birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3 4
Введение

Началом радикального реформирования Российской экономики принято считать 1992 год. Путь перехода от плановой экономики к рыночным отношениям, вопреки заявлениям реформаторов, оказался непрост и тернист. Общество столкнулось с явлениями, которые не имели, да и не могли иметь место в Российской действительности.

Безработица, инфляция, приватизация, демонополизация, кризис финансово-бюджетной системы, изменение общественных ценностей – вот далеко не полный перечень новых атрибутов нашей жизни. Процесс познания, нахождения вариантов решения стоящих проблем, протекает мучительно и болезненно. Плачевное состояние экономики, огромные спады объемов производства, резкое обнищание населения, и, как следствие, адекватное снижение покупательской способности и доходов, а так же целый ряд других причин заставляют вновь и вновь возвращаться к мысли: а верный ли путь выбран? Не ошиблись ли мы в стратегии и тактике рыночных преобразований? Не слишком ли рано отказались от роли государства в регулировании и преобразовании экономических, социальных и политических вопросов.

Именно эти вопросы имеют огромное значение в деле создания полноценного цивилизованного рынка. Гигантские масштабы концентрации производства и монополизация значительной части производства, доставшейся нам в наследство, крайне отрицательно сказывается на развитии конкуренции, без чего нормальный рынок не возможен.

Для преодоления последствий этого в России создан специальный орган в структуре исполнительной власти – Правительстве РФ – Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, имеющий на территориях свое управление. На протяжении девятилетней деятельности уже накоплен большой опыт.

Для мировой цивилизации антимонопольная деятельность и государственное регулирование различных секторов экономики и в первую очередь естественными монополиями и монопольными секторами рынка, давно является важнейшей составляющей управления социально-экономическими процессами.


Конституция Российской Федерации (статья 34) запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию рынков и недобросовестную конкуренцию. Для общества предпочтительней механизм совершенной конкуренции, который теоретически имеет наибольший потенциал с точки зрения эффективного функционирования экономики.

Однако производство и реализация некоторых товаров более эффективны, если на товарном рынке действует только один производитель. В этом случае механизм конкуренции не работает, и органы государственной власти, во избежание нарушения функционирования всей системы рыночного хозяйства, должны контролировать таких производителей, так как любая монополия потенциально способна злоупотреблять своей рыночной силой.

Прямое государственное регулирование деятельности предприятий в целом является альтернативой рыночному. В индустриально развитых странах оно вводится только в тех случаях, когда создание конкурентной среды и работа механизма рыночного регулирования деятельности предприятий невозможны. Начало широкомасштабного государственного регулирования естественных монополий в России положено в 1996 году с принятием Федерального Закона «О естественных монополиях».
Данная курсовая работа посвящена одной из ведущих тем в микроэкономике – монополиям и антимонопольному регулированию.
Предыстория появления монополии.
С одной стороны возникновение монополий – естественный процесс развития рынка, с другой – дальнейшее развитие рынка требует ограничения монополии. В последнее время в США бытует выражение: «Быть небольшим – прекрасно». Сравнительно небольшие фирмы более гибки, они в состоянии быстрее реагировать на любую новую тенденцию на рынке, в меньшей степени зависят от мировой экономики, их организационная структура более обозрима.

Стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, образованию монополий. Конкуренция и монополия – это не две различные взаимоисключающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.

Конкуренция (от латинского concurere – сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров и услуг.

Конкуренция – это не просто соперничество за более прибыльное приложение капитала. Успех в конкурентном процессе принадлежит тому, кто сможет обнаружить новые товары, новые технологии, новые потребности.

Кокуренция давит на предприятия «извне», заставляет их изыскивать новые метобы производства. Давлению «из вне» противостоит давление «из внутри» предприятия. Это давление оказывают работники на алминистрацию. Цель – увеличение их доходов, улучшение условий труда. Иначе конкурентное сокращение издержек может привести к снижению заработной платы.

Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг – продажа товаров по чрезвычайно низким (так называемым) бросовым ценам. В конкуренции среди покупателей побеждает тот кто покупает больше или по цене более высокой по сравнению с рыночной, не смотря на естественное стремление приобрести материальные блага по меньшей цене. В борьбе между продавцами (стремящимися продать подороже) и покупателями (стремящимися купить подешевле) выигрывают те, которые больше сплочены и имеет возможность навязывать свою (выгодную для них) цену.

Конкуренция – двигатель экономического процесса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и о расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать его технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции, и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей. Именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии.


Но конкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы были не только победители – счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и побежденные. С конкуренцией связывается и образование монополий.

Во второй половине 19 века возникают крупные прдприятия и их объединения. В 1909 году в США крупнейших промышленных предприятий с объемом производства 1 млн. Долларов и свыше насчитывалось 1,1% от общего числа предприятий, на них было занято 30,5% всех рабочих, которые производили 43,8% всей промышленной продукции страны. В настоящее время доля крупных предприятий составляет в США 0,5% и они вырабатывают 35% объемов продукции. Конкуренция стала несовершенной, несвободной.

Последняя предполагает функционирование на рынке одной или нескольких крупных фирм, производящих основную массу определенного товара. Она проявляется в виде монополий – один продавец, когда отдельный рыночный субъект занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара. Определяющим при этом являются не размеры предприятия, а его доля в объеме рынка.

Далее я постараюсь более подробно рассказать об одной из моделей несовершенной конкуренции – монополии.



следующая страница >>