birmaga.ru
добавить свой файл

1
«Помощь взрослым людям с умственными и


множественными ограничениями – 18+»,

Отчет о реализации проекта по консолидации усилий и повышению квалификации

специалистов, работающих в сфере оказания помощи взрослым людям с умственными и множественными ограничениями в Беларуси

Марина Кравцова, Герберт Вольхютер, Елена Титова

1. Основные положения

1.1. Предпосылки реализации проекта:

Для оказания помощи взрослым людям с особенностями умственного развития и множественными нарушениями с 2005 года проводилось большое количество образовательных семинаров и конференции с участием представителей социальных служб Русской Православной Церкви (Белорусского Экзархата), родительской организации ОО «БелАПДИиМИ», на которые были также приглашены представители государственных структур, где обсуждались концепции оказания помощи людям с особенностями психофизического развития.

Очень скоро стало очевидно, что дальнейшее расширение сферы деятельности в рамках оказания помощи зависит от того, насколько прочным будет сотрудничество вовлеченных НГО, взаимодействие между государственными учреждениями и НГО, а также в какой степени опыт НГО может быть интегрирован в систему государственного планирования. Тогда для всех стало понятно, что оказание помощи взрослым людям с умственными ограничениями должно проходить все стадии развития с самого начала, что опыт, накопленный в этой сфере, весьма незначителен.

Поэтому Дортмундский МОЦ совместно с социальными службами Русской Православной Церкви (Белорусский Экзархат) и родительской организацией ОО «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам» в августе 2008 г. подали заявку в фонд имени Роберта Боша на финансирование проекта по консолидации усилий и повышению квалификации специалистов, работающих в сфере оказания помощи взрослым людям с умственными и множественными ограничениями в Беларуси.

Наряду с этим ОО «Инициатива Псков» в сотрудничестве с родительскими организациями Российской Федерации подало заявку на финансирование деятельности по созданию сетевых объединений многочисленных НГО.

В декабре 2008 г. обе заявки были утверждены. В дальнейшем между двумя проектами производился постоянный обмен информацией, велись консультации, осуществлялись двухсторонние визиты.


1.2. Цель проекта: в соответствии с заявкой (август 2008):

Цель: Совместная работа по оказанию помощи молодым людям старше 18 лет и взрослым с умственными и множественными ограничениями в Беларуси и России через повышение квалификации и информирование, а также обмен опытом и осуществление коммуникации.

Краткое описание: Посредством проведения руководителями проектов центральных научно-практических конференций и региональных семинаров, а также организации практики для повышения квалификации, сотрудники государственных учреждений и НГО по работе с людьми с особенностями интеллектуального развития и множественными нарушениями старше 18 лет из Беларуси и соседних государств совместно осуществляют обмен опытом, повышают свою квалификацию и обсуждают дальнейшее развитие актуального механизма оказания помощи и новых форм поддержки. Главное действующее лицо такого сетевого объединения – ассоциация, которая на протяжении двух лет концептуально сопровождает проект на его начальной фазе и которая обеспечила осуществление деятельности в рамках проекта с финансовой точки зрения. Профессиональные импульсы проекта оказали положительное воздействие на развитие механизма оказания помощи взрослым людям с особенностями психического развития в Российской Федерации.

1.3. Организация работы проекта:

Проектная группа «18+» была сформирована из представителей социальных служб Русской Православной Церкви (Белорусский Экзархат), родительской общественной организации ОО «БелАПДИиМИ», Белорусского государственного педагогического университета им.М.Танка, а также представителей Министерства труда и социальной защиты и Министерства здравоохранения Республики Беларусь.


Проектная группа курирует проект и три направления в рамках проекта: научно-практические конференции, региональные однодневные семинары и издание информационной брошюры по повышению квалификации. Для подготовки содержательной части брошюры была сформирована редакционная коллегия, в состав которой вошли представители НГО (социальные службы БПЦ (г.Минск), ОО «БелАПДИиМИ» (г.Минск), ОО «Открытые сердца» (г.Винница), университетов (БГПУ им.М.Танка (г.Минск), МГГУ им.М.А.Шолохова (г.Москва), Винницкий социально-экономичекий университет «Украина» (г.Винница) и Научно-исследовательского института Министерства труда и социальной защиты республики Беларусь.


1.4. Члены проектной группы «18+»


  1. Херберт Вольхютер, дипломированный теолог, директор социального учреждения «Бетель» им. Ф.Бодельшвинга до 2002г. (г.Билефельд, Германия); директор Международного образовательного центра до 2009г. (г.Дортмунд, Германия). Немецкий руководитель проекта.

  2. Марина Кравцова, канд. психол. наук, доцент кафедры основ специальной педагогики и психологии БГПУ им.М.Танка, руководитель мастерских для людей с особенностями психофизического развития прихода храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (г.Минск, Беларусь). Белорусский руководитель проекта.

  3. Елена Титова, председатель ОО БелАПДиМИ (г.Минск, Беларусь)

  4. Янина Ладышева, консультант Управления государственной социальной поддержки населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

  5. Анатолий Юркевич, консультант отдела стационарных учреждений социального обслуживания Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

  6. Тамара Мартусевич, главный специалист отдела медицинской экспертизы и реабилитации Управления организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Республики Беларусь

  7. Ольга Залеская, директор Диаконического дома прихода храма Рождества Пресвятой Богородицы (п.Тарасово, Беларусь)

  8. Ирина Савенок, инструктор по труду мастерских для людей с особенностями психофизического развития прихода храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (г.Минск, Беларусь)

1.5. Члены редакционной коллегии журнала

  1. Елена Титова, председатель ОО БелАПДиМИ (г.Минск, Беларусь)

  2. Херберт Вольхютер, дипломированный теолог, директор социального учреждения «Бетель» им. Ф.Бодельшвинга до 2002г. (г.Билефельд, Германия); директор Международного образовательного центра до 2009г. (г.Дортмунд, Германия). Немецкий руководитель проекта.
  3. Марина Кравцова, канд. психол. наук, доцент кафедры основ специальной педагогики и психологии БГПУ им.М.Танка, руководитель мастерских для людей с особенностями психофизического развития прихода храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (г.Минск, Беларусь). Белорусский руководитель проекта.


  4. Светлана Шевченко, канд. эконом. наук, доцент, директор НИИ труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

  5. Валентина Пинязик, заведующая сектором социальных стандартов НИИ труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

  6. Светлана Петровская, старший преподаватель кафедры сурдопедагогики факультета специального образования БГПУ им.М.Танка (г.Минск, Беларусь)

  7. Ольга Залеская, директор Диаконического дома прихода храма Рождества Пресвятой Богородицы (п.Тарасово, Беларусь)

  8. Ирина Савенок, инструктор по труду мастерских для людей с особенностями психофизического развития прихода храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (г.Минск, Беларусь)

  9. Тамара Исаева, канд.пед.наук, доцент дефектологического факультета МГГУ им.М.А.Шолохова, завуч Негосударственного образовательного учреждения «Школа Святого Георгия», (г.Москва, Россия)

  10. Анна Прядкина, областная общественная организация «Открытые сердца» (г.Винница,Украина)

  11. Инна Чухрий, старший преподаватель Винницкого социально-экономического университета «Украина» (г.Винница, Украина)


1.6. Ход проекта:

Проектная группа осуществляла управление проектом. В ходе сотрудничества обсуждались темы и цели, включая концепции оказания помощи взрослым людям с особенностями интеллектуального развития и множественным нарушениями. В течение почти трех лет проектная группа провела 15 заседаний, редакционная коллегия провела 7 собраний.



2. Научно-практические конференции – результаты и импульсы

2.1 Сетевое сотрудничество:

Благодаря поддержке со стороны Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на обеих научно-практических конференциях присутствовали представители государственных структур со всей Республики, от областных исполнительных комитетов до местных органов власти. Участие в конференциях представителей трех министерств и депутатов Палаты представителей привлекло особое внимание к данной тематике. На обеих научно-практических конференциях с содержательным докладом выступила заместитель Министра труда и социальной защиты. Все эти факты сигнализируют о том, что дальнейшее развитие механизма оказания помощи взрослым людям с умственными и множественными ограничениями серьезно воспринимается государственными органами власти. Создание при территориальных центрах отделений дневного пребывания людей с особенностями психофизического развития положило начало развитию процесса организации труда для совершеннолетних людей с ограничениями.

На научно-практических конференциях, а также на образовательных семинарах руководители и специалисты служб и государственных учреждений встречались с представителями НГО социальной сферы и церковных общин. Диалог между государством и НГО проходил в позитивном ключе. Диалог обогатил обе стороны и способствовал установлению взаимопонимания. Во время подведения итогов один из представителей государственных учреждений сказал: «НГО необходимы нам, чтобы иметь возможность концептуально и практически продвигать реализацию социальных задач, но при этом нельзя забывать об ответственности».

НГО, то есть участники социальной сферы, работающие с людьми с ограничениями, весьма различны. Одни действуют от лица целевой группы, например, родители людей с ограничениями. Другими активистами движет социальная мотивация. Некоторые НГО организуют национальные объединения, другие же наоборот индивидуально выступают за решение определенной проблемы. Научно-практические конференции показали нам, насколько важен практический обмен опытом между различными участниками социальной сферы. Мы почувствовали, что ввиду возникновения новых проблемных вопросов относительно помощи взрослым людям с ограничениями мы должны вместе искать новые концептуальные решения. Привлечение к участию в наших научно-практических конференциях представителей науки оказалось весьма полезным.

Каким образом будет работать сетевое сотрудничество на национальном и региональном уровнях? Как может выглядеть структурированный обмен опытом и научно-практический вклад? Проведение таких научно-практических конференций со смешанным кругом участников, с научно-практической содержательной ориентированностью на новые проблемные вопросы является сегодня обязательным решением: большое число участников и заинтересованных лиц, а также многочисленные вынужденные отказы желающим – хорошее тому доказательство.

Кто возьмет на себя инициативу, кто поддержит эту инициативу, кто предоставит человеческие и финансовые ресурсы, чтобы такое сетевое сотрудничество стало возможным?


2.2 Наука и практика

Вопросы, связанные с жизненной ситуацией совершеннолетних людей с умственными и множественными ограничениями, новы для Беларуси. Такие научные дисциплины, как педагогика, социология, психология, медицина ставят перед собой новые задачи. Вызовы, озвученные в Конвенции ООН и в многочисленных западноевропейских научных трудах, стали понятными для практиков, уполномоченных представителей государственных структур и образовательных центров. Новые формы занятости, проживания, образования и персональной помощи требуют сегодня появление новых профильных специальностей. На научно-практических конференциях примечательным было восприятие участниками научного и практического подходов. Также стало очевидным, что мы сможем работать с взрослым человеком с ограничениями и справиться с его потребностями только в том случае, если мы захотим понять его «междисциплинарно», то есть глядя с разных ракурсов и разных позиций. Медицина, педагогика, психология, социология – все эти науки должны внести свой вклад, и только сообща, «междисциплинарно», мы приблизимся к действительности взрослого человека с ограничениями. Социальная защита и труд, здравоохранение, образование – со многими министерствами установлены контакты для решения проблем людей с ограничениями.


2.3 Тема «Взрослые люди с особенностями психофизического развития» – неисследованная область

В связи с этим было очень полезно заслушать доклады экспертов о полученном опыте, апробировании новых моделей и поиске новых путей. Опыт наших соседей, Украины и Российской Федерации, а также западноевропейских стран дополнил дискуссию. И наоборот, зарубежные участники отправились домой, получив представление о важных структурных нововведениях в Беларуси по оказанию помощи людям с ограничениями.

Благодаря наличию финансовой поддержки проекта удалось перевести на русский язык основополагающие научно-практические статьи немецких авторов, которые были предоставлены многочисленным заинтересованным лицам из государственных структур и НГО, работающим в сфере оказания помощи людям с ограничениями.

В ходе дискуссии профессиональное любопытство и готовность проявить открытость новым концепциям очень скоро привели к вопросу, как до сих пор существовали, работали и принимали участие в жизни общества люди с ограничениями, и как они будут делать это в будущем в новых формах.


2.4 Содержательные импульсы

В резолюции были подытожены научно-практические импульсы конференции, о чем были уведомлены официальные структуры:

При полной поддержке и одобрении проведенных мероприятий и достигнутых результатов были внесены следующие предложения и комментарии по направлению «Проживание людей с ограничениями»:


  • В обществе наблюдается все больше понимания того, что люди с особенностями интеллектуального развития и множественными нарушениями должны жить в своей прежней среде, даже если они нуждаются в помощи и сопровождении, что соответствует положениям Конвенции ООН по правам людей с ограничениями.

  • Уже недостаточно предлагать традиционные интернаты в качестве единственной возможности для семейного пребывания молодых и взрослых людей с особенностями умственного развития. Исключительно медицинская ориентированность интернатов более неактуальна. Организация работы интернатов для совершеннолетних людей с ограничениями предполагает симбиоз многих специальных дисциплин (педагогики, психологии).

  • Концепция амбулаторного и сопровождаемого проживания должна все более интенсивно обсуждаться в ходе научно-практических дискуссий, ее положения необходимо включить в социально-правовые нормативные акты, и планирование соответствующих мероприятий со стороны местных, региональных и национальных структур должно осуществляться с учетом этих идей.

    • Необходимо создавать места для временного «обучаемого» проживания, а также оборудовать квартиры для самостоятельного проживания.

    • Социальное жилье, строительство которого должно быть включено в общую систему жилищного строительства, должно быть предоставлено малым группам людей с ограничениями.
    • Государственные социальные учреждения могут приобретать квартиры в общественном жилом секторе для проживания совершеннолетних людей с ограничениями за счет перераспределения средств, выделяемых прежде на финансирование домов-интернатов.


    • В одном из районов города могут быть сооружены небольшие приюты (максимум на 24 человека) для проживания людей с особенностями умственного развития.

    • Пустующие жилые здания в сельской местности, прежде всего, в населенных пунктах с хорошо развитой инфраструктурой могут быть приспособлены для проживания людей с особенностями умственного развития.

Для обеспечения занятости совершеннолетних людей с особенностями умственного развития должны быть созданы мастерские и производственные цеха, где эти людям будет гарантировано защищенное рабочее место. На общем рынке труда людям с особенностями умственного развития могут быть предоставлены особые рабочие места.


Новая служба «Персональная помощь» призвана обеспечить людям с особенностями интеллектуального развития, психическими заболеваниями и множественными нарушениями сопровождение на рабочем месте («поддерживаемая занятость» – supported employment) или помощь при самостоятельном проживании («сопровождаемое проживание»).
В резолюции подчеркивается, что ни одна структура не в состоянии самостоятельно комплексно решить все проблемы социальной защиты людей с ограничениями. Поэтому в резолюции дана рекомендация местным исполнительным комитетам стимулировать эффективное сотрудничество всех служб, всех организаций различной формы собственности, всех общественных и религиозных объединений для дальнейшей работы над вопросами социальной защиты людей ограничениями и решения их проблем.
На резолюцию был получен ответ со стороны министерств и других государственных органов.
По завершении конференции руководству Министерства труда и социальной защиты по его настойчивой просьбе были переданы идейные наработки немецких экспертов в области сопровождаемого проживания в Беларуси.

Благодаря финансовой поддержке удалось выполнить пожелание государственных органов и образовательных учреждений по передаче им полного пакета документов с научно-практическими докладами. Некоторые из этих работ были опубликованы в нашей брошюре.

Научно-практические конференции предоставили многим телевизионным каналам и радиостанциям хорошую возможность помимо подготовки репортажа о мероприятии взять интервью у отдельных участников и иностранных референтов. В контексте конференции во многих газетах появились статьи, рассказывающие о проблемах взрослых людей с особенностями умственного развития в белорусском обществе.
3. Региональные однодневные семинары

3.1 Планирование и определение целей

На период реализации проекта в течение двух лет для работников социальной сферы было запланировано проведение восьми региональных семинаров в Беларуси и восьми семинаров в Российской Федерации.

Предполагалось участие в каждом семинаре 20-25 человек. Таким образом, проведение 16 семинаров дает около 500 человеко-дней.

К участию приглашались, прежде всего, специалисты и руководящие работники, а именно:



  • сотрудники негосударственных учреждений для людей с ограничениями (старше 18 лет)

  • сотрудники домов дневного пребывания при территориальных центрах социального обслуживания

  • сотрудники интернатов (для взрослых)

  • сотрудники местных социальных служб и государственных структур

  • сотрудники социальных служб церковных структур

Целью однодневных семинаров было знакомство сотрудников различных государственных учреждений и НГО, обмен опытом и проведение дискуссий по специальным темам. По возможности по завершении семинара планировалось посещение службы оказания консультационной помощи.

3.2 Проведение

Дата

Место

Организатор

Кол-во участников


Тема

Целевая группа




11.02.2010

Минск

Мастерские прихода «Всех скорбящих Радость»

23

Лечебно-педагогич.инструктаж на раб.месте

Сотрудн.мест дневн. пребывания, интернатов

12.02.2010

Минск

Мастерские прихода «Всех скорбящих Радость»

20

Лечебно-педагогич.инструктаж на раб.месте

Сотрудн.мест дневн. пребывания, интернатов

29.03.2010

Москва *

МГГУ им.М.А.Шолохова

50

Концепции сопровождения взрослых людей с ограничениями

Руковод.сотруд.мест помощи, доценты

15.04.2010

Гомель

ТЦСОН, Общество инвалидов

28

Концепции проживания взрослых людей с ограничениями

Сотрудн. ТЦСОН, интернатов


29.04.2010

Минск *

БГПУ, ф-т психологии

35

Педагогические концеции




Студенты, доценты

30.04.2010

Минск *

БГПУ, ф-т психологии

40

Педагогические концеции




Студенты, доценты

06.05.2010

Могилев

Berufsschule für GB

40

Методика/ дидактика проф.реабилитации

Учителя проф.училищ

07.05.2010

Минск

Berufsschule für GB

25

Методика проф.реабилитации

Учителя проф.училищ

19.06.2010

Минск

Мастерские прихода «Всех скорбящих Радость»

24

Стандарты ухода за взрослыми людьми с тяжелыми нарушениями развития


Младший медперсонал




24.09.2010

Тарасово

Диак.дом, Тарасово

26

Проживание взрослых с ограничениями

Дефектологи

27.09.2010

Минск

Мастерские прихода «Всех скорбящих Радость»

20

Профессионализм и человеческий облик

Сотрудн. НГО и гос.учрежд

28.09.2010

Минск

Мастерские прихода «Всех скорбящих Радость»

25

Профессионализм и человеческий облик

Сотрудн. НГО и гос.учрежд

29.09.2010

Брест

Бресткая обл.

40

Педагогические принципы










30.09.2010

Минск

БГПУ, ф-т спец образования


35

Обучение взрослых людей с ограничениями




Студенты




30.09.2010

Минск

Психоневрологический Интернат Новинки

21

Обучение взрослых людей с ограничениями




Сотрудники интернатов

02.05.2011

Минск

Проектн.группа, ИББ

70

Медиц.понимание и Конвенция ООН

Врачи




04.05.2011

Минск

БГПУ, ф-т спец образования

35

Медиц.понимание и Конвенция ООН

Студенты




16.09.2011

Быхов

Могилевская обл.

50

Концепция проживания




Сотр.областн.гос.учрежд.

23.09.2011

Владимир

ОО «Свет», РФ

70

Концепция помощи людям с ограничениями

Родители, сотрудники

26.09.2011

Ярославль

Ярославская Епархия Русской Православной Церкви, родительское объединение, Ярославский педагогический университет

17

Сотрудничество в регионе




Родители, ун-ты, церковь

В 20 семинарах приняли участие 694 человека. 2 семинара были рассчитаны на неполный день, 18 семинаров были организованы как мероприятие на целый день. Таким образом, на этих семинарах было отработано 667 человеко-дней.

Организация 20 семинаров стала предпосылкой для проведения трех мероприятий (*) в рамках тематического проекта с участием 125 человек, которые, однако, финансировались не из средств фонда имени Роберта Боша. На всех семинарах обсуждались темы, касающиеся повседневной жизни, проживания, обучения и труда взрослых людей с нарушениями умственного развития.

В качестве референтов выступали 13 доцентов: два из белорусских университетов, один эксперт из Нидерландов и 10 немецких референтов.

Все семинары, вне зависимости от места проведения и страны-организатора, посетили представители НГО и государственных учреждений, специалисты и сотрудники межрегиональных организаций, руководящие работники социальной сферы и доценты учреждений образования. Многим участникам приходилось преодолевать большие расстояния, чтобы попасть на семинар. Если приглашения на семинар направляла вышестоящая организация (например, областная), то эта приглашающая сторона лично отвечала за мероприятие.

Вопреки первоначальным планам большинство семинаров было проведено в Беларуси, лишь некоторые мероприятия состоялись в Российской Федерации. Причиной этому послужил тот факт, что в Беларуси возник очень высокий спрос на данные семинары со стороны национальных и областных структур.

Внешние рамки зачастую имели очень индивидуальное оформление. Как правило, участники обращали внимание на кофейные паузы и обеденные перерывы, организованные во время семинаров за счет проектных средств, и выражали искреннюю благодарность.

В рамках некоторых семинаров до или после мероприятия участники посещали находящиеся рядом социальные учреждения (мастерскую, центр дневного пребывания, жилой комплекс или интернат).

Формы работы на семинарах – реферат, дискуссия, во многих случаях работа в группах.


3.3 Содержательное оформление и выводы


  • Участники поняли, что они открыты для специальной информации, практического опыта критического осмысления и анализа собственной практики. На различных семинарах было высказано пожелание о продолжении цикла проводимых семинаров. Безусловно, в рамках текущего проекта выполнение данного желания не представляется возможным.

  • Как сотрудники учреждений по оказанию помощи взрослым людям с ограничениями могут получить систематическую и плановую возможность повышать свой профессиональный уровень? Такие практические мероприятия по повышению квалификации должны проводиться не только на национальном уровне (через РИПК Минтруда и соцзащиты), но и на региональном. Подобные образовательные программы должны быть ориентированы не только на работников государственного сектора, но и на всех ангажированных людей данной сферы. Такое разнообразие участников семинаров (НГО, государственные структуры, церковные общины) стимулирует коллегиальный обмен опытом и обогащает. Поскольку в научной среде тема взрослых людей с умственными и множественными ограничениями пока еще недостаточно актуальна, в процессе повышения квалификации многое будет зависеть от конкретных удачных практических примеров (принцип лучшей практики – best practice) и научно-практической оценки проделанной работы.

  • Поскольку в Беларуси социальная инфраструктура функционирует очень хорошо, организация и планирование подобных всеобъемлющих мероприятий по повышению квалификации и совершенствованию своих профессиональных навыков должны быть вполне реальными и осуществимыми.

Среди многих семинаров в данном итоговом отчете необходимо выделить два семинара:
    • Проведенный в Могилевской области семинар вызвал желание участников организовать продолжительный курс по повышению квалификации с участием зарубежных экспертов для сотрудников интернатов и центров дневного пребывания Могилевской области. На сегодняшний день ведется работа по изучению возможностей реализации данной идеи.


    • Однодневный семинар по теме «Медицинская реабилитация» был организован проектной группой в тесном сотрудничестве с представителем Министерства здравоохранения. За счет своего тематического содержания и формы работы семинар прошел весьма убедительно, вследствие чего возник конкретный план по проведению в 2012 году совместными усилиями Дортмундского МОЦ и ОО «БелАПДИиМИ» в сотрудничестве с Министерством здравоохранения двух масштабных научно-практических конференций и организации двух образовательных поездок в Германию с участием пяти человек. Этот образовательный проект для медицинского персонала, работающего в сфере оказания помощи и сопровождения людей с умственными расстройствами, может быть профинансирован фондом «Акция-Человек», Дортмундским МОЦ и благотворительной организацией «Бетель».

3.4 Другие мероприятия

В апреле 2010 г. учебная группа из Российской Федерации в рамках параллельного сетевого проекта посетила Минск для встречи со своими белорусскими коллегами. Участникам поездки были представлены белорусские структуры, работающие в сфере оказания помощи людям с ограничениями. Группа посетила центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и отделение дневного пребывания для инвалидов ТЦСОН, ОО «БелАПДИиМИ» и социальные службы приходов БПЦ.

Кроме того, вне рамок данного проекта, однако при тесном тематическом взаимодействии с ним, в 2010-2011 годах состоялись три недельные образовательные поездки в Германию для руководящих работников государственных учреждений (Министерства труда и социальной защиты, Областных исполнительных комитетов), а также для представителей НГО. Темой данных поездок была «Помощь взрослым людям с умственными и множественными ограничениями. Концептуальные вопросы».

4. Информационный бюллетень (брошюра) как инструмент повышения квалификации

4.1 Цели выпуска брошюры

В самом начале проекта была поставлена задача по выпуску восьми номеров брошюры на русском языке, посвященной жизни взрослых людей с особенностями умственного развития. Планировалось, что Украина и Российская Федерация наряду с Беларусью примут участие в ее распространении. Для более эффективного достижения целей проекта брошюра была призвана стать средством массовой информации для передачи опыта работы с взрослыми людьми с ограничениями, а также средством передачи профессионального импульса. Таким образом, серия брошюр должна была стать инструментом повышения квалификации сотрудников-практиков, а также учебным пособием для специалистов, работающих с взрослыми людьми с ограничениями.

Брошюра ориентирована на следующие целевые группы:


  • руководители и специалисты отделов по работе с людьми с ограничениями при ТЦСОН;

  • студенты и преподаватели институтов и университетов;

  • государственные служащие и работники местных исполнительных комитетов;

  • руководители и сотрудники различных организаций, оказывающих помощь людям с ограничениями (родительские организации, НГО, церковные приходы);

  • родители людей с ограничениями;

  • некоторые люди с умственными ограничениями, имеющие навыки чтения и письма.


4.2 Функции брошюры (из протоколов редакционной коллегии):

  • Брошюра должна стать источником новых идей по организации повседневной жизни взрослых людей с ограничениями.

  • Расширение профессиональных навыков сотрудников за счет знакомства с научно-практическими текстами брошюры как учебного пособия по повышению квалификации.

  • Передача читателям смысловых и идейных парадигм работы с людьми с ограничениями.

  • Серия брошюр должна вселить уверенность за счет приведения конкретных примеров из практики.

4.3. Задачи и содержание брошюры (по замыслу редакционной коллегии)

  • Человек с нарушениями умственного развития должен восприниматься как личность со своей индивидуальной историей.

  • Примеры, описанные в брошюре, должны четко показывать, каким образом может быть улучшено качество жизни взрослых людей с умственными ограничениями.

  • Материалы должны быть написаны в оптимистичном ключе; из них должно быть очевидно, что терапевтическая работа с людьми, имеющими умственные ограничения, приносит положительные результаты.

  • Взрослый человек с умственными нарушениями должен быть представлен как личность со своим достоинством и скрытым потенциалом.
  • Читатель должен понимать, что каждому сотруднику следует в своей работе опираться на внутренние резервы человека с ограничениями.


  • Мы должны создать для читателя образ взрослого человека с ограничениями.

  • Наш идеал взрослого человека с ограничениями с его потребностями и возможностями должен быть преобразован на страницах брошюр в реальный пример конкретного человека.

  • Жизнь людей с тяжелыми и множественными нарушениями развития должна также стать одной из тем брошюр. Посыл в данном случае будет такой: нам необходима не специальная технология, а гуманная среда для проживания человека.

  • Очень важно, чтобы во многих статьях звучал «голос» человека с ограниченными возможностями, он говорил сам от себя, выражал свои мысли, взгляды, понимание жизни.

4.4 Темы выпусков:

№ 1: Образ взрослого человека с нарушениями умственного развития.

№ 2: Взрослый человек с нарушениями умственного развития в современном обществе.

№ 3: Взрослый человек с нарушениями умственного развития и его труд.

№ 4: Взрослый человек с нарушениями умственного развития и организация его досуга.

№ 5: Проживание и будни взрослого человека с нарушениями умственного развития.

№ 6: Любовь и дружба в жизни взрослого человека с нарушениями умственного развития.

№ 7: Родные и близкие людей с нарушениями умственного развития.

№ 8: Говорят и думают люди с нарушениями умственного развития.

4.5. Рубрики

В брошюре сформировались постоянные рубрики:



Мы – обычные люди! Рубрика о личности человека с умственными ограничениями. О том, что несмотря на некоторые особенности в развитии, он ничем не отличается от всех нас.

Мои достижения. Рубрика посвящена «историям успеха». Чего смогли добиться люди с нарушениями умственного развития, несмотря на свои ограничения?

О тех, кто рядом со мной. Рубрика о родителях, друзьях, специалистах – всех тех, кто живет рядом с человеком, имеющим ограничения.

Из практики – в практику. В рубрике описаны конкретные примеры работы различных организаций, учреждений и отдельных специалистов.


Из науки – в практику. Научные измышления, теоретические «выкладки» на тему номера.

4.5 Распространение

Тираж журнала – 3000 экземпляров. Из них ­500 экз. для распространения на территории Украины, 1000 экз. – на территории Российской Федерации, и 1500 экз. – на территории Республики Беларусь.

Распространение на территории Беларуси осуществляется через государственные учреждения во все службы и учреждения, ведомства и территориальные центры, университеты и библиотеки.

4.6 Отзывы читателей

Отзывы и суждения о материалах, размещенных в брошюрах «Обычные люди» весьма разнообразны, как и обширная аудитория читателей: специалисты, чиновники, родители, широкая общественность, студенты, волонтеры, братья и сестры, люди с инвалидностью. Но практически все отзывы сходятся в одном: через брошюру читатели получили (некоторые впервые в своей жизни) опыт общения с людьми, имеющими умственные нарушения развития. И этот опыт для всех был только положительным.


4.7 Рефлексия, самоанализ и выводы

Несмотря на все положительные изменения, произошедшие за последние десятилетия, в нашем обществе жизнь людей с ограниченными возможностями до сих пор является неизвестной. Брошюра «Обычные люди» стала первым изданием в своем роде на территории Республики Беларусь. На ее страницах зазвучал голос взрослых людей с особенностями умственного развития. Они впервые получили возможность открыто рассказать о своей жизни, о том, что их волнует, интересует, беспокоит. Благодаря брошюре был создан новый образ человека с умственными ограничениями («обычного человека»), который, хочется верить, в некоторой степени разрушил стереотипы и помог изменить общественное мнение о людях с ограничениями.

Работа над изданием брошюры объединила специалистов трех стран и позволила сравнить опыт, накопленный в Беларуси, России и Украине в сфере работы с людьми, имеющими умственные ограничения. Как показали многочисленные положительные отзывы, брошюра является очень полезной для педагогов и студентов, обучающихся специальной педагогике и другим смежным дисциплинам: брошюра стала для них своеобразным дополнительным учебным пособием и помогла лучше понять потребности и внутренний мир людей с умственными ограничениями. Большое значение выпуск этой брошюры имеет и для родителей, воспитывающих детей с особенностями умственного развития.

Благодаря тому, что брошюра распространяется в том числе и в государственных учреждениях и структурах, она стала еще одним способом донести до людей, ответственных за принятия решений на государственном уровне, проблемы взрослых людей с умственными ограничениями и показать приоритетные направления для дальнейшего развития.