сравнения «=» перейдет в раздел «Формула».

  5. В поле «Значение» введите 1 (код доярки) (с клавиатуры или выбрав необходимый символ). Нажмите кнопку [+] поля «Значение».

  6. В разделе «Операции» нажмите на кнопку [И].

  7. В разделе «Поля» двойным щелчком мышки (или при выборе и нажатии кнопки [+]) переместите поле «Удой за 305 дн.» в раздел «Формула».

  8. В разделе «Операции» нажмите на кнопочку [>]. Оператор сравнения «>» перейдет в раздел «Формула».

  9. В поле «Значение» введите 6000 (с клавиатуры или выбрав необходимые символы). Нажмите кнопку [+] поля «Значение».

  10. В поле «Формула» создана запись: [Код доярки (телятницы)]=1 and [Удой за 305 дн.]>6000 . Нажмите кнопку «Сохранить».


Пример использования логического оператора «ИЛИ» для двух столбцов.

Необходимо выбрать животных, у которых нет отца или матери.

1. В окне «Структура картотеки» выбираем группу животных – «Стадо».

2. Выбираем все показатели, необходимые для отчета. На вкладке «Паспорт» выбираем поля «Инвентарный номер» и «Кличка». На вкладке «Отцовские предки» выбираем отцовского предка «О», отмечаем показатель «Инвентарный номер предка». На вкладке «Материнские предки» отмечаем флажком «М» и выбираем показатель «Инвентарный номер предка».


  1. В разделе «Отчет» в ячейке на пересечении столбца «Инвентарный номер предка» и строки «Фильтр» двойным щелчком мыши открываем окно «Фильтр по полям».

  2. В разделе «Поля» двойным щелчком мышки по полю «Инвентарный № предка- О» (или при выборе и нажатии кнопки [+]) наименование поля перейдет в раздел «Формула».

  3. В разделе «Операции» нажмите на кнопочку [Пусто]. Логический оператор сравнения «Null» перейдет в раздел «Формула».

  4. В разделе «Операции» нажмите на кнопку [ИЛИ].

  5. В разделе «Поля» двойным щелчком мышки (или при выборе и нажатии кнопки [+]) переместите поле «Инвентарный № предка - М» в раздел «Формула».

  6. В разделе «Операции» нажмите на кнопочку [Пусто]. Оператор перейдет в раздел «Формула».

  7. В поле «Формула» создана запись: [Инв. № предка - О] is Null or [Инв. № - М] is Null . Нажмите кнопку «Сохранить».



  • Задавать не конкретизированное условие по столбцу с использованием оператора «ПОДОБНО». Данная функция используется для того, чтобы отобрать строки, содержащие последовательность символов. Знак подстановки `_` эквивалентен одному символу, знак `%` - неопределенному количеству символов. Данный фильтр можно применять для полей, содержащих текст или числа.

Пример использования оператора «ПОДОБНО» для выбора коров по полю «Кличка»:

Выбрать всех коров стада, у которых кличка начинается на букву Н.

1. В окне «Структура картотеки» выбираем группу животных – «Стадо».

  1. Выбираем все показатели, необходимые для отчета. На вкладке «Паспорт» отмечаем показатель «Кличка».

  2. В разделе «Отчет» в ячейке на пересечении столбца «Кличка» и строки «Фильтр» двойным щелчком мыши открываем окно «Фильтр по полям».
  3. В разделе «Поля» двойным щелчком мышки по полю «Кличка» (или при выборе и нажатии кнопки [+]) наименование поля перейдет в раздел «Формула».


  4. В разделе «Операции» нажмите на кнопку [Подобно]. Оператор «Like» перейдет в раздел «Формула».

  5. В поле «Значение» введите `H%`. Переместите значение кнопкой [+] в раздел «Формула».

  6. В поле «Формула» создана запись: [Кличка]Like`Н%`. Нажмите кнопку «Сохранить».

В отчет попадут коровы, например, с кличками: Ночка, Налетка, Небесная и т.д.
Выбрать всех коров стада, у которых кличка начинается на букву Н и кончается на букву а.

1. В окне «Структура картотеки» выбираем группу животных – «Стадо».

  1. Выбираем все показатели, необходимые для отчета, на вкладке «Паспорт» отмечаем показатель «Кличка».

  2. В разделе «Отчет» в ячейке на пересечении столбца «Кличка» и строки «Фильтр» двойным щелчком мыши открываем окно «Фильтр по полям».

  3. В разделе «Поля» двойным щелчком мышки по полю «Кличка» (или при выборе и нажатии кнопки [+]) наименование поля перейдет в раздел «Формула».

  4. В разделе «Операции» нажмите на кнопку [Подобно]. Оператор «Like» перейдет в раздел «Формула».

  5. В поле «Значение» введите `H%а`. Переместите значение кнопкой [+] в раздел «Формула».

  6. В поле «Формула» создана запись: [Кличка]Like`Н%а`. Нажмите кнопку «Сохранить».

В отчет попадут коровы, например, с кличками: Нева, Нарва, Немка и т.д.
Выбрать всех коров стада, у которых кличка начинается на букву Н и состоит из 5-х знаков.

1. В окне «Структура картотеки» выбираем группу животных – «Стадо».

  1. Выбираем все показатели, необходимые для отчета, на вкладке «Паспорт» отмечаем показатель «Кличка».

  2. В разделе «Отчет» в ячейке на пересечении столбца «Кличка» и строки «Фильтр» двойным щелчком мыши открываем окно «Фильтр по полям».
  3. В разделе «Поля» двойным щелчком мышки по полю «Кличка» (или при выборе и нажатии кнопки [+]) наименование поля перейдет в раздел «Формула».


  4. В разделе «Операции» нажмите на кнопку [Подобно]. Оператор «Like» перейдет в раздел «Формула».

  5. В поле «Значение» введите `H____` (количество символов `_` должно быть равно количеству недостающих букв). Переместите значение кнопкой [+] в раздел «Формула».

  6. В поле «Формула» создана запись: [Кличка]Like`Н____`. Нажмите кнопку «Сохранить».

В отчет попадут коровы, например, с кличками: Ночка, Невка, Ножка и т.д.



  • Исключать из выборки по условию не нужные записи с использованием оператора «НЕ».

Данный логический оператор удобно применять, если есть необходимость просмотреть выборку животных, ограниченную различными условиями фильтра, а затем проанализировать данные по животным которые в выборку не попали.

Пример. После просмотра удоя, % жира и % белка за 305 дн.1 лактации коров, занесенных в ГКПЖ необходимо просмотреть те же данные по всем остальным коровам.

1. Двойным щелчком в ячейке, содержащей условия фильтра, открываем окно

«Фильтр по полям». В разделе «Формула» установлен следующий фильтр:

[Номер ГКПЖ] is not Null and [Удой за 305, кг – 1л]is not Null.

  1. Оператор «НЕ» должен быть установлен перед тем условием, которое соблюдать не надо. Для этого выделите показатель [Номер ГКПЖ], снимите флажок с опции «Вставлять после выделения».

  2. Выберите оператор «НЕ».

В поле «Формула» создана запись: not[Номер ГКПЖ] is not Null and [Удой за 305, кг – 1л.]is not Null. Нажмите кнопку «Сохранить».
Для того чтобы снять условие фильтра откройте окно «Фильтр по полям» столбца, в котором установлен фильтр (если фильтр установлен на нескольких столбцах, необходимо последовательно очистить фильтр для каждого из них). В разделе «Формула» окна «Фильтр по полям» кнопкой [-] удалите все составляющие формулы. Нажмите кнопку «Сохранить».

Если Вы не установили фильтры в окне «Структура картотеки» или желаете добавить условия для отфильтрованной выборки после получения отчета, в окне «Отчет по запросу пользователя» можно установить (добавить) условия отбора данных. Для этого нажмите кнопку «Фильтр», которая откроет окно «Фильтр для запроса». Принцип работы с этим окном аналогичен работе во всех окнах функции «Фильтр» для всех списков программы.


следующая страница >>