birmaga.ru
добавить свой файл

1
УДК 37.013.42


ББК Ю98в2+ Ч30

Ю. В. 
Кушнир, П.Т. Кушнир
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
В цієї статті розглядаються основні проблеми з якими може зустритися викладач-керівник при організації практики студентів соціальних факультетів. Відображено значення соціального працівника в цілому для суспільства, розглядаються проблеми інтеграції теорії і практики студентів, анализируються етапы организації практики та роль викладача практики у процесі ії организації. Конкретизируються форми работи з клієнтом соціальної служби та змістовні ії елементи, на які слід звернути увагу при підготовці спеціалистів в області соціальної работи.
In the given work features of the organization and planning of educational practice are covered by preparation of social workers. Value of the social worker as a whole for a society is reflected, problems of integration of the theory and practice of students are considered, stages of the organization of practice and a role of the teacher of practice are analyzed during its organization. Forms of work with the client of a social service and their substantial elements to which it is necessary to pay attention by preparation of experts in the field of social work are concretized.

Создание и развитие системы социальных служб в Украине, и появление новых актуалий в профессии социального работника поставили перед руководителями органов социального управления проблему обеспечения квалифицированными кадрами для оказания помощи социально незащищенным категориям населения.

Решение вопроса о профессионализации социальной работы имеет глубокие традиции. Современное состояние общества показывает, что сфера социальной деятельности для подготовленного специалиста на сегодняшний день многогранна и сложна. Если обратиться к историческим аспектам данной профессии, то смело можно утверждать, что в цивилизованном мире профессия социального работника существует уже достаточно давно и, к тому же, имеет огромный опыт практической деятельности, который включает работу с различными категориями населения [2, С. 3; 5, С. 279-291].

Значительный опыт в организации и обеспечении общественных работ накоплен и в отечественной истории. На ранних этапах становления социальной работы система взаимопомощи в России и Украине носила благотворительный характер, была эпизодичной и ситуативной. Как отметил во введении к "Антологии социальной работы" М.В. Фирсов, "…лишь на рубеже веков оформляются тенденции перехода от добровольной помощи к профессиональной. Этому способствовали как социально-экономические причины, так и наличие сложившейся системы помощи различным слоям населения. Решение сложных социальных проблем – нищенства, безработицы, беспризорности, инвалидности, требовали от добровольных помощников, как достаточного количества времени для выполнения своих обязанностей, так и наличия определенных знаний и умений"[1, С.6]. Однако проблема специализированной подготовки для такой деятельности стала актуальна только в конце ХХ века.

Чтобы определить цели и задачи в процессе подготовки специалистов по социальной работе необходимо иметь четкое представление о сущности самого вида этой работы. Интересное определение социальной работе дает американский исследователь Ф.Г. Шервиш. По его мнению, "социальная работа – это профессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или коллективам в повышении или восстановлении их способности к социальному функционированию и создании благоприятной общественной ситуации в их целях [7, С.280]". То есть, речь идет о своеобразной форме реагирования в кризисных ситуациях и инструменте внедрения социальной политики. Оказание помощи людям, которые попали в сложную жизненную ситуацию путем диагностирования их проблем, информационно-консультативной деятельности, прямой финансовой, социально-бытовой помощи, педагогической и психологической поддержке, которая стимулировала бы собственные силы клиентов, определяют характер предмета профессиональной деятельности социального работника.

Как видно из приведенного определения, социальная работа представляет собой сложный процесс, который требует глубоких знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д.

Многогранность социальной работы на современном этапе находит выражение и в выработке навыков взаимодействия профессионалов с социальными добровольцами. Будущие социальные работники, где бы они ни работали, нуждаются в умении разрабатывать и внедрять в жизнь программы с привлечением волонтеров. Напомним, что волонтер - это добровольный помощник, который предоставляет бесплатную помощь; человек, который переходит в распоряжение общества и способствует решению социальных проблем. Следовательно, добровольцы ничем не отличаются от других людей, но управлять ими в социально-педагогической работе следует особенным образом, чему можно учиться только на практике.

В связи с этим важнейшей задачей в обучении студентов социальной работе является интеграция теории и практики. Практика остается широким полем проверки теоретических знаний, накопленными студентами в вузе. Более того, она представляет собой базис для глубокого усвоения проблем, имеющим место в социальной сфере.

Проблема оптимизации процесса подготовки специалиста и повышение его эффективности пока еще недостаточно разработана. Вместе с тем, поиск новых подходов к кадровому обеспечению социальных служб сегодня ведется большим коллективом специалистов. Среди них такие исследователи как С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, С.И. Григорьева, Л.Г. Гуслякова, А.А. Деркач, В.И. Жуков, И.И. Зимняя, А.К. Маркова, И.Н. Семенов, В.Н. Сидоров, Л.В. Топчий и другие. Они не всегда имеют однозначные взгляды на проблему подготовки социальных работников, но, в целом, рассмотрение их позиций позволяет говорить о существующих недостатках или пробелах в этой работе. И основным таким "пробелом" является несовершенство технологии организации практической работы студентов социальных факультетов.

Организация учебной практики является одним из важных этапов учебного процесса при получении любой специальности, особенно социальной направленности. В связи с этим перед каждым учебным заведением поднимается вопрос о базе практики, где студенты могли бы закрепить полученные теоретические знания и отработать практические навыки и умения. Учитывая, что студенты получают в основном теоретическую подготовку, следует особое внимания уделить практическому образованию будущего специалиста. Кроме того, исследования, проведенные среди студентов-психологов старших курсов, о готовности к практической деятельности по специальности (исследование проводилось на базе практики в Донецком городском центре социальных служб для молодежи), позволили утверждать, что состояние тревожности и фрустрации у студентов к окончанию вуза повышается. Вызвано оно отчасти тем, что студент не владеет практическими умениями согласно требованиям профессии. Поэтому грамотно организовать практику в социальных учреждениях или на предприятии весьма важно и имеет актуальное значение.

Студенты должны научиться не только тому, как выполнять задачи социальной работы, но и как применить на практике полученные академические знания.

Ознакомительная практика в социальных службах способствует ранней социальной ориентации будущих специалистов. Именно здесь они получают информацию о различных направлениях социальной работы, об организуемых структурах социальной сферы горизонтального уровня.

Целью производственной практики является формирование знаний о социальных проблемах и формах участия государства в их решении, обучение навыкам профессионального наблюдения, общения и оказания помощи клиентам.

Студент-практикант должен получить как можно полное представление о социальных группах клиентов, их разнообразии и профессиональных особенностях работы с ними. Согласно положению о социальных службах в Украине "Клиент социальной службы - гражданин Украины, гражданин иностранного государства или лицо без гражданства, который находится в трудной жизненной ситуации и обратился за помощью в социальную службу; человек, который пользуется услугами социальных учреждений, непосредственно обращается за помощью, при этом обязательным является наличие устного договора или контракта, который касается предоставления услуг. К клиентам социальных служб для молодежи принадлежат многодетные, неполные и другие категории семей, дети-инвалиды и их родители, дети-сироты, выпускники интернатных заведений, подростки с девиантным поведением, молодежь, склонная к алкоголизму и наркомании, несовершеннолетние матери, беспризорные дети, бездомные, беженцы, переселенцы, семьи, которые разводятся, личности, склонные к суициду, а также те, кто вернулся из мест лишения свободы [8]".

Разнообразием общения с различными категориями населения нуждающегося в социальной помощи не ограничивается спектр необходимых навыков социального работника. По мнению Г.С. Абрамовой "профессия социального работника, в том числе социального педагога, в нашей стране не является массовой. Это приходится констатировать с сожалением, учитывая число проблем, с которым одному человеку (или семье) подчас просто не справиться [6, С.16]". Вот только некоторые из них: инвалидность, одиночество, психически больной член семьи, хронический алкоголизм родителей, хронические семейные конфликты, девиантное поведение подростков и т.п. социальная и физическая беспомощность человека - так кратко можно сформулировать проблемы, которые решает социальный работник, становясь важной частью жизни конкретного человека или конкретной семьи. Социальный работник организует жизнь и осуществляет часто очень длительный отрезок ее вместе с чужими для него людьми.

Е. Ярская-Смирнова утверждает, что профессиональная деятельность социального работника характеризуется тремя подходами при решении проблемы [7, С.49]:

1) воспитательный - роль учителя, консультанта, эксперта. Социальный работник в таких случаях дает советы, обучает навыкам, моделированию и демонстрации правильного поведения, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры как метод обучения;

2) фасилитативный - роль пособника или помощника, сторонника или посредника в преодолении трудностей и проблем. Социальный работник интерпретирует поведение клиента, объясняет сложившуюся ситуацию, предлагает и обсуждает план дальнейших действий клиента, помогает найти внутренние ресурсы;

3) адвокативный - роль адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые в состоянии самостоятельно защищать свои права. Такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении аргументов, подборе документальных законодательных материалов.

Центральное место в системе предоставления социальной помощи является взаимодействие социального работника с клиентом. Взаимодействие социального работника и клиента - это двусторонний процесс, в котором не только социальный работник оказывает влияние на клиента, но и социальный работник чувствует его влияние. Поиск возможных путей решения проблем - это их совместный поиск, который предусматривает мобилизацию усилий как одной, так и другой стороны.

В последние десятилетия были проведены исследования эффективности социальной работы. Выводы этих исследований свидетельствуют о том, что, как правило, проблемы клиентов решаются в первые шесть месяцев контактирования с социальным работником. Чаще всего происходят изменения, касающиеся сферы взаимоотношений. В свою очередь, социальные работники получают наибольшее удовольствие от тех видов деятельности, которые связаны с эмоциональной поддержкой клиентов[3, С.3].

Таким образом, социальному работнику необходимо научиться быть сердечным и доступным, но в тоже время необходимо уметь соблюдать профессиональную дистанцию, хорошо понимать разницу между личными и профессиональными отношениями. Этот аспект следует отрабатывать на практике с целью формирования навыков эффективного общения с клиентом.

Следует учитывать, что практическая социальная работа основывается на четырех основных процессах: определение проблемы клиента, разработка плана, реализация плана и оценка результатов[4, С.9]. В совокупности они составляют общую схему работы с клиентом:


Формы социальной работы с клиентом


Индивидуальные:

  1. Телефон Доверия

  2. консультации

  3. психодиагностика

  4. психокоррекция

  5. социальное сопровождение

  6. материальная помощь

Групповые:

  1. лекции

  2. тренинги

  3. клубы

  4. семинары

  5. круглые столы

  6. конкурсы

  7. диспуты

  8. видеолектории

  9. тестирование

  10. рейды-исследования жилищно-коммунальных условий

Массовые:

  1. мобильные консультпункты

  2. теле-радиопрограммы

  3. конференции

  4. фестивали, тематические конкурсы

  5. оздоровительные лагеря

  6. выставки

  7. опросы

  8. акции

  9. игровые программы

Роль преподавателей практики является решающей, поскольку в обучении социальной работе необходимо знать об усовершенствованиях, происходящих в практике социальной работы. А обучение практике - полезный для практиков способ знакомства с эволюцией теорий социальной работы и хорошая возможность для оценивания собственной практики.

Как утверждают Н.В. Кузьмина и А.А. Деркач профессиональные качества рассматриваются как проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, умений и навыков, а также для достижения общественно приемлемой эффективности в профессиональном труде. Они включают следующие свойства: интеллектуальные (мышление), нравственные (поведение), эмоциональные (чувства), волевые (способность к самоуправлению), организаторские (механизм деятельности) [6, С. 23].

Готовность личности к социальной деятельности следует рассматривать как интегрированное проявление личности. Поэтому критерии (показатели) готовности специалиста соотносятся с основными потенциалами личности как субъекта деятельности.

Структуру профессиональной готовности можно рассматривать как систему из 4 компонентов [5, С. 21]:


  1. мотивационная готовность: мировоззрение и направленность, выражающие потребности, интересы, идеалы, стремления, морально-эстетические качества личности, соответствующие выбранной профессиональной деятельности;

  2. теоретическая готовность: определенный уровень знаний индивида;

  3. практическая готовность: наличие гностических, коммуникативных, конструктивных умений, позволяющих решать профессиональные задачи;

  4. креативность: готовность к творчеству и наличие опыта творческой деятельности.

Учебный план практики - это системный подход к преподаванию социальной работы на базе практики. Для того, чтобы разработать учебный план практики социальной работы, важно прийти к общему пониманию термина “учебный план” преподавателями и учебного заведения, и социальной службы.

Анализируя опыт в подготовке социального педагога российских и украинских специалистов по социальной работе Ю.К. Березкина и В.Н. Сидорова можно выделить основу учебного плана, который состоит из следующих четырех элементов [5, С. 275-278]:

1. Содержание.

Для преподавателя и студента важно понимать, что необходимо изучить. И у студента и у преподавателя должно быть с самого начала ясное представление о желательных достижениях студента. Им также важно знать, какие учебные цели являются “обязательными” (необходимыми для приобретения профессии), а какие - “договорными” (которые можно изменить).

2. Методы.

Преподавателю и студенту важно знать, как будет осуществляться процесс обучения согласно учебному плану. Преподаватель должен четко знать, какие возможности для обучения будут у студента в социальной службе, где он будет проходить практику, и как эти возможности будут использоваться.

3. Последовательность.

Студент и преподаватель должны знать, когда они могут ожидать достижения поставленных учебным планом целей. В учебном плане должно быть четко оговорено все, что касается места прохождения практики.

4. Оценивание.

Преподавателю и студенту важно знать, что, как и когда в его практике будет оцениваться. Будет ли оцениваться каждое задание, выполняемое студентом, и когда это будет происходить. Какие методы будут использоваться для оценки работы студента в процессе обучения, а какие - для результатов обучения.

Системе оценивая студента на практике должно уделяться особое внимание. Необходимы критерии, по которым руководитель не только от организации может оценить работу студента на практике, но и преподаватель вуза сможет определить недостатки при подготовке студента. В настоящее время существует единая для всех вузов форма отчетности и подведения итогов практики - написание и защита отчетов, - которая, к сожалению, не отражает в значительной степени качественные и количественные показатели успешности прохождения практики каждого студента в отдельности.

В данной статье нет возможности более подробно рассмотреть критерии оценивания и формы подведения итогов практики, которые требуют однозначности для определения готовности студентов как специалистов в любой области знаний. Однако, подобное исследование, в свою очередь, могло бы способствовать выработке методов относительно объективного контроля знаний, умений и навыков студентов. Говоря о качестве образования необходимо достижение максимального соответствия между практическими умениями и теоретическими знаниями, которые студенты получают, обучаясь в вузе.

Еще одной проблемой в организации учебной практики для подготовки социальных работников является то, что руководители практики на местах чаще всего не обладают методологическими навыками для осуществления всех этапов ознакомительной, учебной или других практик. В настоящее время существенный разрыв между теоретическими и практическими навыками заставляет подумать над тем, что необходимо готовить и преподавателей практики, которые смогли бы уменьшить этот разрыв.

Изучая, материалы по данной теме можно с уверенностью сказать, что сотрудничество руководителя практики от вуза и руководителя практики от организации при составлении программы практики крайне необходимо, и в дальнейшем будет неизбежно. Педагогам-практикам потребуется методическая подготовка при составлении программы практики как ознакомительной, так и рабочей.


Таким образом, в рассмотрении проблем профессиональной подготовки социальных работников во время прохождения практики следует учитывать не только социальные запросы общества, но и практические и методологические возможности баз практики. Ликвидация нередких пробелов в этом направлении возможно только при развитии взаимной заинтересованности основных субъектов этого процесса. Более того, следует понимать, что интеграция интересов учебных заведений и социальных служб в обеспечении подготовленными кадрами всех направлений социальной сферы общества является необходимым условием нормализации жизни в стране и подъема уровня общенационального благосостояния.

ЛИТЕРАТУРА:


  1. Антология социальной работы: в 5-и томах. Т.1.История социальной помощи в России / Сост. М.В. Фирсов. - М., 1994.

  2. Бридни, Джил. Обучение практике в Великобритании // Образование в области социальной работы в России. - М., 1996.

  3. Зимняя И.А. Практика в системе подготовки социального работника // Гумманизация и гуманитаризация педагогического образования. - Екатеринбург, 1993.

  4. Справочное пособие по социальной работе / Сост. А. С. Алексеева, П. В. Бабкова, Г. Ю. Бурлака и др.- М.,1997.

  5. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркина. – М.,1993.

  6. Шеляг Т.В. Теория социальной работы: учебник. - М., 1998.

  7. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: учебник. - М., 1988.

  8. Діяльність центрів соціальних служб для молоді України: сучасний стан і перспективи розвитку. – К., 1999.