birmaga.ru
добавить свой файл

1

100 Не противься злу Летняя школа 2006 г.; первое чтение: 6 июля

Не противься злу
Париж, 10 февраля 1924 года

Возлюбленные Господа,

Я бы хотел сказать несколько слов на тему фразы Христа: не противься злу. Часто человек задумывается над этим высказыванием, и не всегда бывает легко дать ему верное толкование. Для того, чтобы его истолковать, прежде всего необходимо объяснить, что такое зло. Можно ли сказать, что какой-либо поступок или же на какой-либо предмет есть зло? Несомненно, человек всегда готов указать на какой-нибудь поступок как на злодеяние. Однако ничто не может быть злом по какому-то точно установленному принципу. Тогда что же такое зло? Это то, что лишено гармонии. Это то, что лишено красоты. Это то, в чем недостает любви. Помимо всего прочего это то, что не подходит для вместилища жизни. То, что легко входит во вместилище, которое предоставляет жизнь, злом быть не может.Что важно в характере зла, так это его неспособность поместиться в этом сосуде. Зло подобно огню. Природа огня состоит в разрушении всего того, что оказывается в его объятьях. Хотя сила зла также велика как и сила огня, тем не менее зло также ограничено как и огонь, и как огонь не может длиться вечно, так и зло не постоянно. Как огонь сам себя разрушает, так и зло саморазрушительно. Почему говорят: «Не противься злу?» Потому что сопротивление наделяет зло жизнью. Благодаря несопротивлению зло прогорает. В форме ярости, страсти, жадности, упорства можно увидеть зло, а также в форме обмана и предательства, однако корень зла один: корысть. Возможно, в сердце одного человека зло проявляется на поверхности; в другом в глубине, поэтому на Востоке говорят: «Не упоминайте имени Сатаны, иначе он из могилы встанет». Нечуткий и бестактный человек часто впадает в эту ошибку, пробуждая зло, даже когда оно спит, поскольку он не знает музыки жизни. Каждый человек в этой жизни является нотой, и когда он это чувствует, тогда в руках у него оказывается музыкальный инструмент. Весь мир становится тем иструментом, на котором можно симфонию исполнить.

Даже в малом можно заметить действие того же закона. Очень часто большие сложности в жизни возникают не из-за трудностей, вызванных другими людьми, а из-за недопонимания человеческой природы. Если бы человеческая природа была ведома, то первым и последним уроком было бы несопротивление злу, поскольку сопротивление подбрасывает топливо в огонь. Если вы кому-нибудь скажете: «Не делайте этого!», если его спросите: «Почему вы это делаете?», если вы его укорите: «Вы сделали то-то и то-то», то всем этим вы лишь усилите его волю. Вы в нем укрепите этот недостаток.

Каждый в мире может быть учителем, но настоящим учителем быть не каждый может. Настоящий учитель всегда учит самого себя, и чем больше он учит себя, тем больше он видит, сколько еще надо учиться, ведь у этого «я» столько недостатков, что всей жизни ему не хватит, чтобы всему его обучить, и чем больше его «я» учится, тем меньше он видит зла в других. Это не означает, что в других нет зла. Это только лишь означает, что тот враг, которого человек искал вовне, оказывается в нем самом. И худшего врага, с которым он сталкивался во внешней жизни, он находит в своем сердце. Это пристыжает человека, но и преподает ему настоящий урок: благодаря ему он находит в себя ту же самую стихию, которой он противился, когда видел ее в другом.
Жизнь — это то место, где необходимо двигаться осторожно. В мысли, в слове, в деле во всем необходимо контролировать ритм. Во всякой деятельности надо соблюдать закон гармонии. Когда мы босиком ступаем по колючкам, то следует помнить, что даже они не оставят человека без упрёка. Колючки начнут жаловаться, что на них наступили. Если же жизнь в этом мире настолько деликатна, может ли тогда кто-нибудь сказать: «У меня достаточно мудрости»? или же молвить: «Я могу себя позволить жить в этом мире, не задумываясь об этой проблеме»?

Проблема зла велика, а многие не терпят даже слово это слышать. Но в жизни они с ним сталкиваются каждый миг. Поэтому они себе не помогают, оставляя проблему неразрешенной. Кроме того, всякий готов судить другого, замечать в нем недоброе, не ведая, что иногда поверхность сильно отличается от глубины. Возможно, то, что кажется злым, имеет что-то доброе внутри; или же наоборот, то, что внешне кажется добрым может иметь искру зла внутри. Каким стандартом можно определить зло и добро и кто может судить злодеяние или благодеяние человека? Если же он сам и способен судить, то делать это он может исходя из собственного добра и зла. Никто кроме Бога не имеет права судить другого. Да, чувство справедливости дано человеку для того, чтобы судить свои же поступки. Если он судит самого себя, то находит ему лучшее применение, поскольку именно для этой цели было дано ему чувство справедливости.
Если мы посмотрим на жизнь через телескоп, то мы увидим, что это ничто иное как борьба за выживание, индивидуальная или коллективная; и кажется, что если и есть что-то достойное в этой жизни, так это то, что стоит за пределами этой борьбы: отдача и приятие любви и добра, а также совершение всяких бескорыстных поступков. Каким бы ни был человек знатоком дел этого мира, его знание достигает лишь определенной границы и дальше не идет. Требуется понимание жизни, понимание закона, стоящего за ней, вот какая квалификация необходима. Именно эта квалификация уменьшит бесконечную жизненную борьбу. Она ее сократит таким образом: у человека окажется меньше причин для сопротивления. Человек станет более терпимым к обычному состоянию людей. Как только он подумает, что не следует ожидать от другого того, что он не в состоянии помыслить или сделать, как он становится терпимым. Трудность состоит как раз в том, что человек все больше и больше требует от другого вдумчивости и чуткости, доброты и любви. Он хочет больше правоты и справедливости со стороны другого. А его стандарт может оказаться таким высоким, что другой не будет в состоянии его придерживаться. Человеку приходится считаться со всеми высокими требованиями, которые ему все вокруг предъявляют. Именно это его и разочаровывает. Вследствие этого происходит обычно то, что человек не сидит спокойно, испытав разочарование, он начинает противиться, и таким образом жизненная борьба продолжается. Сострадание же приходит к человеку, когда он думает: «Я не могу ожидать того, что человек неспособен помыслить и исполнить». В противном случае каждый будет испытывать необходимость, что грушевое дерево должно приносить розы, а розовый куст жасмин. Каждый человек подобен растению, и каждый разному. Да, возможно нам нравятся розы, но не каждое растение приносит розы. Если нам хочется розу, то нам необходимо поискать розовый куст. Если же мы находим не розу, то мы не должны быть разорованы. Дерево, которое не приносит роз, просто не является розовым кустом. Таким образом, мы сами себя можем исправить, избавляясь от разочарований, и не будем требовать роз от дерева, которое роз не приносит.

Какую точку зрения, какое образование, отношение к жизни может быть самым хорошим и приносящим счастье? Именно такое отношение, такую точку зрения следует избрать: вместо того, чтобы сопротивляться злу, его просто надо не замечать. Идти по жизни, сражаться в этом море, где волны все время вздымают и низвергаются, можно тремя способами. Один человек будет бороться до тех пор, пока жизнь ему позволит, однако взлеты и падения волн океана будут продолжаться навеки вечные. В конечном итоге он утонет и так происходит с человеком, живущим в этом мире. Человек сражается, опьяненный своей борьбой, но как долго будет это длиться? До тех пор, пока его энергия ему позволит. В конечно итоге он утонет. Да, в этой борьбе он может показаться могущественным, побеждающим другим, добивающимся того, что другие не могут. Но к чему это приведет? В конечно итоге этот человек утонет.
Есть и другой человек, который знает, что следует слаженно двигать руками в воде, он уже вошел в ритм движения рук и ног; и таким образом он плывет на поднимающихся и опускающихся волнах. Он не борется. У этого человека есть надежда достигнуть гавани, если только гавань эта близка. Если идеал этого человека недалек, то он его сможет осуществить.
Третьим же типом является тот человек, который идет по воде, можно сказать над водой. В этом и заключается значение истории Христа, идующего по морю. Жизнь подобна волнам. Они постоянно движутся вперед. Если она его беспокоит, то он по необходимости сам будет обеспокоен. Если он сможет сохранить спокойствие, то он будет спокоен. Тот, кто позволяет себя быть этим встревожен, будет все больше и больше беспокоиться, а тот, кто не будет этого замечать, будет хранить покой, принадлежащий его внутреннему «я». Тот человек, который все видит и тем не менее умеет над всем подниматься, как раз и будет ходить по морю.

Никто не может достичь абсолютной вершины жизни, мудрости в один миг. Даже вся жизнь окажется слишком короткой; и тем не менее надежда необходима. Тот, кто продолжает надеяться и видит возможность, дойдет до вершины. Тот, кто лишен надежды, не имеет ног, чтобы взобраться на эту гору мудрости, вершиной которой и является желаемая цель.

Вопрос:

Как может человек, будучи главой небольшого бизнеса или института, держаться позиции несопротивляния?
Ответ:

Во главе некоторых фабрик я видел людей, завоеваший сердца всех, работающих на этой фабрике, а также встречал главу завода, против которого все рабочие это завода плохо говорили. Возможно этот последний глава и приобретет большую прибыль, чем первый. В то же самое время можно будет увидеть, что первый продлиться дольше второго. Эти манеры мудрости и мягкости нельзя сделать правилами, которым люди могли бы следовать. Кисточка не может занять место ножа, и поэтому каждый должен использовать те манеры и прибегать к тем поступкам, которых требует ситуация. И все равно за всем должна стоять мысль неспоротивления злу.
Вопрос:

Как можно справиться с человеком действительно плохим?
Да, если человек действительно плохой, то это значит, что вся поверхность испортилась. И тем не менее глубина плохой быть не может. Поскольку благо есть сама жизни, то человек, который есть одно зло, жить не может. Сам факт, что он еще жив, показывает, что в нем есть искра добра. Кроме того, как предметы бывают разными, так и люди: в некоторых проявляется мягкость снаружи и твердость внутри; в других твердость снаружи и мягкость внутри. Некоторые добры внутри и злы на поверхности, а некоторые злы внутри и добры на поверхности; ведь сколько есть душ, столько есть и разных типов людей.
Вопрос:

Существует ли система удаления зла?

Этой системой является все большее и большее понимание жизни. Она состоит в поддержании искры любви, в сохранении по возможности дружеского отношения и в видении перед собою красоты. Человечество всегда идет вперед, в этом прогрессе оно проходит определенные фазы. Возможно, когда речь идет о взрослых людей, то с ними бывает труднее. Но все равно, если в духе человек никогда не становится взрослым, то значит, его сердце никогда не будет закрыто знанию, и какого бы возраста он ни был, он всегда будет готов принять гармоничное и прекрасное. Идея состоит в следующем — если человек считает: «То, что я думаю, верно, — и находит предлоги и причины доказать свою правоту, будучи убежден, что другой неправ и причины его заблуждения налицо, то такой человек останется стоять на одном месте. Но если человек готов согласиться даже с ребенком, будь он в чем-то неправ, и рассуждает: «Да, если даже ребенок об этом говорит, то мне лучше будет принять это замечание. Ведь Господь говорил не только через пророков, он говорит через каждого человека, если бы только мы могли открыть свои сердца и услышать Его». Проблема в том, что мы становимся учителями. Если бы на протяжении жизни мы могли оставаться учениками, то учение приходило бы к нам все время как изнутри, так и снаружи. Как только мы становимся учителями, наше сердце закрывается тому, кто единственно является учителем.

Вопрос:

Если мы хотим кому-то сделать что-то хорошее, то как можно избежать злоупотребения нашей добротой?
Наша обязанность состоит в отдаче доброты. Обязанность другого — использовать ее на благо. Наша задача не состоит в том, чтобы проверять, использует ли он ее на благо или нет. Если мы будет об этом думать, то забудем о том хорошем, что хотели принести.
Вопрос:

Как же все таки можно помочь человеку, который не понимает нашей доброты и продолжает приносить вред?
Победителем является любовь, и в конечном итоге она все покорит. Любовь покорит не только предмет, стоящий за пределами человека. Она покорит само «я» любящего, а покорить его значит покорить Бога, обрести царство Божье.

Сила любви простирается повсюду. Ничто ей не может сопротивляться. Принося добро, мы ничего не теряем. Эта стихия никогда не уменьшается. Это сокровище божественно. Когда же мы критически смотрим на человека, думаем, достоин он или нет, мы тем самым ограничиваем любовь одним каналом. Когда же даем этому чувству доброты свободно течь, тогда оно превращается в постоянно текущий поток, и тогда доброта свою задачу выполнит без вмешательств наших намерений.