birmaga.ru
добавить свой файл

1
Национально-культурная специфика когнитивных структур

Мельникова Вера Сергеевна
Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
Курс «Национально-культурная специфика когнитивных структур» имеет своей целью дать студентам-магистрантам целостное представление о связи языка с процессом концептуализации мира. В ходе курса обобщаются знания о лексических, фразеологических и грамматических средствах языка, воплощающих национальную ментальность. Основные понятия и проблемы: концептуализация, «калейдоскопичность» единиц представления знаний, картина мира, проблема языковой репрезентации когнитивных структур, этноспецифический концепт, имя концепта и безэквивалентные слова, концептуальная метафора.
Принципы построения курса:

Курс входит в вариативную часть профессионального цикла (дисциплины по выбору) ООП магистратуры по направлению подготовки 032700 – филология.
Курс адресован студентам 2 года обучения.
Изучению курса предшествуют следующие дисциплины: «Культурология», «Лингвокультурология», «Лексика русского языка».
Для успешного освоения курса должны быть сформированы компетенции:

владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);

способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме (ПК-3);


способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);

овладение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7) -

на пороговом уровне.
Успешное освоение курса способствует завершению процесса формирования системы филологических знаний.
Программа курса построена с ориентацией на практический характер занятий.
В курсе выделено несколько разделов:


  • Проблема языковой концептуализации мира. Язык и ментальность;

  • Типы единиц представления знаний;

  • Концепт как «гипероним» когнитивных структур;

  • Отражение в языковой картине мира национальных ценностей и стереотипов.

Курс имеет практическую часть в виде самостоятельной работы (48 часов). Программа самостоятельной работы включает в себя подготовку докладов по проблемам курса. Доклады защищаются на занятиях.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1);

способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4);

владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать основные понятия курса (концептуализация, единицы представления знаний, картина мира, средства репрезентации когнитивных структур, концепт, этноспецифический концепт);

уметь делать обобщения при анализе проблем лингвоконцептологии;

владеть опытом применения знаний о языковых средствах воплощения национальной культуры.