birmaga.ru
добавить свой файл

1
Конспект урока биологии в 6 классе


(учебник Н. И. Сонин)

ТЕМА: Органы цветкового растения. Корень.
ЦЕЛЬ: сформировать понятие о корне как о вегетативном органе растений, о

развитии корня, о типах корневых систем, особенностях их строения и

образования; дать представление о функциях корня.

ТИП УРОКА: изучение и первичного закрепление знаний;
ОБОРУДОВАНИЕ: комнатные растения, гербарий растений со стержневой и мочковатой корневой системой, таблицы «Органы цветковых растений», «Виды корней», «Типы корневых систем», модель «Зоны корня»
ХОД УРОКА:



ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ



ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ

1.? Какие Вы уже знаете уровни организации

живого?

Клетка-ткань-орган- организм
- приведите пример для каждого уровня у растений

- давайте приведём пример к схеме, в соответствии с

темой урока


- клеточный - тканевый - органный -

организменный


  1. клетка кожицы листа

  2. покровная ткань

  3. лист

  4. растение (пастушья сумка)


Организм растение

Орган корень__

Ткань проводящая

Клетка сосуды


2. Итак, мы сегодня рассматриваем тему

«Органы цветковых растений. Корень.»
-Все многоклеточные организмы состоят из органов, в том числе и растения. ОРГАН -…

- Но на Земле огромное разнообразие растений, и органы, из которых они состоят, отличаются др.от др. не только степенью своей сложности, но и отсутствием их у некоторых растений.


- Так в ходе эволюции растений на Земле постепенно, в ходе дифференциации усложнения организации появлялись у растений стебли, листья, корни, цветки, плоды.

- Происходило это по мере того, как менялся климат на планете и осваивались большие площади суши.



(от греч. «органон» - орудие, инструмент)

ОРГАН - это часть тела, имеющая определённую форму и строение, выполняющая какую-либо функцию и занимающая определённое местоположение в организме.


(схема усложнен.органов раст.в ходе эволюции)

-Стебли- листья- корни - цветок

3. У современных властелинов суши из мира растений, то есть у покрытосеменных или цветковых, есть все перечисленные органы. Они делятся на…



(для поддержания жизни) (размножение и распростран)




корень побег цветок семя




стебель лист плод
почки



4- Остановимся на роли корня как одного из

вегетативных органов в жизни растений, его

особенностях его строения и функционирования


Функции корня:

- закрепляет растение в почве;

- растение получает воду и минеральные ве-ва.;

- в них откладываются и накапливаются

питательные ве-ва.


- различают три вида корней
-корни одного растения образуют корневую систему



При прораст.из обр-ся на стеблях, Отходят от

зародыш.кореш листьях главного

корневая система



стержневая мочковатая

(главный корень) придаточные.+боковые

(гл. недоразв.или отмирает)
Морковь, щавель, фасоль, чеснок, лук, рис,

горох, лопух, свекла, пшеница, все злаки,

одуванчик, василёк, тюльпан, нарцисс

деревья, кустарники


Откройте рабочие тетради на стр.20
Лабораторная работа.

«Корневые системы»

ЦЕЛЬ: определить типы корневых систем.
Ход работы.

  1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

  2. Зарисуйте корневые системы и подпишите части.



***У кукурузы корневая система разрастается в стороны от стебля почти на 2 м., а у репчатого лука- на 60-70 см. Основная масса корней у большинства растений разрастается на глубине 15-18 см. от поверхности почвы. Корни моркови примерно в 7 раз длиннее надземной части растения.




Видоизменения корней



примеры

Корнеплоды

Свекла, репа, брюква, редис

Корневые клубни

Георгин

Дыхательные корни

Ива ломкая, тропические мангровые деревья

Прицепки (слабый стебель)

Плющ, виноград, хмель

Подпорки (придаточ.к. дораст. до земли)

Тропический баньян


*** Из корнеплодов сахарной свеклы получают сахар.




ЗОНЫ КОРНЯ


СТРОЕНИЕ КЛЕТОК

зона деления

Корневой чехлик покрывает и защищает кл от механич. повреждений Кл. постоянно делятся, представлена образовательной тк.

зона роста

Кл растягиваются и увеличиваются, => рост корня

зона всасывания

Кл наружного слоя образуют выросты - корневые волоски

зона проведения

Вода с мин. вещ-ми расходится по стеблю.


5 – Рабочая тетрадь стр. 17 задание 27- подпишите


названия органов цветкового растения:

справа – генеративные, слева - вегетативные
- Вставьте пропущенные слова:

1. если нет главного корня, то корневая система

2. от главного корня отходят … корни

3. если ярко выражен главный корень, то система…

4. перечислите функции корня


Работают в рабочей тетради
-… мочковатая

-… боковые

-… стержневая



6. Домашнее задание Н. И. Сонин «Биология»

п.6 стр. 36-38, Рабочая тетрадь - задания 26-30