birmaga.ru
добавить свой файл

1
Окладникова Е.А.

История культуры коренного

населения Северной Америки


СПб

2002



Аннотация


Эта книга – учебное пособие для студентов высшей школы. В ней рассказывается о традиционной культуре коренного населения Северной Америки  эскимосов, алеутов и индейцев. Эта книга рождалась в процессе работы автора в экспедициях в Сибири, работе в американских и российских этнографических музеях, где автор размышляла о происхождении и культуре «первых американцах», а также в университетских аудиториях, где она преподавала курс этнографии индейцев Северной Америки. Поэтому в работе использован широкий круг музейных археологических и этнографических памятников, а также литературных источников.

Книга написана с целью ответить на вопросы о том, какой она была, эта великая и ныне уникальная традиционная культура коренного населения Северной Америки? Какие узы связывали ее с культурой Древней Азии и Сибири? Какие ценности эта культурная традиция оберегала более всего? Почему ее достижения продолжают волновать адептов “индеанистского” движения современной Европы и России? Почему наши дети с таким энтузиазмом до сих пор играют в индейцев?

Эта книга может служить учебным пособием по курсу культурологии и этнологии, вводящим студентов высшей школы и школьников старших классов в историю и этноаксиологию традиционной культуры коренного населения Северной Америки. В ней описываются все аспекты существования северо-американских этнокультурных традиций: этногеографическая, этноисторическая, этнолингвистическая, религиозная и культурно-функциональная. Это учебное пособие не исчерпывающее энциклопедическое историческое сочинение, ибо для написания такой работы потребовалось бы создать многие тома. Тем не мене, читатель найдет здесь все необходимые сведения общего плана, а библиографические отсылки помогут дополнить картину.

Книга рассчитана на студентов, старшеклассников, а также широкий круг историков, этнографов, археологов и всех тех, кто задумывается о смысле человеческого бытия, о том что же такое культурная традиция человечества вообще и индейцев Северной Америки, в частности.

Объем: 18 а.л.

Оглавление



Введение
Глава 1. История и культурная традиция.

Глава 2. Коренное население американской Арктики и Субарктики
Глава 3. Индейцы северо-западного побережья Северной Америки

Глава 4. Индейцы Плато, Большого Бассейна и Калифорнии


Глава 5. Индейцы Юго-запада США и Великих Равнин

Глава 6. Индейцы восточной лесной зоны и юго-востока США

Глава 7. Мезоамерика.

Введение

В этой книге речь пойдет об одной из наиболее интересных человеческих популяций коренном населении Северной Америки. Эти люди эскимосы, алеуты и индейцы жили на североамериканском континенте задолго до появления европейской цивилизации и распространения там Христианства. Образы покорителей континента Северная Америка были поэтизированы, ценности их культуры вдохновляли и вдохновляют не только детские игры “в индейцев”, но крупные альтернативные социальные движения XX в. например, движение “индианистов”, которое считается одним из этнофутуристких проявлений протеста культуры постмодерна против классической европейской культуры. Другой его формой “индианизма” стало паниндейское движение в Америке.

Наследие культуры коренного населения Северной Америки не одно столетие вдохновляет писателей и поэтов на создание литературных произведений. Вспомним знаменитую поэму Г.Лонфелло “Гайавата”, написанную по мотивам эпоса индейцев района Великих озер, романы Ф.Купера, которыми мы зачитывались в детстве, наконец, вспомним целое направление в современном кино - ковбойские боевики со светлолицым старшим и краснокожим младшим братьями в главных ролях. Ценности индейской культуры привлекают ученых и коллекционеров с самого момента знакомства европейцев с индейской культурой.

Материальная и духовная культура коренного населения Северной Америки содержат много вопросов, которые сводятся к одному главному. Какими ценностями нужно было обладать “первым американцам”  коренному населению Северной Америки, чтобы покорить бескрайние просторы американского континента, простирающиеся от ледяной Арктики до берегов Мексиканского залива, чтобы на протяжении веков оставаться эскимосом, алеутом и индейцем? Эта книга посвящена изучению того, что “первые американцы” и их непосредственные потомки считали для себя наиболее ценным, что легло в основу их представлений о мироздании, что сформировало их самих как этносы.

Несомненно, это были ценности материального и виртуального или духовного планов. Материальные ценности, сформированные климатом и ландшафтом  это способы, выработанные коренными американцами, которые позволяли им адаптироваться к специфическим природно- климатическим условиям северо-американского континента. Климат и ландшафт, воздействуя на нервную систему людей, либо облегчали процесс утверждения человека в царстве природы, либо превращали его нервную систему в инструмент до крайности обостренный и изощренный. Этот инструмент становился восприимчивым к воздействиям окружающей среды, усиливая человеческое воображение и усердие в работе, тем самым преобразуя его физическую энергию в социальную и духовную. Поэтому в обществах эскимосов или индейцев Амазонии наблюдается невысокий уровень материальной культуры, но исследователи всегда отмечали необыкновенно развитое художественное и мифологическое творчество.

Выверенный веками смысл и значение систем ценностей для нас раскрывают как памятники материальной культуры археологические и этнографические, так и “виртуальные” образы картины мира или представления о мироздании, запечатленные в языке, социальных институтах, индейской мифологии, легендах, обычаях и обрядах. Изучение ценностей коренного населения Северной Америки позволяет понять логику и величие древних индейских концепций мироздания, мотивы и характер поведения людей, способы решения ими повседневных задач в условиях изменения климата и ландшафта, происходивших в течение столетий в Новом Свете, их символы и религиозные системы. Как писал известный румынский историк религий и феноменолог М.Элиаде: “Если мы хотим понять странные поступки или какую-нибудь систему экзотических ценностей, то их демистицирование само по себе не представляет никакого интереса. Какой смысл в том, чтобы заявлять по поводу верований стольких “ примитивных людей”, что их деревня или их дом не расположены в центре мироздания. Напротив, чем ближе мы принимаем верования, тем глубже можем понять символизм Центра Мироздания и его роль в жизни древнего общества, оценить масштабы бытия, которое формируется именно таким, а не иным только потому, что признается Центром Мироздания” (М.Элиаде. Священное и мирское. М. 1994., С. 13). На примере анализа культурной традиции коренного населения Северной Америки, как нам представляется, наиболее наглядно можно увидеть, насколько беднее становиться мир в результате секуляризации религиозного культа человеком современного мира. Ученые высказывали догадку, что исчезновений целых цивилизаций было связано с процессом деградации и вырождения общества в результате демистизации религиозного опыта, приводя в качестве примера цивилизацию ацтеков.

Освященная ценностями, возведенными в ранг божественного прецедента, повседневность традиционного быта индейцев, алеутов и эскимосов ныне ушла в прошлое, унося с собой своих умерших Богов и Богинь. Но “универсальный” характер какого-либо поступка, имевшего в прошлом священную значимость, не свидетельствует о нарушении традиции. Мирское, секулярное начало является лишь новым проявлением той же конституирующей структуры человека, которая до того проявлялась в священных актах. Более того, религиозность традиционного общества - это не нечто мистическое и священное. Это история. Система ценностей коренного населения Нового Света записана мистическими знаками и рисунчатого письма, петроглифами, зашифрована в вышивке иглами дикобраза, передавлена фигурами-символами на тотемных столбах, изложена иероглифами в священных кодексах индейцев Мезоамерики, запечатлена в полихромных росписях на керамике индейцев пуэбло.

Ценности, которые характеризуют культурные традиции коренного населения Нового Света, окрашены двумя яркими красками. Эти две краски определяют два способа ощущения жизни, два самостоятельных вида мироощущения. Первое принадлежит охотничьему, кочевому, пассионарно-диониссийскому по своему духу миру, а второе - земледельческому, оседлому, рационально-аполлонийскому. Но, как показали исследования антропологов и этнологов, нет четкой границы, которая бы разделяла эти два полюса мироощущения американских аборигенов. Краски размыты, существуют в бесконечном смешении и разнообразии оттенков и обертонов. Эти размывы и перетекания основных цветов жизни создают объемную, многоплановую картину реалий американской традиционной культуры, завораживающую своей многоликостью и экзотичностью

Коренное население Северной Америки  создатели культур каждого из выделенных этнологами культурных ареалов или историко-культурных зон, сформировали свои собственные системы ценностей. Очень быстро коренное население Северной Америки оценило, что самыми важными являются экологические и мировоззренческие ценности. Но самой первостепенной значимостью обладала само человеческое существо, сам человек. С древнейших времен  эпохи каменного века  человек был озабочен поиском своего места в мире. Согласно гипотезе французского археолога и историка А.Леруа-Гурана, когда человек вел кочевой образ жизни, и шел за стадами ископаемых мигрирующих животных все дальше на север, модель мира для него представляла прямую линию. Сам он находился в ее начале. Когда же человек осел на землю, модель мироздания для него стала круглой, ибо жизнь земледельца циклично повторялась, а свое место в этой модели он обозначил в ее центре.

К числу ценностей первого порядка этноисторики склонны относить язык и самоназвания народов. Ценности проявились в религиозных представлениях и названиях племен, населяющих эти области. Каждое племя имело свои социально-экономические и политические приоритеты. Сами названия индейских племен, как правило, весьма условны и являются результатом научного компромисса. В названиях племен сказался наиболее ясно выявленный структуралистами принцип “своё-чужое”. Существует большая разница между самоназваниями индейских племен и теми названиями, которые им давали ученые, первопроходцы и миссионеры. Индейцы, алеуты, эскимосы всегда называли себя “люди”, прибавляя эпитет, который обозначал местность проживания, тем самым как бы отличая себя и своих сородичей от “чужих”  не людей, соседей. Хороший пример, эскимосы Западной Арктики, которые называли себя “миут”  люди. Именно это слово они прибавляли к названию местности, где проживали. Получалось: конягмиуты или эскимосы острова Кадьяк или аглегмиуты и т.п. Они не прибавляли “миут” к названиям атапасских или алгоникнских племен, соседствующих с ними. Поэтому современные названия племен появлялись на этногеографических картах Северной Америки как следствие сообщений торговцев, миссионеров и агентов по делам индейцев. Эти этнонимы получили название экзоэтнонимов. Антропологии, которые пришли в среду коренного населения Северной Америки вслед за ними, открывали для себя совершенно другие названия, которыми индейцы пользовались для обозначения самих себя. Многие племенные самоназвания обозначали “человек”, “настоящий человек” или “настоящие люди”. Эти этнонимы получили название эндоэтнонимов в этнологической литературе. Эндоэтнонимы служили цели противопоставить носителей экзоэтнонима другим людям, соседям, чужакам, иноплеменникам.

Другой первостепенной ценностью для населения каждого культурного ареала Северной Америки были и остаются основные пищевые ресурсы, определявшие облик хозяйственной деятельности. Изучая традиционную культуру индейцев Великих Равнин, К. Уисслер пришел к выводу, что в основе такого культурологического понятия, как «ареал культуры» лежат ценностные, а именно, этногастрономические предпочтения. Климат, ландшафт и способы хозяйствования формируют системы базовых предпочтений, характерных для каждой этих этнокультурных традиций. Эти наиболее важные предпочтения, имеющие, как правило, глубокие символические значения в обыденном сознании существуют в форме мифов. Например, гастрономические предпочтения формируют то, что мы можем охарактеризовать как миф жребия, миф вкуса, миф эстетических предпочтений и др.

Например, для эскимосов несомненную реальную ценность представляли морские млекопитающие: тюлень, нерпа, морж, а для индейцев междуречья Юкона и Маккензи олень карибу. Для индейцев северо-западного побережья ценностью была красная рыба, для алеутов калан, а индейцы Плато ценили лосося и дикие злаки, индейцы Калифорнии желуди.

Именно мифы вкуса, эстетических предпочтений и т.п., обусловленные особенностями окружающей природы (климатом и ландшафтом), формируют ценности, свойственные каждому из «ареалов культуры» или этнокультурных миров тихоокеанского побережья Северной Америки. В итоге мифы, составляющие ценностную, аксиологичекую основу культурной традиции, создают неповторимое лицо этой традиции, которое называется этнокультурными особенностями. Мифы выстаивают и поддерживают барьеры между этнокультурными традициями, строго требуя от людей отличать «своё» от «чужого». Мифы вездесущи, они окрашивают всю духовную культуру и проявляются в каждом из объектов предметного мира, сделанных рукой человека. Материальная культура коренного населения тихоокеанского побережья Северной Америки - это мир овеществленных мифов или овеществленных ценностей.

В каждом из «ареалов культуры» тихоокеанского побережья Северной Америки просматривается универсальная иерархия ценностей, структура которой включает ценности первого (витального), второго (социального и морального) и третьего (сакрального) порядков.

Несомненной ценностью витального плана для алеутов и эскимосов стала охота на морских млекопитающих. Притом для алеутов это была охота в свободных ото льда морских просторах, а для эскимосов – во льдах. Овеществленной ценностью становится комплекс орудий морской охоты, в том числе байдарка и деревянный головной убор охотника-алеута. Для охотника–эскимоса долгое время оставался ценным тяжелый гарпун с листовидным наконечником или массивным костяным навершием, а для атапасков - лыжи-лапки и плоскодонное берестяное каноэ. Первостепенной ценностью витального плана у «речных» эскимосов и атапасков считалась одежда, сделанная из шкур оленя, лося и волка. Культура индейцев Плато на витальном уровне впитала ценности арктической и субарктической охотничьей традиции (включая лов лосося), земледельческие технологии южных соседей - индейцев Большого Бассейна и элементы коневодческой культуры индейцев Прерий. Что касается ценностей витального плана, свойственных культуре индейцев Большого Бассейна, то они никогда не занимались земледелием, но весьма интенсивно использовали многочисленные растения. Поэтому основной для них ценностью стала экономика, основанная на сборе дикорастущих зерновых растений, хотя они также охотились и ловили насекомых, которых употребляли в пищу.

Культура индейцев Калифорнии как «мир воплощенных ценностей» включает такие ценности витального плана, как охота с помощью маскировочных костюмов, сбор желудей, корзиноделие. Индейцы северной части Калифорнии (в частности, хупа) не разделяли представления о ценностях, престиже и богатстве, свойственных традиционному мировоззрения их северных соседей индейцев северо-западного побережья Северной Америки. Но, тем не менее восприняли от них церемониализм и деревянную архитектуру. У южных соседей  индейцев помо, мивок, патвин в Калифорнии они восприняли технологии сбора желудей и практики изготовления плетеных из корней и травы водонепроницаемых корзин.

Ценностями социального и морального планов для алеутов и эскимосов стала система отношений, связывающая участников промыслового коллектива, в том числе правила распределения добычи с учетом интересов даже тех членов общества, которые непосредственно не принимали участие в промысле. Для тлиникитов ценностью морально-этического и экономического планов стал потлач, с характерной для этого социального института системой перераспределения имущества. Статус ценностей в системе обменных отношений потлача приобретали раковинные деньги, шкуры бобров, металлические пластины и бисер. У эскимосов ценностью социально-этического плана считался пояс из передних резцов оленя, который должен был изготовить юноша, собиравшийся вступить в брак, для своей невесты. Такие пояса наделялись многочисленными магическими свойствами, в частности, способностью исцеления больных.

Права на территорию и охотничьи угодья у индейцев Плато, Большого Бассейна и Калифорнии принадлежали всему племени. Если житель соседней деревни забредал в пределы охотничьих угодий конкретной деревни, его считали гостем. Этот обычай стал одной их моральных ценностей индейцев Плато. На территории Плато сформировалось собственное неповторимое «лицо» хозяйственно-культурного региона. Оригинальность этой культурной традиции определялась единством материальной и духовной культуры с характерными для них практиками, составлявшими базу ценностных ориентацией. Среди таких практик были сбор съедобных корней, рыболовство, полуподземное жилище, инициации девочек, концепция индивидуальной «силы».

Несмотря на то, что индейцы Плато устраивали военные походы с целью обогащения и захвата пленников, они были менее воинственны, чем соседствовавшие с ними индейцы Великих Равнин. Поэтому другой моральной ценностью был для них умеренный пацифизм.

Индейцы Калифорнии, Большого Бассейна и Плато видели ценность жизни не в накоплении богатств, а в следовании нормам высокой морали. Одной из главных моральных ценностей индейцев Плато считался труд, в процессе которого создавались блага.

Кламат предпочитали посвящать основное время труду. Так, для мужчин предпочтительным занятие была охота и рыбная ловля, для женщин - изготовление одежды и приготовление пищи. Лень рассматривалась как самый большой порок. Быть бедным значит быть ленивым, полагали санпоил. Мотивировки и стимулы, побуждающие к труду, были прочно связаны с системой ценностей. Но трудовой процесс зависел не от свободного выбора индивида. Производительные факторы (естественные ресурсы, рабочая сила, орудия труда) и полученные продукты распределяются в обществе на основании иерархии статусов. В каждой сфере жизни продукты труда могут служить объектами перераспределения. Предметы одной сферы производства можно сравнивать друг с другом и обменивать. Но такое сравнение невозможно в отношении элементов разных сфер. Продукты утилитарного плана образуют одну группу, а престижные блага - другую.

Ценностями духовного (сакрального) плана для алеутов стали представления о духах-предках, особенно духах-предках великих охотников. С кругом представлений о жизни после смерти, в частности, жизни выдающихся охотников после их смерти связаны практики мумифицирования тел покойных и помещение их в пещеры на берегу океана, т.е. создания своеобразных поселков мёртвых. Особой ценностью были представления о структуре Вселенной, система тотемических воззрений и шаманизм. Ценностями этиологического плана народов эско-алеутского мира были циклы сказаний о Вороне и происхождении людей от женского духа-хозяйки моря и собаки, а у тлинкитов и атапасков мифы – о медведе-хозяине леса. К числу духовных ценностей стоит отнести культ птиц-создательниц, воплощенный в орнитоморфном церемониализме, и религиозное движение «Гост Данс», а также планеграфическую модель Вселенной и культ «толоача» Южной Калифорнии. Ценностями духовного плана стали для индейцев Большого Бассейна гадательные игры, индивидуальный поиск духов, магико-религиозное понятие «силы».

Этнокультурное разнообразие коренного населения тихоокеанского побережья Северной Америки является миром воплощенных ценностей, чье возникновение было обусловлено особенностями мифологического мышления.

Невозможно рассказывать о системах ценностей коренного населения Северной Америки, рожденных ландшафтом и климатом, обходя молчанием сюжеты, которые являются типично этнокультурными. Именно поэтому мы остановимся на описании племен, создателей конкретного историко-культурного типа североамериканского континента, геоклиматической характеристике района обитания конкретного племени, археологических и исторических свидетельствах, особенностях языка, способах хозяйствования, особенностях социальной организации, политических институтов, торговле, церемониях, мировоззренческих установках.

Ценности любой культуры, к которым, без сомнения относится и язык, и традиционные способы хозяйствования, связанные с ними обычаи, обрядность, формы и объекты материальной культуры, особенности мировоззрения, существующие в системе традиционной или суперсовременной культуры возникли не в одночасье. Как свидетельствует историческая наука, их формирование это процесс, и этот процесс шел во времени. У традиционных культур такой процесс охватывал больший промежуток времени, чем у современных. Все традиционные культуры имеют не только историческую, но и археологическую перспективу.

Открытие Америки европейцами и дальнейшая ее колонизация повлекли грандиозные демографические, культурные и этнические изменения не только в Новом Свете, но и во всем мире. Америка стала входить в систему капиталистических отношений. Эти изменения сказались как на судьбах аборигенов, так и пришельцев и их потомков, а также в смене способов хозяйствования, мировоззренческой парадигмы и ценностей. Остро встала проблема сохранения культурного наследия, интереса к своим историческим корням, ко всему тому, что формирует системы этнокультурных ценностей. Эти этноокрашенные ценности оказались особенно важны в условиях постоянной борьбы за выживание.

Американцы быстро осознали, что системы ценностей, в том числе и традиционной, представляют «матрицу культуры» в том смысле, что она в основных чертах определяет процесс культурного развития, культурной приспособляемости и межэтнических отношений.

Проблема межэтнических отношений, как взаимоотношений систем этнокультурных ценностей, актуальна для США и в настоящее время. По данным американского историка О. Хендлина, на территории США сегодня проживают 106 этнических групп и меньшинств с населением 251 млн. 304 тыс. чел. В американской литературе в категорию меньшинств принято относить афроамериканцев, индейцев, эскимосов, алеутов, а также испано-говорящих граждан и выходцев из стран Азии (1).

Франклин Д. Рузвельт называл Америку страной иммигрантов. Авторитетный американский историк О. Хендлин как-то сказал: «Однажды я решил написать историю иммигрантов в Америке и обнаружил, что иммигранты и есть американская нация»(2).

Большинство колонистов и первых американцев прибыли из Северо- Западной Европы Англии, Ирландии, Германии. За период с 1776 по 1820 гг. Более 22. 240 переселенцев были выходцами из Англии и Ирландии. К началу 20 в. индейцев насчитывалось не более 20 тыс человек. Принято считать, что сложившееся во второй половине 19 в. население ядро американской нации и является его основой. Доминирующая роль в новом государстве была отведена англосаксонским правовым нормам (УОСП) аббревиатура белый, англосаксонский протестант.

Основной парадигмой этнического развития США стал анлоконформизм. Англоконформизм как обобщенное понятие использовался для объяснения разных точек зрения на ассимиляцию и иммиграцию. Все эти точки зрения требовали поддержания английских социальных институтов, в том числе английского языка, английских культурных образцов как господствующего стандарта в американской жизни. Англоконформизм распространялся и на представителей коренного населения, которых приобщали к английской культурной традиции через службу в армии и образование. Англоконформизм требовал универсализацию ценностей разных этнических групп и их объединения под американским флагом. Ассимиляционной по сути политикой англоконформизма была созвучна концепция «плавильного котла» английского драматурга И. Зангуиллы. Это был миф американизации различных этнических ценностей, цель которого была сформулирована писателем Дж. Кревкер: « американизация должна была сплавлять иммигрантов в единую расу и культуру нацию». Эта нация должна была существовать вне зависимости от вмени пространства.

Американский историк Ф. Тернер предлагал пересмотреть историю США с точки зрения концепции «плавильного котла» европейских и коренных народов Северной Америки. Весь подход к описанию американской истории может быть понят как способ утверждения первенства географического фактора над расовым и культурным. По Тернеру США это федерация различных регионов: Запад, Средний Запад, Юго-Запад, Северо-Запад, Восток.

После первой мировой войны возникала новая концепция: «культурного плюрализма». Её автор Г. Каллен назвал эту модель моделью транснациональной Америки. Литературный критик и писатель Р. Боурне изобразил свое видение «транснациональной» Америки как нового типа нации, в которой разные национальные группы сохраняют свою идентичность и культуру, но объединены в мировую федерацию в миниатюре.

Все три концепции этнического развития США имеют этноаксилогическую основу и опираются на понятие ценностные ориентации. Этнически ориентированные ценностные установки поддерживают практику сохранения в Америке такого широко распространенного феномена, как этнические кварталы. Американский специалист по этноистории Р. Альба писал, что за фасадом американизации этнические субкультуры продолжали спокойно жить, сохраняя первостепенные и второстепенные ценности, связанные с семьей, религией, конфессией.

1. Canadian Review of Studies in Nationalism.1984.Vol.XI.N.2.P.321.

2. Handlin O. The Uprooted. The Epic Story of the Great Migration that Made the American people. Boston.1952.P.3.

Список

Научных трудов


Окладниковой Елены Алексеевны.
1995

1. Окладникова Е.А. Образ койота в искусстве индейцев Калифорнии // Кунсткамера: Этнографические тетради. Спб., 1995, вып. 5-6.С. 112-117.

2. Окладникова Е.А. Кунсткамера и ее ранние североамериканские коллекции. // Курьер Петровской Кунсткамеры 1995 N 1. C. 29-61.

3. Окладникова Е.А. Итоги и перспективы музейной работы МАЭ (1993-1994) // Курьер Петровской Кунсткамеры 1995 N 2. C. 26-37.

4. Окладникова Е.А. “Вануату в зеркале искусств” и проблема этнокультурных контактов в бассейне Тихого океана // Курьер Петровской Кунсткамеры 1995 N 2. C. 124-164.

5. Окладникова Е.А.Системные исследования взаимосвязи древних культур Сибири и Северной Америки. Введение// Системные исследования взаимосвязи древних культур Сибири и Северной Америки. СПб.1995, С. 6-50.

6 Окладникова Е.А.Отражение представлений о мироздании в наскальном искусстве аборигенов Сибири и коренного населения Северной Америки // Системные исследования взаимосвязи древних культур Сибири и Северной Америки. Спб. 1995. С.66-159.

1996

7. Окладникова Е.А. Музейный маркетинг: Некоторые проблемы развития музейной жизни МАЭ в свете основных итогов//Курьер петровской Кунсткамеры.СПб 1996. с. 3-24.

7. Окладникова Е.А.”Шаман и Вселенная”- истоки шаманистических представлений ( по материалам искусства Сибири) // Курьер Петровской Кунсткамеры.СПб 1996. с. 90-115.

8. Окладникова Е.А. Криволинейная орнаментика в декоративном искусстве народов Тихого океана по материалам коллекции Н.Н.Миклухо-Маклая // Выдающийся путешественник и гуманист (материалы к международной конферении, посвященной 150-летию со дня рождения Н.Н.Миклухо-Маклая) СПб., 1996 с.29-30.

9. Окладникова Е.А. Предисловие //Методическое пособие для экскурсоводов. СПб., 1996 с.3-7.

10. Окладникова Е.А. Отражение генезиса мифологического образа быка в памятниках наскального искусства юга Сибири, Казахстана и Центральной Азии // Животные и растения в мифоритуальных системах.. Материалы научной конференции . Октябрь 1996. Санкт-Петербург. 1996.. С. 89-90

11. Окладникова Е.А. Миф как символ власти (на материале индейцев Северной Америки ) //Символы и атрибуты власти. СПб 1996.. С. 46-63

12. Окладникова Е.А. Символы власти в традиционной культуре индейцев Тихоокеанского побережья Северной Америки. СПб. 1996. С. 250-285.

13. Окладникова Е.А. Наскальное искусство аборигенов Сибири и проблема происхождения идеи связи шамана и вселенной //Системные исследовани взаимосвязи древних культур Сибири и Северной Америки. вып.3 Спб., 1996. С.91-110

14. Окладникова Е.А. Представления о мироздании в наскальном искусстве коренного населения Субарктики // Системные исследования взаимосвязи древних культур Сибири и Северной Америки. вып.4. Спб., 1996. С.3-38.

15. Окладникова Е.А. Искусство тлинкитов и проблема Сибирско-американских культурных контактов в древности // Системные исследования взаимосвязи древних культур Сибири и Северной Америки.вып.4 Спб., 1996. С.39-47

16. Окладникова Е. А. История тлинкитских коллекций МАЭ // Материалы научно-практической конференции “Проблемы изучения и популяции традиционной культуры коренных народов Дальнего востока России”. Хабаровск, 1966. С. 74-79.

17 Окладникова Е.А. Этнографические аспекты диалога культур и проблема заселения Северной Америки .// Смыслы культурыю международная научная конференция. 11-13 июля 1996. Спб. 1996. С. 300-302.


1997
18. Окладникова Е.А. Дж.Кук, И.Г.Вознесенский и перьевые одеяла индейцев конкоу//Кунсткамера вчера, сегодня, завтра. Том. 1.СПБ. 1997.С. 151-166.

20. Окладниекова Е.А. К вопросу об этнической идентификации уных украшений индейцев Калифорнии // Кунсткамера :вчера, сегодня, завтра. Том 1.СПб. 1997. С. 185-202

21. Окладникова Е.А. Служба связей с общественность в музеее// Кунсткамера вчера, сегодня, завтра. Том.2. Спб. 1997. С. 139-166.

22. Окладникова Е.А. Кунсткамера. СПб. 1997 С. 120.

23. Окладникова Е.А. Кунсткамера: этнопедагогика, первые опыты // Русская культура и образование (материалы и разработки по философии и педагогике культуры). Вып. 7 , СПб., 1997. С.120-124..

24. Окладникова Е.А. Представления о мироздании в наскальном искусстве коренного населения Субарктики//Культура народов Сибри. Материалы 3-тьих сибирских чтений. СПб. 1997.С.111-132.

25. Окладникова Е.А. Семиотический статус моделей байдарок в сакральной культуре алеутов // Системные исследования взаимосвязи древних культур Сибири и северной Америки. Вып.5. СПб.1997. С.67-85.

26. Окладникова Е.А. Этнологическая модель детства и эстетико-образовательная роль музейно-парковых ансамблей Петербурга в воспитании молодого петербуржца //Грани культуры. Вторя международная конференция 4-6 ноября 1997г. СПБ. С. 181-183.

27. Окладникова Е.А. Айсыт-целительнаца и ее уроки.//”Ведунья” Т7(25) 1997. С.10.

28. Окладникова Е.А. Кунсткамера: Концепция развития и Служба связей с общественностью в музее// Музеи Москвы и музеология ХХ в. М. 1997. С. 51-53.

29. Окладникова Е.А. Музейная педагогика: первые опыты.//Ялик N 22. 1997. С.8-9.

30.Окладникова Е.А. Семиотический статус моделей байдарок в сакральной культуре алеутов // Музей  хранитель памятников сакральной культуры. Религия и культурная память человечества //Материалы симпозиума V СП б религиоведческих чтений. СП б 1997. С. 48-49.

31. Окладникова Е.А. Айсыт-целительница и ее уроки //Ведунья. N 12 (30) 1977. С.157

1998
32. Окладникова Е.А. Как быть счастливой с мужем-эгоистом. Спб. 1998. С.. 175.

33 Окладникова Е.А. Идея реки в традиционном мировоззрении народов Северной Америки и Сибири.// Природа и цивилизации. Реки и культуры. Спб 1997. С.42-45.

34 Окладникова Е.А. Криволинейная орнаментика в декоративном искусстве народов бассейна Тихого океана // Этнография, история, культура стран Южных морей. Маклаевские чтения 1995-1997. С. 106- 119.


  1. Окладникова Е.А. Айсыт-шаманска и ее уроки// Ведунья, N 3 , февраль, 1998.С.14-15.

  2. Окладникова Е.А. Перспективные развития музейного и туристического бизнеса в системе этнографических музеев // Тезисы научно-практической конференции :

” Подготовка кадров для туристического бизнеса в Санкт- Петербурге и северо-западе России” Спб. 1998 .С. 19-21

37.Окладникова Е.А. Модели байдарок у алеутов и ритуалы программирования повседневности // Американские аборигены и их культуры. Спб. 1998. С.32-82.

38 Окладникова Е.А. Музейная педагогика в МАЭ: первые опыты.//Аничковский вестник. вып.6. Спб. 1998. С.45-96.

39. Окладникова Е.А., Шадрина О.А. Цвет как знак в мире традиционного искусства//Диалои во времени: Традиционное искусство в контексте музея. Спб. 1998.С.48-49.

40.Elena Okladnikova . The idea of mana in schaman”s models of the Universe.// The 14 th International congress of Anthropological and ethnological Sciences. July 26-August1, Williamsburg.1998 . P. 272.

41. Elena Okladnikova. Social role of woman in post-communist russian model of gender contract// The 14 th International congress of Anthropological and ethnological Sciences. July 26-August1, Williamsburg.1998 . P. 272.

42. Окладникова Е.А. Калифорнийский Громовник (по материалам американских коллекиц)// Музей - за горизонтами очевидного. Традиционное искусство в контексте музея. вып.1. 1998 С. 27-35

43. Окладникова Е.А. Этнографический музей сегодня: В поисках перспектив приемлемого будущего.// Музей-за горизонтами очевидного. Традиционное искусство в контексте музея. вып.1. 1998. С. 42-50

44 Окладникова Е.А. Традиционная и современная мифология эротического стереотипа мужественности и женствености. //Кюнеровские чтения 1995-1997 гг. СПБ. 1998. С. 191-197

45. Окладникова Е.А. Принципы моделирования процесса эволюции культуры в американской этнологии середины - второй половины 20-ого века //Африка: общества, культуры, языки. М.1998. С..5-11.

46. Окладникова Е.А., Решетов А.М. К 90-летию академика А.П. Окладникова.//Этнографическое обозрение. N 4 1998. С.

47. Окладникова Е.А. Проект “ Электронный кадастр” этнографических предметов американского отдла МАЭ.//Материалы конференции EVA ‘ 98 т Москва. 26-30 окт. 1998. М. 1998. С. 431-434.

48. Окладникова Е.А. Перспективы использования фактографической базы по коллекциям отдела Америки МАЭ: Виртуальная экскурсия по Русской Америке. .//Материалы конференции EVA ‘ 98 т Москва. 26-30 окт. 1998. М. 1998. С. 441-442..

49.Окладникова Е.А. Пейотизм// Народы и религии мира.М. 1998.С.791.

50.Окладникоа Е,А, Томаноус.// Народы и религии мира.М. 1998 С.838.

51.Окладникова .А. Шейкеризм// Народы и религии мира. М. 1998. С. 877.

52.Elena Okladnikova. Traditional Cartography in Arctic and Subarctic Eurasia// Cartography in the traditional African? American, Arctic, Australian and Pacific Societies. Ed. By David Woodward and G.Malcom Lewis. Univ. of Chicago press.. Vol. 2, book 3., 1998.P. 329-349.

53.Окладникова Е.А. Модель эволюции культуры как фактора исторического прогресса // Проблемы истории, филологии, культуры. вып. 6. Москва-Магнитогорск, 1998. С.319-322.

54.Окладникова Е.А., Попов В..А. Вокативные термины родства в функции половозрастных апеллятивов в современном русском обществе. Алгебра родства. Вып. 2. Спб. 1998, С.186-196.

1999


55.Окладникова Е.А. «Проект Электронный кадастр этнографических предметов МАЭ» как прорыв в пространство «бессмертия». Опубликовано в Интернет «htth.// ci.re.e.ru.bhi.» 0,4 а.л.

56.Окладникова Е.А. Электронный кадастр этнографических предметов и проблема бессрочного хранения информации//Третья ежегодная конференция АДИТ’ 99» Музеи и информационное пространство: проблема информатизации и культурное наследие» Ярославль 17-21 мая 1999. С. 47-52.

57.Окладникова Е.А. Этнические образы Западной Арктики США (по материалам кадастра этнографических коллекций Американского отдела МАЭ). III конгресс этнографов и антропологов России. 8-11 июня 1999г. М.С. 265-266.

58.Е.А.Окладникова. Стратегии церемониала общения: Имена родства в функции половозрастных апеллятивов в современном русском обществе. «Курьер петровской КК. №10 ( в печати ) объем 20 стр.

59. Окладникова Е.А. Кодировка женских социокультурных программ: взгляд с позиций социальной антропологии//Женщина в мире мужчкой культуры: путь к себе. Материалы международной научной конференции 15-17 июля 1999 г. СПб. 1999. С.33-36.

60.Окладникова Е.А. Социально-писхологические аспекты различий мужчин и женщин в зеркале «эротической парадигмы» наскального искусства Горного Алтая»//Женщина в мире мужской культуры: путь к себе. Материалы международной научной конференции 15-17 июля 1999 г. СПб. 1999. С.33-36.

61. Окладникова Е.А. Занимательное страноведение. СПБ 1999.С 134.

62 Окладникова Е.А. Этнопсихогеографические образы Западной Арктики//Этнос, ландшафт, культура. СПБ 1999. С.75-86.

63. Окладникова Е.А. Цикличность «поколений» в космогонии индейцев Кафлифорнии// Время и календарь в традиционной культуре СПБ 1999, С. 10-14.

64.Окладникова Е.А., Попов В.А. Имена родства и функции половозрастных апеллятивов в современном русском обществе (церемониальный аспект) //Алгебра родства Вып 4.СПБ. 1999 С. 162-170.

65. Окладникова. Е.А. Этнокультурная составляющая электронного «Кадастра» этнографических предметов отдела Северной Америки МАЭ»// Курьер Петровской Кунсткамеры. Вып. 8-9.,1999 С.78-104.


  1. Окладникова Е.А. Эротическая парадигма в петроглифах долины ркаи Елонгаш//Международная конференция по первобытному искусству. Кемерово. 1999. С250-254

  2. Окладникова Е.А. Концепция культуры и этнографический музей// Музей 21- ого века ( взгляд в прошлое и будущее). Пермь, 1999. С. 22-26

2000
68.Окладникова Е.А. Культурное наследие народов Сибири и северной Америки в собраниях Кунсткамеры// Культурное наследие народов Сибири и Севера. СПб. С.32-38.


69. Окладникова Е.А. Гипотеза астральной функции «колец» святилища Елогаш//JENAM 2000.Associated symposium. Astronomy of ancient civilizations. Moscow 2000. P. 24.