birmaga.ru
добавить свой файл

1
Основные приемы интеллектуальной работы с научным текстом

Для серьезного изучения и запоминания большого объема информации необходимо научиться рациональным приемам работы с текстом. Умения работать с текстом книги не только помогут надолго запомнить прочитанный текст, но и научат кратко формулировать и излагать основные мысли.

В этом разделе мы будем говорить об основных приемах работы с научно-популярной, справочной и учебной литературой.

Предлагаем разбить все способы чтения на группы. Каждый раз, прежде чем начать чтение, надо выбрать определенный режим в соответствии с целями, задачами и бюджетом времени.

Основные способы чтения:  


  1. углубленное чтение;

  2. выборочное чтение;

  3. чтение-просмотр;

  4. чтение-сканирование.

Рассмотрим каждый из этих способов отдельно.

Углубленное чтение. При таком чтении обращается внимание на детали, производится их анализ и оценка. Некоторые педагоги высшей школы называют углубленное чтение аналитическим, критическим, творческим. Этот способ чтения считается лучшим при изучении учебных дисциплин. При таком чтении школьник или студент не просто читает текст и выясняет непонятные места, а, основываясь на своих знаниях, опыте, рассматривает вопрос критически, творчески, находит сильные и слабые стороны в объяснениях, дает самостоятельное толкование положениям и выводам. Свое толкование, свой взгляд позволяют легче запомнить прочитанный материал, повышают активность студента на занятиях. Таким способом читается обычно материал по новой, незнакомой теме, таблицы.

Выборочное чтение — разновидность быстрого чтения, при котором читаются избирательно отдельные разделы текста. В этом случае читатель как бы видит все и ничего при этом не пропускает, но фиксирует свое внимание только на тех аспектах текста, которые ему необходимы. Этот метод очень часто используется при вторичном чтении книги,  после ее предварительного просмотра. Естественно, что скорость такого чтения значительно выше скорости обычного чтения, поскольку страницы книги в этом случае листают до тех пор, пока не отыщется нужный раздел. Его читают углубленно.

Чтение-просмотр используется для предварительного ознакомления с книгой. Это исключительно важный способ чтения, которым несмотря на его простоту владеют немногие. В совершенстве им владел замечательный русский ученый Н. А. Рубакин. Вот как описывает технику чтения Н. А. Рубакина его сын, проф. А. Н. Рубакин: «Читал он поразительно быстро, вернее, определял книгу, ее ценность. Брал книгу в руки, пробегал предисловие, по оглавлению выискивал наиболее важные положения автора, по которым можно было судить о его взглядах, просматривал заключение — и диагноз книги и ее содержания был поставлен»1.


Сканирование. Уже само название говорит о характере такого чтения: это быстрый просмотр с целью поиска фамилии, слова, факта. Если целенаправленно развивать и тренировать зрительный аппарат и особенно периферическое зрение, удается при взгляде на страницу текста мгновенно увидеть искомую фамилию, название, нужную цитату.

Рассмотренные способы чтения показывают сложность и многообразие задач, возникающих при реализации такого, казалось бы, естественного и простого процесса, как чтение.

Научно-популярные, научные, учебные издания содержат тексты, написанные научным стилем.

Научный стиль речи – один из стилей общелитературного языка, обслуживающий сферу науки и производства и предназначенный для передачи информации о природе, человеке и обществе. Он имеет свои особенности.

Специфическими чертами научного стиля речи являются:



  • точность, ясность, логичность;

  • обобщенность и безличность.

Исходя из данных качеств, ему присущи следующие языковые черты:

Лексика:

  • Преобладание слов с обобщенным, абстрактным значение (явление, применение, польза, предмет и т.д.)

  • Наличие специальных терминов2

Морфология:

  • Преобладание имен существительных отглагольных (изучение, рассмотрение, определение и т.д.).

  • Использование безличных форм глагола (отмечается, исследуется).

Синтаксис:

  • Преобладание сложных предложений над простыми.

  • Широкое употребление причастных и деепричастных оборотов.

  • Широкое использование страдательных конструкций (в работе рассматривается, в статье анализируется).

Структура научного текста определяется содержанием, размерами текста. Деление его на абзацы подчинено строгим правилам:


  • Как правило, абзац в научном тексте содержит относительно законченную развернутую мысль.

  • В качестве абзацев могут быть выделены пронумерованные элементы текста.

  • Абзацы в научном тексте практически соразмерны.

Таким образом, можно сказать, что абзац в научном тексте - самостоятельный, графически выделенный элемент текста, содержащий развернутую одну мысль или ее фрагмент.

Научный текст имеет строгую внутреннюю организацию составляющих его логико-смысловых частей, называемых подтемами. Тема текста отражена в его названии, аспекты рассмотрения темы – подтемы, могут иметь свои подтемы (субподтемы).

Существуют типовые модели построения научного текста. По своей организации научные тексты делятся на тексты «жесткого» и «гибкого» способа построения. «Жесткий» способ построения подразумевает построение текста по строго заданной схеме. К таким тестам «жесткого» построения относятся описание (характеристика), повествование, рассуждение и доказательство. «Гибкий» способ не предполагает наличия строгой схемы, построение текста развивается свободно.

В процессе учебной работы научный текст необходимо переработать - сжать или, говоря научным языком, сделать компрессию. Работа над компрессией текста способствует более глубокому его пониманию и необходима для написания учебных рефератов, курсовых, дипломных работ. Компрессия – это раскрытие смысловой структуры текста-первоисточника и выделение в нем основной информации.

Текст, созданный в результате компрессии, по отношению к тексту первоисточника, называется вторичным.

Основные виды записей при работе с научным текстом

Работа над компрессией начинается с внимательного чтения текста и выделения ключевых слов и предложений. Ключевые слова и предложения несут основную смысловую нагрузку в тексте. На основе выделения ключевых слов и предложений составляют план текста.


План – это путеводитель по тексту, перечень основных мыслей текста. Хороший план четко отражает основное содержание текста и делает его удобным для хранения в памяти. Это самая краткая запись текста.

План может быть:



  • назывной и тезисный

  • простой и сложный

План имеет ряд достоинств. Он отражает логику изложения текста, а хорошо составленный план раскрывает содержание текста. С помощью плана можно восстановить в памяти содержание источника. На основе плана делают дальнейшие записи: тезисы и конспект текста.

Алгоритм составления сложного плана

  • Внимательно прочитать текст.

  • Сформулировать главную мысль текста.

  • Выделить основные мысли текста (подтемы).

  • Сгруппировать текст вокруг основных мыслей текста, разбивая его на части.

  • Озаглавить каждую часть. Заголовок должен быть кратким и отвечать на вопрос: «О чем говорится в этой части текста?»

  • Заголовки последовательно пронумеровать римскими цифрами.

  • Большие части текста разбить на более мелкие и озаглавить. Выделить подпункты плана в основной части и пронумеровать их арабскими цифрами.

Самое сложное в работе над планом – четко сформулировать заголовки. Грамотно составленный план – это пятьдесят процентов успеха всей работы над текстом. Это основа для составления тезисов и конспекта.

Основные ошибки при составлении плана:



  1. Неточность формулировок пунктов плана: не ясно о чем идет речь в данной части, чрезмерная краткость или расплывчатость.

  2. Пункты планы не связаны между собой, отсутствие логической связи между пунктами и подпунктами.

  3. Текст разбивается на части не зависимо от выделенных мыслей.
  4. Чрезмерное дробление текста, много мелких подпунктов, которые являются простым перечислением фактов.


Составление тезисов

Для составления тезисов по каждому пункту плана необходимо кратко записать основную мысль, выделенной части текста. Тезисы - это золотая середина между заголовками пунктов плана и письменным пересказом текста.



Тезисы – краткое, последовательное изложение основных мыслей текста.

Работу над тезисами стоит составлять на основе выделенных ключевых слов и словосочетаний, которые несут основную смысловую и эмоциональную нагрузку в тексте. В тезисах надо раскрыть основные мысли текста, отвечая на вопрос: «Что говорится в это части текста?»

При выделении ключевых слов и словосочетаний обращайте внимание на знаки препинания. В каждой части текста выделяйте не только опорные слова и словосочетания, но и целые предложения, в которых содержатся основные мысли.

Пример (отрывок текста из статьи в конце темы):



«Времена меняются. И вместе с ними меняются «правила игры». То, что было неизменным и проверенным десятилетиями, вдруг перестает работать. Старые знания и навыки уже не дают требуемых результатов. Человек может быть прекрасным специалистом, но если он не умеет учиться, то все его знания со временем обратятся в прах».

После выделения ключевых слов и предложений и смысловой обработки тезис может быть сформулирован следующим образом:


«В настоящее время старые знания уже не дают результата. Человек может быть хорошим специалистом, но если он не умеет учиться, его знания быстро устареют».

Тезисы обязательно нумеруются, соответственно пунктам плана. Это позволяет соблюдать структуру текста, последовательность изложения материала.

Тезисы – очень сложный вид записи. Нужны тренировки. При подготовке домашнего задания по предметам школьной программы старайтесь записывать прочитанный материал в виде тезисов. Представьте, что пишите шпаргалку для ответа на уроке. Нужно записать только самое главное в сокращенном виде. Если последовательно выполните все предложенные упражнения по работе с текстом, то на уроке шпаргалка уже не понадобится. Вы вспомните прочитанный материал и уверенно ответите на любые вопросы.

Основные ошибки при составлении тезисов:


  1. Мысль не раскрыта, а только названа: повторяет пункт плана другими словами.

  2. Неточность и расплывчатость при передаче основных мыслей текста.

  3. Тезисы не связаны между собой, один должен вытекать из другого.

  4. Много лишних слов, не несущих смысловой нагрузки.

Конспект и правила его составления

Конспект – это краткая письменная запись содержания статьи, книги, лекции, предназначенные для последующего восстановления информации с различной степенью полноты.

Конспект – это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи.


Исходя из определения, выписки с отдельными пунктами плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, - это не конспект.

В конспект включаются не только основные положения, но и доводы, их обосновывающие, конкретные факты и примеры, но без их подробного описания.

Конспектирование может осуществляться тремя способами:

- цитирование (полное или частичное) основных положений текста;

- передача основных мыслей текста «своими словами»;

- смешанный вариант.

Все варианты предполагают использование сокращений.

При написании конспекта рекомендуется следующая последовательность:


  1. проанализировать содержание каждого фрагмента текста, выделяя относительно самостоятельные по смыслу;

  2. выделить из каждой части основную информацию, убрав избыточную;

  3. записать всю важную для последующего восстановления информацию своими словами или цитируя, используя сокращения.

Разделяют четыре вида конспектов:

- текстуальный

- плановый

- свободный

- тематический.


Текстуальный (самый простой) состоит из отдельных авторских цитат. Необходимо только умение выделять фразы, несущие основную смысловую нагрузку.

Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект используется длительное время. Недостаток: не активизирует резко внимание и память.



Плановый – это конспект отдельных фрагментов материала, соответствующих названиям пунктов предварительно разработанного плана. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления.

Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника.

Свободный конспект – индивидуальное изложение текста, т.е. отражает авторские мысли через ваше собственное видение. Требуется детальная проработка текста.

Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.



Тематический конспект – изложение информации по одной теме из нескольких источников.

Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников. 



Рекомендации для составления конспекта:

  1. Определите цель составления конспекта.

  2. Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные.

  3. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
  4. Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.


  5. Для составления конспекта составьте план текста – основу конспекта, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в конспект для раскрытия каждого из них.

  6. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко изложите своими словами или приводите в виде цитат, включая конкретные факты и примеры.

  7. Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, применять условные обозначения.

  8. Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы "ступеньками" подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

  9. Используйте реферативный способ изложения (например: "Автор считает...", "раскрывает...").

  10. Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.

Оформление конспекта

  1. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.

  2. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

  3. Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

  4. Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение. Например, если вы пользуетесь синими чернилами для записи конспекта, то: красным цветом - подчеркивайте названия тем, пишите наиболее важные формулы; черным - подчеркивайте заголовки подтем, параграфов, и т.д.; зеленым - делайте выписки цитат, нумеруйте формулы и т.д. Для выделения большой части текста используется отчеркивание.

Распространенные ошибки при составлении конспекта:


  1. Слово в слово повторяет тезисы, отсутствует связность при пересказе.

  2. Конспект не связан с планом.

  3. Многословие (много вводных слов) или чрезмерная краткость, незаконченность основных смысловых положений текста.

  4. При передаче содержания текста потеряна авторская особенность текста, его структура.

Для наглядного представления различий между планом, тезисом и конспектом можно обратиться к таблице:

План

Тезис

Конспект

Отвечает на вопрос:

О чем говорится в тексте?

Отвечает на вопросы:

О чем говорится в тексте?

Что говорится в тексте?

Отвечает на вопросы:

О чем говорится в тексте?

Что говорится в тексте?

Как автор доказывает и подтверждает свои мысли (примеры, факты)?




1 URL: http://tululu.ru/read16014/1/ (дата обращения 18.08.2011)

2 Термин – слово или словосочетание научного языка, точно и однозначно называющее какое-либо специальное понятие и раскрывающее его содержание. Термин нейтрален в эмоционально-оценочном отношении.