birmaga.ru
добавить свой файл

1
@ЗАГОЛОВОК = Греческая авиакомпания "Олимпик эйрлайнз" снова переходит в частные руки


@АВТОР = /Юрий Малинов, корр.ИТАР-ТАСС в Афинах/

Правительство Греции выразило 10 марта удовлетворение согласием Европейской комиссии на продажу ведущей греческой авиакомпании "Олимпик эйрлайнз". Высший исполнительный орган ЕС дал в тот же день "добро" на предложенную Грецией процедуру продажи ее убыточной авиакомпании крупной инвестиционной компании "Марфин инвестмент групп", отметив, что "сделка - законна, потому что она проводится по рыночным ценам путем прямых переговоров". По мнению местных аналитиков, эта сделка означает новую страницу в истории "Олимпик", которая после 34 лет своего существования в качестве государственной авиакомпании /она была куплена в 1975 году у легендарного греческого магната Аристотеля Онассиса/ снова переходит в частные руки.

7 марта греческое правительство объявило о решении продать авиакомпанию "Олимпик эйрлайнз" крупнейшей в Греции инвестиционной группе "Марфин инвестмент групп" /MIG/, в которой 58 проц. принадлежит греческим инвесторам, 24 проц. - иностранцам и еще 18 проц. - компании "Дубаи Файнэншл Эл-эл-си" /Dubai Financial LLC/ из Объединенных арабских эмиратов. На часть "Олимпик" претендует и швейцарская компания "Суисспорт"

/Swissport/. Как сообщил министр развития Греции Константинос Хатзидакис, в целом данная сделка принесет греческому государству примерно 177,2 млн евро.

Главная греческая авиакомпания формально разбита на три выставленных на продажу подразделения - часть компании, которая будет продолжать осуществлять полеты /условное название "Пантеон"/, а также наземные службы и ремонтную базу. "Марфин инвестмент групп" предложила 127,4 млн евро за летную часть компании и ремонтную базу, а также пообещала другие капиталы на развитие полетного бизнеса. "Суисспорт" предложила 44,8 млн евро за наземные службы "Олимпик". Представители "Марфин инвестмент групп" теперь должны договориться с "Суисспорт" по поводу приобретения данной части авиакомпании. Если "Суисспорт" в итоге откажется от своего предложения, то "Марфин инвестмент групп" пообещала сама внести данную сумму за наземные службы. "Олимпик эйрлайнз" сохранит свое название и логотип /шесть цветных перекрещенных колец/ при сохранении на будущее возможности вновь стать государственной собственностью.


Министр развития Греции Константинос Хатзидакис заявил об "особом удовлетворении правительства решением Еврокомиссии", сказав, что "продажа "Олимпик эйрлайнз" является самым трудным экономическим предприятием" в новейшей истории страны. В отношении работников нынешней авиакомпании Хатзидакис подчеркнул, что "они получат полную компенсацию и их доход не пострадает ни в малейшей степени". "Они или будут приняты в приватизированную авиакомпанию, или будут переведены в другие государственные службы, или выйдут досрочно на пенсию" с выплатой соответствующих компенсаций, пояснил он. По его словам, "новые собственники примут на работу многих из нынешних работников "Олимпик", что, впрочем, естественно, ибо те обладают знаниями, опытом и стажем".

Министр считает, что "в этом отношении нет никакой причины для беспокойства".

Хатзидакис также выразил мнение, что продажа авиакомпании "не приведет к проблемам для пассажиров и у них не будет трудностей с полетами по ныне существующим маршрутам". Таким образом, жителям отдаленных небольших греческих островов, убыточные полеты на которые субсидировались государством, не грозит опасность прекращения предоставляемых авиакомпанией услуг.

В настоящее время по постоянным и временным контрактам в "Олимпик эйрлайнз" работают более 8 тыс. человек. Ее летный персонал насчитывает 1810 человек. "Олимпик эйрлайнз" имеет 37 самолетов, осуществляющих полеты по 36 внутренним и 37 зарубежным маршрутам в Европе, Азии, Северной Америке и Африке. В 2007 году авиакомпания перевезла 6,2 млн пассажиров.

По оценкам, общие убытки "Олимпик эйрлайнз" составляют примерно 2,7 млрд евро. Ежедневно авиакомпания теряет до 2 млн евро. Продажа "Олимпик эйрлайнз" в частные руки позволит ей избавиться от долгов, а также от требований Еврокомиссии вернуть государственные субсидии, которые, по мнению ЕК, были ей "незаконно выданы" в предыдущие годы, что шло вразрез с правилами честной конкуренции в европейском пространстве. В частности, Евросоюз до последнего времени требовал, чтобы авиакомпания вернула государству субсидии в размере 850 млн евро.


Греческое правительство уже много раз пыталось приватизировать главную авиакомпанию страны, созданную Онассисом. Мало кто знает, что Онассис, прибывший в Грецию в качестве беженца из Смирны /Измира/ во время малоазиатской катастрофы в 1922 году и сказочно разбогатевший впоследствии на торговле табаком и судовых перевозках, приобрел в 1956 году убыточную государственную авиационную компанию ТАЕ /"Технические воздушные использования"/ всего за 2 миллиона долларов. Эта компания впоследствии превратилась в "Олимпик", а 50-летний богач, владевший огромным танкерным флотом, стал вторым человеком в мире, имеющим собственную авиакомпанию, после известного владельца американской Trans World Airlines /TWA/ Говарда Хьюза.

В апреле 1957 года самолет "Дакота" с шестью цветными кольцами на крыльях совершил первый в истории греческой авиакомпании полет из Афин в Салоники. Стиль и шик, с которым Онассис отождествлял свою новую компанию, чувствовались во всем: в хрустальных фужерах, фарфоровой посуде, позолоченных приборах, подававшихся пассажирам, свечах на столиках в первом классе, а также в формах стюардесс, сделанных по заказу у Пьера Кардена и Коко Шанель. Амбиции Онассиса, а также льготы, предоставленные ему государством /монополия на внутренние рейсы, освобождение от сбора за посадку на греческих аэродромах, нулевые пошлины на импорт товаров, освобождения от уплаты налогов, субсидии/, позволили компании не просто стать одним из лидеров мирового пассажирского сообщения, но и написать в

1966 году свою собственную историю: именно тогда Онассис решил совершить перелет через Атлантику. Так и произошло. "Олимпик" стала первой авиакомпанией, которая перелетела через океан прямым рейсом. После полетов в Найроби /1968 год/ и Сидней /1972 год/ она официально стала "авиакомпанией пяти континентов". Однако рост цен на горючее, исключительные привилегии, предоставлявшиеся персоналу, а также трагическая смерть сына Онассиса - Александра привели магната к решению продать авиакомпанию государству, которое в 1975 году приобрело новый символ нации за 68 млн долл.


В ходе международного тендера семь инвесторов представили заявки на полетный бизнес авиакомпании, семь - на наземный бизнес и три - на техническое подразделение. В число претендентов на полетный бизнес "Олимпик" входили совместное предприятие "Еурокорп Джей Ви" /Eurocorp JV/, представляющее французские и американские интересы, центральноевропейская малобюджетная авиакомпания "Скай Юроп" /Sky Europe/, кувейтский концерн "Фуад Ал Ганим Групп" /Fouad Al Ghanim Group/, владеющий чартерной авиакомпанией Ви-Ай-Пи класса "Гейнджет" /Gainjet/ со штаб-квартирой в Афинах, подавшие совместную заявку американская чартерная авиакомпания "СкайУан" /SkyOne/ и новая греческая авиакомпания "Атенс Эйруэйз" /Athens Airways/, а также американская частная авиакомпания "Крайслер Авиэйшн"

/Chrysler Aviation/ и лондонская фирма "Клеш энд Ко.Лтд" /Klesch and Co.Ltd/. "Фуад Ал Ганим Групп" дополнительно подал заявки и на два других подразделения "Олимпик эйрлайнз", которые были выставлены на продажу.

Швейцарская "Суисспорт" и действующая на греческих аэродромах "Голдэйр"

/Goldair/ претендовали на наземный бизнес греческой флагманской авиакомпании.

В ходе тендера свои заявки сняли государственная компания Объединенных Арабских Эмиратов "Этихад" /Etihad/, катарская "Катар эйруэйз" /Qatar Airways/, а также крупнейшая испанская авиакомпания "Иберия" /Iberia/, претендовавшая на техническую базу. Кстати, отказ от дальнейшего участия в тендере "Катар эйруэйз", которая рассчитывала за счет приобретения ведущей греческой авиакомпании расширить свой доступ в Европу, стал для греков полной неожиданностью. Катарская авиакомпания считалась чуть ли не фаворитом на приобретение "Олимпик" после визита премьер-министра Греции Константиноса Караманлиса в ноябре прошлого года в Доху. По имеющейся информации, отказ "Катар эйруэйз" от участия в конкурсе связывался, прежде всего, с отрицательной политической и общественной атмосферой в Греции после трех недель беспорядков в конце прошлого года, сопровождавшихся погромами и поджогами, а также с неблагоприятной конъюнктурой в условиях мирового экономического кризиса.


Как сообщил по результатам тендера греческий межведомственный комитет по приватизации, инвесторы предложили в конечном итоге за греческую флагманскую авиакомпанию "Олимпик эйрлайнз" почти на 35 млн евро меньше суммы, в которую ее оценил независимый оценщик. Самым лучшим предложением на полетную часть "Олимпик" было 24,5 млн евро от "Атенс Эйруэйз" и "СкайУан", на наземный бизнес и техническое подразделение - 33 млн евро и

15 млн евро от швейцарской "Суисспорт". Независимый оценщик же оценил полетный бизнес греческой авиакомпании в 45,7 млн евро, наземные службы - в 44,8 млн евро и техническую базу - в 16,7 млн евро.

Как сообщил 5 февраля с.г. министр развития Константинос Хатзидакис после заседания межведомственного комитета по приватизации, "финансовые средства, предложенные заинтересованными инвесторами в результате международного тендера, оказались ниже соответствующих оценок стоимости авиакомпании, сделанных независимым оценщиком". По словам Хатзидакиса, некоторые из заявок "не соответствовали условиям конкурса". Конечным сроком представления обязывающих предложений на приобретение "Олимпик эйрлайнз" было 30 января.

После неудачи этого тендера правительство Греции приняло решение продолжить процесс приватизации авиакомпании и сделало публичное предложение группам предпринимателей, главным образом, греческим бизнесменам, начать "прямые переговоры с целью нахождения всеобщего и жизнеспособного решения проблемы "Олимпик эйрлайнз". Первыми свои предложения направили "Марфин инвестмент групп" и "Суисспорт", с которыми правительство начало эксклюзивные прямые переговоры. Но 7 марта сделка с "Марфин инвестмент групп" практически висела на волоске, потому что компания пригрозила отказаться от своего обязывающего финансового предложения, если правительство не примет решения о принятии ее оферты.

Дело в том, что за два дня до срока окончания этих переговоров еще две компании направили греческому правительству свои финансовые предложения по покупке "Олимпик эйрлайнз" - частная греческая авиакомпания "Эджиэн эйрлайнз" /Aegean Airlines/, основной внутренний конкурент "Олимпик", и американская чартерная авиакомпания "Крайслер эвиэйшн" /Chrysler Aviation/. "Эджиэн эйрлайнз" предложила за полетную часть и ремонтную базу "Олимпик" 170 млн евро, а американская компания - 210 млн евро.


Предложение "Эджиэн эйрлайнз" также включало обязательство не увеличивать тарифы на внутренние пассажирские перевозки в Греции до 2010 года, уступить значительную часть внутренних перевозок с целью облегчить развитие новых греческих авиакомпаний, которые уже появились на внутреннем рынке, а также представить в течение нескольких дней совместное ценовое предложение по приобретению наземных служб в сотрудничестве с компанией "Голдэйр".

Перед завершением переговоров "Марфин инвестмент групп" сообщила, что готова предложить правительству опцион о новой национализации "Олимпик" "в любой момент в течение трех месяцев после следующих всеобщих выборов", которые запланированы на 2011 год.

Текст соглашения между "Марфин инвестмент групп" /МИГ/ и греческим государством был окончательно обговорен во время многочасового заседания юридических советников правительства и МИГ. В нем приводятся конкретные суммы, которые "Марфин инвестмент групп" предложила за полетную часть компании, ремонтную базу и другие службы "Олимпик", а "Суисспорт" - за наземные службы. Так, за полетную часть предложено 45,7 млн евро, за ремонтно-техническую базу - 16,7 млн евро, участие в акционерном капитале "Пантеон" - 60 млн евро, участие в акционерном капитале технической базы -

5 млн евро. За наземные службы предложено 44,8 млн евро. Кроме того, МИГ пообещала инвестиции на сумму в примерно 80 млн евро в самолеты.

Вскоре после заключения соглашения должны будут начаться переговоры о найме работников, многие из которых будут взяты из прежней "Олимпик эйрлайнз", но на новых контрактных условиях. В первый же день после объявления МИГ конкурса на вакантные места в новой авиакомпании, куда она хочет набирать с "нулевой базы", на сайт МИГ в Интернете обратились 12 тыс. человек, что, по мнению газеты "Элефтерос типос", означает "во- первых, динамику нового предприятия как достойного места работы, а, во- вторых, крупную проблему обеспечения себе рабочего места, стоящую не только перед нынешними членами персонала "Олимпик", но и перед тысячами безработных и работников, главным образом, частного сектора". МИГ заявила, что постепенно наберет 4 тыс. человек - 2 тыс. для полетной части авиакомпании /пилоты, стюардессы, обслуживающий персонал/ и по одной тысяче для наземных служб и технической базы. Заявки на прием на работу будут приниматься только через сайт МИГ в Интернете.


Что касается флота "Олимпик эйрлайнз", то МИГ заявила, что ее не интересуют самолеты, имеющие средний возраст более 18 лет. При этом она намерена начать переговоры с компаниями о покупке или аренде других лайнеров.

9 марта министр развития Греции был принят главой греческого правительства Константиносом Караманлисом, которого он проинформировал о состоявшихся переговорах по продаже "Олимпик эйрлайнз". После встречи Хатзидакис заявил, что новая греческая авиакомпания "Олимпик эйрлайнз", которая возникнет после приватизации одноименной государственной компании, будет приносить прибыль греческому государству.

По словам министра, "у нас будет новая "Олимпик эйрлайнз", за которую греческим налогоплательщикам уже не придется платить 350 млн евро каждый год, а, наоборот, она будет приносить ежегодно 150 млн евро дохода за использование Афинского международного аэропорта, в виде налога за услуги и взносов в систему социального страхования работников". --0-- кц