birmaga.ru
добавить свой файл

1

©Т.В.Доброва, учитель начальных классов г.Шарья


Конспект урока русского языка в 3 классе по программе «Школа 2100»

Тема: Окончание имён прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе.

Ход урока.

  1. Организационный момент:

Ребята, я рада вас всех видеть. Давайте улыбнемся и подарим, друг другу хорошее настроение, а так же гостям, которые присутствуют у нас сегодня на уроке.

Я желаю вам плодотворно потрудиться, относиться друг к другу по-доброму, мыслить и творить прекрасное.

Теперь тихонечко садитесь.


  1. Сообщение темы и целей урока:

  • Назовите ключевые слова темы «Имя прилагательное как часть речи». (часть речи, самостоятельная, признак предмета, по родам и числам, связь с существительным, украшают и уточняют речь)

  • Прочитайте на с.75 название раздела.

  • Правописание какой части речи будем изучать?

  • В какой части слова будет орфограмма?

  • Что необходимо вспомнить перед изучением этого раздела? (что такое окончание, вопросы, на которые отвечают прилагательные)

  1. Повторение.

  • Что такое окончание? (это изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении)

  • Образует ли окончание новые слова? ( не образует новые слова, а изменяет слово)

  • Назовите, какие окончания могут иметь существительные среднего рода? (о, е, я – озеро, море, имя)

  • Женского рода? (а, я или нулевое – страна, земля, дочь)

  • Мужского рода? (нулевое или а, я – Отец, дядя, Миша)

  • Как найти окончание в слове? (Надо слово изменить)

  1. Наблюдение за особенностями родовых окончаний имен прилагательных.
  • Отличаются ли окончания имен прилагательных от окончаний имен существительных? Давайте понаблюдаем.


Упражнение 322. Прочитайте задание. Давайте прочитаем первые 5 сочетаний.

  • Какое слово изменяется? (Хоккейный)

  • К какой части речи относится? (К имени прилагательному)

  • Что изменяется и как? (Окончание: - ый, - ая, - ое, -ые, - ыми.)

  • Какая особенность есть у окончаний имен прилагательных? (В окончании 2-3 буквы)

  • Всегда ли это так? (Анализ оставшихся слов)

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

И сейчас я вам предлагаю поработать самостоятельно. Упражнение 323.

1 – вариант: первые 3 сочетания (о весне)

2 – вариант: следующие 3 (о зиме)



  • Какой вывод можно сделать? (окончания прилагательных графически обозначены двумя или тремя буквами)

  • Можно ли как-то разделить на группы окончания имен прилагательных? Как? (Поставить к слову вопрос и определить род)

Гимнастика для глаз.

Далее, закройте учебники. На доске записаны, слова группами. Выпишите окончания прилагательных. Затем посовещайтесь группами, и скажите, какие родовые окончания имеют прилагательные и назовите их.

1гр. – 1 ряд

2гр. – 2 ряд

3гр. – 3 ряд

А сейчас, давайте посмотрим на 4 гр. 1 человек к доске – выделите окончания.



  • Эти слова, к какой группе можно отнести? (мн. ч)

Давайте сравним, с таблицей на с.77 верно ли мы с вами выполнили?

  1. Развитие учебно-языковых умений.

Сейчас, на столах у вас лежать листы с заданием. Что нужно сделать. (Списать, подчеркнуть волнистой линией имена прилагательные. Указать род и число прилагательных, выделить окончания).

  1. человек работает сзади у доски, выписывает только слова. Затем проверка.
  • Что такое рябина? (обыкновенная - общеизвестное дерево до 10 м высотой, реже кустарник. Плоды - шаровидные ягодообразные, красные, кислые, горьковатые, слегка терпкие на вкус.)


  • А кто автор этого текста? (Иван Сергеевич Соколов-Микитов)

  • Прочитав текст о чем он любил писать? ( о природе, очень простыми и понятными словами)

  1. Итог урока.

Перепутались окончания имени прилагательного –ая, -ый, - яя, -ое, -ый, -ее, -ий. Возьмите три цветных карандаша: синий, зеленый, красный, обозначьте зеленым прямоугольником окончания прилагательных среднего рода, синим – мужского рода, красным – женского рода.

  1. Рефлексия.

Наш урок мне хочется, закончит такими словами:

Говорим при всем народе: чтоб продлить природе век.

Должен помогать природе друг природы – человек.

Чтобы мирно мчались годы, расцветал за веком век.



Другом быть для всей природы должен каждый человек.
И сейчас, на листах которые лежат у вас на столе, отметьте пожалуйста, как вы поработали на уроке.

  1. Домашнее задание.

Упр. 5, с.88